Прибыль в роли структурных ограничений
В 1980-е гг. Д. Джеймс и М.Сореф из Висконсинского университета опубликовали работу «Прибыльные ограничения менеджерской автономии: менеджерская революция и устранение президента корпорации». Социологи установили, что максимизация прибыли является основным фактором, ограничивающим поведение менеджеров. На вероятность того, что глава корпорации будет уволен, минимальное влияние оказывает конкретный тип контроля менеджеров или собственников, тогда как максимальное влияние имеет их стремление к прибыли.
Необходимость следовать политике максимизации прибыли навязывается высшим менеджерам через механизм социальных санкций, в частности увольнение. Прибыльные ограничения служат механизмом, гарантирующим эффективную защиту частнособственнических интересов. Менеджеров, не добивающихся успеха в увеличении прибыли корпорации, увольняют.
Их свобода действий серьезно ограничивается собственниками и акционерами. Возникает парадоксальная ситуация: менеджер по долгу службы заинтересован в создании благоприятного климата в организации, увеличении заработной платы и привилегий работникам, но собственник требует от него противоположного — сокращения «непроизводственных» расходов. Если менеджер не повышает прибыль, его ждет конфликт с собственником, если он не повышает заработную плату работникам, его ожидает конфликт с персоналом. Поэтому социологи выдвинули предположение: мотивация менеджеров и мотивация собственников имеют противоположные ориентации.
Ориентация на повышение заработной платы в принципе проста и не требует глубокого анализа, так как она для рабочего и служащего — единственный источник существования. Сложнее интерпретировать мотив прибыли.
Одни ученые полагают, что предпринимателями становятся те и только те индивиды, кто сильнее других стремится к получению прибыли. Другие уверены, что предпринимателей гонит к получению сверхприбыли страх перед экономическим кризисом, банкротством, разорением, т.е. предпринимателями становятся не обязательно из алчности. В бизнес людей может привести также любовь к самостоятельности, желание помочь другим людям, склонность к риску, творчеству и т.п.
Тогда можно утверждать (и такое утверждение выходит за рамки проведенных американскими социологами исследований), что хотя в бизнес люди приходят по самым разным мотивам, остаются они по одному-единствен-ному — из-за страха разориться. Вернее сказать, вся дальнейшая деятельность бизнесменов, одаренных разными талантами, подчиняется одному неумолимому закону — погоне за прибылью.
Пирамида власти построена по тем же законам: во власть человек идет иногда из романтических побуждений — помочь ближним, но на высших постах он вынужден подчиняться законам социальной среды. В таком случае надо присоединиться кутверждению американских социологов о том, что поведение предпринимателя — это ответ на те структурные требования, которые предъявляет занимаемая позиция. И добавить, что поведение чиновника, депутата или президента есть точно такая же реакция на структурные требования, выдвигаемые их должностью.
Не зная этого, мы не поймем ни современной российской экономики, ни российской политической элиты. Только на основе тщательного социологического анализа можно объяснить, почему люди, которых мы знали как вполне интеллигентных, милых и воспитанных, придя к власти, неузнаваемо меняются. Если спросить психолога о причинах, то он, придерживаясь правил своей науки, будет искать их в природе человека. Тогда получится, что есть люди плохие и хорошие, а у власти оказываются только плохие. Или хорошие люди, придя к власти, изменяются внутренне. Это, безусловно, правильно. Но еще более ощутимым является влияние на человека социального окружения. Многие высокопоставленные чиновники, уйдя в отставку, опять превращаются в безобидных обывателей, которые и мухи не обидят. Они с определенным облегчением сбрасывают с себя тяжелую ношу, которую социолог назвал бы социальной маской должности.
Если менеджера увольняют (например, когда фирма переживает экономический кризис), его преемник попытается выправить положение, т.е. значительно увеличить прибыль. Даже являясь сторонником самой гуманисти-
ческой ориентации, он не сможет поступить иначе, если хочет остаться на своем посту. Причина опять же кроется вовне: по своим личным убеждениям менеджер (руководитель отдела, депутат, министр, президент), может быть, и сочувствует рядовым работникам, хочет улучшить их жизнь, но структурные ограничения — необходимость для компании бороться за максимальную прибыль, а для государства — за максимальный политический успех, не позволяют им быть гуманистами.
Рис. 29. Структурные ограничения не позволяют менеджерам быть гуманистами
Отсюда мы вправе сделать только один вывод: какого бы хорошего человека мы ни выбирали в правители, он все равно будет вести себя не так, как нам хочется.