Определение социального института
Все множество подходов можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
♦ ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;
♦ совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
♦ формальную и неформальную организации;
♦ совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
♦ обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили наше представление о них как о столпах, или базовых элементах, на которых покоится общество.
Роль социальных институтов в обществе сродни роли биологических инстинктов в природе. Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов — природных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. Они помогают ему бороться за существование и удовлетворять важнейшие жизненные потребности. А человек в процессе эволюции растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в опасном и постоянно меняющемся окружении.
Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты — мощные инструменты, появившиеся в результате многотысячелетней культурной эволюции. Они тоже помогают бороться за существование и выживать, но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Не удивительно, что институты появились не раньше и не позднее, чем возникла культура. Оба этих устройства выполняют схожие функции — помогают человечеству приспосабливаться к окружающей реальности.
Ученые часто определяют культуру как форму и результат приспособления к окружающей среде. Культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств (Кеес Дж. Хамелинк). Приспосабливаясь к среде долгое историческое время, общество вырабатывает полезные инструменты — социальные институты —для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей.
Социологи говорят, что типичные для данного общества институты отражают культурный облик общества. Институты так же непохожи друг на
друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах и церемониях, нормах и правилах поведения. В одной стране институт брака допускает то (например, многоженство), что в другой стране тот же институт запрещает. Правда, внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов. Это вид частных социальных институтов. Например, когда мы говорим, что пресса, радио и телевидение стали «четвертой властью» в современном обществе, мы по существу обращается к ним, как к культурному институту.
Коммуникационные институты — часть культурных институтов. Они являются теми органами, через которые общество посредством социальных
структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Причем сами эти институты — результат усилий общества, направленных на приспособление к окружающей среде. Коммуникационные институты являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном в символах19.
В таком случае подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Ведь все они выступают источником знаний о накопленном в символической форме опыте. Компьютер и радиоприемник, кинотеатр и телевизор надо рассматривать не как институты, а как технические устройства передачи знаний, т.е. коммуникации. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляют инфраструктуру институциональной системы культуры.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы множеству людей, обращающихся к ним. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев, — к институтам здравоохранения и т.д. Беспокоясь об установлении законного порядка в обществе, они создают государство, правительство, суды, полицию, адвокатуру и пр.
В то же время институты выступают как инструменты социального контроля, поскольку благодаря своему нормативному порядку стимулируют людей к подчинению и дисциплине. Поэтому социальный институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет — беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет — запрет на кровосмешение. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Другие нормы появились позже. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился, может быть, самый ранний социальный институт — семьи и брака.
Хамелинк К.Дж. Культура в век электронных средств // Культуры — диалог народов мира. 1985. N- 4. С. 25.
ИНСТИНКТЫ И ИНСТИТУТЫ
Тесную связь между инстинктами и институтами подчеркивали многие социологи, антропологи, психологи и философы.
Институты можно назвать истребителями инстинктов. Последние чуть не привели человечество к трагедии еще при его зарождении. Неконтролируемые сексуальные отношения в предчеловеческом стаде могли стать причиной генетического вырождения. В отличие от стада животных так называемое предчеловеческое стадо, или локальная группа, было очень маленькой численности — не более 40-60 особей, а часто не превышало и 20. Перемешивание крови в небольшой группе, без подпитки извне грозило физическим вырождением. Первое табу человечества — запрет кровосмешения —явилось, пожалуй, днем рождения социального института как такового. Социальный институт начал свою жизнь с санкций, причем очень жестких. Санкции воплотились в разветвленную систему социального контроля, потребовали наблюдающей инстанции (власть), системы ритуалов, поверий, традиций и множества производных запретов. Запрет на кровосмешение, который вывел человечество из тупика, послужил, таким образом, основой всех социальных и культурных институтов на Земле. Возможно, он и создал нашу культуру, поскольку в выросшем из его корней мощном стволе нашлось место для всех религий, культов, традиций.
Чтобы подняться над уровнем каннибализма и упорядочить половую жизнь, человечеству понадобилась религия с присущей ей практикой всевозможных запретов. Средством упорядочения сексуальных отношений, введение запрета на инцест, на инстинктивное поедание себе подобных послужило самое древнейшее верование — тотемизм. Тотемизм способствовал преодолению каннибализма, который был присущ предкам человека (не только синантропам и неандертальцам, но и кроманьонцам). Под защитой тотема находились все члены племени, равно как и представители тех племен, с которыми происходил обмен женами. Ритуальное отождествление с животным способствовало его приручению: скотоводство, по мнению А. Гелена, возникло из ритуала.
Первые институты налагали жесткие табу и ограничения, они требовали от примитивного человека аскезы, понятия о которой он совершенно не имел, соблюдения поста, воздержания, позже — святости. Формируется некая духовная надстройка, которая не имеет ничего общего с инстинктивной природой человека, а, возможно, противоречит ей.
Наконец, люди начинают отождествлять себя с институтами, действуют от их имени': один считает, что государство — «это я», другой полагает, что он всего лишь винтик организационной машины, третий жертвует своей жизнью ради императора и Японии, бросая пылающий самолет на американский линкор, четвертый сдерживает естественное влечение, будучи убежден, что недостойное поведение нанесет вред корпоративному имиджу. Мы видим, как институты, скромно выглядывая из-за спины инстинктов, постепенно начинают прибирать их к рукам, а потом и вовсе вытесняют их на периферию сознания и социального бытия.
Когда солдат жертвует всем ради знамени полка, верующий — ради своей церкви, артист — ради сцены, мы осознаем, что искусственное в человеке окончательно вытеснило естественное. В согласии с инстинктами человек
обязан в первую очередь думать о самосохранении и своем здоровье, быть эгоистом и убийцей. Но культурные нормы и социальные роли заставляют его вести себя противоположным образом. А нормы и роли — важнейшие элементы социального института.
Теории, которые изображают человека как подчиненное инстинктам существо, отображают не вечную природу человека, но нынешнюю ситуацию распада традиционных институтов семьи, религии, собственности, нравственности. Когда общество впадает в хаос, духовную распущенность и дикость, социолог может сразу ставить диагноз: в таком обществе деградируют (распадаются, находятся в глубоком кризисе) социальные институты, зато
переживают подъем звериные инстинкты (не животные, а именно звериные). Институты призваны обеспечивать социальный контроль в обществе, и если этого не происходит, наше поведение начинают контролировать более древние пласты психики — инстинкты.
Животному проще: оно так устроено, что агрессия против представителей своего вида ограничивается малым числом ситуаций (брачное соперничество, борьба за территорию, ранг в стае) и она редко ведет к истреблению противника. У человека нет врожденной системы сдержек и противовесов, он не знает предела в проявлении своих стремлений, в том числе и агрессивности20. В обществе, где рушатся институты, заявляет о себе «атомарная агрессивность», приобретающая характер борьбы всех против всех. Ее нет в животном мире, но мы приписываем животным те черты, которые характеризуют человека определенной эпохи.
По мнению А. Гелена, современному индивиду аскеза требуется даже больше, чем представителю традиционного общества, поскольку он самим образом жизни с пеленок приучен к муштре и самодисциплине. Они у него в крови и действуют, подобно инстинктам, автоматически. Если их разрушить, то разрушается сам человек, его социальные скрепы. Нынешнему яппи, чиновнику или студенту нужно сдерживать одни влечения ради других, контролировать свое поведение, что невозможно без стабильных институтов. Когда институты находятся в кризисе, право делается растяжимым, искусство нервным, религия сентиментальной, а «фигляры, дилетанты и безответственные интеллектуалы с безоглядным безумием разрушают остатки духовного фундамента21.
Таким образом, институты дают стабильность нашей психике и даже душевное здоровье зависит от прочности институтов — они защищают нас от себя самих. Они необходимы уже для того, чтобы у человека имелась идентичность: «Человек не знает, кем и чем он является, а потому он не может себя реализовывать непосредственно, он должен опосредовать себя инсти-
^ Gehlen A. Moral und Hypermoral. Eine pluralistische Ethik. Athenaum; Frankfurt a/M.; Bonn, 1969. P. 42-45. гуткевич A.M. Теория институтов А.Гелена. — www.philosophy.ru.
тутами»22. Даже человеческая личность определяется Геленом как «институт в единственном числе». Не сама по себе культура, с которой человек давно сроднился, подавляет и отчуждает его от биологической природы, а ее кризис ведет к примитивизации поведения, к варварству — прямым следствиям отказа от традиции, распада системы норм и правил. Человек и общество в целом очень дорого платят за распад социальных институтов.