Пространственные и культурные конвенции

Культурная жизнь превратилась бы в неуправляемый хаос, если бы каж­дый раз нам приходилось во всех подробностях выяснять значение любого своего действия, прежде чем совершить его. Когда мы останавливаем чело­века, собирающегося переходить дорогу на красный свет светофора, мы зна­ем, что не должны таращить на него глаза. Когда мы встречаемся с незнако­мым человеком, мы не спрашиваем себя, как долго мы обязаны пожимать ему руку. Мы сталкиваемся с огромным количеством культурных правил, которым обучаемся с раннего детства и которые упорядочивают наше взаи­модействие с другими. Их называют культурными конвенциями. Они касаются времени и места социального общения людей. Иными словами, подразделя­ются на временные и пространственные.

КУЛЬТУРНЫЕ КОНВЕНЦИИ (от лат. conventio — соглашение) — не­зримые условности, существующие в разных обществах относитель­но того, на каком расстоянии надо держаться от собеседника, до каких частей тела имеют право дотрагиваться знакомые и посторон­ние люди и др.

В своей книге «Персональное пространство» (1969) Роберт Соммер пи­шет, что у каждого из нас есть невидимый круг, отмечающий наше личное про­странство. Это персональная территория, которую мы, за небольшим исклю­чением, не позволяем нарушать другим. Пространственные конвенции со­блюдаются в повседневной жизни. К примеру, в американском обществе

общепринятая дистанция при разговоре — около 80 см, и когда она чрезмер­но сокращается, американцы чувствуют дискомфорт. Представьте только, ка­кую реакцию вызвал бы у вас незнакомец, приблизивший к вам свое лицо на 3 см. Пространственные нормы часто определяются тем, как люди использу­ют свой взгляд. Вы, наверное, замечали, что люди в общественном месте избегают прямо смотреть в глаза друг другу, предпочитая устремлять взор в пол либо на какую-нибудь рекламу. Подходящее объяснение состоит в том, что визуальный контакт может быть понят как приглашение к вербальному контакту. Но в таких ситуациях мы не стремимся к вербальному контакту с прохожими, когда наше личное пространство может быть нарушено.

Люди условились, кто и до какой части тела может дотрагиваться и в ка­ких ситуациях. Мы приписываем различные значения и символический смысл разным частям тела. Иногда один человек может другого касаться, а тот его нет: учитель касается плеча ученика, но не наоборот. Что значит, когда девушка касается ноги юноши под столом? Мы прекрасно это знаем благо­даря культурным конвенциям, или социальным условностям.

Известно, что в Германии двери в учреждениях всегда плотно закрыты; это разъединяет людей и создает ощущение приватного пространства. Немцы полагают, что, отгородившись от посторонних шумов, хождений и разгово­ров, персонал лучше трудится. Напротив, в США двери кабинетов обычно открыты. Многие американцы, работавшие в Германии, жаловались, что за­крытые двери вызываюту них чувство отчуждения, заставляют думать о том, что окружающие более неприветливы, чем на самом деле. Очевидно, что один и тот же факт — закрытая дверь — имеет в разных культурах разный смысл, по­этому он должен оцениваться исходя из данного культурного контекста.

Временные конвенции

Существование конвенций или правил, регулирующих временной аспект поведения людей, мы легко обнаруживаем, когдапытаемся пожать руку дру­гого человека не через 5 секунд, как это принято, а, скажем, через 50 секунд. Мы сразу почувствуем неловкость из-за нарушения привычных культурных норм. Временные конвенции широко ранжируются. К примеру, студенты, входящие в деканат, начинают обычно с фразы: «Я знаю, вы очень заняты, но...». Очевидно, что секунды, минуты и часы — не просто количественные меры времени, имеющие постоянное значение, но подразумевает различные символические ценности в различных контекстах, в различных обстоятель­ствах и перед лицом различных аудиторий.

Все мы оказывались в ситуации, когда приходилось ожидать в приемной чиновника. Для него мы не имеем ценности. Благодаря своему служебному положению чиновник контролирует доступ к ресурсам, которые ценны для нас. Например, нам нужны водительские права, которые выдает низший чин в иерархии. Другие заставляют нас ожидать потому, что высоко ценят те ус­луги или знания, которые собираются нам предложить. Так, доктор вынуж­дает ждать в очереди своих пациентов. В целом, чем больше власти и важно­сти у человека, тем более он регулирует доступ к себе.

Мы составляем план распределения своего времени. Пунктуальность — вза­имные ожидания во многих социальных кругах, предполагающие, что гости не должны опаздывать и прибыть от 8.30 до 9.00 на вечеринку. В некоторых

странах пунктуальность ценится не очень высоко. В Латинской Америке люди могут опаздывать на встречу на час, и у них не требуют объяснений.

Чем более индустриальной, бюрократизированной и сложной является стра­на, тем строже нормы времени. СШАсильно ориентированы на рациональное использование времени: «Время —деньги». Без рациональной организации вре­мени невозможна городская жизнь. Она превратилась бы в хаос для больших масс людей. Работа транспорта и производства основана на точном графике. Пунктуальность становится важнейшей чертой образа жизни людей.

Межкультурные контакты представляют собой разновидность социально­го действия. Скажем иначе, это вид взаимодействия между двумя социальны­ми группами. Но только речь здесь идет не о группах внутри одного этноса, ска­жем, между врачами и пациентами, ста­рыми и молодыми, а междучразными национальностями и разными этноса­ Пространственные и культурные конвенции - student2.ru ми. Такое взаимодействие осуществля­ется на основе определенного типа вос­приятия, т.е. предрасположенности одной группы к другой, способа виде­ния окружающего мира. Такое восприятие называется культурной перцепцией. Под ней понимаются восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка.

Наши рекомендации