Гпава iii педагогические основы социовоспитательного процесса в сфере свободного времени

§ 1. Психолого-педагогическая сущность ценностного ориентирования личности

Просветительно-образовательная деятельность, о ко­торой шла речь в предыдущей главе, является важным и не­обходимым компонентом общего процесса развития человека. Однако сама по себе она еще не решает всех задач культурного формирования личности. Наиболее эффектив­но это происходит в том случае, когда познание органично сочетается с выработкой определенных оценок, ориентаций и установок. Человек никогда не воспринимает события, факты, поведение других людей, предметы окружающего мира и имеющиеся знания о них равнодушно. Он радуется и огорчается, обнадеживается и разочаровывается, любит и ненавидит. Помимо гностических представлений об объек­тах действительности люди неизменно формируют к ним определенное отношение. В рамках такого отношения, а вернее, системы отношений устанавливается связь составля­ющих действительность явлений и процессов с потребностя­ми, интересами, желаниями, стремлениями личности, а также социальных групп, к которым личность принадлежит.

Начавшееся в 1990-е годы реформирование нашего общества нанесло сильнейший удар по старой системе вос­питательной работы. Многое из того, что существовало в со­ветский период, оказалось разрушенным, а создать новое долгое время не удавалось. В конце концов, это привело к чуть ли ни полному отказу от воспитания. Нельзя не отме­тить, что подобные настроения и подходы коснулись не только досуга, но и системы воспитания образования в целом. В принятом тогда законе «Об образовании» (1992 г.) воспитание недвусмысленно отодвигалось на второй план и

осматривалось как некое дополнение образовательного Процесса».

В сфере пришедшеи на смену культпросвету советского емени культурно-досуговой деятельности наступил пери­од смысловой опустошенности и идейной дезориентации. Рухнула отработанная десятилетиями технология подготов­ки и проведения политизированных тематических вечеров, устных журналов, театрализованных представлений. Разва­лились кружки и объединения политико-просветительной направленности. Началась усиленная перетряска репертуара художественной самодеятельности и т.д. Воспитательная со­ставляющая нового культпросвета заметно обеднела как в содержательном, так и в организационно-технологическом плане. Определенная часть практических работников опро­метчиво решила, что заниматься теперь в основном можно и нужно лишь художественным любительством и организаци­ей развлечений.

На какое-то время государство, целиком и полностью затянутое в вихрь экономических реформаций, вообще ушло от своих воспитательных функций и перестало рассматри­вать их в качестве приоритетных направлений. Гораздо охотнее и активнее писалось, говорилось с высоких трибун о недопустимости «насильственной политизации подрастаю­щего поколения», о целесообразности роспуска ряда детс­ких и молодежных организаций, о необходимости вывода образовательных и культурных учреждений из-под каких- либо партийных влияний. В новой Конституции был провоз­глашен полный отказ от единой идеологии. Серьезным препятствием на пути формирования новых подходов к вос­питанию стало то, что не было понятным, на каких ценност­ных основах его надо строить. Определенные надежды в плане воспитания детей и молодежи возлагались на ожив- ЩУЮ было сферу т.н. дополнительного образования. Однако такие задачи оказались дополнительному образованию явно Л£_Дд_силам, а само оно применительно к культурно-досуго-

1QQ 1 См.: Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.,

ым центрам свелось, в конце концов, к чисто художествен­ному просвещению.

Нельзя не отметить, что примерно в середине 1990-х годов в оценке воспитания и воспитательной работы нача­лись определенные позиционные сдвиги. Об этом свидетель­ствуют такие документы, как рекомендации «О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей» (1996), «Рекомендации парла­ментских слушаний о воспитании детей и молодежи в совре­менных условиях» (1997), закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объедине­ний» (1998), «Программа развития воспитания в системе об­разования России на 1999-2001 годы» (1998), Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обще­стве» (2000 г.) и др.

Прямые требования уделять должное внимание реше­нию воспитательных вопросов мы встречаем и в других зако­нодательных актах. Это касается Федерального закона «О библиотечном деле» (1994), закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», закона «Об основах тури­стской деятельности» (1996), закона «Об образовании» (1998). Примерно в том же духе выдержаны и утвержденные недавно применительно к социокультурной сфере норматив­ные документы - «Примерное положение о государствен­ном и муниципальном учреждении культуры клубного типа» (2002) и «Примерное положение о клубном формировании культурно-досугового учреждения» (2002).

В конце 1990-х годов в стране всерьез заговорили о разработке и внедрении новой целостной концепции воспи­тания, сохраняющей преемственность по отношению к рос­сийским педагогическим традициям и соответствующей современному периоду общественного развития. В основу новой воспитательной парадигмы предполагалось положить идеи гуманизма, антропоцентризма, духовности, демокра­тизма, культурно и личностно ориентированного формиро­вания личности.

Акцент на личностно ориентированную педагогику в рассматриваемом контексте был вполне закономерным. В условиях устранения государства от прямого решения вос­питательных задач, в обстановке фактического отсутствия достаточно четкого социального заказа, в атмосфере неяс­ности с общей системой ценностных установок не остава­лось ничего другого, как сделать акцент на формирование внутреннего мира развивающегося человека. Иного выхода здесь собственно и не существовало.

Из общего и довольно широкого содержания обно­вляемой воспитательной деятельности в рассматриваемый период выдвинулось на передовые позиции национально- патриотическое воспитание. Такой подход действительно обеспечивает в процессе формирования личности весьма надеясную точку опоры. По сути дела, это оказалось ничем иным, как обращением в трудные времена кризисного разви­тия к основным ценностям, выработанным на протяжении многих веков великой русской культурой и отечественной педагогикой. И совсем не случайно за последние годы у нас были приняты на сей счет две государственные программы - «Патриотическое воспитание граждан Российской Федера­ции на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Одна из них успешно реализована, а другая же активно реализует­ся в настоящее время.

До сих пор у нас много говорят и пишут о русской национальной идее, особенно ее конституирующей роли в становлении воспитательной системы. Предложения и суж­дения на этот счет можно встретить самые разнообразные. Есть люди, которые с большим уважением относятся к ши­роко известной формуле, предложенной в 1833 году мини­стром народного просвещения и президентом Академии НаУк С.С. Уваровым. Речь идет о знаменитой триаде «Право­славие, самодержавие, народность». Деятели нашей нынеш- Неи науки, где-то отталкиваясь от этой формулы, дают свои ^Риадные варианты. Так, например, Г.В. Осипов усматрива- национальную идею сегодняшнего дня в «духовности,ародности и державности». Н.Д. Никандров - в «Правосла­вии, патриотизме, народности». Есть и другие - не менее ин­тересные предложения.

Можно по-разному относится к предлагаемым интер­претациям национальной идеи. Однако ясно, что примени­тельно к разработке новых основ воспитания следует признать, что здесь весьма ценными являются понятия «ду­ховность», «народность», «патриотизм» и «державность». Не исключается, что именно они и должны стать ключевыми в обновляемой парадигме современной воспитательной ра­боты.

Для того чтобы разобраться в сущности и особеннос­тях воспитательной, ценностно-ориентационной деятельно­сти в сфере свободного времени необходимо прежде всего уяснить смысл таких понятий, как ценность, ценностная ориентация, ценностная установка и направленность лично­сти. Ценностью может быть явление внешнего и внутреннего мира - определенный объект: мысль, идея, образ, научная концепция и т.д. Как уже говорилось выше, все, с чем чело­век сталкивается, он так или иначе оценивает. Обычно про­цесс оценивания имеет четыре основных компонента: субъект (он производит оценку), объект (то, что оценивает­ся), основание (критерии, с позиций которых идет оценка), характер оценки (положительная, нейтральная, отрицатель­ная).

Если ценности - не просто акт сознания, но и реально существующие явления, то оценка всегда выражает отноше­ние человека к ценностям. Ценность, подверженная оценке и отраженная в голове личности, обретает способность влиять на человеческую активность.

На основе осознания потребностей и их соотнесения с объектами окружающего мира у людей формируются ценно­стные представления, которые они вырабатывает сами или берут готовыми в результате обучения. На базе ценностных представлений возникают ценностные ориентации.

Ценностные ориентации - это устойчивые, социально обусловленные отношения человека к миру, в основе кото­рых лежит осознанная и разделенная ценность. С точки зре­ния психологии, они представляют собой элементы сознания личности. Ориентация, как отношение личности к тем или иным объектам действительности, включает в себя восприя­тие, понимание и оценивание этих объектов. Можно выде­лить три основных этапа формирования ориентации: осознание потребностей, соотнесение их с явлениями окру­жающего мира, выработка отношения - позиции к этим яв­лениям.

Особой разновидностью общего феномена «отноше­ние» является ценностная установка. Установка - результат многократных внешних воздействий на человека и его соб­ственной аналитической деятельности. Она закрепляется в процессе многократных повторений и предопределяет вос­приятие действительности и практические действия личнос­ти. Установка - это выражение ценностной ориентации в форме предрасположенности к чему-либо. Ее следует рас­сматривать как состояние готовности к определенной актив­ности. Здесь имеет место возбуждение опережающего типа, предвосхищающее еще не наступившее событие. Это своего рода подготовка ответных реакций субъекта на предстоя­щую ситуацию.

Установка более конкретна, чем ориентация. В отличие от ориентации она всегда предметна, т.е. направлена на вполне определенный объект и предполагает не только оцен­ку, но и готовность и способность действовать в соответ­ствии с этой оценкой.

Ценностные ориентации и установки находят концент­рированное выражение в направленности личности. Направ­ленность - сложное образование, характеризующее сложный облик личности, ее отношение к жизни, деятельно­сти, к себе и другим людям. Основу направленности состав- ляет внутренняя позиция личности, доминирование 0пределенных мотивов, предрасположенность к определен­ным поведенческим реакциям. В ней фиксируется устойчи- 8ая совокупность ее основных качеств.

Ценностно-ориентационный процесс в аспекте его це­лей, содержания и результатов можно охарактеризовать с помощью таких понятий, как взгляд и убеждение.

Взгляд - это точка зрения личности по тому или иному вопросу, выражаемая в ее суждениях, умозаключениях и оценках и характеризующая ее субъективное отношение к различным природным и общественным явлениям.

Убеждением является твердый взгляд на что-нибудь, основанный на определенных положениях, мнениях, кото­рые в сознании человека связаны с глубоким и искренним признанием и переживанием их истинности, бесспорной убедительности.

В своем историческом развитии теория и практика цен- ностно-ориентационной деятельности последовательно впи­тывала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания. Ярко выраженный цен- ностно-ориентационный компонент входит в состав бук­вально всех религиозных и светских форм мировоззрения. Это было характерным уже для культуры в форме мифоло­гии и фольклора, которые, так или иначе, различали добро и зло и отвечали на сакраментальный вопрос - что такое хоро­шо и что такое плохо. Мифология в этом ряду включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. Что касается фольклора, то это социокультурное образование тоже носи­ло ярко выраженный синкретический характер, хотя суще­ственные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отличие заключалось в том, что в фольклоре распа­лась нерасчлененность, тождественность субъекта и объек­та, предмета и знака, существа и имени этого существа. Б контексте фольклора на подобной основе родился художе­ственный образ в собственном виде со всеми своими атрибу­тами. Мифы в целом ряде случаев нелегко отличить от фольклорных сказок, но все равно разница между ними оче­видна: мифы священны и в них верят, а сказки не таят в сео ничего священного, и верить в них совсем не обязательно.

Свою ценностно-ориентационную парадигму принесл0 на Русь христианство. Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передает определенную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные соци­альные установки. То, что мы называем сегодня общечелове­ческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентационную сферу религиозных верований. Отношение к религии всегда было и, в известной мере, остается неоднозначным. Однако огромное влияние религиозных концептов и образов на формирование мира ценностей не подлежит никакому сомнению.

Новый Завет, творения отцов церкви, духовное насле­дие христианских мыслителей легли в основу морально- нравственного ориентирования верующего человека. Православие на протяжении более чем двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опоры для милли­онов людей. Трудно переоценить ценностно-ориентацион­ную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей. Христиан­ство ввело в обиход очень важные в воспитательном плане понятия греха, покаяния и жизни по совести. В центре пра­вославного учения всегда стояли заповеди «Бог есть лю­бовь» и «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Религия на Руси целенаправленно стремилась приучать сыз­мальства людей думать и заботится о других, учиться любви к ближним.

На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур - духов­ной и светской. Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их про­тивопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах - ®ВТоР величайшего памятника древнерусской литературы и Аагогической мысли «Поучение детям».

Не менее интересен появившийся позднее (XV век) древнерусский свод правил общественной и домашней жиз­ни «Домострой». В основу его легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Златая цепь». Речь в них шла о том, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость, милость и сострадание к бедным.

В этом же ряду стоит подготовленное по указанию Петра I руководство о правилах поведения, вышедшее в Рос­сии под названием «Юности честное зерцало» (1717). Инте­реснейший памятник культуры XVIII века включил в себя, наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передо­вых западноевропейских стран.

Российская интеллигенция сделала много полезного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для конкретных программ развития ценностного сознания граждан. Следует также упомянуть в связи с этим формулу Уварова «Православие - самодержавие - народ­ность», о которой уже шла речь ранее. В годы советской вла­сти она послужила объектом самой ожесточенной и весьма несправедливой критики. Между тем эта формула выражала характерные черты и национальное своеобразие России того времени. В целом, как показывают уроки истории, она сыг­рала на определенном этапе весьма продуктивную роль в обеспечении единства, безопасности и развития российской державы.

Делу постановки ценностного ориентирования граж­дан в советский период очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы. Во всяком случае, внимания к проблемам развития ценностного созна­ния партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дел° обстояло с доктринальными основами идеологических пр°' грамм. С самого начала они стали рассматриваться как прак' тическая пропаганда коммунизма и коммунистическое вос­стание граждан. Характерными чертами их целей и содер­жания стали откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам — догматизм и схоластика.

На современном этапе парадигмальные проблемы цен­ностного ориентирования всецело обусловлены общим кри­зисным состоянием России, которая находится в исторической полосе цивилизационного перелома - болез­ненных экономических и социокультурных перемен, затро­нувших буквально все аспекты жизнедеятельности общества.

Вопросы, связанные с формированием ценностного со­знания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки, как это было раньше. Сейчас человеку приходит­ся во многом самостоятельно осуществлять выбор обще­ственных ценностей и самому формировать на их основе индивидуальную систему ценностных ориентаций, регулиру­ющих его мотивацию и практическое поведение. Вполне по­нятно, что процесс такого выбора и осмысления весьма и весьма сложен. Много людей оказываются в состоянии ког­нитивного диссонанса. Им нелегко разобраться в обилии идей, предлагаемых различными политическими партиями, общественными движениями, отдельными авторами книг, статей, выступлений по радио, телевидению и т.д. И еще труднее отдать предпочтение тем или иным идеям, особенно когда чуть ли не во всех из них есть определенное рацио­нальное зерно.

Ценностный плюрализм хорош для основательно под­готовленного, умеющего правильно оценивать и анализиро­вать предлагаемые ему альтернативы человека. В противном случае он способен породить или массу мучительных коле- аний, или взятие за основу первого попавшегося из сово­купности мнений, оценок и концепций.

Явно не продуманными оказались отказ от единой го­сударственной идеологии и гипертрофия принципа идеоло- еского плюрализма. Не оправдала себя и надежда на то,

что, провозгласив множество противоречащих друг Apyrv позиций, мы построили некую идеальную демократию. Ду ховная жизнь страны превратилась в элементарный «ра3, драй» и междоусобицу бесчисленного множества партий объединений и общественно-политических течений.

Среди людей, попавших во властные структуры, мод­ным стало предавать анафеме не только прежнюю коммуни­стическую идеологию, с которой они боролись, но и всякую идеологию вообще. Между тем идеология является непре­менным атрибутом любого нормально развивающегося об­щества. В сущности, без нее ни одна страна не в состоянии продуктивно функционировать и развиваться. Все попытки проигнорировать эту социальную закономерность в некото­рых западных странах неизбежно кончались полной неуда­чей. Лозунг деидеологизации через некоторое время приходилось менять на открытый призыв к реидеологиза­ции. Общество начинало понимать, что идеологию можно изменять или совершенствовать, но отказаться от нее нет ни­какого смысла.

Как уже говорилось выше, основная причина кризиса в области ценностного сознания заключалась в том, что ста­рое было разрушено (или считалось разрушенным), а нового создать - явно не удалось. Многочисленные, но карликовые политические партии с исключительно слабой отработкой своих идеологических платформ ничего, кроме полного замутнения в области общественного сознания, внести не могли. Крайне неудачно складывалось дело с новой государ­ственной символикой. Не на высоте оказались средства массовой информации. Реализация ими своеобразно пони­маемого принципа политического плюрализма привела лишь к вульгарным перебранкам представителей различных тече­ний и движений, в результате которых у рядового граждани­на, и без того окончательно запутавшегося, голова вообще «шла кругом». Не добавляли ясности шумные, но бестолко­вые, по существу, митинги, демонстрации, манифестации. Из сферы политической жизни исчезли авторитеты, к голосу которых можно было бы прислушаться. Каждый тянул идео-

йческое одеяло только на себя. Окончательно разочаро- Л°в0иеся люди все больше приходили к очень печальному и ^есьма опасному выводу: верить нельзя никому. 9 Повторим еще раз, что аксиологический кризис имел оим печальным последствием разрушение воспитательного цесса. Он рассыпался потому, что стало совершенно не­внятным, во имя чего надо людей воспитывать. Ушли в небытие прежние общественные политические объединения в среде подрастающего поколения, былая лекционная рабо­та политическое образование и самообразование. На какое- то время понятие «воспитание» вообще исчезло из педагогического лексикона - его стали стыдливо заменять словом «развитие». Появились даже своеобразные объясне­ния подобной практики: воспитание и свобода не совмести­мы, воспитание - это насилие над личностью, у старших сегодня нет права учить молодых и т.д.

На современном этапе более благоприятными для фор­мирования ценностного сознания становятся некоторые объективные предпосылки. Меняется в лучшую сторону имидж России на мировой политической арене. Идет укреп­ление государственности как одной из составляющих рус­ской национальной идеи. Ослабевают разбушевавшиеся было центробежные тенденции. Страна целенаправленно встает на твердый путь единства и сплоченности. Очевидны после длительного спада первые позитивные сдвиги в эконо­мике. Все это вместе взятое закладывает добротную основу для устранения деформаций, произошедших в системе вос­питательной деятельности в период кризисного развития нашего общества.

Эффективность ценностного ориентирования во мно­гом обусловлено тем, в какой мере на уровне общественного сознания удается определить цели и идеалы общественного развития, а также основные представления о личности, ко­торую данное общество хотело бы сформировать. Оценки многообразных явлений человеческой деятельности и обще­ственных отношений с различных точек зрения - добра и Зла, правды и неправды, красоты или безобразия, справедли­вого или несправедливого и т.д. - закрепляются в обще ственном сознании и социопедагогической практике ка^ воспитательные ценности. Именно они становятся основны­ми ориентирами в трудном деле формирования и самофор, мирования личности. Они же находят свое сущностное воплощение и в наборе тех личностных качеств, которые формируются в ходе и результате воспитательного процес­са. Речь идет о таких качествах, как доброе отношение к людям, патриотизм, гражданская активность, справедли­вость, чувство собственного достоинства, упорство в дости­жении поставленных целей, разумное соотношение общественных и личных интересов.

В значительной своей части ценности не являются раз и навсегда данными. Они меняются со сменой культурно- исторических условий и во многом зависят от конкретных социоэкономических обстоятельств. Существенное влияние на характер ценностей и ценностных ориентации оказывают социальные особенности различных общественных групп. Применительно к дореволюционной России исследователи вполне обоснованно выделяют заметно различающиеся цен­ностные установки дворянства, разночинцев, крупной буржуазии, крестьянства. В современном российском обще­стве речь может идти о специфике ценностного сознания от­носительно небольшой группы зажиточных людей, средней социальной страты, рабочего класса, крестьянства. Еще в большей мере специфицируются ценности в тех случаях, когда заходит разговор об ориентации людей, принадлежа­щих к различным политическим партиям. Вместе с тем в лю­бом обществе, включая и современное российское общество, реально существует особая обойма ценностей, которая, в идеале, должна исповедоваться любым законопослушным, добропорядочным, достаточно развитым в культурном отно­шении человеком. Это и создает объективные и реальные возможности для сознательного и целенаправленного ори­ентирования и самоориентирования граждан.

Духовно-нравственные сокровища православного хри­стианства были и остаются очень ценным источником фор-

сования системы ценностно-ориентационных идеи для vccKoro народа, а в определенной мере, и тех россиян, ко­сые исповедуют другие религии, поскольку русское право­славие за долгие годы своих духовных поисков выработало многие из тех нравственных установок, которые мы сегодня называем общечеловеческими ценностями. Священное Писа­ке и многочисленные поучения таких отцов церкви, как Лоанн Златоуст, митрополит Илларион, Кирилл Туровской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Нил Сорский, феофан Затворник, составляли основу нашей национально- конфессионной системы ценностей, фундамент православ­ной этики и педагогики. Воспринятые и усвоенные народом, эти поучения вошли в содержание его менталитета как отве­ты на вопросы о смысле и организации человеческой жизни, о гармонии социального благоустройства.

Одной из основных составляющих современного цен­ностного сознания могла бы стать идея необходимости фор­мирования духовно ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содер­жит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные цен­ности. Такая установка реализуется в непременном стремле­нии человека к истине, добру и красоте. В предлагаемой ею ценностной иерархии на первое место выходят неутилитар­ные, постматериальные ценности, не сводящиеся к потреби­тельству, потребительскому мышлению и поведению.

Еще одним компонентом содержания ценностно-ори- ентационной деятельности является совокупность качеств ценностного сознания, объединяемых емким понятием «на­родность». Народ всегда национален. Лишенный нацио­нальных признаков, он будет представлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, на­циональными идеалами; менталитетом и образом жизни. Потеря этой самобытности, по сути, означает гибель нации.

Идея народности ценностного сознания, установок и ориентации означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячес­ки сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации. Ни одной стране, включая и Рос­сию, не приносило пользы бездумное третирование своего истинного, собственного и тем более вытеснение его за счет беспредельного насаждения у себя заемного, подражатель­ного.

Вплотную к такому пониманию народности как од­ной из важных духовных ценностей примыкает идея патрио­тизма, патриотических ориентаций и установок личности. Являясь кардинальным принципом и содержательным ком­понентом нравственного ориентирования, эти установки проявляются в чувствах любви к своей родине, гордости за достижения родной страны, уважении к ее историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и наци­ональным традициям.

На современном этапе особую значимость приобретает практико-деятельностный аспект патриотизма. Речь идет не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине. В общественное сознание надо возвратить идеал России как великой держа­вы, которой можно гордиться и ради которой необходимо прилагать все силы для ее дальнейшего расцвета и укрепле­ния. Вместе с тем нельзя не отметить применительно к сегод­няшнему дню и подстерегающую нас опасность грубой фальсификации патриотических чувств, которая приводит порой к разжиганию национальной розни и спекуляции на патриотических настроениях. Патриотизм возвышает чело­века, когда он сопряжен с глубоким уважением к другим людям, другим народам и направлен на укрепление взаимо­понимания, согласия и единства между ними. Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых у нас документах, как Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российс­кой Федерации на 2005-2010 годы» и Программа, посвящен- на я проблемам формирования толерантности и борьбы с

экстремизмом.

Весьма важную роль в контексте Ценностного сознания русского народа занимает идея соборности. Являясь несом­ненным достоянием отечественной традиции, она родилась в недрах православной церкви и традиции. Первоначально это понятие трактовалось как совокупный разум православного народа, существенно отличающийся от религиозного инди­видуализма западных римско-католических и протестантс­ких конфессий. Однако в процессе дальнейшего развития категория соборности обрела конфессионально-народный характер и стала пониматься и рассматриваться в качестве некоего общего принципа устроения социально-духовного бытия. Одним из практических проявлений его стал феномен русской христианской общины как множества, собранного в свободное и органичное единство. У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическому укладу жиз­ни здесь всегда относились неодобрительно.

Нельзя не признать, что на этапе реформирования в качестве основного смысла бытия и своеобразного обще- ственно-личностного идеала нам стал предлагаться идеал потребительского общества - каждый сам за себя. Нетрудно заметить, что по существу своему это сугубо индивидуалис­тический идеал, сводящий к тому же смысл человеческого бытия в основном на уровень не духовных, а утилитарных, физических потребностей и устремлений типа «много рабо­тать для того, чтобы много есть и пить» и так до бесконечно­сти.

Смысл бытия по сравнению с нашими прежними пред­ставлениями снижается здесь максимально, и всевозможные ссылки на то, что российский народ сегодня усиленно рвется именно в такое «цивилизованное общество» весьма сомни­тельны в своей правомерности и объективности. Особенно тяжело воспринимать подобные утверждения и призывы Русским людям, архетипически воспитанным в духе право­славия. Для многих из них популяризируемый капитализм представляет самое настоящее антихристово воплощение Ведь для того, чтобы выжить и преуспеть в подобных услови­ях, надо делать то, что всегда считалось на Руси несомнен­ным грехом.

В построении на современном этапе системы ценност­ного ориентирования нельзя обойтись без таких конституи­рующих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. Обращение к этому понятию дает возможность и от­крывает перспективу наиболее правильного понимания це­лей и задач основных содержательных компонентов процесса формирования ценностного сознания. Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть доб­рым, создавать красоту и уметь любить. В контексте разви­вающейся культуры сосредоточены исходные нормы народной морали, вековое достояние духовности, принципы и правила добропорядочного поведения.

Довольно сложные проблемы в системе ценностно­го ориентирования на уровне национальной идеи, новых общественных целей и идеалов и государственной идеоло­гии связаны сегодня с ярко выраженной несхожестью испо­ведуемых различными социальными группами идеологичес­ких ценностей. Далеко не однонаправленными являются ценностные ориентации современных «западников» и «сла­вянофилов». Неоднозначны представления о ценностях у достаточно обеспеченных предпринимательских кругов и тех, кого мы относим к социально незащищенным слоям населения. Есть расхождения в ценностном сознании моло­дежи и старших поколений. Не всегда гармонично соотно­сятся религиозные и светские взгляды на обновляющуюся жизнь и т.д.

Вместе с тем все это отнюдь не означает, что невоз­можно разрешить возникшие проблемы. Совершенно оче­видно, что нам придется для начала сделать упор на систему идеалов и ценностей, которая могла бы стать приемлемой для большей части общества и соответствовала бы целям прогрессивного развития общества в целом. Снять все воз­никающие на путях искомого консенсуса несовпадения и оПределенные противоречия нам, скорее всего, не удастся никогда. Но добиться, чтобы их было по возможности мень- ше> - дело вполне реальное.

В ходе осуществления реформирования в организации ценностно-ориентационной деятельности и воспитательной работы в целом, наряду с определенными достижениями, было допущено много досадных ошибок. Тотальная критика советского периода повлекла за собой полное разрушение ранее накопленного опыта. Явно не нашлось достойной замены упраздненным детским и молодежным общественно- политическим организациям. Применительно к общеобразо­вательной школе задачи воспитания были, по существу, выведены за рамки педагогического процесса. Официально провозглашенный в новой Конституции отказ от государ­ственной идеологии и развал существующей ранее идеологи­ческой инфраструктуры оказался сокрушительным ударом по системе столь необходимого ценностного воспитания. Возложение этих задач на общественные средства массовой информации не оправдало себя даже в самой малой степени. Долгое время существовала полная неразбериха в области государственной символики.

Прямая ориентация на западные, прежде всего амери­канские, образцы в области развития экономики, а отчасти и политики, естественно, повлекли за собой существенные из­менения в сфере ценностного ориентирования. На этой по­чве сразу же возникли новые трудности.

Такие духовные феномены, как смысл бытия, нацио­нальная идея, общественные идеалы и соответствующая им идеология, относятся к явлениям, которые, в принципе, не могут насаждаться сверху, произвольно или, более того, во­люнтаристски. В этих условиях они просто-напросто не при­биваются в сознании, как не приживаются плохо совместимые ткани при медицинских пересадках.

Ценностное сознание в его национальной модерниза­ции - это всегда плод исторического развития и многовеко-ого всенародного творчества. Здесь очень многое зависит от менталитета, национального характера, устоявшегося об­раза жизни, традиций, обычаев, верований. На разных эта­пах своего развития ценностное сознание народа неизменно модифицируется. Вместе с тем сущностное его ядро, как правило, остается неизменным. Вот почему при любых исто­рических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют «связью времен», а всемер­но обеспечивать в системе ориентации и установок внутрен­нее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего. Во всяком случае, в условиях кризисного развития общест­ва, которое налицо у нас сегодня,

Наши рекомендации