Иерархия: титулы, ранги, чины
Статусы представляют собой социокультурные маркеры, с помощью которых люди привыкли обозначать как горизонтальную дифференциацию общества, например разграничение профессиональной принадлежности, так и вертикальную стратификацию, а именно: субординацию должностей, титулование, дворянские гербы и символы, титулы государей, церковных иерархов и других категорий населения.
ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ ИЕРАРХИИ
Статус варьируется в зависимости от социального контекста. К примеру, положение индивида в группе родственников влияет на его положение в общине. У индейцев хопи линидж (принятое в современной этнографии однолинейных родственных групп) включает механизм передачи прав на владение землей, домом и церемониальные знания, поэтому жизненно важен для личного статуса. В африканском племени талленси только мальчик, потерявший отца, мог возглавить домохозяйство в качестве старшего. Мужчина средних лет при живом отце, который заботится о нем, все еще считается ребенком.
На статус может повлиять род занятий. В зоне Сахары в Африке кузнецы образуют самостоятельную группу с низким статусом. В кастовой системе Индии метельщик имел крайне низкий статус, поскольку ему приходилось убирать вручную человеческие экскременты.
Статус тесно связан с этикетом и моралью, в некоторых обществах он ассоциируется со свободным пользованием богатством (обмен подарками, потлач). В современном обществе профессия, богатство, внешний вид, манеры поведения являются более важными факторами в определении статуса, нежели линидж.
Статусная группа — совокупность лиц, выстроенных в иерархическую социальную систему. Такие группы отличаются от социальных классов потому, что базируются на репутации и престиже, а не на экономическом статусе.
Социальная стратификация, основанная на статусе, очень распространена в традиционном обществе. Члены одной статусной группы взаимодейству-
ют в основном между собой и почти не контактируют с группами, имеющими другой статус — более высокий или менее высокий.
В некоторых обществах кланы или линиджи считаются знатными или незнатными, располагаются иерархически вниз от царского рода до тех кланов, которые, как считается, имеют рабское или низкое происхождение. Наиболее яркие проявления статусных групп дает кастовая система. Представители высших каст не могут принимать пищу, пить в присутствии представителей низших каст, а тем более касаться их, а если подобное произошло, то они совершают ритуал очищения.
Иерархия как упорядоченная система неравного доступа к социальным благам влюбом обществе служит основой социального порядка. Определяя, кто первым должен получать доступ к власти, деньгам и славе, а также в каком объеме эти блага причитаются каждому, иерархия обеспечивает спокойствие в душах людей и поведении социальных групп. Им не надо каждый раз заново, как животным, выяснять право сильного, проливая кровь и напрасно затрачивая силы и время. Иерархия заранее расскажет каждому человеку о его правах и статусных полномочиях, укажет его место на социальной лестнице и «порядок клюва». Заведенный однажды порядок может держаться столетиями, а то и тысячелетиями.
По всей видимости, термин «иерархия» пришел из церкви. В православной церковной иерархии существуют три ступени — епископство, священство и диаконство. Священнослужители, принявшие монашеский обет, относятся к черному духовенству, остальные — к белому. Принять высокий сан епископа могут только представители черного духовенства. Внутри каждой ступени все священнослужители равны между собой по благодати. Например, патриарх равен епископу и является лишь первым среди равных.
Врезка
Ф. Берто
Тайна египетских пирамид
До наших дней сохранились древнеегипетские папирусы (архив одного из храмов), где можно видеть служебный график. Он расчерчен на квадраты, и в нем записаны обязанности персонала. В клеточках, которые соответствуют дням месяца, записаны имена служащих, которые должны исполнять данные поручения. Вот этот, например, должен провести ночь в доме, который находится у дверей склада к северу от дороги жреца, молящегося об усопших, когда он обходит пирамиду. Дело обычное, оно поручено одному человеку. Несколько человек должны доставить божественное приношение в храм Солнца Сетип-Ра из резиденции и дворца. А другие должны уединиться в храме в часы, когда нет богослужения. И наконец, группа людей должна выполнять священные ритуалы для царских статуй в праздничные дни. Например, когда в храме нет богослужения, тогда они распределяются между двумя категориями людей: священниками, с одной стороны, и служащими храма— с другой. Их называют «рейтиша».
А здесь вписаны в клеточки дни месяца и имена людей, которые должны дежурить в обоих случаях. Как можно убедиться, эти имена через несколько дней меняются. Притом работа сменная: день — ты, день — твой коллега. А на обо-
ротной стороне этой таблицы, которая составлена очень подробно, можно увидеть черновик графика, сделанного в последний день этого месяца на следующий месяц. А здесь перечислены те, кто должен провести ночь на крыше храма с северной и южной стороны. Эти люди должны были оставаться на крыше храма, чтобы наблюдать за движением звезд и распознавать по ним ночное время.
Белое духовенство — это протопресвитер, протоиерей, иерей, протодиакон, диакон.
Черное духовенство — это епископство (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ), священство (архимандрит, игумен, иеромонах), диаконство (архидиакон,иеродиакон).
Иерархияпредставляет собой систему вертикально расположенных сверху вниз позиций, при этом нижние контролируются и подчиняются верхним. Лица, облеченные наибольшими официальными полномочиями, занимают верхние ступени. В государстве это президент, король, император, в организации — директор, управляющий, председатель совета директоров.
Каждый исполнитель имеет не только четко предписанный круг должностных обязанностей, ной название своей должности, например, бригадир, инженер, токарь 6-го разряда, начальник отдела кадров. Если рассматривать общество в качестве организации, то и здесь существуют свои названия должностей. Раньше они именовались титулами.
ТИТУЛЫ И РАНГИ
Происхождение института титулования прямо связано с военным делом и ратными подвигами. На протяжении многих столетий всевозможными титулами, начиная с Древнего Египта и кончая императорской Россией, титулы и многие звания присуждались и жаловались почти исключительно за воинскую службу, боевые заслуги, выигранные битвы.
Титул(от лат. titulus — надпись, почетное звание): 1) почетное владетельное, родовое (наследственное) или пожалованное (присваиваемое) звание (например, князь, герцог, граф) для подчеркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество); 2) словесная формула именования лица в соответствии с его официальным почетным званием, высоким служебным или общественным положением; 3) в юриспруденции основание какого-либо права собственности на данный участок, например титул купли-продажи, дарения, мены и т.д.; 4) страница книги, на которой напечатаны ее название, имя автора, место и год издания (титульный лист); 5) устаревшее —аттестат, диплом об окончании образования в каком-либо учебном заведении.
С социологической точки зрения титул может означать как приписываемый статус (родовой, унаследованный от родителей), так и достигаемый (полученный от первого лица в государстве).
Титулы зародились в Древнем Египте. В управленческой иерархии каждый египетский чиновник имел свой титул. Например, титул «стоящий над людьми» обозначал принадлежность к высшему сословию. Внутри же сословия существовали дополнительные титулы, которые добавлялись к первому. Так, сочетание двух титулов «стоящий над людьми» и «главный» давало новый титул — «князь». Эти князья имели, кроме того, и придворные титулы, например «царский знакомый» или «единственный друг». Наконец, существовал титул, выражающий личное расположение царя к чиновнику, но не в прямой, а в обращенной форме — как отношение старшего к младшему или отца к сыну. Этот титул назывался «имахи» и переводился как «почтенный кем-либо». Получить от царя сан имахи было предметом желаний и венцом
карьеры для любого чиновника. Вместе с ним даровалось право на получение гробницы1.
Египетский фараон имел, как правило, не один, а несколько (иногда очень много) титулов, которые, складываясь в систему, назывались титулатурой. Каждый очередной фараон считался потомком двух богов — Ра (бог Солнца) и Хора2 (сын Осириса и Исиды), следовательно, был связан с ним божественными и фамильными узами. Эти представления отражаются в официальной пятичленной титулатуре фараона, окончательно установившейся в конце эпохи Древнего царства и сохранившей свою силу и значение на протяжении всей истории Египта, включая греко-римское время. Первым
членом титулатуры двух фараонов, Се-нусерта I и Тутмоса III, было имя фараона как воплощения бога Хора, включавшего в качестве обязательного компо нента имя бога: например, Сенусерта I, фараона XII династии — «Хор, жизнь рождений», Тутмоса III — «Хор, бык могучий, воссиявший в Фивах» и т.д. Вторым членом титулатуры было имя фараона как воплощения «двух владычиц» — богини Верхнего Египта Нехбет (в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). У Сенусерта I это имя было тождественно имени Хора — «жизнь рождений», у Тутмоса 111 оно звучало «Устойчивое явление Ра». Третий член титулатуры состоял из имени фараона как «золотого Хора». У Сенусерта I это было опять «жизнь рождений», у Тутмоса III — «могучий силой, святой коронами». Четвертый член титулатуры начинался словами: «Царь Верхнего и царь Нижнего Египта», затем в обязательном порядке в картуше следовало личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта (у Сенусерта I — Хепер-Ка-Ра, у Тутмоса III — Мен-Хепер-Ра). Пятым членом титулатуры служило «отчество», которое предварялось словами «сын Ра», затем следовало второе имя фараона, также обязательное в картуше, — Тут-мос-Нефер-Хепер. Из пяти членов титулатуры четыре содержат отождествление фараона с богами. Это означает, что фараон официально объявлялся богом. В текстах, исходивших из официальных кругов — храмов, дворцов и т.п., всячески подчеркивалось божественное происхождение фараона в целях упрочения его авторитета. Слова «бог благой», «фараон», «царь» имели один и тот же денотат — «живой царь», «фараон».
С тех пор правители монархического государства, в том числе и римского, имели полный официальный титул и более краткие варианты титула, употребляемые в обиходе. Официальный титул обычно множествен и использовался в официальных документах, а краткий состоял из одного-двух слов.
' Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 198. Некоторые боги почитались египтянами в виде животных или птиц. Сокола бога Хора еще с древнейших времен связывали с представлениями о могучем небесном божестве. После образования государства Хор выступает неизменным покровителем фараонов, которые сами назывались теперь Хорами. Слиянию культа Хора с царским способствовало и то, что с развитием поклонения Осирису как умершему царю Хор входит в круг осирических мифов. Иногда солнечный бог мыслился в виде сокола, иногда в виде человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны, но независимо от того, назывался ли тот или иной бог Ра. Атум, Хепри или Хор, в основе их культа лежало поклонение великому светилу. С древнейших времен фараон считался богом во плоти, ипостасью Царского бога Хора на земле. Хоровы имена входят в его титулатуру.
У римских императоров долгое время не было строго установленной официальной титулатуры. В зависимости от обстоятельств главу государства называли по-разному: imperator, princeps, dominus, caesarw т.д. Титул первого гражданина (princeps civitatis) был лишь наиболее употребительным в гражданском обиходе обозначением носителя высшей власти, но не официальным титулом. Позже система титулования упорядочилась, и титул императора Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) звучал так: Imperator Caesar divif. Augustus, pontifex maximus, cos. XIII, tribunicia potestate XXXII, imp. XXVI, pater patriae. В его состав входят следующие элементы: преномен «император», имена «Цезарь» и «Август», титулы верховного понтифика и консула, указание на трибунскую власть и количество императорских аккламаций и титул отца отечества3. В титулатуре российских государей из династии Романовых титул «Царь Польский» следовал сразу за «Самодержцем Всероссийским».
В Древнем Египте фараон — первое лицо государства и носитель максимально престижного титула, был не только высшим гражданским лицом, высшим жрецом, но и главнокомандующим. Титул зародился в военной сфере. Происхождение высшего воинского звания связано с развитием государства, при котором складывались определенные социальные отношения. Как правило, эти отношения оформлялись соответствующими атрибутами социального этикета: титулами, чинами, денежными и иными наградами, знаками различия и т.п. Особенностью большинства из них является то, что поначалу они означали не звания или титулы, а реальные должности, от ко-
Врезка
Л.Е. Шепелев
Титулы, мундиры, ордена
Характерная черта сословий — наличие социальных символов или знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию — дворянству. Что же это за символы? Титулы— установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие их правовой статус. В России в XIX в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство и светлость. Мундиры— официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально их выражавшая.
Ордена— вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (кавалер ордена) представляет собой частный случай мундира, а собствен-
но орденский знак — обычное дополнение любой форменной одежды.
Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин — ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах». С тех пор «чин» получил более узкое, специальное значение, относящееся только к государственной службе. Табель предусматривала три основных рода службы — воинскую, штатскую и придворную. Каждая из них делилась на 14 рангов, или классов.
Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе необходимо было прослужить известный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей в иерархии было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности. Ранг без должности получил название чина или классного чина (для отличия от чина вообще, чина как
3 ЕгоровА.Б. Проблемы титулатуры римских императоров// Вестник древней истории. 1988. № 2 (185).
торых в дальнейшем они отделились. Так, титул князя когда-то означал и выделял племенного вождя, позже — реального главу княжества. И лишь после создания единого Русского государства стал почетным титулом, указывающим на происхождение.
Широкое распространение титул получил в феодальном обществе, а в некоторых капиталистических странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне. В России после Октябрьской революции 1917 г. титулы были ликвидированы.
Титул — не только почетное воинское звание и гражданский статус, но и привилегия высшего сословия общества. Если титул присуждался выходцу из социальных низов, то тем самым он совершал восходящую мобильность и переходил в ряды аристократии. Быть титулованным и находиться в числе простого народа было практически невозможно.
В Европе и в России титулом могли владеть только дворяне, представители благородного сословия. Дворянство могло быть поместным и служилым. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и потомкам по мужской линии.
Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом
должности и звания), а за его обладателем закрепилось наименование «чиновник». Чин давал право на замещение должностей государственной службы и являлся показателем выслуги лет, старшинства. Исполнение государственной службы возможно лишь в том случае, если чиновник имел статус дворянина. Преимущественное право на государственную службу предоставлялось потомственному поместному дворянству. Имущественная обеспеченность и более высокий образовательный уровень дворянства сыграли решающую роль в том, что государство сделало ставку именно на него. Обеспеченность являлась важной ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась уставной обязанностью дворянства. Оба типа дворянства — поместное и служилое — являлись потомственными: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родословия, родового герба, портретов предков, преданий, титулов и орденов. В сознании возникало чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его Доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составля-
ющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворянского сословия и классных чиновников (с членами семей) составляла в середине XIX в. 1 млн человек. Потомственные дворяне (по происхождению) составляли 37% общей численности сословия. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед отече-
ством. Официальное признание таких заслуг выражалось общим титулом всех дворян — «ваше благородие». Частный титул «дворянин» в быту не употреблялся. Заменой частного титула служил предикат «господин», который со временем стал относиться к любому другому свободному сословию. В Европе использовались другие замены: «фон» при немецких фамилиях, «дон» при испанских, «де» при французских. В России дан-
княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств — граф и барон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.
В России в конце XIX в. насчитывалось 310 графских родов, баронских — 240, княжеских — 250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы были пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. В 1914 г. она насчитывала более 60 человек.
К государственному правлению в России, как и во всех других странах, допускалось только благородное сословие. Справедливо считалось, что управлять государством должны люди образованные, честные и опытные. Руководящий опыт дворянин приобретал во время управления своим поместьем, а честность являлась наследуемой чертой. Ему несложно было переключиться впоследствии на управление государственными делами.
В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий — «Табель о рангах». Каждый род государственной службы — воинская, штатская и придворная —делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. Чин — это ранг (место в служебной иерархии) той или иной должности государственного служащего (военного, штатского или придворного).
ная формула трансформировалась в указание имени, отчества и фамилии. Именная трехчленная формула применялась лишь в обращении к благородному сословию: пользование полным именем являлось прерогативой дворян, а полуимя считалось признаком принадлежности к неблагородным сословиям.
В Древнем Риме существовал обычай давать военачальникам почетные прозвания по названиям тех мест, где ими были одержаны выдающиеся победы. Позже он утвердился и в России. Родовая фамилия дополнялась почетным наименованием в виде добавочной фамилии с указанием титула. За победу на реке Рымнике А.В. Суворов получил титул графа с добавлением к фамилии наименования Рымникский, а затем при Павле I за швейцарско-итальянский поход он получил еще титул князя Италийского.
Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и другие родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости от сюзерена, прежде всего от короля. До XVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории страны. При Петре I впервые введе-
ны родовые титулы западных государств — граф и барон. В древней Европе баронский титул был самым важным и почетным. Барон — непосредственный вассал короля. Граф в средневековой Европе — должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, т.е. крупном наследственном феодальном владении. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский. Князья и графы могли быть: 1) владетельными (действительными), имевшими земельный участок, 2) титулярными, не обладавшими земельным владением. Родовые титулы могли быть пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который принадлежал только членам императорской фамилии. Великий князь — наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул «цесаревич». Император обладал общим титулом «ваше императорское величество», а наследник и другие великие князья — «ваше императорское высочество». В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (или прирожденный) титулы. Наличие родословной указывало на предписанный статус, а ее отсутствие — на достигнутый. Адаптировано по источнику: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. М., 1991.
ЧИНОВНИКИ И БЮРОКРАТЫ
В дореволюционной России носитель чина назывался чиновником. С тех пор прошло много времени, и сегодня мы называем любого государственного служащего чиновником. А если хотим выразить презрение к нему, то — бюрократом. Слово «бюрократия» (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — сила, власть) буквально означает власть канцелярщины.
Бюрократияв повседневном словоупотреблении означает форму организации, которая представляет собой запутанный лабиринт правил, инструкций, отсрочек и крючкотворств, существующих на всех уровнях управленческой иерархии.
Рис. 19. Один из важнейших признаков бюрократии — сотрудники организации
не знают друг друга
У французов до сих пор комод с большим количеством ящиков и секций называется бюро. Бюрократия — иерархическая организация с множеством отделов, уровней управления, инструкций и чиновников в кабинетах.
Наполеон, как и Петр I, ввел свою «Табель о рангах». Но не из 14 классов — «чинов», а всего из четырех. И сегодня все служащие публичной (центральной государственной) службы разбиты на классы А, В, С, D.
Класс А (около 20% всех бюрократов) относится к тому, что в России определяется термином «номенклатура»: министры, начальники служб, департаментов, послы, высшие военные чины. Класс В — самый многочисленный (40%), как правило, это чиновники, действующие на местах (сюда включаются префекты). Класс С(30%) и D(l%) — это исполнители: машинистки, стенографистки, секретарши, референты.
В России другие пропорции — наш «класс D» во много раз больше, ибо наш номенклатурный чиновник окружен множеством помощников, референтов, советников.
Главное отличие французского чиновника от нашего в другом. Французский бюрократ поступает на работу только пооткрытому конкурсу —даже в такие закрытые у нас ведомства, как МИД или МВД. За свою «классность» он получает одинаковое жалованье в любом министерстве.
Чин — важный момент в общественной иерархии. Он регулирует отношения между людьми согласно занимаемой должности. Уже в Древнем Египте появился особый церемониал взаимоотношений чиновников —этикет чинопочитания.
Придворный этикет поведения чиновников предписывал, чтобы приближенные падали ниц и не могли даже во время советов иначе подавать свое
![]() |
прошение и обращаться к царю, как в форме гимнов. «Характерным и для наших понятий странным обыкновением того времени у фараонов было награждать своих верных слуг саркофагом из казенных каменоломен, или жертвенной доской, или фасадом гробницы для заупокойного культа, или участком земли как источником средств для его поддержания... Вельможи неукоснительно перечисляли в своих посмертных автобиографиях, начертанных на стенах гробниц, как свои заслуги, так и царские милости»4.
Современных государственных чиновников за лояльность и преданность награждают орденами и медалями, высокими званиями, юбилейными подарками и т.п. Причем и сейчас, и прежде первые лица в государстве одаривали подчиненных не из собственных средств, а за казенный счет.
Одаривание может принимать не только материальную форму. Это могут быть знаки особого расположения высокого лица, одобрительные жесты, взгляды и т.п. Совершенно особый элемент бюрократического ритуала чинопочитания составляют такие поступки, которые, будучи совершены по отношению к равному себе или нижестоящему, выглядели бы как унижение или даже оскорбление. Например, целовать ноги другому человеку в повседневной жизни вряд ли захотел бы рядовой древний египтянин. Но если фараон позволял целовать себе ноги, то это знак высочайшей милости, на который могли рассчитывать только особо приближенные. Чиновники более низкого ранга допускались лишь до того, чтобы целовать царский пол. Египетский вельможа Пташепсес, воспитывавшийся во дворце и впоследствии ставший верховным жрецом в Мемфисе, с гордостью сообщал, что ему позволено было целовать ноги царя, а не пол перед ним. Как архаические пережитки подобного ритуала надо рассматривать современные приемы «задабривания» начальства, скажем, намерение потереть ему спину в бане, сбегать в магазин за дефицитным товаром и т.п.
В Древнем Египте визиря — первое лицо в служебной иерархии — мог поучать только фараон. Вот одно из таких поучений: «Поступай так. Относись к знакомому так же, как и к незнакомцу, к тому, кто близок к царю, так же,
4 Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л., 1936. Т. 1. С. 199.
как и к тому, кто далек от (его дома). Князь, который так поступает, будет прочен на своем месте. Не удаляй просителя, не выслушав. Если имеется проситель, желающий обратиться к тебе с просьбой, но он не тот, за кого себя вешает, то ты откажи ему, объяснив причину отказа. Ведь говорят: «просителю приятнее внимание к его словам, чем исполнение того, из-за чего он пришел»... Окружи себя страхом, чтобы боялись; князь — это князь, которого боятся, но уважение к князю бывает, если он творит правду. Если же кто-либо слишком часто действует страхом, то во мнении людей он не совсем прав...» Несомненно, перед нами один из древнейших, если не самый древний, учебный текст по психологии и этике управления.
НОМЕНКЛАТУРА
В советское время, как и в любую историческую эпоху, к управлению государством допускали не всех желающих, а только избранных. Они выбирались по политическим и идейным признакам. Для того чтобы занять руководящие должности в советском государстве, надо быть непременно членом большевистской партии, иметь незапятнанную репутацию, активно вести общественную работу, разделять принципы коммунистической морали.
На государственные должности и при Петре I, и при Сталине назначали «сверху» — за особые заслуги перед государством. Постепенно формировалась особая должностная прослойка — номенклатура,т.е. высший слой партийных функционеров. Номенклатура обозначает перечень руководящих должностей, замещение которых происходит по решению вышестоящего органа власти. В господствующий класс входят только те, кто состоит в штатной номенклатуре партийных органов — от номенклатуры Политбюро ЦК КПСС до основной номенклатуры райкомов партии. Никого из номенклатуры нельзя было всенародно избрать или сменить. Кроме того, в номенклатуру входили руководители предприятий, крупных строек, транспорта, сельского хозяйства, обороны, науки, культуры, министерств и ведомств. Общая численность — около 750 тыс. человек, а с членами семей численность номенклатуры в СССР доходила до 3 млн, т.е. 1,5% населения.
В Древнем Риме номенклатором называли раба, сопровождавшего своего господина на улице, чтобы называть ему имена встречных, и объявлявшего названия подаваемых блюд. Поэтому латинское «номенклатура» обозначает роспись имен, а слово «номен» — родовое имя, национальность, лицо, известность, а также должника.
Его историческим предшественником является древнегреческое «номос», имевшее следующие значения: а) пастбище, выгон, округ, область; б) обычай, закон, установление. Понятием «ном» древние греки обозначали области Древнего Египта, а словом «номарх» — правителя нома, т.е. царского наместника, возглавлявшего административный аппарат, суд и войско нома, ведавшего ирригацией и контролировавшего сбор налогов.
Истоки слова «номенклатура» надо искать в Древней Греции, ачерез нее и в Древнем Египте. В своей книге известный дореволюционный историк Б.А. Тураев5 полно реконструирует особенности египетской бюрократии, во
5 Тураев Б.А. Указ. соч. С. 200-234.
многом напоминавшей русскую служилую знать. К моменту завоевания греками в Египте давно сложился и был освящен обычаем порядок, который сегодня называется номенклатурой. Сохранился папирус, в котором чиновник по имени Гори обижается на своего бывшего друга, который не оказал подобающих его рангу знаков внимания и вдобавок назвал его «плохим чиновником с поломанными руками». Это не так, возражает Гори: «имя мое ты найдешь в списках — оно занесено в великих конюшнях Рамсеса II».
Управлением областями (номами), входившими в египетское государство и присоединенными либо добровольно (в поисках покровительства и защиты), либо принудительно (силой оружия), было очень важным делом. Номами управляли родовые, знатные вельможи, наделенные широкими полномочиями на подвластной им территории и назначавшиеся фараоном. Они составляли костяк номенклатуры, подобно тому как в советское время костяк партийной номенклатуры составляли первые секретари крайкомов и обкомов КПСС. Все они —особо приближенные лица.
В Древнем Египте существовал разветвленный государственный аппарат из чиновной знати. Во главе стоял всемогущий визирь (джати), соединявший административную и^удебную ветви власти. Он обладал привилегией издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать конфликты между чиновниками. Под председательством «единственного возлюбленного царя» находились шесть судебных палат с судебной коллегией, включавшей 10 номархов.
Второй по важности пост занимал хранитель печати — казначей. Он носил почетный титул «.заведующего тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил», а также «заведующего всем, что есть и чего нет»6. Он заведовал финансами и распоряжался царским имуществом. Ему подчинялось множество чиновников, каждый из которых также имел штат подчиненных. Кроме министерства финансов были военный и морской министры, министр общественных работ («начальник работ») и др.
Врезка