Социальные взаимодействия и социальный контроль. Массовое сознание.
I. Личность и общество
1. Индивид и личность
Индивид – любой представитель человеческого рода
Мельчайщая неделимая частица, входящая в социальную группу.
Личность – структурированный комплекс, врожденных и приобретенных, благодаря включению в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся в отношениях с другими людьми.
Личностью является каждый, включая в общественные отношения человек.
Можно выделить 2 полюса:
· Индивидуальный: индивидуальная сущность является производной от его биологической сущности (эмоции, память, особенности мышлений, ощущений…).
· Находятся все личные запросы, желания, потребности, субъектом которых является человек. Именно наличие индивидуального полюса не позволяет человеку растворится во множестве социальных ролей, которые вольно или не вольно играет. Позволяет ему оставаться индивидуальностью. В некоторых культурах индивидуальный полюс – доминирует (пример: западная Европа).
· Социальный полюс: отражает присутствующее в ней коллективное начало. Качество и особенности присущие человеку ни как индивиду, а как члену той или иной общности (пример: групповые предрассудки, выработанные группой – стандарты, стиль жизни). Опираясь на свои социальные качества – человек может принадлежать к той или иной: профессиональной, национальной, религиозной или земляческой общности (пример: Иван входит в профсоюз заводских рабочих, имеет свой стиль жизни. Но тот же Иван в семье выступает со своей индивидуальной стороны – веселый парень, хороший отец, и это не противоречит его социальной роли. Соц. Статус студента не исключает его поведение как бездельника. Соц. Статус слесаря не исключает возможность, что он будет интересоваться политикой).
Структура личности (по Платону):
1. Социальный уровень – убеждения, мировоззрение, смыслы которые он разделяет.
2. Социально-биологический уровень – умения, знания, навыки и привычки.
3. Био-социальный уровень – особенности мышления, памяти, ощущений, внимания, эмоций, чувств.
4. Биологический уровень – способность протекания нервных процессов, половые и возрастные особенности.
II. Социализация
Социализация – сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальный качеств, черт, освоение общественного опыта, морали, этики, норм поведения, реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей практической деятельности.
Социализация начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь, поскольку каждая новая социальная роль требует овладения определенными навыками, новые жизненные обстоятельства ставят перед человеком новые мировоззренческие вопросы. Человек развивается, происходит изменение отношения его к общественной жизни. Длится до смерти человека.
Целью социализация является формирование у личности социального полиса идентичного социальным полюсам других членов данной группы. При этом социализация не делает людей одинаковыми, благодаря индивидуальному полюсу личности.
Нормативная личность – образец представителя данного общества (эталон). Таких людей либо нет, либо очень мало.
Модальная личность – самые обыкновенные люди, которые в той или иной мере стремятся к этому образцу.
Существует несколько механизмов социализации:
1. Информационно-образовательный механизм – осуществляется по средствам образования и пропаганды.
2. Стимуляционный механизм – связан с поощрением или наказанием. (пример: за соответствие принятым групповым стандартам).
3. Регулятивно-контролирующий механизм – создание эталона, которому хотят все подражать.
4. Организационно-регулирующий механизм – определенные права и обязанности, которые необходимо усвоить, чтобы нормально функционировать в обществе.
Этапы социализации личности
1. Младенчество – социальная среда: семья. Благоприятный результат: формирования доверительного чувства к себе и окружающему миру.
2. Раннее детство (до 4х лет). На этом этапе вырабатывается чувство самоконтроля. Социальная среда: семья.
3. 4-5 лет. Обучение: задавать цель себе и своим действиям. Благоприятная социальная среда: семья.
4. От 6 до 12-14 лет. Благоприятная социальная среда: семья и школа. Благоприятный результат: чувство уверенности в своих знаниях и умениях.
5. Подростковый период. Благоприятная социальная среда: семья, ровесники, школа. Благоприятный результат: развитие самоидентификации и ясное ощущение собственной индивидуальности.
6. Юность. Благоприятная социальная среда: друзья. Благоприятный результат: вырабатывается способность стремится к достижению карьеры и карьерных целей, завязывать дружеские и любовные отношения.
7. Взрослый период. Благоприятная социальная среда: своя семья, работа. Благоприятный итог: человека начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи и личности.
8. Пожилой возраст. Благоприятная социальная среда: семья, потомки, внуки, правнуки, сверстники. Благоприятный результат: индивид осмысливает прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прожита не зря (находит в ней позитив).
Если представить человека, который не проходил процесс социализации, то такой человек не будет являться личностью. У такого человека будет отсутствовать социальный полюс, и он никогда не сможет быть членом общества. Также к этой группе относятся люди с умственными отклонениями (синдром дауна).
III. Личность и общность
Обилие ролей, исполняемых человеком в обществе остро ставит проблему личной и социальной идентификации, которые (в идеале) не должны противоречить друг другу.
Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, в котором человек может сказать «Это – Я».
Социальная идентификация – отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и симпатиям с определенной социальной группой.
Индивидуальный и социальный полюса личности не мешают человеку быть внутренне единым, а личностная и социальная идентификация не противоречат друг другу. Пример: считать себя русским, православным, врачом, и при это просто Иваном, у которого есть определенная симпатия в одежде, музыке, личностные проблемы в семье и группе, которые не имеют никакого отношения к выше названным социальным идентичностям.
Групповая солидарность как правило обостряется в моменты какой-то угрозы (катастрофа, эмиграция). В спокойные времена социальная идентификация уступает место личностной.
Если социальная идентификация затруднена (пример: связана с общностью, в которой не пользуется уважением), то в ход идут разнообразные стратегии:
1. «Уход в тень» – человек старается не привлекать к себе внимание и жить своей жизнью как будто не подвергается социальной дискриминации. Стратегия поведения национальных меньшинств в мононациональных странах.
2. «Выпячивание» – человек агрессивно относится к господствующей группе и всячески вступает с ней в конфронтацию.
3. «Ассимиляция» – человек стремится сменить свою социальную идентичность и даже совершает выпады против своих «бывших» соотечественников, земляков, единоверцев и т.д.
4. «Формирование критической личности» – человек стремится социализироваться к чужой общности, сохраняя свою индивидуальную идентификацию заявляя о ней публично и в тоже время, не вступая в конфронтацию с господствующей группой. Пример: сектанты.
Конфликты между личностью и социальной идентификацией всегда носит драматический характер. Пример: общность требует от человека выполнять свой долг, но личный индивид тяготеет совсем к другому.
Экономическое измерении .
Из этого измерения не вытекает общественный престиж или властность.
Статусное измерение.
Связано с общественным престижем. Т.е. со званием и авторитетом человека в глазах общества.
Кратическое измерение
Cвязано с властными отношениями. Здесь важно на сколько индивид может принуждать и стимулировать других людей выполнять его требования.
Пример: власть чиновников – формальная, и власть криминальных авторитетов – неформальная. Не всегда коррелирует с экономическим и статусным измерениями. Человек может обладать властью и не обладать богатством.
Пример: Не коррумпированный чиновник.
Развитие стратификации
В различные моменты исторического развития стратификация принимала самые различные формы.
Место России в мире
Критерии определяющие место государства в мировой политической системе:
Экономическое развитие.
a. Структура экономики – валовый внутренний продукт (что экономическая система произвела).
b. ВВП на душу населения.
c. Интегрированность в мировые системы (санкции в том числе).
d. Автономность (обратное от интегрирования).
e. Стабильность валюты.
f. Размещение транснациональных корпораций и международных бирж.
2. Уровень развития науки и стратегических технологий.
a. Внедрение наукоемких и информационных технологий.
3. Участие и влияние в мировых структурах.
a. Совет безопасности ООН.
b. Военные блоки.
c. Финансовые организации (ВТО, ВБ)
d. Неформальные межгосударственные образования.
4. Армия.
5. Энергетика и доступ к ресурсам.
6. Качество населения (+объективное количество).
a. Уровень развития образования.
b. Уровень развития здоровья.
c. Процент экономически-активного населения.
d. Этика труда (в России – средний).
7. Территория.
a. Геополитическое положение государства
8. Образ государства в мировом общественном мнении.
I. Личность и общество
1. Индивид и личность
Индивид – любой представитель человеческого рода
Мельчайщая неделимая частица, входящая в социальную группу.
Личность – структурированный комплекс, врожденных и приобретенных, благодаря включению в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся в отношениях с другими людьми.
Личностью является каждый, включая в общественные отношения человек.
Можно выделить 2 полюса:
· Индивидуальный: индивидуальная сущность является производной от его биологической сущности (эмоции, память, особенности мышлений, ощущений…).
· Находятся все личные запросы, желания, потребности, субъектом которых является человек. Именно наличие индивидуального полюса не позволяет человеку растворится во множестве социальных ролей, которые вольно или не вольно играет. Позволяет ему оставаться индивидуальностью. В некоторых культурах индивидуальный полюс – доминирует (пример: западная Европа).
· Социальный полюс: отражает присутствующее в ней коллективное начало. Качество и особенности присущие человеку ни как индивиду, а как члену той или иной общности (пример: групповые предрассудки, выработанные группой – стандарты, стиль жизни). Опираясь на свои социальные качества – человек может принадлежать к той или иной: профессиональной, национальной, религиозной или земляческой общности (пример: Иван входит в профсоюз заводских рабочих, имеет свой стиль жизни. Но тот же Иван в семье выступает со своей индивидуальной стороны – веселый парень, хороший отец, и это не противоречит его социальной роли. Соц. Статус студента не исключает его поведение как бездельника. Соц. Статус слесаря не исключает возможность, что он будет интересоваться политикой).
Структура личности (по Платону):
1. Социальный уровень – убеждения, мировоззрение, смыслы которые он разделяет.
2. Социально-биологический уровень – умения, знания, навыки и привычки.
3. Био-социальный уровень – особенности мышления, памяти, ощущений, внимания, эмоций, чувств.
4. Биологический уровень – способность протекания нервных процессов, половые и возрастные особенности.
II. Социализация
Социализация – сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальный качеств, черт, освоение общественного опыта, морали, этики, норм поведения, реализация собственной сущности посредством выполнения определенных ролей практической деятельности.
Социализация начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь, поскольку каждая новая социальная роль требует овладения определенными навыками, новые жизненные обстоятельства ставят перед человеком новые мировоззренческие вопросы. Человек развивается, происходит изменение отношения его к общественной жизни. Длится до смерти человека.
Целью социализация является формирование у личности социального полиса идентичного социальным полюсам других членов данной группы. При этом социализация не делает людей одинаковыми, благодаря индивидуальному полюсу личности.
Нормативная личность – образец представителя данного общества (эталон). Таких людей либо нет, либо очень мало.
Модальная личность – самые обыкновенные люди, которые в той или иной мере стремятся к этому образцу.
Существует несколько механизмов социализации:
1. Информационно-образовательный механизм – осуществляется по средствам образования и пропаганды.
2. Стимуляционный механизм – связан с поощрением или наказанием. (пример: за соответствие принятым групповым стандартам).
3. Регулятивно-контролирующий механизм – создание эталона, которому хотят все подражать.
4. Организационно-регулирующий механизм – определенные права и обязанности, которые необходимо усвоить, чтобы нормально функционировать в обществе.
Этапы социализации личности
1. Младенчество – социальная среда: семья. Благоприятный результат: формирования доверительного чувства к себе и окружающему миру.
2. Раннее детство (до 4х лет). На этом этапе вырабатывается чувство самоконтроля. Социальная среда: семья.
3. 4-5 лет. Обучение: задавать цель себе и своим действиям. Благоприятная социальная среда: семья.
4. От 6 до 12-14 лет. Благоприятная социальная среда: семья и школа. Благоприятный результат: чувство уверенности в своих знаниях и умениях.
5. Подростковый период. Благоприятная социальная среда: семья, ровесники, школа. Благоприятный результат: развитие самоидентификации и ясное ощущение собственной индивидуальности.
6. Юность. Благоприятная социальная среда: друзья. Благоприятный результат: вырабатывается способность стремится к достижению карьеры и карьерных целей, завязывать дружеские и любовные отношения.
7. Взрослый период. Благоприятная социальная среда: своя семья, работа. Благоприятный итог: человека начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи и личности.
8. Пожилой возраст. Благоприятная социальная среда: семья, потомки, внуки, правнуки, сверстники. Благоприятный результат: индивид осмысливает прожитую жизнь и приходит к выводу, что она прожита не зря (находит в ней позитив).
Если представить человека, который не проходил процесс социализации, то такой человек не будет являться личностью. У такого человека будет отсутствовать социальный полюс, и он никогда не сможет быть членом общества. Также к этой группе относятся люди с умственными отклонениями (синдром дауна).
III. Личность и общность
Обилие ролей, исполняемых человеком в обществе остро ставит проблему личной и социальной идентификации, которые (в идеале) не должны противоречить друг другу.
Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, в котором человек может сказать «Это – Я».
Социальная идентификация – отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и симпатиям с определенной социальной группой.
Индивидуальный и социальный полюса личности не мешают человеку быть внутренне единым, а личностная и социальная идентификация не противоречат друг другу. Пример: считать себя русским, православным, врачом, и при это просто Иваном, у которого есть определенная симпатия в одежде, музыке, личностные проблемы в семье и группе, которые не имеют никакого отношения к выше названным социальным идентичностям.
Групповая солидарность как правило обостряется в моменты какой-то угрозы (катастрофа, эмиграция). В спокойные времена социальная идентификация уступает место личностной.
Если социальная идентификация затруднена (пример: связана с общностью, в которой не пользуется уважением), то в ход идут разнообразные стратегии:
1. «Уход в тень» – человек старается не привлекать к себе внимание и жить своей жизнью как будто не подвергается социальной дискриминации. Стратегия поведения национальных меньшинств в мононациональных странах.
2. «Выпячивание» – человек агрессивно относится к господствующей группе и всячески вступает с ней в конфронтацию.
3. «Ассимиляция» – человек стремится сменить свою социальную идентичность и даже совершает выпады против своих «бывших» соотечественников, земляков, единоверцев и т.д.
4. «Формирование критической личности» – человек стремится социализироваться к чужой общности, сохраняя свою индивидуальную идентификацию заявляя о ней публично и в тоже время, не вступая в конфронтацию с господствующей группой. Пример: сектанты.
Конфликты между личностью и социальной идентификацией всегда носит драматический характер. Пример: общность требует от человека выполнять свой долг, но личный индивид тяготеет совсем к другому.
Социальные взаимодействия и социальный контроль. Массовое сознание.