Культуры универсальных и культуры частных истин
Культура универсальных истин основана на правилах. Это значит, что все законы и правила одинаковы для всех, не должно быть исключений, потому что исключения ослабляют правила. А если в стране не будет правил, то общество может развалиться. «Попробуйте перейти улицу на красный свет в Швейцарии или Германии (страны, сильно зависящие от правил). На Вас будут смотреть с непониманием, даже если на улице вообще не будет движения и машин» [11].
Конкретная ситуация. «Немецкие школьники возвращались после экскурсии из Рима в немецкий Вупперталь, когда на автобане в районе Франкфурта их автобус внезапно потянуло с дороги. Педагог, сопровождавший детей, с ужасом понял, что водитель заснул. Попытка растолкать его на ходу успехом не увенчалась. Тогда учитель просто выпихнул соню из-за руля и сел на его место. Он не только сумел выровнять тяжелую машину, но и благополучно довел ее до ближайшего мотеля, откуда позвонил в полицию. В итоге шофер остался на несколько месяцев без «прав» и уплатил крупный штраф. Ну а педагога, пишет газета «Bild am Sonntag», блюстители порядка за его отважные действия решили... не наказывать. Да и то сперва колебались: ведь он явно нарушил правила, поскольку не имеет удостоверения на право управлять автобусом» [22].
В культуре частных истин правила нужно соблюдать в зависимости от конкретных условий и отношений между людьми, т. е. существуют частные правила и законы. К каждому человеку есть особое отношение, его можно любить или ненавидеть, уважать или не уважать. Это не просто «гражданин», а друг, брат, муж или ребенок. Поэтому, человека можно поддержать или защитить, независимо от того, что говорят правила. Во главу угла ставятся отношения, а не закон.
Применительно к бизнесу очень интересно определение коррупции, которое дают представители этих культур. Тромпенаарс пишет следующее: «Представители культуры универсальных истин, скажут о представителях культуры частных истин, что «им нельзя доверять, потому что они будут всегда помогать своим друзьям»; и наоборот, представители культуры частных истин, скажут о представителях культуры универсальных истин, что «им нельзя доверять, потому что они даже другу не могут помочь» [11]. В культуре универсальных истин считают, что если человек (пусть даже и друг) нарушили закон, он коррупционер. В культуре частных истин друга никогда не сочтут коррупционером, это слишком серьезное обвинение.
Исследования, проведенные американскими учеными, показали, что культура универсальных истин, в основном, присуща более развитым обществам. А культура частных истин наблюдается в менее развитых странах, в значительной степени сельских обществах, где все знают друг друга лично. Культура страны, личность человека, религия, – все это влияет на выбор предпочтений в пользу одного из подходов.
В своей работе Тромпенаарс использовал следующий пример, чтобы показать различия в странах с культурой частных истин и культурой универсальных истин.
«Наезд на пешехода» [11]. Вы едете в машине, которую ведет Ваш близкий друг. Машина сбивает пешехода. Вы знаете, что автомобиль ехал со скоростью 60 км/час на участке, где скорость ограничена до 30 км/час. Никаких других свидетелей наезда нет. Адвокат вашего друга сказал, что если Вы подтвердите под присягой, что он не превышал скорость, то Ваш друг избежит серьезных неприятностей.
Представителям разных стран были заданы следующие вопросы:
1. Имеет ли Ваш друг право ожидать, что Вы будете свидетельствовать в его пользу?
Варианты ответа:
1а) – несомненно, потому что мы друзья
1b) – возможно, потому что мы друзья
1c) – ни в коем случае, потому что мы друзья.
2. Как Вы поступите, имея в виду, с одной стороны, то, что Вы дали клятву говорить правду, с другой стороны, то, что это Ваш близкий друг?
Варианты ответа:
1d) засвидетельствую, что мой друг ехал со скоростью 30 км/час
1e) скажу с какой в действительности скоростью он ехал.
В табл. 5 вы можете увидеть результаты ответов на вопросы. Процентная доля показывает тех, кто ответил, что друг не имеет никаких прав или только частичные права и поэтому они не будут свидетельствовать в его пользу (варианты ответа 1с или 1b+1e).
Таблица 5
Ответ 1c или 1b+1e
Как видно из таблицы, к культуре универсальных истин относятся Североевропейские страны и страны Северной Америки. К культуре частных истин принадлежат страны Азии и Латинской Америки, Юго-Западная Европа, а также Россия.
Культура универсальных истин наиболее присуща англо-саксонским и протестантским странам (таким как Канада, Ирландия и т. д.), где прихожане повинуются воле Божьей. В протестантской религии нет института прощения грехов, нельзя «выпросить прощение» у Бога, можно лишь смягчить свою участь. Культура частных истин характерна католическим странам. Люди могут согрешить и вымолить прощение.
Отличительной особенностью стран с культурой универсальных истин является большое наличие судов и юристов. «Чем более выражен этот тип культуры, тем сильнее потребность в институте, который будет защищать правду» [11]. Суды и юристы являются именно такими институтами. Между прочим, существует зависимость между типом культуры и расходами на корм питомцам на душу населения. Во Франции (страна частных истин) больше собак, чем в Германии (страна универсальных истин), но расходы на корм питомцам меньше. Это объясняется тем, что французские собаки являются «членами семьи» и едят ту же пищу, что и хозяева. В Германии собаки – это стражи закона, а не «члены семьи», они необходимы для защиты и борьбы с несправедливостью. Им покупают специальные корма, расходуя на это дополнительные деньги.
Однако, данные, приведенные в табл. 5, не могут трактоваться однозначно для всех сторон жизни. В культурах универсальных истин показатель степени универсальности зависит от того, о каких правилах или законах идет речь.
«Ресторан» [11]. Вы – корреспондент местной газеты. В Ваши обязанности входит еженедельный обзор новинок в местных ресторанах. Ваш близкий друг только что отрыл свой ресторан, в который он вложил все свои деньги. Вы побывали в этом ресторане, и у Вас сложилось мнение, что он не очень хорош.
Вопросы:
2. Имеет ли Ваш друг право ожидать, что Вы не упомянете в своем обзоре недостатки его ресторана?
Варианты ответа:
2а) – несомненно, потому что мы друзья
2b) – возможно, потому что мы друзья
2c) – ни в коем случае, потому что мы друзья.
2.1. Упомяните ли Вы недостатки ресторана в своем обзоре, имея в виду, с одной стороны, обязательства перед своими читателями с другой стороны, обязательства перед другом?
2d) да
2e) нет.
Результаты этого опроса представлены в табл. 6 [11].
В культуре универсальных истин каждый человек имеет свои обязанности и права.
У журналиста есть определенные обязательства перед теми людьми, которые читают его статьи. А читатели имеют право получать достоверную и объективную информацию. Поэтому не зависимо от того, насколько журналист близок с директором ресторана, он должен написать правду.
Таблица 6
Ответ 2с или 2b+2е
Сравнение результатов ответов в табл. 5 и 6 показало, что позиции многих стран изменились. Например, в Чехии показатель уменьшился с 83 до 49, в Ирландии с 92 до 57, а в Великобритании с 91 до 58. Это объясняется тем, что в первом и втором случае различаются последствия принимаемых решений, которые в ситуации с превышением скорости серьезнее, чем с газетной публикацией. В первом случае больше ответственность, так как последствия могут быть тяжелыми – тюремное заключение друга. Во втором случае все гораздо проще – не зависимо от того, плохой или хороший отзыв будет написан, жизни и свободе друга ничего не грозит. Таким образом, позиция страны меняется в зависимости от того, о чем правила.
Восприятие того, что хорошо, а что плохо варьируется от страны к стране. В одних культурах легче оставить пешехода в беде, чем неправильно осудить качество еды. В других культурах лучше помочь пешеходу и подставить друга. В нашей жизни немало примеров того, что грань между законным и незаконным стирается. Зачастую не все что законно, хорошо и не все, что незаконно, плохо.
На рис. 17 показано, как финны и испанцы относятся к дозволенному и запрещенному.
Рис. 17. Отношение к соблюдению формальных и неформальных правил [1]
Как видно из примера, и немцы и финны согласны с тем, что нельзя садиться за руль в нетрезвом состоянии и торговать наркотиками. Но их мнения относительно двух других законов расходятся. Испанцы, например, считают, что запрет эмиграции препятствует их свободному передвижению в другие страны, а это мешает им искать более высокооплачиваемую работу. Финны же уверены, что это ограничение пойдет на пользу экономике их страны. Испанцы могут часами разговаривать по междугороднему телефону, используя аппарат друга, и не оплачивать звонки. При этом у них даже мысли такой не появится, что это может быть плохо и другу придется заплатить кругленькую сумму за переговоры. Жители Финляндии, наоборот, будут чувствовать сильное угрызение совести, если им вдруг придется провести междугородний телефонный разговор из дома своего друга.
Представители культур универсальных истин «живут по правилам», для них закон всегда прав, поэтому они его соблюдают во всех сферах жизни. В том числе и в бизнесе. Для того чтобы вести дела в такой стране достаточно прочитать законы, и вы поймете, как надо действовать. В культуре частных истин считается нормальным обходить правила и действовать в соответствии с окружающими условиями. Чтобы понять культуру этих стран надо прожить там жизнь. Именно поэтому некоторые люди испытывают трудности при взаимодействии с представителями культуры частных истин.
США, например, является страной, где стремятся соблюдать законы во всех случаях. Они всегда действуют так, как надо, как положено. Конкретная ситуация. «Работая официантом, невольно наблюдаешь за клиентами – канадцами, латиноамериканцами и собственно американцами. Канадцы в большинстве своем люди довольно скупые и чаевых или не оставляют вообще, или дают очень мало. У латиноамериканцев все зависит от человека и от обслуживания. Если попадется довольно щедрый клиент и обслужить его удастся без каких-либо крупных накладок, то чаевые будут неплохими. С американцами все проще. Вне зависимости от качества еды и сервиса они оставят положенные 15 % (надо – значит надо)» [39].
Еще одна конкретная ситуация. «Российский бизнесмен в отпускной период решил «поколесить» пару недель по дорогамСША. Из справочников он узнал, что американские полицейские жестко штрафуют за нарушение правил. Кроме того, штраф может составить внушительную цифру. Поэтому в США не принято нарушать правила дорожного движения.
Указатель предельной скорости на шоссе был равен 65 милям(1 миля =1,6 км). Когда российский бизнесмен стал строго придерживаться этого лимита, он обнаружил, что его все обгоняют.Причем обгон осуществляется примерно на одной и той же скорости – 73–74 мили в час. Он попросил американского друга прокомментировать случившееся и узнал, что согласно неписаной традиции превышение скорости в пределах 9 миль от цифры, указанной на знаке, полицейские обычно не рассматривают как нарушение. Превышение же свыше 10 миль – напротив, жестко наказывается штрафами. Иными словами, неписаный дорожный кодекс допускал отклонения конкретной истины от универсального правила примерно на 15%!
«Да, Америка, как говорится, не Россия», – подумал российский бизнесмен. У нас, если на указателе предельной скорости написано 80, можно ехать 180» [3].
Законопослушание американцев проявляется во всех сферах жизни. Они не будут создавать копию лицензионного диска или скачивать музыку из Интернета, не будут превышать скорость на трассе более чем на 15 % и не станут перелазить через забор, чтобы пройти на концерт без билета (они предпочитают самостоятельно заработать на билет). Американские бизнесмены готовы заплатить налоги с каждого дополнительно заработанного доллар.
В отличие от законопослушных американцев, для которых закон превыше всего, россиянам многие законы и решения правительственных органов – не указ. Принятые законы зачастую обходят и не исполняют их в должной мере. Именно поэтому можно, например, ездить по трассе с большим превышением скорости (а в случае остановки сотрудником ГИБДД, заплатить стражу порядка определенную сумму денег и продолжить движение), рекламировать водочные брэнды в обход закона «О рекламе» под прикрытием конфет, соков или книг (водка «Лапландия» под видом рекламы одноименного курорта в Финляндии, водка «Смирнов» под прикрытием одноименной книги В.П. Смирнова «Русский характер») или распивать алкогольную продукцию на улице, несмотря на запрет.
В деловой сфере Тромпенаарс выделяет 4 аспекта, по которым культура универсальных истин отличается от культуры частных истин:
− отношение к договору
− отношение ко времени
− роль руководителя
− оценка труда и система вознаграждений
Отношение к договору. В культурах универсальных истин (Англия, Голландия, Швейцария, Германия, Северная Америка) контракт служит письменным соглашением о всех обязанностях и правах сторон, заключивших его. Поэтому ему придается особое значение, его долго готовят и для подготовки контракта всегда привлекают юристов. При этом представители культуры универсальных истин часто недооценивают и игнорируют фактор личных отношений. В культурах частных истин (Азия, Арабские и Латинские страны) письменное соглашение не имеет большого значения. Предпочтение отдается личному фактору, отношениям с деловым партнером. Противоречие двух культур может создать проблемы в процессе заключения договора.
В культуре универсальных истин важны условия контракта, если что-то не прописано в договоре, то это можно не соблюдать. Именно поэтому бизнесмены стремятся как можно тщательнее составить контракт, учесть все мелочи. И если со стороны партнера, принадлежащего к культуре частных истин, поступит предложение сократить договор и не расписывать все подробно, то это может вызвать недоверие и настороженность. Бизнесмен, принадлежащий к культуре универсальных истин, решит, что его собираются обмануть. С другой стороны, излишняя предосторожность партнера может вызвать подозрение и даже оскорбить представителя частных истин. Он расценит это как признак недоверия к себе и может прекратить деловые отношения.
Примером коллизии культур может служить следующая конкретная ситуация. «В десятилетнем контракте между канадской фирмой, производящей подшипники, и арабским машиностроительным заводом было согласовано количество подшипников, ежегодно поставляемых изготовителем заказчику по требованию последнего. Шесть лет требования поступали без перебоев, а на седьмой год заказ из арабской страны в Канаду не поступил. Первой реакцией канадцев было: «Это нарушение договора!» Поездка к заказчику ещё больше усилила их недоумение. Оказалось, что арабы разорвали контракт потому, что представитель канадской фирмы, подписавший договор шесть лет назад, уволился из компании. Более того, выяснилось, что все подшипники, поступившие из Канады, лежат на складе, и ни один из них за шесть лет ни разу не использовался. Арабы соблюдали договор, чтобы не подвести канадца, подписавшего контракт» [11].
Отношение ко времени. Деловые люди, принадлежащие к культуре универсальных истин, предпочитают тратить много времени на соблюдение формальностей и мало на выстраивание неформальных отношений. На переговорах стараются сразу сосредоточиться на главном.
Представители культуры частных истин начинают деловые отношения после того, как создадут общий контекст: выявят общие интересы, знакомства, поближе познакомятся с партнером. Таким образом, они узнают бизнес-партнера ближе и начинают ему доверять. Поэтому обсуждение дела начинается не сразу, а попытки ускорить переход к теме переговоров могут быть расценены как неуважение. Надо учитывать, что представители культур частных истин будут относиться к вам настороженно, с подозрением, если вы не уделите достаточно времени для создания доверительных отношений.
Роль руководителя. В странах универсальных истин руководитель осуществляет общее руководство, а все остальные действия прописаны в общих инструкциях. Личные отношения подавляются, если это мешает достижению поставленной цели. Отношения в коллективе рациональные. Отсутствие излишеств в системе управления, жесткого контроля за процессом управления.
В культуре частных истин сильна связь между работниками и работодателем, который не просто управляет, но и заботится о своем коллективе. Отношения между начальником и подчиненными неформальные. Руководитель координирует и контролирует деятельность своих подчиненных. Руководитель обязан знать все детали и исполнять свои обязанности, от этого зависит его авторитет.
Оценка труда и система вознаграждений. В странах с культурой частных истин приветствуют карьеру от начальника цеха до директора, потому что в этом случае человек будет посвящен во все детали процесса производства. Здесь можно нанять работника не за его квалификацию и работоспособность, а за то, что он является вашим другом или родственником. Вознаграждение можно получить за степень лояльности, за принадлежность к определенному кругу отношений.
В странах с культурой универсальных истин сотрудники подбираются по фиксированным требованиям (описание работ, которые надо выполнять, необходимая квалификация, система оплаты). И вознаграждения получают в соответствии с выполнением требований. Считается, что этот метод управления является справедливым и универсальным, и призван защищать работников.
Ф. Тромпенаарс дает бизнесменам и менеджерам практические рекомендации по работе в среде культур универсальных и частных истин (табл. 7–9 [11]).
Таблица 7.
РАЗЛИЧИЯ | |
Культура универсальных истин | Культура частных истин |
1. Больше внимания уделяется правилам, а не взаимоотношениям. 2. Юридически оформленный контракт может быть пересмотрен только в юридическом порядке. 3. Доверять можно только тому, кто соблюдает своё слово или подпись под контрактом. 4. В действительности имеется только одна истина для всех партнеров. | 1. Больше внимания уделяется взаимоотношениям, а не правилам. 2. Юридически оформленный контракт может быть устно изменен по соглашению сторон. 3. Доверять можно только тому, кто готов к соглашению. 4. Действительность открывает множество перспектив для каждого партнера. |
Таблица 8
СОТРУДНИЧЕСТВО | |
Представители культуры частных истин при сотрудничестве с представителями культур универсальных истин | Представители культуры универсальных истин при сотрудничестве с представителями культуры частных истин |
1. Будьте готовы к «рациональным» и «профессиональным» аргументам, призванным заставить вас пойти на уступки. 2. Не воспринимайте слова «Давайте, наконец, перейдем к делу!» как грубость. 3. Если сомневаетесь, то тщательно обсудите юридическую сторону дела с юристами. | 1. Будьте готовы к личному обращению и «неконкретнстям», которые кажутся неуместными. 2. Не воспринимайте слова «Давайте познакомимся поближе!» как нечто незначимое. 3. Обратите внимание на личный подтекст формальных гарантий. |
Таблица 9
УПРАВЛЯЯ И ПОДЧИНЯЯСЬ | |
Представители культуры универсальных истин | Представители культуры частных истин |
1. Стремятся к последовательности и стандартным процедурам. 2. Устанавливают формальные правила введения изменений в бизнес. 3. Изменяют систему так, чтобы она изменяла людей. 4. Объявляют об изменениях публично. 5. Считают справедливым, когда все одинаковые случаи рассматриваются по одним и тем же правилам. | 1. Устанавливают неформальные или личные связи. 2. Пытаются ввести изменения неформально. 3. Изменяют отношения с людьми так, чтобы люди изменили систему. 4. Используют скрытые рычаги воздействия. 5. Считают справедливым, когда каждый случай рассматривается в зависимости от конкретных обстоятельств. |