Эволюция социальных институтов
Институты — постоянно развивающиеся системы. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же можно сказать о политических институтах, религии, образования.
Институт семьипрошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения —родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
После индустриальной революции во всех странах мира — западных и восточных — наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, но развивающиеся с разной скоростью. Молодые люди получают свободу выбора брачного партнера и освобождаются от контроля родителей. Они основывают отдельный от родителей дом. Развод становится все более простым делом. Основой супружеского союза все больше становится не долг, а взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак (в мире) снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Увеличение времени, требуемого сегодня на получение образования, означает, что вступление в трудовую жизнь затягивается. Если раньше трудовая деятельность начиналась в 11 лет, то теперь в 25 лет. Большинство людей в отличие от прошлых эпох начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до
511 Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 132.
2,3 в 1960 г. Современная женщина рожает последнего ребенка в возрасте 25,8 года против 31,9 в прошлом. Возрастают роль и помощь мужа в домашнем хозяйстве и воспитании детей. В прошлом женщина становилась вдовой перед тем как женился ее последний ребенок (приблизительно в 50 лет). Сегодня женщине в среднем исполняется 47,1 года, когда вступает в брак ее последний ребенок. В то же время развивающаяся экономика предоставляет сегодня все больше рабочих мест для женщин, чем это было в прошлом. Бытовая техника освобождает женщину от части занятий домашним хозяйством51.
Изменения в институте семьи некоторые социологи суммируют следующим образом52.
Установки и поведение:
♦ отказ от двойного стандарта и переход к одинарному (сингулярному): то, что можно для мужа, разрешено и для жены;
♦ сегодня проявляется большая терпимость к добрачному сексуальному опыту обоих партнеров, но все еще меньшая к адюльтеру (измене в браке);
♦ секс рассматривается как ценность сама по себе, а не как средство воспроизведения потомства. Он отделен от создания и воспитания потомства;
♦ от женщины ожидается такое же активное участие в общественной жизни, как и от мужчины;
♦ терпимое отношение к работе женщины вне дома, особенно на раннем этапе семейной жизни;
♦ женщина меньше занимается тяжелым домашним трудом и стремится быть экономически более независимой от мужчины.
Символические черты:
♦ начинают исчезать различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин;
♦ уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец;
♦ сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов;
♦ теперь считаются излишними пришедшие из прошлого атрибуты свадебного обряда типа свадебного пирога, искусно отделанных костюмов, цветов и др.;
♦ стало терпимым отношение к разводу. Утилитарные черты:
♦ в браке активно используются контрацептивные средства;
♦ жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбайны стали обязательной принадлежностью дома, получают распространение небольшие кухни, складывающиеся кровати и т.п., особенно в молодых семьях;
♦ супруги активно пользуются услугами предприятий быта: химчистки, прачечной, булочной, в то время как раньше женщине приходилось выполнять и сервисные работы самой;
♦ законодательство о браке и бракоразводе становится более либеральным;
♦ неформальный медовый месяц вытесняется ритуализированным и тщательно обставленным.
а Goode W.J. World Revolution and Family Patterns. N.Y., 1963; Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. G'HinJ.L., Gillin J.P. Cultural Sociology. N.Y., 1948. P. 345-346.
Цель брака:
♦ романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни;
♦ социальные соображения все больше вторгаются в процесс создания семьи и рождения детей53.
Итак, по сравнению с прошлым изменились (табл. 9) принятый возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских функций, стиль лидерства в семье и т.д.
Таблица 9 Исторические изменения института семьи
Семья в прошлом | Современная семья |
Патриархальная и авторитарная | Индивидуалистическая и демократическая |
Мало разводов | Много разводов |
Большая семья | Небольшая семья |
Постоянное местожительство | Частая смена места жительства, мобильность |
Женщина находится постоянно дома | Женщина занята по дому и трудится вне дома |
Закрепощенное сексуальное поведение женщины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины | Раскрепощенное сексуальное поведение женщины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения |
Двойной стандарт поведения: свобода внебрачных связей для мужчины и запрещение их для женщины | Постепенный отказ от двойного стандарта, более свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины |
Неформальное и плохо поставленноесексуаль-ное воспитание в семье | Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи |
Отсутствие планирования деторождения | Планирование деторождения |
Семья выполняет множество самых разных функций | За семьей остались личностные и воспроизводственные функции |
Источник: Sutherland R.L., Woodward J.L. Introductory Sociology. Philadelphia: J. B. LippincottCo., 1967. P. 540.
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Когда институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут и из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу низкой квалификации или устаревших специальностей, то страдает производство, а вследствие этого и все другие, тесно связанные с ним институты общества. Если ученые не могут создавать фундаментальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоряющие темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят другие, не всегда законные институты, в частности экономический шпионаж.
" Gillin J.L., Gillin J.P. Op. cit. P. 345-346.
Когда производство находится в кризисном состоянии, доходы государства снижаются, не хватает денег на заработную плату учителям, а школьникам — на учебники. Подрастая, они убеждаются, что с помощью знаний и хорошего образования много денег не заработать. Так экономический кризис влечет за собой кризис образования. Оба они относятся к институциональным кризисам. Закончив школу, молодые люди отказываются служить в армии, поскольку не верят правительству, считая, что оно, полностью коррумпированное, стоит на страже своих собственных, а не общественных интересов. В результате качество рекрутов резко снижается, здоровые и образованные юноши поступают в вузы, что дает им отсрочку от службы в армии. Отсрочка от службы в армии на время обучения в вузе представляет собой повод и поле, где вступают в конкуренцию между собой два института. Вы уже догадались, какие именно. А в глубине конфликта — другой институцио нальный кризис — политический, выражающийся в катастрофическом снижении уважения и доверия населения к политическим органам власти. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии РАН совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что в России из всех социальных институтов наибольшим доверием пользуется церковь. На нее надеются 66,4% опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться с рейтингом движения «зеленых» (59,8%)54.
Поскольку в России образование, культура и наука выступают самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов конкурируют между собой за право диктовать свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не среди школьников, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. За умы и сердца подрастающего поколения борется церковь теми средствами, которые ей доступны. Таким образом, институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.
Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами. В первой половине 1990-х гг. институт президентской власти в России вступил в острый конфликт с парламентом, дело дошло до расстрела Государственной Думы в 1993 г. Но и в более мирных сферах, например в культуре, подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию у кино, театра и чтения.
В Европе капитализм зародился в XVI в., а в XVII—XIX вв. началась интенсивная колонизация Африки, т.е. выход капитализма за границы очагов возникновения. Европейцы, считая свою культуру самой передовой, стремились приобщить туземное население к новым ценностям и внедрить новые институты. Они стали внедрять европейские системы банковских операций и коммерческих сделок, пытаясь заменить новыми товарно-денежны-
Нерспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 4.
ми отношениями традиционные патриархальные отношения в обшине, покоящиеся на иерархии и обычаях. В результате отношения в общине резко ухудшились. Помимо экономических институтов активную роль играли религиозные, в частности такой мощный институт западной церкви, как миссионерство. Миссионеры несли с собой не только евангелие. Они навязывали свои обычаи и образ жизни тем, кого «спасали». Стать христианином для туземца практически означало отказаться от своей культуры. Главным орудием миссионеров являлись приходы и школы при миссиях. Посещать их были вынуждены даже те, кто не был обращен в христианство, поскольку только там можно было получить образование.