Сущность и особенности межличностного общения в сфере свободного времени

Общение является неотъемлемой составляющей человече­ской жизни. Индивид не может существовать вне связи с други­ми индивидами, не обмениваясь с ними информацией. Сама че­ловеческая сущность включает в себя взаимоотношения с дру­гими. Сложный и многогранныйпроцесс общения исследуется различными науками; философией, психологией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией. В этих дисциплинах существует столь большое количество опре­делений общения, что вопрос о дефиниции этого понятия неред­ко становится самостоятельной научной проблемой.

В философии общение определяется как специфический для субъектов способ взаимных отношений, существование человека во взаимодействии с другими людьми. Общение включает всю сознаваемую и неосознаваемую глубину взаимной сопричастно­сти людей, осуществляемой через обогащение субъектом своей деятельностью жизни других субъектов. Общение неразрывно связано с предметно-практической деятельностью человека, но не сводится к ней.

В социологии общение рассматривается как особая форма взаимодействия и межличностных отношений. В социологической теории это понятие используется при анализе уровней и форм су­ществования общественных отношений. В эмпирических исследо­ваниях общение сближается с понятиями взаимодействия и контак­та, рассматриваются способы, формы, функции общения, обуслов­ленность общения статусом, социальной ролью и т.д.

Ученые отмечали, что для того, чтобы разобраться в сущности общения, необходимо выделить ряд категорий, в системе которых общение должно найти надлежащее место: деятельность, взаимо­действие, интеракция, контакт, взаимоотношение, социальная связь, педагогическое общение, коммуникативная культура.Большое значение уделяется изучению понятия общения в психологической науке. Существенную роль здесь сыграла раз­работанная американским социологом и психологом Дж.Г. Мидом концепция символического интеракционизма, а также теория француза П. Жане, изучавшего психологические аспекты дея­тельности людей в условиях сотрудничества. Один из последо­вателей Мида Т. Шибутани отмечал, что личность является про­екцией мира коммуникаций, и каждый человек строит свое пове­дение, ориентируясь на ожидания других людей.

Отечественные психологи (Г.М, Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев) определяют общение как взаимодействие двух и более людей, заключающееся в обменепознавательной и эмоционально~оценочной информацией. Выделяются коммуникативный и предметный аспекты общения. Процесс общения представляет собой проявление и формирова­ние отношений людей. Общаясь, люди оказывают более или ме­нее сильное влияние на стремления и желания, на мысли и чув­ства друг друга. Взаимоотношения - это специфический вид от­ношения человека к человеку, который предполагает одновре­менное или отсроченное ответное личное отношение. Выделя­ются объективные отношения, в которые люди с необходимо­стью вступают в процессе своей жизнедеятельности, и субъек­тивные отношения, представляющие собой отражение этих от­ношений в виде чувств и мыслей.

Общение есть процесс взаимодействия конкретных лично­стей, определенным образом отражающих друг друга, относя­щихся друг другу и воздействующих друг на друга. Социальные психологи утверждают, что продуктивность общения зависит, во-первых, от того, как люди воспринимают друг друга; во-вторых, от того, какие они при этом испытывают чувства; в-третьих, как они взаимодействуют, Названые компоненты выде­ляются практически во всех системах, но имеют различные тер­минологические обозначения.

Можно сказать, что человек вынужден общаться, так как без взаимодействия с другими он не сможет выжить. Но общение только ради выживания оставляет человека на уровне животно­го. Развитие мышления и языка способствует повышению уровня общения, формирует новые цели и задачи коммуникативного процесса. Ведь животные взаимодействуют друг с другом не только не осознавая себя, но и не понимая большинства законо­мерностей окружающего мира. Примитивные уровни человече­ского общежития не столь далеко уходят от таких форм межин­дивидуальных контактов, хотя качественная разница природы общения очевидна. Объединяет же людей и животных в данном случае отсутствие осознания целей своего общения, отсутствие рефлексивной деятельности. Дорефлексивное общение является базовой формой любого межличностного взаимодействия, по­этому и в настоящее время оно очень распространено,

Человеческое общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. Другими словами, общение тем полнее и продуктивнее, чем с большим основанием мы можем квалифицировать человека как субъекта. Ведь в процессе комму­никации люди передают как осознанную, так и неосознанную ин­формацию. Чем больше процент передачи осмысленной инфор­мации, тем с большим основанием мы можем считать действие индивида подлинно человеческим. Подлинное общение - это об­щение сформировавшихся личностей. Однако известный науке уровень развития человека не позволяет утверждать возможность полного взаимопонимания даже теоретически. Еще Ф.М. Достоев­ский отмечал, что у каждого человека есть глубоко скрытый внут­ренний мир, который невозможно выразить. Поэтому мы никогда не сможем точно сказать, что чувствует другой человек.

В реальной жизни общение может выступать как взаимодей­ствие равного с равным по какому-то существенному признаку как контакт ведущего и ведомого, превосходящего и подчиняю­щегося. Любое общение - это или союз, или подчинение. Обще­ние на равных весьма затруднено для выдающихся людей. С глубокой древности дошла до нас мысль, подтверждающаяся во многом и современной наукой: люди с самым высоким, а также с самым низким уровнем интеллекта общаются меньше обычных, среднего уровня, людей.

Иерархическое общение или общение-внушение (воспита­ние, обучение) не менее распространено, чем его другие формы. На лидере этого процесса лежит большая ответственность за результаты своего воздействия. В онтогенезе общение является первичной доминирующей формой отношения ребенка к окру­жающей среде. Эта форма предполагает, что ребенка сначала понимает мать, затем ребенок понимает мать и других людей, от которых зависит реализация его собственных желаний. Если в предметной деятельности объектом является неодушевленная вещь, которая существует независимо от ребенка и равнодушна к его желаниям, то в общении объектом является человек, который одновременно является субъектом, следовательно, общение - это субъектно-субъектные отношения, диалог, в процессе которого ребенок приучается к ненасильственному разрешению межлич­ностных противоречий и конфликтов.

Один из авторитетов социальной психологии А. Маслоу от­носил потребность в контактах, любви, признании к базовым, т.е. первичным человеческим потребностям. Как показали ис­следования М.И. Лисиной, уже в первые семь лет жизни ярко проявляются потребности в доброжелательном внимании, со­трудничестве, уважительном отношении взрослого, во взаимо­понимании и сопереживании.

Повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность ре­бенка Л.И. Божович связывала с неудовлетворенностью потреб­ности в общении, в реализации личностно значимых притязаний. А,В. Мудрик подчеркивал, что общение школьников в подрост­ковом и юношеском возрасте направлено, прежде всего, на удов­летворение потребности в новой информации, эмоциональных контактах и социально-личностном утверждении. В.Н. Панферов выделяет в содержательной структуре общения четыре компо­нента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение.

В педагогике общение рассматривается как один из фак­торов формирования личности, ее социализации. Исследуются виды и функции педагогического общения. Содержание общения рассматривается как по вертикали: «ученик - учитель»., «учитель -директор», так и по горизонтали: «ученик - ученик», «мальчик -девочка». Отмечается закономерность: взаимоотношения между детьми зависят от стиля отношения воспитателя к детям. По мере роста педагогического мастерства и культуры общения количест­во воздействий (особенно словесных) уменьшается, но эффективность воздействия педагога увеличивается. Осуществление широ­комасштабного взаимодействия взрослых и детей - один из важ­нейших путей сближения поколении. Выделяют внутреннюю и внешнюю цели педагогического общения. Внешняя состоит в пе­редаче наставником своего жизненного опыта, своих умений и навыков, Насколько вырастает мастерство обучаемого, настолько успешным можно считать данное взаимодействие. Внутренняя цель состоит в налаживании доверительных отношений, обмене опытом духовной жизни. Успешность такого взаимодействия оп­ределяется ростом личностных качеств ребенка.

В структуре общения выделяются деловое общение, как общение, обусловленное необходимостью предметной деятель­ности, и свободное общение, направленное на реализацию лич­ностных потребностей индивида. В процессе общения возможны взаимопонимание, согласие, содействие или, наоборот, борьба, конфликт, противодействие. Иногда выделяют «внутреннее об­щение» - взаимодействие человека с самим собой, своим внут­ренним миром. Внутренние диалог и монолог являются формой осуществления борьбы мотивов и выбора поступка.

Общение также делится на вербальное (речевое) и невер­бальное (неречевое). В структуру речевого общения входят зна­чение и смысл слов и фраз; такие звуковые явления, как темп, тембр, высота, паузы и т.п. В процессе речевого общения, как утверждают ученые, лишь 9% информации передают звуки-слова, 38% - интонация, эмоциональная окраска речи и 53%, т.е. больше половины, передается невербальным путем: мимикой, жестами, позой и т.д.

Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности обусловлена в значительной мере человечностью делового, официального, формального и личностного, неофици­ального, неформального общения. Благоприятные взаимоотно­шения людей в совместной деятельности обеспечивают внутрен­нюю мотивацию, личностную защищенность, переживание эмо­ционального благополучия каждым из них. А.А. Леонтьев спра­ведливо замечает, что оптимальное педагогическое общение призвано активизировать операциональное напряжение, обеспе­чивающее успешное выполнение совместной деятельности, не создавать эмоциональную напряженность, дезорганизующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособ­ность. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения вооду­шевляют общающихся, утверждают в правильности избранного стиля и способов общения. Равнодушие или очевидный негати­визм заставляют задуматься о допущенных коммуникативных просчетах, искать другие пути к взаимопониманию и успеху. Следовательно, в коммуникативном взаимодействии можно вы­делить следующие ведущие функции:

- согласование и координирование совместной деятельно­сти, стимулирование внутренней мотивации общающихся, их интеллектуального, эмоционального и волевого развития;

- создание отношений совместимости, взаимопонимания и
сопереживания;

- формирование культуры общения.

Соответственно индикаторами культуры общениявысту­пают следующие компоненты:

- адекватность реакций, синхронность совместной деятель­ности, высокие результаты труда;

- эмоционально-познавательная активность, атмосфера твор­ческого поиска, сотрудничества, радости дознания и общения;

- соблюдение нравственно-этических норм.

К структурным компонентам общенияотносятся соци­ально-психологический, нравственно-этический, эстетический, валеологический. технологический и др.

Наши рекомендации