Организация учебно-тренировочного процесса в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводят в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительно 6 недель -в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства); медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовку спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей,

образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводят в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Штатное расписание спортивной школы определяют самостоятельно в зависимости от целей и задач, финансовых возможностей, учета квалификации работников, определяемой на основе тарифно-квалификационных характеристик, установленных для работников физической культуры и спорта, а также расчета количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой.

В раздел учебной работы должны быть включены: расчет коли­чественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году; распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп; утверждение программ подготовки спортсменов; расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах и т.д.

В разделе воспитательной работы планируют беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и республиканских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств УОР, СДЮШОР и ШВСМ с приглашением спортсменов из различных спортивных школ региона и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.

Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повышению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одна из действенных форм повышения знаний - ежемесячные методические занятия с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другая форма повышения знаний - все шире практикуемая в настоящее время на занятиях стажировка ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.

Организационные аспекты управления тесно связаны с принятием определенных решений. В целях практического осуществления их коллегиальности в спортивных школах под председательством директора создается педагогический совет, в состав которого входят заместители директора, старшие тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты, медицинские работники, представители спортивных организаций и родительского комитета. Педагогический совет собирается не реже одного раза в квартал и обсуждает основные вопросы работы школы, опыт подготовки юных спортсменов, итоги деятельности по различным направлениям. В отделениях по видам спорта создаются тренерские советы, которые анализируют методику подготовки, обсуждают комплектование команд и т.д.

Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки, включая спортивно-оздоровительные группы, осуществляет врач спортивной школы, а при его отсутствии - кабинет врачебного контроля соответствующей территориальной поликлиники.

Врачебный контроль за обучающимися, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, осуществляет врачебно-физкультурный диспансер не менее двух раз в год, а также дополнительные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях и после болезней и травм. Кроме того, необходимо вести контроль по использованию занимающимися фармакологических средств. В случае наличия в спортивной школе штатных медицинских работников рекомендуется возложить на них непосредственный медицинский контроль за учебно-тренировочным процессом и в период соревнований.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимается под термином «спортивные резервы»?

2. Какая группа спортсменов составляет действующий резерв?

3. Какой контингент спортсменов входит в категорию ближайшего резерва?

4. Кто составляет потенциальный спортивный резерв?

5. На каких методических основах строится подготовка спортивного резерва?

6. Какие организации входят в структуру спортивного движения в России?

7. Какие организации ведут непосредственную подготовку спортивного резерва?

8. Что такое ДЮСШ? При каких организациях и каким образом они осуществляют свою работу? Какие группы в них могут быть открыты?

9. Что представляет собой СДЮШОР? Что является основным показателем их деятельности? Какие группы могут быть в них открыты?

10. Что представляет собой организационная структура УОР?

11. Что представляет собой ШВСМ? С каким контингентом осуществляется в них работа? Какие группы могут быть открыты в ШВСМ?

12. Что представляет собой МЦОП? С каким контингентом осуществляется в них работа?

13. Каковы условия зачисления и перевода спортсменов на разные этапы подготовки в спортивных школах?

14. Кто разрабатывает и утверждает программы подготовки спортсменов и расписание занятий?

15. Как осуществляется медицинский контроль?

4. Система подготовки кадров в области физической культуры и спорта в России

4.1. Формирование отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров

Потребности в подготовке квалифицированных специалистов в области физического воспитания и спорта в нашей стране всегда были столь велики, что, несмотря на трудности, молодое Советское правительство нашло возможность открыть институты физической культуры в1919г. -в Петрограде (ныне -Санкт-Петербург), а в 1920 г. - в Москве. Созданные вузы в условиях Гражданской войны и разрухи не только начали подготовку высококвалифицированных специалистов, но и обеспечивали научно-исследовательскую разработку вопросов физического воспитания. В настоящее время эти вузы существенно расширили направления подготовки своих специалистов и приобрели статус университетов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга и Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществляют подготовку и повышение квалификации работников различных направлений в области физической культуры и спорта, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являются ведущими научными и учебно-методическими центрами в области физической культуры и спорта.

Бурное развитие и рост физкультурно-спортивного движения в стране и возросшая в связи с этим потребность в специалистах, остро поставили вопрос о необходимости создания целой системы подготовки физкультурных и спортивных кадров, начиная с семинаров и курсов, готовивших общественные физкультурные кадры и кончая институтами физической культуры с аспирантурой, высшей школой тренеров и отделениями повышения квалификации специалистов с высшим физкультурным образованием. Открылись новые институты, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания в педаго­гических вузах и университетах. Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала 90-х годов XX в. оказали существенное влияние на российское образование, в том числе и физкультурное, позволив реализовать идеи, связанные с академической автономностью высших учебных заведений, обеспечением многообразия образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, развитием многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» статус высшего учебного заведения в настоящее время определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Институт - высшее учебное заведение: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а так же, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

В настоящее время физкультурно-спортивные кадры у нас в стране готовятся в 5 университетах, 6 академиях и 3 институтах физической культуры, имеющих 13 филиалов. Кроме того, специалистов в области физической культуры и спорта готовят нескольких десятках факультетов физического воспитания педагогических университетов, а также в 20 средних специальных учебных заведениях (техникумы, колледжи и училища олимпийского резерва). В рамках этой системы функционируют 7 докторантур, 14 аспирантур, 11 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В системе федеральных образовательных учреждений Министерства спорта, туризма и молодежной политики (Минспорттуризма) находятся два научно-исследовательских института физической культуры и два учреждения дополнительного профессионального образования.

В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой готовятся кадры для работы со сборными командами по видам спорта и командами высших лиг. Во всех этих учебных заведениях будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области физической культуры и спорта.

Система образовательных учреждений обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта, в том числе научно-педагогических и научных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для обеспечения учебного процесса основной образовательной программы подготовки выпускника по направлению «Физическая культура», «Спорт» и другим все вузы должны обеспечивать полноценную подготовку высококвалифицированного специалиста по общегуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, общематематическим и естественно-научным дисциплинам, общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Особое значение в освоении приемов педагогической и научно-методической деятельности занимает профилированная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения, навыки приходится применять фактически в целостной профессиональной деятельности в должности тренера, учителя физической культуры, научного работника или методиста. Практика служит «полигоном» для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков педагогической и научно-методической деятельности.

Важным разделом работы высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования является профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту. Тренеры, организационно-управленческие работники и другие специалисты в области физической культуры и спорта на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, систематически (через каждые 4-5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (факультеты или курсы повышения квалификации при высших специальных учебных заведениях), стажировку в сборной команде и др. В настоящее время переподготовку и стажировку на факультетах и курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования ежегодно проходят более 5 тыс. человек. Образовательные учреждения физической культуры и спорта решают в своих регионах не только задачи по подготовке и профессиональной переподготовке кадров, но и выполняют роль центров по научно-исследовательской, методической и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе среди населения.

Современная российская система образования вполне конкурентоспособна, ее выпускники с успехом работают как со спортивным резервом, так и в подготовке спортсменов высшего класса. Россия занимает одно из лидирующих мест в мировом спортивном движении. Достижения российских ученых в области физической культуры и спорта признаются во всем мире.

Образование является одним из приоритетных национальных проектов Российской Федерации, в рамках которого планируется оказать значительную государственную поддержку образовательным учреждениям, внедряющим инновационные методы, средства и формы обучения, что будет содействовать интеграции Российской Федерации в Европейское образовательное пространство.

В целях формирования комплексного подхода к развитию образовательных учреждений в системе физической культуры и спорта разработана и реализуется перспективная Концепция развития образования.

Среди основных задач и приоритетных программ, включенных в нее, необходимо отметить следующие:

- развитие современной системы непрерывного образования;

- повышение качества профессионального образования;

- адаптация системы образования в области физической культуры и спорта к основным направлениям модернизации профессионального образования в Российской Федерации - введение уровней системы профессионального образования, введение системы зачетных единиц, единого государственного экзамена, модернизации перечня направлений подготовки и специальностей, практико-ориентированнои подготовки профессиональных кадров;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушного финансирования.

4.2. Вхождение отечественной системы подготовки физкультурно-спортивных кадров в общеевропейское пространство

Одним из важнейших критериев качества образовательного процесса в физкультурных вузах является спрос на производимые ими образовательные услуги, в том числе и со стороны иностранных граждан, поскольку их подготовка представляет собой один из показателей степени интеграции России в мировое сообщество. Российские вузы наиболее активно работают на таких региональных рынках сбыта образовательных услуг, как страны Азии, СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки.

Однако в настоящее время лидерами на международном рынке образовательных услуг являются США, Великобритания, Германия, Франция, Испания. По числу обучающихся иностранных граждан, включая выходцев из СНГ, Россия занимает лишь 8-е место в мире.

В этом направлении развития образования нам, видимо, следует ориентироваться на страны Европы. Формирование современного образовательного пространства Европы начиналось с подписания 25 мая 1998 г. министрами четырех стран (Великобритания, Германия, Франция и Италия) совместной декларации (Болонская декларация). Это была декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования. Ее главными тезисами стали: международное признание и международный потенциал систем высшего образования, непосредственно связанный с прозрачностью и удобочитаемостью дипломов, степеней и квалификаций; ориентацией на преимущественно двухступенчатую структуру высшего образования (бакалавр, магистр). В настоящее время к этой декларации присоединились другие страны Европейского содружества.

Сегодня мы подошли к порогу, когда надо усилить и развивать нашу систему образования, впитывая все полезное, что можно позаимствовать в других странах, но в то же время учитывая свою самобытность и имеющиеся достижения, и Болонский процесс должен помочь России занять достойное место на международном рынке образования.

Современные приоритеты развития высшего профессионального образования в Российской Федерации были заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ 1340-р от 3 сентября 2005 г. В ней определены следующие направления:

- развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура;

- введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement);

- создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации;

- повышение качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки его качества;

- содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов.

Принятие структуры степеней, опирающихся на два основных образовательных цикла - бакалавриат и магистратуру, было с самого начала одним из направлений развития Болонского процесса. В соответствии с этим в российском законодательстве закреплено, что бакалавриат является базой для перехода к программам, дающим степень специалиста или магистра. Соответствующие сроки обучения определены в 4 года (бакалавры), 5 лет (специалисты) и 6 лет (магистры).

Многоуровневая система высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации введена и успешно работает. Ее концептуальная основа - в представлении о непрерывности и преемственности процесса образования, что открывает новые возможности повышения профессионализма в различных областях науки и производственной деятельности.

Разработан и реализуется Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, в котором закреплено, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Все физкультурные вузы России лицам, завершившим обучение по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшим итоговую аттестацию, выдают документы о соответствующем образовании. Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию, присваивают следующие степени (квалификации): бакалавр физической культуры, дипломированный специалист, магистр физической культуры. По результатам защиты диссертации в установленном порядке выдается диплом кандидата наук или диплом доктора наук.

Областью профессиональной деятельности бакалавра физической культуры являются физическая культура, спорт, двигательная рекреация и деятельность по профилактике заболеваний и оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет, что бакалавр по направлению «Физическая культура» осуществляет подготовку:

- к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности;

- к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта;

- к выполнению научно-исследовательской деятельности в области физической культуры и спорта;

- к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует профессиональную образовательную программу второго уровня в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована прежде всего на научно-исследовательскую, научно-педагогическую и организационно-управленческую деятельность.

Слово «магистр» - латинского происхождения, имеет древние корни, встречаясь в языках многих стран. У разных народов в его смысл заложены понятия «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе слово «магистр» трактуется и как «мастер своего дела». В современном толковании магистр -это широко эрудированный специалист, владеющий методологией и методикой научного творчества, современными информационными технологиями, имеющий навыки анализа и синтеза разнородной информации, способный самостоятельно решать научно-исследовательские задачи, разрабатывать и управлять проектами.

В структуре современного российского высшего образования степень магистра следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не научной, а академической, поскольку она отражает прежде всего образовательный уровень выпускника высшей школы.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Физическая культура», «Спорт» магистр должен быть подготовлен и иметь компетенцию в деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки к научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-управленческой и тренерской работе.

Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательной частью основной образовательной программы подготовки магистров и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствий с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и общей образовательной программой, реализуемой вузом.

Наряду с этим, уровень подготовки магистра по физической культуре и спорту должен обеспечить ему возможность продолжить образование в аспирантуре преимущественно по научной специальности 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».

Программы конкретных видов профессиональной деятельности, к которым в основном должны готовиться магистры, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Перед началом разработки основных образовательных программ вуз должен определить главную цель и составляющие целевые установки как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающие ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

Новым Федеральным государственным стандартом устанавливается, что основные образовательные программы подготовки магистров должны включать учебные циклы - общенаучный, профессиональный; разделы: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация. При формировании общей образовательной программы подготовки магистров основываются прежде всего на том, что в результате ее освоения магистр должен овладеть знаниями, умениями и практическим опытом, а также готовностью мобилизовать их в ситуациях, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий в избранной деятельности. При этом должен быть сформирован уровень компетенции, который заключается не только в способности решения профессиональных задач, но и способности к саморазвитию - стимулирующему к мотивированному непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу.

Развитие новой структуры образования, несомненно, является прогрессивным достижением, которое способно помочь физкультурным вузам более продуктивно интегрироваться в европейскую систему образования, которая имеет большой опыт в этом направлении.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что разработка единой межвузовской политики развития профессионального образования в интересах подготовки специалистов по физической культуре и спорту международной квалификации может способствовать более динамичному и безболезненному вхождению физкультурных вузов России в общеевропейское образовательное пространство.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Когда и где были открыты первые вузы по подготовке отечественных специалистов в области физической культуры и спорта?

2. Какие образовательные учреждения входили в систему подготовки физкультурно-спортивных кадров в первой половине XX века?

3. Какие идеи в изменении системы образовательных учреждений начали реализоваться в 1990-х годах и в каких документах это нашло отображение?

4. Какие высшие учебные заведения реализуют образовательные программы подготовки физкультурных кадров в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» и каков их статус?

5. Сколько образовательных учреждений готовят специалистов в области физической культуры и спорта у нас в стране в настоящее время?

6. Как осуществляется профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту?

7. Какие основные задачи и приоритетные программы включены в перспективную Концепцию развития образования?

8. Какой критерий качества образовательного процесса в физкультурных вузах является показателем степени интеграции России в мировое сообщество?

9. Что представляет собой Болонская декларация?

10. Какие приоритеты развития высшего профессионального образования в Российской Федерации заданы Федеральной целевой программой развития образования на 2006 - 2010 годы?

11. Какие образовательные уровни положены в основу современной системы высшего образования и, какая концептуальная основа в нее заложена?

12. Какие степени (квалификации) присваиваются выпускникам физкультурных вузов России?

13. К какой области профессиональной деятельности готовятся бакалавры физической культуре?

14. На какую деятельность направлена подготовка магистра физической культуры?

15. Какое смысловое значение заложено в понятие магистр?

16. К какой деятельности должен быть подготовлен магистр по направлению подготовки «Физическая культура» и «Спорт»?

17. Чему будет способствовать разработка новой единой межвузовской политики развития профессионального образования?


Наши рекомендации