Фривольная история о панталонах: антимода превращается в общепринятый тренд
Согласно формулировке, приведенной в предыдущем разделе главы, стиль — это такие элементы формы, линий, силуэтов и значений, которые служат для объединения образцов предметно-изобразительного искусства или костюма в одно направление, характерное для периода их создания. Акцент на значении в этом определении подчеркивает необходимость принимать в расчет то, каким образом складывался его смысл. Чтобы не только понять причины изменения стиля, но и прогнозировать их направление в будущем, нужно осознавать, что стиль обусловлен отношениями между телом и одеждой. Женское нижнее белье стало широко распространенным предметом гардероба относительно недавно. Впервые панталоны стали популярны в Европе и Соединенных Штатах во второй половине XIX века. В рамках практического примера, посвященного стилю, мы рассмотрим, каким образом исторически сложившееся значение кроя брюк стало причиной позднего появления данного вида одежды в женском гардеробе, а также проанализируем, что этот тренд обозначает и символизирует.
Заслуга в популяризации Л-образного силуэта брюк для мужчин принадлежит Шарлеманю, первому христианскому королю на престоле объединенной Европы, коронованному в 800 году от Рождества Христова. В ранний период Римско-Византийской империи мужчины привилегированного сословия одевались в хитоны, которые оборачивались вокруг тела, полностью скрывая его, и полотняные греческие туники. В эту эпоху брюки Л-образного силуэта свидетельствовали о низком происхождении, оставаясь одеждой крестьян или солдат. Шарлемань сделал брюки общепринятой мужской одеждой высшего сословия, позаимствовав их у своих соплеменников, германцев, которые носили штаны из грубого домотканого полотна или кожи животных. Такая форма одежды позволяла сохранять высокую мобильность в военных походах и обеспечивала уверенную посадку на лошади. Скомбинировав германский стиль одежды с римско-византийским костюмом высшего сословия, Карл I создал новый силуэт мужского костюма, и ношение брюк в раннем средневековье стало символизировать активную и агрессивную маскулинность; римско-византийский имперский стиль же сохранился в виде костюма для знатных вельмож, свидетельствуя о том, что его носитель принадлежит сословию судей или обладает полномочиями принимать государственные решения (Russell, 1983).
Введение в обиход брючного мужского стиля положило начало процессу жесткого разделения на только мужской и только женский гардеробы. Выражение «носить штаны» означало, что их владелец — мужчина — управляет ситуацией и контролирует ее, в то время как юбка, напротив, вызывала несерьезное отношение, демонстрируя менее значимую роль женщины в истории средневековой Европы. Ношение юбок или брюк было запрещено представителям противоположного пола. Того, кто осмеливался нарушить этот запрет, считали извращенцем, неспособным к нормальным сексуальным отношениям. Такие тендерные стереотипы, исторически сложившиеся под влиянием деталей костюма, распространялись также на ношение нижнего белья. Женщине запрещалось отделять одну ногу от другой, даже если речь шла о тонком слое ткани. Нарушение этого запрета считалось развратом и ересью вплоть до второй половины XIX века (Hollander, 1975:132).
Сравнительно медленное распространение женского нижнего белья с Л-образным силуэтом можно объяснить тем, что сам факт ношения мужских брюк служит ярким символом мужественности. Именно поэтому любая форма штанов, включая нижнее белье, находилась под запретом для порядочной женщины. В таком случае возникает вопрос: как, где и почему нижнее белье для женщин вошло в моду?
Впервые женские панталоны появились в Европе XVI века в среде женщин легкого поведения. Они служили игривым атрибутом соблазнения (см. Hollander, 1975 о следе, который оставили куртизанки в период ношения нижнего белья (панталонов)). Как Стил, так и Холландер в своих работах подчеркивали, что женское белье несет сильный заряд сексуальной привлекательности и обусловлено историей перехода его из мужского гардероба в женский: запрещенный предмет туалета подчеркивал соблазнительность женских округлостей, делая доступным мужскому взгляду каждый изгиб тела. Полоска ткани между ногами продолжала считаться ересью, что делало невозможным широкое распространение этой детали гардероба, потому первоначально панталоны и были привилегией женщин легкого поведения. В предыдущих разделах главы мы уже упоминали о том, что антимода часто становится ранней предшественницей популярного в будущем модного тренда, и предназначена она именно для определения его конкретного смысла. Сексуальное назначение женских панталон, обозначившееся еще в XVI веке, стало вновь актуальным в раннюю викторианскую эпоху, когда «приличным дамам» полагалось одеваться просто и скромно, а пристрастие к более изысканным, ярким вещам приписывалось куртизанкам. Ярко выраженная сексуальность была заложена в самом крое нижнего белья, поскольку запретная полоска ткани отделяла одну от другой ножки даже самой уважаемой женщины.
В викторианскую эпоху связь между женским нижним бельем и сексуальностью стала еще более явной. Белье стали украшать изысканной отделкой, превратив его тем самым в предмет роскоши. Такие вещи не возбранялось иметь даже замужней женщине самых строгих правил. По нашим стандартам интимные детали туалета того периода выглядели скромно и непритязательно, однако «степень декоративной отделки медленно, но неуклонно увеличивалась» (Steele, 1985: 194), и в 1880-е годы «соблазнительное, изящно отделанное нижнее белье стали носить даже уважаемые замужние женщины» (Steele, 1985: 194).
Ответ на вопрос — почему стиль, которым пренебрегли и который предали забвению в XVI веке, образец антимоды, вдруг вернулся, став популярным трендом в викторианскую эпоху, — можно получить, изучив отношения между исторически сложившимся значением стиля и культурным восприятием его скрытого значения, заложенного в форме. В отличие от XVI века, в викторианскую эпоху между сферами жизнедеятельности мужчины и женщины пролегла четкая граница. Мужчины работали и участвовали в общественной жизни, а уделом женщины было ведение дома и присмотр за детьми. Такая разница в социальном положении сделала соблазнительное нижнее белье особенно актуальным.
Впервые появившись в ночных барах, в мире танцовщиц и проституток, панталоны с лентами и кружевами постепенно превратились в тайное оружие добропорядочных жен. Такой социально одобренный способ выражения сексуальности помогал им удержать супругов дома. В первые десятилетия XX века (период, который охватывает наш пример) миссис Эрик Притчард, писавшая для журнала The Lady's Realm («Дамское королевство»), аудиторией которого были дамы из высшего общества, неоднократно подчеркивала, что «привлекательное нижнее белье» не принадлежит «только блудницам», а изысканное нижнее белье — необязательно признак безнравственности. Самым целомудренным из нас теперь позволено иметь в гардеробе эти прелестные вещички и не опасаться потерять свою безукоризненную репутацию» (Steele, 1985: 195). Таким образом, миссис Притчард внесла свой вклад в укрепление причинно-следственной связи между сексуальным удовлетворением в браке и ношением красивого нижнего белья.
В наше время брючный мужской стиль получил широкое распространение и прочно укоренился в женском гардеробе, поэтому женская чувственность требует новых форм выражения, и, стремясь к активной сексуальности, примеривает на себя мужские роли или внешность. Шоу-группа British Blondes появилась на подиумах Нью-Йорка в одежде солдат и пиратов. Этих женщин, вышедших на сцену одетыми как противоположный пол, по словам Уильяма Дина Хоуэлла, «легко можно было принять за молодых мужчин». По его описанию, они были «чувственны и несли в себе заряд какой-то инопланетной сексуальности» (Banner, 1983:125). Признание того, что женщина имеет право быть сексуальной, впервые заявленное в позднюю викторианскую эпоху, трансформировалось в более современный облик XX века, заимствовавший элементы дизайна и силуэт из мужского гардероба.