Межличностная структура группы
Групповая структура возникает вследствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив признак, лежащий в основе тех или иных устойчивых отношений, можно построить иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение. Поскольку в малую группу входят хорошо знакомые люди, то огромную роль в ее структуре играют межличностные выборы и предпочтения, межличностные ожидания, нормы и правила. Статус личности в группе — совокупность объективно присущих человеку характеристик, обусловливающая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системе групповых отношений. Система групповых ожиданий — базирующаяся на групповых нормах совокупность представлений о том, как должен вести себя член группы в определенной ситуации. Нормы являются некими представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения. Композиция группы — совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важная для понимания ее целостных свойств.
Структуру связей и отношений в малой группе изучают методом социо-граммы.Пусть надо провести опрос в студенческой группе. Каждого студента мы попросили указать, с кем именно он хотел бы вместе поработать, с кем провести досуг, сходить в поход, кому назначить свидание и т.д. Взаимные выборы наносятся на специальную карту, где каждый тип связи обозначается особым образом.
Из социограммы на рис. 49 следует, что наибольшее число выборов получил Андрей. Он — лидер группы, а наименьшее число выборов у Сергея и Ольги, они — аутсайдеры.
Рис. 49. Социограмма малой группы: 1 — досуг; 2 — поход; 3 — свидание; 4 — работа
Лидером именуют члена группы, пользующегося наибольшими симпатиями и принимающего решения в самых важных ситуациях. Следовательно,
у него наибольшие авторитет и власть. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам. Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г.
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом. Он не участвует в принятии решений либо привлекается к участию реже всех. С мнением аутсайдера мало кто считается.
Если лидер в малой группе, как правило, один, то аутсайдеров может быть несколько.
Когда лидеров в группе больше одного, она раскалывается на подгруппы, которые называют кликами.
Хотя лидер в группе один, авторитетных лиц может быть несколько. На них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее ядро. Если, к примеру, надо устроить вечеринку или сходить в поход, то ядро выступает в роли организаторов.
Итак, лидер — фокус групповых процессов. Члены группы как бы делегируют (по умолчанию) ему власть и право принимать решения в интересах всей группы. И делают это добровольно.
ЛИДЕРСТВО — отношения доминирования и подчинения в пределах малой группы.
Типичная для лидера манера поведения — система приемов воздействия на других и контроля над ними — называется стилем лидерства. Всего насчитывают три основных стиля лидерства:
♦ авторитарный — жесткие приемы воздействия, пресечение инициативы, единоличные решения, детальный контроль;
♦ демократический — мягкие приемы, поощрение инициативы, совместное обсуждение и принятие решений, общий контроль;
♦ попустительский — отстранение от реального руководства, невмешательство в действия подопечных, анархия.
На производстве авторитарный стиль эффективен на простых работах и при низкой квалификации подчиненных. При демократическом стиле все наоборот.
Сделаем выводы:малая группа находится в конце типологии социальных групп, так как у нее самые маленькие размеры. Исходные молекулы малой группы — диада и триада. На них распадаются более крупные формирования. Структуру малых групп описывают при помощи социограммы, а динамику — в рамках специального направления, именуемого групповой динамикой.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
Групповая динамика— направление в микросоциологии и социальной психологии, состоящее из множества поднаправлений, концепций и теорий, которые в своей совокупности описывают все стороны функционирования малых групп: природу групповых связей, структуру и отношения внутри группы, формирование функционально-ролевой структуры группы, влияние групповых стандартов на поведение индивидов, динамику власти и подчи-
нения, сплочение, стили руководства и принятия решений, конформизм, социальные установки, внутри- и межгрупповые конфликты, групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.
Предметная область групповой динамики — совокупность внутригруппо-вых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад). К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д. Основной теоретико-методологический тезис гласит о том, что законы, характеризующие процессы в малых группах, можно экстраполировать на общество в целом и объяснять законы его функционирования. Особенно активно изучаются два свойства малых групп — групповая сплоченность и групповая совместимость.
В научный оборот термин «групповая динамика» ввел в конце 1930-х гг. К. Левин. Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 1930-х — начала 1940-х гг., ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п.
Специалисты называют множество подходов, которые сегодня объединяются в рамках групповой динамики: теория социального поля (К. Левин, М. Дойч, Дж. Картрайт), социального взаимодействия (Р. Бейлз, Дж. Хо-манс), социальных систем (Т. Ньюком, Р. Стогдилл), когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), социологии организаций (Г. Саймон, Дж. Френч), социометрия (Дж. Морено, Г. Л индсей). Влияние групповой динамики на современную, особенно американскую, социологию было чрезвычайно велико, хотя ее недостатки (перенос лабораторных данных на реальное поведение больших социальных групп, абсолютизация роли малых групп) вызвали нарастающий поток критики.
В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю традицию. Отдельные эмпирические факты группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японской войны 1904—1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В.М. Бехтерева, А.С. Залужского. После Гражданской войны для развития психологии коллективов характерен повышенный интерес исследователей к
проблеме вожачества. Среди многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена П.П. Блонского и Д.Б. Эльконина, чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня привлекают внимание специалистов. Вышедшие в 1930—1940-е гг. труды А.С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива одновременно как объекта научного исследования и психокоррекции. В центре внимания Макаренко оказались организация, структура и управление (включая руководство и лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и
деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.
В 1970—1980-е гг. изучению ценностно-нормативных феноменов процесса группообразования в отечественной социальной психологии были посвящены работы таких ученых, как Г.В. Акопов, Е.И. Головаха, СИ Жигулев, С.С. Паповян, А.А. Русалинова, Л.И. Уман-ский, В. В. Шпалинский. Методологической основой решения проблемы детерминации генезиса малой группы являются положения о группе как совокупном субъекте, о системном подходе к анализу психических явлений, о детерминации жизнедеятельности людей, разработанные отечественными социальными психологами (К.А. Абульханова-Славская, Л.И.Анциферова, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). Группа рассматривается как относительно самостоятельная целостная система, обладающая специфическими особенностями и интегративными факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, В.Г. Крысько, А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Развертывающиеся в группе процессы и отношения рассматриваются как многомерные и многоуровневые (Б.Ф. Ломов, Л .А. Петрушенко). Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Групповая динамика — это не только научная теория и область эмпирических исследований, но еще и сфера практики, за которой стоят большие деньги, особенно если она используется в менеджменте и бизнесе. Здесь она понимается как совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате деятельности членов группы, их влияния на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени. Ее основу составляют: задачи и нормы группы, ее структура и структура лидерства, групповые роли, сплоченность группы, групповое напряжение.
По существу, в бизнесе групповая динамика превращается в групповую психокоррекцию, в задачи которой входят: изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; приобретение знаний о межличностных и групповых процессах для более эффективного взаимодействия с людьми; содействие процессу личностного роста;
устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам. Главными персонажами здесь выступают тренер и клиенты. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, а стараются выявлять либо вербально (рассказ об этих чувствах), либо в символической форме (использование дополнительных объектов, например клиент бьет по подушке — символу предмета агрессии).
Если напряжение в группе велико и не заменяется сплоченностью, то это ведет к распаду группы. Слабое напряжение тоже негативно, так как работа над собой затормаживается, члены группы удовлетворены отношениями, стараются не замечать чужие недостатки. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов. Первую попытку сознательного применения «группового эффекта» предпринял в 1930-е гг. бостонский врач-интерн Дж. Пратт, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Пратт собирал больных в группы, рассказывал им о специальной гигиене при туберкулезе, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошего питания. Его пациенты вели дневники, свидетельствовавшие о положительных сдвигах в течении болезни, формировании способности к групповому сплочению и заботе друг о друге. В результате групповой терапии их состояние изменилось к лучшему в большей мере, чем у больных, получавших дорогое, классическое по тем временам лечение. Пратт оказался вполне достоин собственных результатов, сумел их должным образом проанализировать и оценить. И даже разработал методику групповой терапии для людей, не страдающих никакими физическими заболеваниями. После него началось стремительное развитие групповой психотерапии (термин «групповая психотерапия» ввел в 1932 г. Я. Морено).
В современной психотерапии существуют десятки и даже сотни концепций о том, как должна функционировать терапевтическая группа, но суть их одна. Если в бизнес-группах одаренную личность руководителя или предпринимателя развивают до наивысших стандартов, то в психокоррекционных группах ущербных людей подтягивают до уровня нормальных. Удивительно, но то и другое, как оказалось, возможно не в одиночестве, а исключительно в группе. Таков ошеломляющий эффект малой группы, открытый только в XX в., последствия которого нам предстоит постигать, видимо, еще не одно десятилетие.
Групповая динамика сегодня — активно развивающаяся междисциплинарная область знания. Ее теории и эмпирические данные находят применение в психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, политологии, менеджменте, педагогике. В США выходит журнал Group Dynamics: Theory, Research, and Practice71, спонсируемый 49-й секцией Американской психологической ассоциации (АРА), которая называется Group Psychology and Group Psychotherapy. При Мичиганском университете многие
Информацию о журнале см.: http://www.has.vcu.edu/group/gd.html; http://www.apa.org/journals/gdn/ description.html.
годы успешно функционирует Центр групповой динамики (Research Center for Group Dynamics, RCGD)4. В поисковой системе русского интернета можно обнаружить более 1200 сайтов по групповой динамике, включая множество объявлений о тренингах и консультациях в этой области. В зарубежном интернете число таких сайтов достигло 4 690 тыс. Общее количество эмпирических исследований, теоретических разработок, тренингов и практических программ, учебных курсов и методических пособий, а также научно-популярных публикаций, по некоторым расчетам, превышает 600 тыс. единиц.