Политическая культура современной России
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что реальные результаты политики, проводившейся в России после крушения коммунистического режима, оказались весьма далекими от ожидаемых и развеяли многие надежды, которые общество возлагало на избавление от тоталитарной системы. Становление демократических норм общественной жизни столкнулось с многочисленными проблемами как субъективного, так и объективного порядков. Новая власть в своей политике общественных преобразований не сумела опереться на прогрессивные, демократические элементы политической культуры, использовала в своих интересах ее наиболее консервативные, авторитарные слагаемые.
Если посмотреть на результаты социологического исследования, проведенного в России (1996) по методике выявления идеальных типов политических культур, и сравнить с аналогичными исследованиями на Западе, можно увидеть, что большинство нашего населения (70% опрошенных) разделяют пассивную культуру, а господствующей культурой в российском обществе является культура наблюдателей (56%). Напомним, что эта культура характеризуется достаточно высоким уровнем политического интереса и различной степенью политического доверия, но низким уровнем участия в политических акциях.
В развитых демократических странах к этому типу культуры принадлежат от 2 до 6% населения. Пропорции представителей других типов этой группы — приходской (9%) и подчинения (5%) — примерно соответствуют ситуации в развитых демократических странах. Что касается принадлежности россиян к активным типам политических культур, ситуация в этой области отражается в следующих данных: гражданская культура — 2% (в США — 26%, Италии — 5%), гражданская партиципантная — 1% (в США — 8%, Италии — 1%), участия — 5% (в США — 7%, Италии — 5%), клиентистская — 0% (в США — 17%, Италии — 15%), автономная — 22% (в США и Италии — 16%), протестная — 0% (США — 16%, Италии — 42%).
С точки зрения другой типологии, политическую культуру современной России можно отнести к фрагментированному типу культуры, который характеризуется отсутствием согласованных процедур разрешения политических конфликтов, консенсуса по основополагающим политическим ценностям, относительно высоким уровнем насилия.
Таким образом, можно сделать вывод, что выбрав демократический путь развития, страна пока еще не имеет для этого соответствующей политической культуры. Политическую культуру нельзя выбрать. Люди являются продуктом культуры. Они формируются внутри существующей культуры и не могут подходить к ней извне, чтобы выбрать наиболее привлекательную для себя политическую культуру. На протяжении полувека в стране господствовала культура тоталитарного типа, которая к тому же включила в себя и господствующие на протяжении сотен лет традиционные культурные образы и символы, стереотипы мышления и нормы политического поведения. Власть только наполнила старые формы новым содержанием. Характерные черты этой культуры, которые сдерживают становление политической демократии, демократической культуры в современной России и во многом объясняют ее нынешнее состояние, заключаются в следующем: высокая степень идеологизации и мифологизации политической жизни (Москва — Третий Рим, СССР — оплот и надежда всего прогрессивного человечества); ориентация граждан на власть как наивысший авторитет и соответствующая неразвитость способности к политической самоорганизации и самостоятельному принятию политических решений; конформизм и в то же время нетерпимость к инакомыслию и инакодействию; разрыв между словом и делом; ориентация преимущественно на насильственные методы решения политических конфликтов; авторитарные методы принятия политических решений, основанные на культе вождя (царя, генерального секретаря, президента); правовой нигилизм, приоритет политической целесообразности над законом.
Изживание наследия и «родимых пятен» тоталитарной и авторитарной культуры — процесс длительный и болезненный, но без этого все демократические институты будут оставаться фикциями. В процессе политической социализации в условиях «наложения эпох» россияне будут вынуждены осваивать передовые образцы строительства демократии, бережно сохранять и использовать все то ценное, что накоплено российской цивилизацией за многие века, в том числе и из советского опыта.
Политология: учебник / коллектив авторов; под ред. В.И. Буренко. – С. 257-258