Пространственные и культурные конвенции
Культурная жизнь превратилась бы в неуправляемый хаос, если бы каждый раз нам приходилось во всех подробностях выяснять значение любого своего действия, прежде чем совершить его. Когда мы останавливаем человека, собирающегося переходить дорогу на красный свет светофора, мы знаем, что не должны таращить на него глаза. Когда мы встречаемся с незнакомым человеком, мы не спрашиваем себя, как долго мы обязаны пожимать ему руку. Мы сталкиваемся с огромным количеством культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаимодействие с другими. Их называют культурными конвенциями. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделяются на временные и пространственные.
КУЛЬТУРНЫЕ КОНВЕНЦИИ (от лат. conventio — соглашение) — незримые условности, существующие в разных обществах относительно того, на каком расстоянии надо держаться от собеседника, до каких частей тела имеют право дотрагиваться знакомые и посторонние люди и др.
В своей книге «Персональное пространство» (1969) Роберт Соммер пишет, что у каждого из нас есть невидимый круг, отмечающий наше личное пространство. Это персональная территория, которую мы, за небольшим исключением, не позволяем нарушать другим. Пространственные конвенции соблюдаются в повседневной жизни. К примеру, в американском обществе
общепринятая дистанция при разговоре — около 80 см, и когда она чрезмерно сокращается, американцы чувствуют дискомфорт. Представьте только, какую реакцию вызвал бы у вас незнакомец, приблизивший к вам свое лицо на 3 см. Пространственные нормы часто определяются тем, как люди используют свой взгляд. Вы, наверное, замечали, что люди в общественном месте избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на какую-нибудь рекламу. Подходящее объяснение состоит в том, что визуальный контакт может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Но в таких ситуациях мы не стремимся к вербальному контакту с прохожими, когда наше личное пространство может быть нарушено.
Люди условились, кто и до какой части тела может дотрагиваться и в каких ситуациях. Мы приписываем различные значения и символический смысл разным частям тела. Иногда один человек может другого касаться, а тот его нет: учитель касается плеча ученика, но не наоборот. Что значит, когда девушка касается ноги юноши под столом? Мы прекрасно это знаем благодаря культурным конвенциям, или социальным условностям.
Известно, что в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты; это разъединяет людей и создает ощущение приватного пространства. Немцы полагают, что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разговоров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Многие американцы, работавшие в Германии, жаловались, что закрытые двери вызываюту них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем на самом деле. Очевидно, что один и тот же факт — закрытая дверь — имеет в разных культурах разный смысл, поэтому он должен оцениваться исходя из данного культурного контекста.
Временные конвенции
Существование конвенций или правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когдапытаемся пожать руку другого человека не через 5 секунд, как это принято, а, скажем, через 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость из-за нарушения привычных культурных норм. Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, входящие в деканат, начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но...». Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевает различные символические ценности в различных контекстах, в различных обстоятельствах и перед лицом различных аудиторий.
Все мы оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не имеем ценности. Благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те услуги или знания, которые собираются нам предложить. Так, доктор вынуждает ждать в очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важности у человека, тем более он регулирует доступ к себе.
Мы составляем план распределения своего времени. Пунктуальность — взаимные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и прибыть от 8.30 до 9.00 на вечеринку. В некоторых
странах пунктуальность ценится не очень высоко. В Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час, и у них не требуют объяснений.
Чем более индустриальной, бюрократизированной и сложной является страна, тем строже нормы времени. СШАсильно ориентированы на рациональное использование времени: «Время —деньги». Без рациональной организации времени невозможна городская жизнь. Она превратилась бы в хаос для больших масс людей. Работа транспорта и производства основана на точном графике. Пунктуальность становится важнейшей чертой образа жизни людей.
Межкультурные контакты представляют собой разновидность социального действия. Скажем иначе, это вид взаимодействия между двумя социальными группами. Но только речь здесь идет не о группах внутри одного этноса, скажем, между врачами и пациентами, старыми и молодыми, а междучразными национальностями и разными этноса ми. Такое взаимодействие осуществляется на основе определенного типа восприятия, т.е. предрасположенности одной группы к другой, способа видения окружающего мира. Такое восприятие называется культурной перцепцией. Под ней понимаются восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка.