Межличностная структура группы

Групповая структура возникает вследствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение. Поскольку в малую группу входят хорошо знакомые люди, то огромную роль в ее структуре играют межличностные выборы и предпочтения, межличност­ные ожидания, нормы и правила. Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, обусловливающая восприя­тие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его по­ложение в системе групповых отношений. Система групповых ожиданий — базирующаяся на групповых нормах совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жиз­недеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Ком­позиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств.

Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социо-граммы.Пусть надо провести опрос в студенческой группе. Каждого студен­та мы попросили указать, с кем именно он хотел бы вместе поработать, с кем провести досуг, сходить в поход, кому назначить свидание и т.д. Взаимные выборы наносятся на специальную карту, где каждый тип связи обозначает­ся особым образом.

Из социограммы на рис. 49 следует, что наибольшее число выборов по­лучил Андрей. Он — лидер группы, а наименьшее число выборов у Сергея и Ольги, они — аутсайдеры.

межличностная структура группы - student2.ru

Рис. 49. Социограмма малой группы: 1 — досуг; 2 — поход; 3 — свидание; 4 — работа

Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпати­ями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно,

у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдвигает­ся благодаря своим личным качествам. Термин «лидер», как свидетельству­ет Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие спе­циалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г.

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в приня­тии решений либо привлекается к участию реже всех. С мнением аутсайдера мало кто считается.

Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько.

Когда лидеров в группе больше одного, она раскалывается на подгруппы, которые называют кликами.

Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют обще­ственное мнение группы и составляют ее ядро. Если, к примеру, надо устро­ить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.

Итак, лидер — фокус групповых процессов. Члены группы как бы делеги­руют (по умолчанию) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.

ЛИДЕРСТВО — отношения доминирования и подчинения в преде­лах малой группы.

Типичная для лидера манера поведения — система приемов воздействия на других и контроля над ними — называется стилем лидерства. Всего насчи­тывают три основных стиля лидерства:

♦ авторитарный — жесткие приемы воздействия, пресечение инициати­вы, единоличные решения, детальный контроль;

♦ демократический — мягкие приемы, поощрение инициативы, совмест­ное обсуждение и принятие решений, общий контроль;

♦ попустительский — отстранение от реального руководства, невмеша­тельство в действия подопечных, анархия.

На производстве авторитарный стиль эффективен на простых работах и при низкой квалификации подчиненных. При демократическом стиле все наоборот.

Сделаем выводы:малая группа находится в конце типологии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику — в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Групповая динамика— направление в микросоциологии и социальной психологии, состоящее из множества поднаправлений, концепций и теорий, которые в своей совокупности описывают все стороны функционирования малых групп: природу групповых связей, структуру и отношения внутри группы, формирование функционально-ролевой структуры группы, влияние групповых стандартов на поведение индивидов, динамику власти и подчи-

нения, сплочение, стили руководства и принятия решений, конформизм, социальные установки, внутри- и межгрупповые конфликты, групповое дав­ление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.

межличностная структура группы - student2.ru

Предметная область групповой динамики — совокупность внутригруппо-вых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирова­ние, развитие, стагнацию, регресс, распад). К процессам групповой динами­ки относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, вы­работка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д. Основной теоретико-методологический тезис гласит о том, что законы, характе­ризующие процессы в малых группах, можно экстраполировать на общество в целом и объяснять законы его функци­онирования. Особенно активно изуча­ются два свойства малых групп — груп­повая сплоченность и групповая совместимость.

В научный оборот термин «групповая динамика» ввел в конце 1930-х гг. К. Левин. Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изме­нения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 1930-х — начала 1940-х гг., ознаменовался рядом оригинальных эксперимен­тальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными по­пытками разработки теории группового поведения. Так, М. Шериф прово­дит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, приме­няя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п.

Специалисты называют множество подходов, которые сегодня объединя­ются в рамках групповой динамики: теория социального поля (К. Левин, М. Дойч, Дж. Картрайт), социального взаимодействия (Р. Бейлз, Дж. Хо-манс), социальных систем (Т. Ньюком, Р. Стогдилл), когнитивного диссо­нанса (Л. Фестингер), социологии организаций (Г. Саймон, Дж. Френч), со­циометрия (Дж. Морено, Г. Л индсей). Влияние групповой динамики на со­временную, особенно американскую, социологию было чрезвычайно велико, хотя ее недостатки (перенос лабораторных данных на реальное поведение больших социальных групп, абсолютизация роли малых групп) вызвали на­растающий поток критики.

В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-япон­ской войны 1904—1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского. После Гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к

проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой пробле­мы мы встречаем имена П.П. Блонского и Д.Б. Эльконина, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов. Вышедшие в 1930—1940-е гг. труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива одновременно как объекта научного исследования и психокоррекции. В центре внимания Ма­каренко оказались организация, структура и управление (включая руковод­ство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психо­логический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и

межличностная структура группы - student2.ru

деловые отношения, личность в дина­мике приобретения качественных ново­образований в связи с развитием самой группы.

В 1970—1980-е гг. изучению ценност­но-нормативных феноменов процесса группообразования в отечественной со­циальной психологии были посвящены работы таких ученых, как Г.В. Акопов, Е.И. Головаха, СИ Жигулев, С.С. Паповян, А.А. Русалинова, Л.И. Уман-ский, В. В. Шпалинский. Методологической основой решения проблемы де­терминации генезиса малой группы являются положения о группе как сово­купном субъекте, о системном подходе к анализу психических явлений, о де­терминации жизнедеятельности людей, разработанные отечественными социальными психологами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинш­тейн). Группа рассматривается как относительно самостоятельная целостная система, обладающая специфическими особенностями и интегративными факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие (А.И. Дон­цов, А.Л. Журавлев, В.Г. Крысько, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Раз­вертывающиеся в группе процессы и отношения рассматриваются как мно­гомерные и многоуровневые (Б.Ф. Ломов, Л .А. Петрушенко). Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: ру­ководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению лично­сти в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Групповая динамика — это не только научная теория и область эмпири­ческих исследований, но еще и сфера практики, за которой стоят большие деньги, особенно если она используется в менеджменте и бизнесе. Здесь она понимается как совокупность групповых действий и интеракций, возника­ющих в результате деятельности членов группы, их влияния на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени. Ее основу составляют: задачи и нормы группы, ее структура и структура лидерства, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение.

По существу, в бизнесе групповая динамика превращается в групповую психокоррекцию, в задачи которой входят: изменение неадаптивных стерео­типов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; приобре­тение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффектив­ного взаимодействия с людьми; содействие процессу личностного роста;

устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоцио­нальным проблемам. Главными персонажами здесь выступают тренер и кли­енты. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (использование дополнительных объектов, например клиент бьет по подушке — символу предмета агрессии).

Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, так как работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, ста­раются не замечать чужие недостатки. Психокоррекционная группа нуждает­ся в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов. Первую попытку сознательного при­менения «группового эффекта» пред­принял в 1930-е гг. бостонский врач-интерн Дж. Пратт, лечивший больных межличностная структура группы - student2.ru туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывал им о специальной гигиене при туберкулезе, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошего питания. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдви­гах в течении болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. В результате групповой терапии их состояние измени­лось к лучшему в большей мере, чем у больных, получавших дорогое, клас­сическое по тем временам лечение. Пратт оказался вполне достоин собствен­ных результатов, сумел их должным образом проанализировать и оценить. И даже разработал методику групповой терапии для людей, не страдающих никакими физическими заболеваниями. После него началось стремительное развитие групповой психотерапии (термин «групповая психотерапия» ввел в 1932 г. Я. Морено).

В современной психотерапии существуют десятки и даже сотни концеп­ций о том, как должна функционировать терапевтическая группа, но суть их одна. Если в бизнес-группах одаренную личность руководителя или предпри­нимателя развивают до наивысших стандартов, то в психокоррекционных группах ущербных людей подтягивают до уровня нормальных. Удивитель­но, но то и другое, как оказалось, возможно не в одиночестве, а исключи­тельно в группе. Таков ошеломляющий эффект малой группы, открытый только в XX в., последствия которого нам предстоит постигать, видимо, еще не одно десятилетие.

Групповая динамика сегодня — активно развивающаяся междисципли­нарная область знания. Ее теории и эмпирические данные находят приме­нение в психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, по­литологии, менеджменте, педагогике. В США выходит журнал Group Dynamics: Theory, Research, and Practice71, спонсируемый 49-й секцией Аме­риканской психологической ассоциации (АРА), которая называется Group Psychology and Group Psychotherapy. При Мичиганском университете многие

Информацию о журнале см.: http://www.has.vcu.edu/group/gd.html; http://www.apa.org/journals/gdn/ description.html.

годы успешно функционирует Центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics, RCGD)4. В поисковой системе русского интернета мож­но обнаружить более 1200 сайтов по групповой динамике, включая множе­ство объявлений о тренингах и консультациях в этой области. В зарубежном интернете число таких сайтов достигло 4 690 тыс. Общее количество эмпи­рических исследований, теоретических разработок, тренингов и практичес­ких программ, учебных курсов и методических пособий, а также научно-по­пулярных публикаций, по некоторым расчетам, превышает 600 тыс. единиц.

Наши рекомендации