Тема 3. Культурные нормы и культурные ценности

В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру.

Роль ценностей в жизни отдельного индивида и общества в целом очень велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Ценности имеют большое значение в любой культуре, так как определяют отношение человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому следует говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. Система ценностей обычно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости.

Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу и возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох, государств и т.д., вплоть до общечеловеческих. В науке принято все культурные ценности систематизировать на 2 основные группы.

1. совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества.

2. оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т.д.

Обе группы культурных ценностей на практике составляют ядро любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

Среди большого количества разнообразных восприятий одних и тех же ценностей людьми разных культур можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.

В культурной антропологии принято выделять 4 основные сферы культурных ценностей: быт, идеология, религия и художественная культура. В контексте МКК из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее. Бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными, т.е. пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Бытовая культура имеет стихийный характер: ее ценности рождаются в процессе житейской практики и имеет утилитарную направленность, а значит, не нуждаются в обосновании и доказательстве, принимаются как естественные и само собой разумеющиеся носителями данной культуры.

Общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами, которые приписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д. При этом часто официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно. Вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально это были правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы.

Нравы- это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах.

Нравы - наиболее динамичные и подвижные из всех культурных норм, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки.

Обычаи- общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры, распространяющиеся на область частной жизни людей. Они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, т.е. отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях. Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. Характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре.

По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм - традицию.

Традиции - своего рода «культурные тексты», аккумулирующие в себе совокупность образцов социального поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, назначение которых сводится к регуляции межличностных и межгрупповых отношений и к передаче социального опыта от поколения к поколению.

Взятые вместе, традиции – устойчивая система поведения человека в самых разных сферах жизни и в различных ситуациях, выполняющая свою особую роль. Акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически.

Обряд -разновидность традиции, представляющая собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Главная отличительная черта - не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры.

Неотъемлемой частью культуры любого народа является право- система обязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определенных нормах. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право - совместный договор людей о правилах поведения. Эти правила - общеобязательны для всех, а их исполнение контролируется государством. Они определяют производство и распределение продуктов между людьми, регулируют отношения между ними, регламентируют контакты и связи между народами.

Наиболее важным и значимым регулятором поведения отдельного человека и отношений между людьми является мораль, которая призвана регулировать обыденные отношения людей, их ценностные ориентации, интерпретации различных явлений культуры, правила человеческого поведения и т.п. Сопоставляя поведение какого-либо человека с определенными культурными ценностями общества, принято говорить о поведении нормальном либо отклоняющемся. Нормальным считается поведение, соответствующее нормам, которые выработало и которых придерживается данное общество. Оно включает определенные манеры, общепринятые способы общения, обращение с окружающими, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Таким образом, различные виды культурных норм пронизывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности.

1) Какая сфера культурных ценностей является наиболее важной с точки зрения МКК? Почему? Что из себя представляет система ценностей? Подготовьте сообщение о системе ценностей, являющейся основой той или иной культуры 2) Какие виды норм существуют? Подготовьте сообщение о разных видах норм в разных культурах.

Наши рекомендации