Этнокультурных особенностей региона
Социально значимое взаимодействие множества людей и групп в сфере культуры открывает благоприятные возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения студента-практиканта, связанного с изучением условий, необходимых для расширения образовательного пространства, межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией.
Не случайно само определение понятия «социально-культурная деятельность» в научной литературе трактуется как непрерывное взаимодействие социальных субъектов и партнеров в сфере культуры».
Отсюда следует, что как категории «социум» и «культура», так и понятия «этнос» и «культура» существуют в тесной взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодополнении, что в любом этнокультурном явлении всегда присутствует человек как полномочный представитель национальной культуры, демонстрирующий уклад жизни своего народа, его традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
Мы исходим из положения о том, что важное предназначение этнокультурных образовательных технологий состоит в создании системы социальных контактов учащихся, студентов, надежных способов их вступления в равноправный диалог с ино-культурным окружением.
Социальные контакты на уровне отдельной личности, группы учащихся, коллективов учебных заведений являются источником и средством полноценной культурной жизни, социального взаимодействия, преодоления коммуникативных барьеров, ограничивающих доступ будущих специалистов к социально значимой информации.
Дискуссии и «круглые столы», выездные занятия и краткосрочные стажировки студентов-практикантов, деловые игры и проигрывание конкретных ситуаций - все эти активные методы, составляющие ядро, основу образовательных технологий, помогают студентам-практикантам включаться в сети культурных коммуникаций, новые круги общения, устойчивые контакты с различными любительскими сообществами, участниками художественно-творческих коллективов.
Коммуникативная ситуация всегда проблемна. «Стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без помощи других людей он не в состоянии», - отмечает Ю.А. Стрельцов. «Так возникает коммуникативная интенция, то есть стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие», -заключает ученый.
Упорядочение и развитие социальных контактов студентов и превращение их в систему продуктивных воздействий обеспечивается только через культурологические компоненты, «через культуру как феномен, вбирающий в себя нормы, ценности и образцы достойного поведения человека в социуме».
В основу системы подготовки студентов к производственной практике нами предлагается включить цикл «круглых столов», практических конференций и выездных занятий-стажировок.
В методическую разработку «круглого стола» в качестве основных пунктов входят: тема «круглого стола», цель его проведения (как правило, выработка более или менее единых взглядов и позиций по практическому вопросу): программа «круглого стола» (темы основных докладов, перечень основных проблем, совокупность вопросов для обсуждения и т.п.); методологические советы по организации работы со студентами перед проведением «круглого стола» и в процессе его проведения, литература по теме «круглого стола» и по методике его организации и проведения.
В методической разработке студенческой практической (или учебно-практической) конференции обязательными элементами являются тема конференции, цель ее проведения, тема основного доклада, вопросы (проблемы для сообщений), методические советы по подготовке и проведению конференции и литература.
Методическая разработка выездного занятия со студентами на объекте этнопедагогической практики включает в себя: тему выездного занятия, цель его проведения (как правило, ознакомление с опытом, встреча и беседа с педагогом), программу действий сту дентов в ходе выездного занятия, методические советы организатору выездного занятия, литературу для студентов в интересах активизации их деятельности в процессе выездного занятия.
В рамках предлагаемого обучающего комплекса выездные занятия проводятся на базе учебных заведений и учреждений культуры (музыкальных и общеобразовательных школ, Домов культуры, музеев, сельских клубов и т.п.) Они, по существу, тоже являются дидактическим элементом обучения на конкретном материале. Но нужный эффект здесь достигается только в том случае, если занятие имеет не общеознакомительный характер, а четкую тематическую направленность, методически правильно организованную.
Целью такого занятия, как правило, является изучение положительного и отрицательного опыта. В качестве основных методов сообщения знаний при этой форме обучения используются рассказ и показ. Сочетание этих методов повышает степень доходчивости и убедительности изложения учебно-практического материала.
Наиболее важным фактором здесь можно назвать непосредственный контакт студентов с коллегами, педагогами-музыкантами, работниками культуры, участниками самодеятельности, которые имеют возможность поделиться своим опытом,
Благодаря этому, участники выездного тематического занятия могут глубже проникнуть в суть реализованных коллегами новаций, уяснить пути приложения этого опыта в собственном учебном процессе и в будущей профессиональной деятельности.
Немаловажными для всех участвующих на таком занятии остаются вопросы; с какими трудностями приходилось и приходится сталкиваться при руководстве студией, оркестром или ансамблем народных инструментов? Что из специфических условий народного творчества следует учесть? Каких ошибок нужно избегать в процессе освоения опыта и традиции народных музыкантов?
Если занятие проводится на выставке, в городском краеведческом музее, библиотеке, парке, где специально для выездного занятия создается соответствующая тематическая экспозиция, то его организатор обеспечивает присутствие представителя учреждения - экспонента, которому можно было бы адресовать интересующие студентов вопросы. Это повышает практический интерес к изучаемому материалу, вносит активный элемент в познавательную деятельность, усиливает коммуникативную интенцию.
В конце занятия, как обычно, проводится обмен мнениями по тому, что удалось увидеть, услышать и воспринять на выездном занятии. Основными пунктами обсуждения являются:
• общая оценка значения формирования и реализации музыкально направленных досуговых программ в Доме музыки (объект выездного тематического занятия);
• практический анализ положительных и отрицательных сторон этого опыта;
• возможности его заимствования и распространения в практике работы социального педагога, руководителя музыкального самодеятельного коллектива,
Как мы видим, эта форма, как и предыдущие, способствует улучшению профессиональной и этнопрофилированной подготовки студентов музыкальных отделений. Расширяются рамки этой подготовки, а в ходе накопления позитивного опыта обобщения и ее содержательные аспекты. Возможны разнообразные схемы проведения выездного занятия.
Одной из эффективных форм является выездное занятие со специальными индивидуальными заданиями для студентов типа: провести музыкальную викторин для взрослых, детскую музыкальную почту, музыкальное «поле чудес» и т.д.
В данном случае формируются необходимые качества менеджера, продюсера разнообразных музыкальных программ.
Студент представляет коллектив, организует его на изучение конкретной обстановки на основе местного материала, принимает коллективное решение, которое должно отражать точку зрения всех участников занятия, создает по данному вопросу (заданию) дискуссионную обстановку в части обмена знаниями и опытом между всеми присутствующими на занятии. При этом, что особенно важно, в результате занятия обнажаются проблемы конкретного музыкального коллектива, вырабатываются рекомендации по их эффективному решению.
По сути дела, группа на тематическом выездном занятии выступает в роли коллективного организатора-менеджера музыкальной программы (обучающей, познавательной, развлекательной). Это в значительной степени усиливает интерес к занятию, обогащая в творческом и организаторском отношении его участников.
Полезна и плодотворна во время выездной практики различная по срокам (1-2 недельная, месячная) стажировка в Доме культуры и других лучших в творческом плане учреждениях культуры. И здесь важен столь необходимый крен в сторону этнически направленного профессионализма.
В целях имитации живого моделирования конкретных ситуаций, в которых довольно часто находится музыкант-педагог, в предлагаемый нами обучающий комплекс включены ситуативные, ролевые и другие разновидности деловой игры.
В методическую разработку деловой игры входят следующие обязательные элементы, без которых, практически, невозможно проведение самой игры в студенческой учебной группе: тема деловой игры; цель ее проведения (как правило, отработка определенного элемента деятельности педагога, привитие ему необходимых навыков и умений); исходные данные, ситуации и условия проведения деловой игры; методические советы по организации деятельности участников игры (в соответствии с заданными ролями); примерные варианты задач, возможных расчетов для их решения и сами решения для активизации работы участников деловой игры; литература (по теме деловой игры и по методике ее проведения).
Широкое применение на занятиях по специальным дисциплинам получает метод проигрывания ситуаций.
Педагогу-музыканту, имеющему дело с динамично изменяющейся культурной средой, постоянно приходится принимать организационные решения, причем нередко в условиях жесткого дефицита времени.
Довольно часто это связано с подготовкой масштабных социально-культурных акций (конкурсов, смотров, праздников, выставок и т.д.), в которых оказывается задействованным большой круг общественных движений, организаций и учреждений.
В этих условиях перед организаторами возникает не один, а несколько вариантов решения, направленного на поиск выхода из какой-либо сложной, критической ситуации. Нелегко сразу найти оптимальный вариант, который приведет к эффективному результату.
В учебном процессе на музыкальных отделениях проигрывание ситуаций, решение организаторских задач чаще всего выступает как практическое моделирование организационно-управленческих, экономических и творческих задач в продюсерской деятельности педагога - музыкального руководителя через основные функции менеджмента - планирование, мотивацию, педагогический контроль.
Элементы проигрывания ситуаций студент вуза б последующий период реализует в практике своей деятельности в учреждении культуры. Предметом игрового моделирования может служить и четкое планирование работы самодеятельного коллектива, клуба, библиотеки, культурно-спортивного комплекса, и передача помещений Дома культуры в аренду, и отчет перед населением. Все это придает обучающий характер каждому занятию в группе, помогает в накоплении опыта.
Особого внимания требует отработка навыков принятия решений в условиях соперничества двух-трех коммерческих и некоммерческих структур (фирм, предприятий, музыкальных центров и др.), занятых в музыкально-развивающей, музыкально-просветительной сфере при адекватности или расхождении их частных целей. В деловой игре студенты выполняют роли участников ситуации противоборствующих или взаимодействующих сторон. При этом ситуация обязательно рассматривается в динамике ее самопроизвольного развития.
Использование деловых игр имеет исключительно важное значение. Организация музыкально-развивающей деятельности - это постоянный процесс адаптации социального педагога к музыкальным вкусам, интересам, склонностям и запросам различных групп населения. Без такого восприятия адаптации специалиста в динамично развивающейся окружающей среде невозможно обеспечить вообще.
Следовательно, чем активнее идет процесс адаптации,, тем более интересными и содержательными становятся музыкально-развивающие программы.
Деловые игры позволяют имитировать различные стороны этого процесса в условиях, максимально приближенных к действительности. Объектом моделирования в деловых играх из музыкальной области выступает именно сам процесс такого приспособления, а также управления им на основе функций менеджмента. Таким образом, в сферу деловых игр попадают три направления профессиональной подготовки организатора музыкально-развивающей деятельности: специальное (базовое), творческое и экономико-управленческое (как менеджера и продюсера программ).
Деловые игры, относящиеся к сфере музыкального творчества и просвещения, имеют учебно-познавательный и поисковый характер. В учебной игре моделируется будущая профессиональная деятельность и обязательно реализуется принцип проблемности. Для развития профессионализма используются также сугубо предпринимательские, производственные деловые игры как база для решения реальных вопросов организации музыкально-развивающей деятельности или рыночной адаптации того или иного музыкально-просветительного центра.
Приведем примерные варианты ситуационных и ролевых игр в группах студентов музыкальных специализаций:
1) подбор педагога-руководителя самодеятельного музыкального коллектива;
2) обучение рецензированию музыкальных программ;
3) подготовка и проведение конкурса семейных ансамблей;
4) конфликтная ситуация в оркестре народных инструментов.
Деловая игра «Рецензент» представляет собой ряд взаимосвязанных ситуаций, возникающих при рецензировании музыкальных программ и влияющих друг на друга. Все эти ситуации рассматриваются в процессе решения единой задачи - совершенствования работы рецензентов.
Сначала выбирается учебная цель игры, затем определяется игровой комплекс, с помощью которого моделируется процесс рецензирования любой музыкальной программы (концерта, конкурса, лекции-концерта и т.д.)
Поскольку каждая игра нацелена на определенный уровень деятельности, необходимо, чтобы условия и содержание игры соответствовали знаниям и опыту конкретного состава ее участников.
В деловой игре «Рецензент» принимает участие группа студентов (20 человек), а ее содержание - интенсивное коллективное упражнение в критическом разборе музыкальной программы.
Игра проводится в два этапа:
I (первое занятие) - ввод в игру и объяснение ее сущности,
регламентация игры;
II (второе занятие) - формирование команд, процесс игры,
подведение итогов.
Ввод в игру начинается с объяснения ее правил. Играющие делятся на две команды (под условными названиями), арбитров (2-3 чел.) и одного ведущего. В каждый команде проводится «специализация» рецензентов: психологи (2 чел.), специалисты по эстетике (2 чел.), специалисты по национальному фольклору (2 чел.), специалисты по музыкальному стилю (2 чел.) и т.д. Набор специальностей может быть произвольным. После этого обеим командам предъявляется небольшая музыкальная (фольклорная, инструментальная, хореографическая, вокальная) программа или ее фрагмент (видеозапись или «живьем»). Каждая команда должна дать развернутую рецензию на программу (или фрагмент).
Специалистам раздают вопросы, по которым они должны оценить музыкальную программу. Например, чтобы облегчить задачу психологов, им предлагается следующая структура рецензии:
1) Наличие и степень контакта с аудиторией.
2) Умение возбудить и поддержать интерес к программе.
3) Управление вниманием слушателей.
4) Эмоциональность выступления.
5) Наличие или отсутствие психологического барьера.
6) Темперамент исполнителей.
В задачу арбитров входит подведение итогов игры и выявление команды-победителя. Регламент, то есть рациональное время для планирования выступлений рецензентов-специалистов и участников игры:
Музыкальная программа (или фрагмент) - 15-20 мин.
Выступление рецензентов-специалистов
от каждой команды - по 5 мин.
Выступления арбитров - по 1 мин.
Обобщение результатов игры ведущим - 3 мин.
Цель игры «Подбор педагога-руководителя самодеятельного коллектива» заключается в определении требований к руководителю, анализе данных каждого из претендентов, отборе наиболее приемлемой кандидатуры.
Игровой коллектив разбивается на три группы:
1) руководитель игры;
2) претенденты;
3) эксперты.
Игра проходит в пять этапов:
1) Получение от ведущего исходной информации по правилам и организации игры, формирование групп, распределение ролей.
2) Анализ социально-психологической ситуации в самодеятельном музыкальном коллективе, формирование образа «идеального руководителя» на базе трех характеристик: профессиональных знаний и качеств, деловых, организаторских качеств и умений, морально-психологических качеств и умений. Предварительная оценка претендентов. Самооценка компетентности экспертов (по специальному опроснику).
3) Ролевое общение игроков-экспертов с игроками- претендентами. Формирование образов претендентов в соответствии с образом «идеального руководителя».
4) Сопоставление претендентов с «идеальным руководителем». Балльная оценка престижности каждого претендента.
5) Определение лучшего кандидата, рекомендуемого на должность руководителя самодеятельного музыкального коллектива. Подведение итогов, разбор игры.
В игре «Проводим конкурс семейных ансамблей» ярко выражен национальный колорит, она имеет учебно-творческий, имитационный характер с использованием музыкальных инструментов, музыкальных записей, фонограмм. С их помощью прорабатываются вопросы формирования конкурсной программы состязания ансамблей на всех этапах, начиная от выдвижения идеи до решения практических вопросов по ее реализации.
Играющие студенты выступают в разных ролях - руководителя клуба, спонсоров в лице представителей фирм, работников специализированных служб по обеспечению постановки (осветителя, декоратора, художника, костюмера и др.), участников
постановочной технической группы. Эта игра базируется на игровой функциональной основе, то есть на игровых элементах, связях, отношениях между работниками по поводу решения конкретной задачи, в данном случае организации конкурса.
Главное в ней - это взаимодействие при организации досуговой деятельности. Ведь чем оно теснее, оперативные, согласованнее, тем короче и продуктивнее процесс подготовки конкурсной программы.
Это обстоятельство имеет большое значение в связи с тем, что в условиях рыночных отношений каждое праздничное мероприятие должно быть интенсивным, насыщенным, разнообразным, динамичным, привлекательным, что наряду с его сдержанностью и высоким уровнем эмоционального воздействия призвано обеспечить ему коммерческий успех.
В своей работе менеджер - организатор конкурса принимает разнообразные решения, выступает как продюсер, профессионально подготовленный к этой роли.
Чтобы повысить уровень подготовки студентов к этой роли, используется деловая игра «Решение»,
Она проводится совместно с работниками культуры района. В ней решаются следующие задачи:
1) обучение методам сбора информации, необходимой для принятия решений;
2) приобретение участниками игры опыта принятия профессиональных решений применительно к развитию национальных традиционных форм народного музыкального творчества;
3) обучение оценке эффективности и качества решений с профессиональных, экономических, управленческих, педагогических, социальных, правовых, психологических, этических, эстетических и других позиций;
4) оценка и аттестация обучаемых с точки зрения требований, предъявляемых к современному менеджеру социально-культурной сферы.
Неумение решать производственные и художественно-творческие вопросы на высоком профессиональном уровне нередко приводит к конфликтам педагога-музыканта с коллегами, поскольку он оказывается не в состоянии выполнять намеченные планы не может гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям культурной среды, вносить коррективы в свои планы, организацию их выполнения-
В процессе игры отрабатываются навыки принятия таких решений, которые позволяют педагогу успешно реализовать свои замыслы, свести до минимума возможные потери времени и средств без утраты содержательности и зрелищности.
Образовательные технологии, используемые в учебном процессе для подготовки студентов к практической деятельности, постоянно нуждаются в периодической корректировке, регулярном педагогическом диагностировании. Используя на занятиях активные обучающие технологии, следует стремиться к тому, чтобы и преподаватели, и студенты имели достаточно четкое представление о том, чем вызвана необходимость использования в конкретном случае того или иного технологического метода или приема, продиктован ли он социальной востребованностью, соответствует ли сути социальной проблемы, которую позволяет решить.
Выездные занятия студентов, их стажировки в государственных и негосударственных учреждениях культуры, в системе профессионального и дополнительного образования открывают благоприятные возможности для их социальной адаптации в динамичной культурной среде региона, стимулируют их творческую готовность и самостоятельность в изучении систем работы руководителей художественно-творческих коллективов, в композиционном построении различных этнокультурных мероприятий и развитии творческой самостоятельности населения в этнокультурном самообразовании.
Совершенно оправданным и обоснованным в учебном процессе является, с одной стороны, регулярное обращение к социальной экспертизе методической документации этнокультурного характера, в проведении которой участвуют опытные специалисты из числа педагогов вуза сотрудников методических служб, практических работников из сферы культуры и образования, а с другой - проведение практических занятий, имеющих целью закрепление у учащихся и студентов навыков рецензирования музыкальных программ, рефератов, докладов, курсовых работ, сценариев мероприятий, связанных с развитием и обогащением национально-культурных традиций, обрядов и обычаев, а также с развитием менеджерских навыков, необходимых будущим специалистам для адаптации в рыночной среде,
Также считаем необходимым подчеркнуть, что проблему подготовки специалистов к профессиональной деятельности, а производственная практика студента - это первое и важное погружение в нее, невозможно решать технологиями вчерашнего дня; только создание прогрессивной технологической базы и обеспечение профессиональной компетентности педагогических кадров вузов в состоянии повысить качество этнокультурной подготовки студентов-практикантов, вооружить их методами и приемами, навыками работы в этнических и межэтнических слоях населения региона.
Не претендуя на полноту раскрытия содержания модели этнокультурной подготовки студентов музыкальных специализаций, отметим, что несмотря на многообразие этнопедагогических позиций, расхождения в них различных исследователей, существует единство мнений в том, что модель этнокультурной подготовки была и остается социально востребованной, что этнокультурное образование является неотъемлемой частью художественно-культурного пространства общества с его духовно-ценностными приоритетами, свойственными ему традициями и новаторскими исканиями.
Решение задач этнокультурного образования требует широкого использования образовательных технологий, строящихся на использовании активных методов обучения и воспитания. Ведущее место в них занимают поисково-творческая, исследовательская деятельность студентов, дискуссионные круглые столы, практические конференции, симпозиумы, групповая, индивидуальная и самостоятельная работа, разработка проектов, ролевые ситуационные игры, тренинги, в ходе которых студент приобретает опыт решения экономических, организационно-управленческих и художественно-творческих задач.
Важно отметить и то, что активные методы обучения, включенные в этнокультурные образовательные технологии как их составляющие, позволяют акцентировать внимание студента на особенностях взаимодействия в поликультурной среде, на восприятии идей как «живого знания», наполненного значениями, близкими и понятными ему, обретающими для него личностный смысл. Это активизирует познавательную, эмоциональную и волевую сферу студента, способствует повышению эффективности учебного процесса.
Наибольшей результативности в учебном процессе можно достичь лишь тогда, когда студент активно включается в учебно-познавательную деятельность построенную в ситуации диалога с самим собой, с сокурсниками, преподавателем и специалистами практической сферы. Важно, чтобы ситуация диалога (полилога) ставила студента в ситуацию выбора и включала жизненно важные вопросы и проблемы, в ходе решения которых он изучает себя и других, определяет симпатии и антипатии, самостоятельно приходит к своим заключениям, усваивает логику научных выводов и обобщений.
Учебный диалог помогает понять, что человеческая цивилизация представляет собой сложную систему, функционирующую на основах взаимосвязи, взаимодополнения и взаимообогащения различных культур, что и обеспечивает общечеловеческое взаимопонимание.
В диалоге студент, как носитель определенной культуры, контактирует с другими культурами и личностями, принимает или отвергает характерологические черты этих культур и общностей на основе собственного социально-культурного опыта, анализа социокультурной ситуации, учебного и научно-исследовательского материала.
При проведении ситуационных, ролевых и других деловых игр в учебном процессе необходимо создавать такие ситуативные условия, в которых студент начинает соотносить себя и свои представления о содержании профессиональной деятельности в сфере культуры не только с устоявшимися представлениями своей этнической общности, но и с другими культурными группами.
Важно, чтобы проблемные ситуации, процесс принятия по ним решений заставляли студента испытывать соучастие, стремление находить способы взаимодействия и сотрудничества, несмотря на имеющиеся различия и расхождения в идеях и мнениях.
Диалог носителей различных культур в поликультурном образовательном пространстве базируется на осознанной необходимости руководствоваться в своей деятельности гуманными мотивами.
Диалоговой подход целесообразно использовать и при организации социально-культурной деятельности студентов в процессе производственной практики. Основные формы этой деятельности разнообразны: фестивали культуры; дни дружбы; экспедиции по сбору фольклора; экскурсии и походы по местам, связанным с культурными достопримечательностями и историческими памятниками; выпуск газет, теле- и радиопередач в местных средствах информации; музыкальные вечера, посвященные выдающимся представителям литературы, искусства, науки; конкурсы на лучшего знатока народных традиций, фольклора и традиционных ремесел.
Подготовку такого рода программных, социально-культурных акций следует соединить с организацией молодежных и разновозрастных объединений, имеющих различную социальную, политическую, экономическую или иную направленность. Важно, чтобы эти объединения ориентировали своих членов на совместное участие в производственно-экономической и общественной жизни, стимулировали занятия культурно-историческим поиском, возрождением национально-этнических традиций, ритуалов, обрядов и традиционных промыслов.
Реализация идей этнокультурного образования выдвигает необходимость разработки программы подготовки специалистов музыкального профиля как посредников между культурами разных этносов, менеджеров-организаторов, продюсеров межкультурной коммуникации. Это большая и сложная работа, требующая не только соответствующего теоретико-технологического обеспечения, но и немалых усилий прогрессивных сил российского сообщества.
Технология этнохудожественного образования в условиях региональной культурной политики
Перспективным направлением этнокультурного образования в современных условиях стали технологии этнохудожественного образования. Этнохудожественное образование представляет собой процесс и результат освоения традиционной художественной культуры, В настоящее время существенно возрастает роль самобытных национально-культурных и культурно-исторических традиций., сложившихся в различных регионах страны как одного из факторов преодоления острых духовно-нравственных, межэтнических, экологических и других проблем общественного развития. Об этом свидетельствуют такие важнейшие государственные документы, как федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» и «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», принятые в 2000 г. Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, в свете ряда документов ЮНЭСКО (прежде всего «Рекомендации о сохранении фольклора» (1989 г,), а также осуществляемых под эгидой этой организации в России ряда проектов и программ по сохранению самобытных культур народов нашей страны и шедевров народного творчества, а также по поддержке этнохудожественного образования как важнейшего канала трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.
Существенное значение приобретает изучение традиционной культуры конкретной территории. В последние годы в ряде регионов России (Белгородском, Тверском, Нижегородском и др.) были разработаны и внедрены комплексные программы возрождения народной художественной культуры, нацеленные, в конечном счете, на реализацию ее богатейшего педагогического потенциала. Выдвинутые задачи воспитания и развития детей, подростков и других групп населения на основе высших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в произведениях народного творчества, в различных традиционных формах празднично-обрядовой и семейно-бытовой культуры, характерных для того или иного региона, приобретают в современных условиях особую социально-культурную значимость. Их решение осуществляется на основе интеграции деятельности социально-культурных и образовательных учреждений по выявлению, сохранению и передаче новым поколениям старинных образцов народного творчества, знаний и опыта народных мастеров, а также по подготовке специалистов в области народной художественной культуры. Этому способствует введение в учебные планы образовательных учреждений в качестве регионального компонента таких дисциплин, которые позволяют знакомить учащихся с традиционной художественной культурой родного края, с различными видами и жанрами народного творчества. Сохранению и распространению самобытных региональных этнохудожественных традиций способствует и деятельность фольклорных ансамблей, студий народного декоративно-прикладного творчества, школ народных ремесел, развивающихся в культурно-досуговых учреждениях и центрах дополнительного образования.
При этом необходимо подчеркнуть, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных регионов не противоречит идее создания целостного культурного пространства России в том случае, когда освоение региональной художественной культуры осуществляется в контексте лучших общероссийских традиций, как часть культуры России. Недавние социально-политические преобразования в России, нацеленные на преодоление дезинтеграционных процессов и предусматривающие создание крупных административно-экономических округов, ориентируют социально-культурную политику в регионах на гибкое сочетание в ней общенациональных и локальных интересов.
Особое значение в региональной социально-культурной политике приобретают задачи развития этнохудожественного образования с учетом особенностей истории данного региона, этнического состава его населения, распространенности тех или иных религиозных конфессий, традиций этнопедагогики и художественного образования, своеобразия традиционных форм сельского и городского быта, а также классического художественного наследия.
В таком широком контексте традиционная народная художественная культура региона предстает как сложное социально-культурное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества, а этнохудожественное образование - как один из факторов социально-культурного развития личности и социальных групп.
Вместе с тем, в развитии этнохудожественного образования на основе социально-культурных традиций региона имеется немало проблем. Среди них - недостаточная разработанность содержания регионального компонента этнохудожественного образования., слабое отражение в нем национальных традиций в истории художественной жизни различных сословий и религиозных конфессий, отсутствие необходимой преемственности и взаимосвязей между содержанием этнохудожественного образования в различных образовательных учреждениях и развитием этнохудожественного творчества в кулътурно-досуговых учреждениях.
В Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (от 12.08.1994; № 940) региональный компонент определяется как содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов.
Реализация регионального компонента в учебном процессе может быть вариативной и проявляться в распределении и локализации краеведческих проблем в отдельных темах предметов гуманитарного и эстетического циклов, на разных этапах обучения с последующим обобщением на межпредметной основе; в разработке и внедрении единого многоаспектного курса; во введении специфических предметных курсов (спецкурсов) по художественному и этнохудожественному краеведению.
При этом и качестве методологических задач выступают:
• разработка концепции, принципов отбора и интегрирования краеведческого содержания в контексте с содержанием государственного образовательного стандарта;
• создание оптимальных вариантов программ;
• выбор активных форм и методов обучения и контроля знаний;
• целенаправленная подготовка (повышение квалификации) учителей.
Содержание регионального компонента этнохудожественного образования должно способствовать:
• раскрытию перед учащимися исторических основ развития народной художественной культуры региона;
• усвоению ведущих идей, основных понятий и научных фактов о народной художественной культуре;
• привитию любви к традиционному народному искусству;
• воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной художественной культуры;
• развитию художественно-творческих способностей;
• формированию мотивации к работе по позитивному преобразованию сферы народной художественной культуры.
Национально-региональный компонент содержания этнокультурного образования развивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых образовательных потребностей и обеспечивается многообразием образовательных программ; многообразием типов образовательных учреждений; развитием образовательных комплексов, включающих различные формы представления образовательных услуг, службы и цен<