Классификация организаций системы физической культуры и спорта
Физкультурно-спортивные организации и их разнообразная деятельность составляют систему физической культуры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появлению большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных организаций нужно исходить из того, что в системе отраслей народного хозяйства физическая культура и спорт является отраслью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудование, занимается ремонтом и строительством спортивных сооружений. Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:
- они несохранимы и одновременны - не воспользовавшись услугой в определенное время, ее невозможно повторить (время спортивных соревнований, занятий и т.д.);
- они неосязаемы - так как до пользования нельзя судить о качестве услуги;
- они разнородны - уровень услуги, ее оценка и качество в разное время может быть различной, к тому же многое зависит от психологии и индивидуальных качеств и особенностей клиента.
Третья группа организаций оказывает услуги по управлению. Организации данной группы разнятся по своим полномочиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В определении подходов к классификации следует учитывать реальную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР.
Критериями классификации спортивных организаций в современных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.
1. По принадлежностиразличают:
1. государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название);
2. ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.);
3. общественные - спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества;
4. общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.);
5. частные организации - профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.
Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового законодательства, социально-экономического положения корректировались их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) - могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.
Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.
В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.
Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 156.(С введением в действие в 2001 г. «Временной инструкции по отражению в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об оказании платных услуг населению», утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 3 декабря 2001 г. № 92, данная Инструкция была отменена. В новой инструкции нет упоминания о платных услугах в сфере физической культуры и спорта.)
В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:
- стоимость билетов на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия, календарные и матчевые встречи, проводимые на спортивных сооружениях;
- стоимость абонементов и разовых билетов на занятия физической культурой и спортом в учебных группах и командах по видам спорта, школах, клубах оздоровительной направленности, общей физической подготовки, здоровья, закаливания, плавания, оздоровительного бега и ходьбы, атлетической, ритмической и лечебной гимнастики, ходьбы на лыжах и т.п.;
- плата за обучение навыкам спорта и развитию физических качеств на курсах, услуги по подготовке инструкторов физической культуры и спорта для работы в платных группах;
- плата населения за пользование спортивным оборудованием, формой и другие услуги, предоставляемые посетителям спортивных сооружений.
2. По характеру отношенийорганизации делятся на профессиональные и любительские.
К первым относятся те, что имеют постоянство целей и профессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положением, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, приказами, инструкциями.
Любительские организации, в отличие от профессиональных, управляются на общественных началах. Возможно наличие профессионального работника с управленческими функциями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и регламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность - носить постоянный характер.
3. По основным источникам получения средстворганизации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие и смешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности - получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.
К некоммерческим организациям (Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта могут существовать в следующих организационно-правовых формах: учреждение, фонд, автономная некоммерческая организация, некоммерческое партнерство, ассоциация (союз), государственная корпорация, общественная организация и др.) относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 3.
Таблица 3
Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
Государственные | Собственные | Привлеченные |
Прямое финансирование | Членские взносы | Благотворительные средства |
Программно-целевое финансирование | Доходы от основной деятельности | Спонсорские средства |
Адресное финансирование | Доходы от неосновной деятельности | Гранты |
Государственное субсидирование | Заемные средства | |
Государственные дотации | Кредиты | |
Государственные субвенции | ||
Косвенное финансирование (налоговые льготы) |
Поясним отдельные источники финансирования организаций этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спортивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция - вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличие от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.
Группа некоммерческих спортивных организаций включает и первичные физкультурно-спортивные организации, получающие средства от профсоюзов. К ним относятся коллективы физической культуры (КФК), спортивные клубы предприятий, секции, группы, команды по видам спорта, туризму и др.
Группу смешанных организаций составляют те, бюджет которых складывается из дотаций, субсидий от государственных, ведомственных и других организаций и средств, которые зарабатываются собственной хозяйственной деятельностью с помощью маркетинга. В эту группу, например, входит Олимпийский комитет России, часть спортивных федераций, союзов и ассоциаций профсоюзов, спортивные и профессиональные клубы коммерческого спорта. Организации физкультурно-спортивной направленности могут функционировать в установленных Гражданским кодексом организационно-правовых формах.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какие три смысловых значения являются определяющими для понятия организация?
2. Какие основополагающие позиции обуславливают характер и структуру систем управления?
3. Основные характерные особенности, определяющие организацию.
4. Что такое организационная структура?
5. Какие основные виды организационных структур применяются?
6. По какому принципу строилось управление физкультурно-спортивным движением в нашей стране до 1992 г.?
7. Четыре этапа становления органов управления физической культурой в СССР.
8. Эволюция центральных органов управления.
9. Какие новые идеи, принципиально конфликтующие с прежними установками, заложены в современную систему управления физической культурой и спортом?
10. Классификации спортивных организаций по принадлежности.
11. Классификации спортивных организаций по характеру управленческих отношений.
12. Классификации спортивных организаций по источнику получения средств.