Причины профессиональной деформации личности.
Под причиной профессиональной деформации будем понимать то ближайшее основание, опираясь на которое, можно объяснить сущность данного феномена и впоследствии управлять им, ликвидируя эту причину. Поиск причин любого явления во многом зависит от выбора определенного научного подхода, той или иной теории, концептуальной схемы, с помощью которых исследователь пытается разобраться в происходящем. Выбор определенного мыслительного средства — понятия, категории или теории — является исходным пунктом, во многом обусловливающим поиск и нахождение причины.
Если, например, для анализа профессиональной деформации взять понятие «профессиональная роль» и соответствующую концепцию — «ролевую теорию личности», то поиск причины будет жестко определяться качественным содержанием этих понятийномыслительных средств. Тогда придется говорить, что причинами профессиональной деформации могут быть неправильно понятое содержание роли ее носителем, влияние роли на личность, расхождение между субъективным пониманием (или принятием) роли исполнителями и социальными экспектациями окружающих людей. Во многих случаях этот теоретический подход полезен, но не во всех. С его помощью можно детально рассматривать такие социально-психологические процессы, как:
понимание и принятие роли;
вхождение в роль и выход из нее;
пространственно-временные границы существования (профессиональной) роли;
сущностные содержания ролей;
качественные особенности проигрывания ролей; П различия в понимании специфической роли разными представителями общества или профессиональных цехов;
субъективное отождествление, идентификация Я личности носителя и профессионально-должностной роли и т. п..
Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации». Речь идет о тех случаях, когда профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившегося стереотипа, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям».
Теория ролей (в том числе профессиональных), ролевая теория личности может быть очень полезной для профессий типа «человек—человек», но другие сферы труда (например, «человек—техника») не поддаются ее анализу из-за того, что само понятие роли состоит из двух частей, каждая из которых всегда человек: начальник—подчиненный, врач—больной и т. п.
Но бессмысленно говорить о профессиональной роли, например, фрезеровщика из-за того, что отсутствует другой член пары самого понятия «роль». Непонятно, кто или что может стоять на этой позиции: готовое металлоизделие, заготовка, по отношению к которым этот мастер «играет роль». Если по отношению к начальнику цеха или завода, то их роли будут «начальник и подчиненный», по отношению к ученику — «наставник», к сменщику — «сменщик». В этом проявляются познавательная слабость данного мыслительного средства, его узкая специализированность, неуниверсальность. Ролевую теорию невозможно применить ко всем типам профессий.
Если в качестве мыслительного средства взять теорию управления, ее социально-психологическую версию, то и поиск причин профессиональной деформации следует вести в русле этого подхода. Тогда можно будет найти причины профессиональной деформации в недостатках руководства людьми, отсутствии действенного контроля над поведением подчиненных, нечеткости или ошибочности критериев оценки деятельности, недочетах в планировании и организации труда различных служб на предприятии, особенностях социально-психологического климата в обществе и группе и т. п.
Положительные свойства этой теории заключены в ее специализированном применении, но с её помощью трудно анализировать те типы деятельностей, где отсутствуют субординационные взаимоотношения между людьми.
Зачастую нарушения норм профессиональной деятельности и профессиональной и трудовой этики происходят из-за отсутствия должного контроля со стороны либо специальных управленцев (контролеров), либо — в предельном варианте — всего общества.
Многие авторы одной из основных причин профессиональной деформации среди представителей профессий типа «человек—человек» называют отсутствие широкого общественного контроля над деятельностью определенных должностных лиц, отсутствие гласности, публичного обсуждения и критики результатов их труда. Например, учителя школ и преподаватели вузов, естественно, выступают перед аудиторией в роли непоколебимых и уверенных в себе знатоков, чье мнение «всегда правильно», единственно верно. Без административного контроля со стороны управленцев, коллег или общественности у них могут развиться безапелляционность, авторитарность как свойства личности. Аналогичное положение можно наблюдать по отношению к командирам войсковых подразделений, которые имеют широкие властные полномочия.
Отсутствие гласности, открытости и общественного контроля в профессиональной деятельности является наиважнейшей причиной беззакония, произвола, волокиты и т. п.
Важной причиной профессиональной деформации является излишнее, неоправданное стремление засекречивать результаты своего труда; влияние пережитков авторитарного общества; несовершенство правовых норм и подзаконных актов, которыми руководствуются сотрудники учреждений.
Профессиональная деформация обусловлена психологическим типом личности работника, уровнем развития его правосознания. Как правило, в основе мотивов лежат ложно понятые интересы службы. Этот мотив возникает на фоне активного желания выполнить задачу, несчитаясь со средствами для достижения цели. Это характерно для молодых, слабовольных, эмоционально неустойчивых, вспыльчивых сотрудников при отсутствии контроля над их работой.
Можно отметить причины социально-организационного характера:
отсутствие требовательности со стороны руководителей;
слабый контроль — бездушное отношение к подчиненным;
перегрузка их служебными делами, переутомление и повышенная нервозность, что приводит к срывам;
неправильная дисциплинарная практика;
наличие у сотрудников и в коллективе негативных и ложно понимаемых норм поведения;
неуважение к закону;
отсутствие твердых нравственных убеждений;
самоуверенность;
частнособственнические тенденции;
неразборчивость в связях;
непонимание целей и характера работы;
нежелание работать.
Причинами профессиональной деформации иногда являются неблагоприятные условия воспитания в юности и последующие ненормальные взаимоотношения в семье. Это приводит к асоциальным установкам личности, ослаблению социальных связей и самоконтроля, сужению круга интересов и ценностных ориентации. Считается, что деформация личности, ее психологическая дезорганизация имеет длительную историю, своими корнями уходящую в детство человека. Именно на ранних стадиях развития под влиянием неблагоприятных, иногда случайных социально-психологических факторов возникает негативное для дальнейшего развития личности психологическое новообразование. Его содержание и степень укорененности в структуре личности во многом определяется сочетанием силы отрицательного внешнего воздействия с внутренней предрасположенностью человека к типу такого воздействия.
Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности называет следующие: дефицит профессионализма; недостаток ресурсного обеспечения деятельности; безнаказанность; негативное влияние сослуживцев и руководителей; наличие соблазнов в деятельности; отсутствие четких и мощных критериев оценки деятельность.
Р. М. Грановская, обсуждая причины профессиональной деформации, пишет: «Характер деформации может определять не только профессия, но и высокое должностное положение. Обладание властью может приводить к деформации, когда отсутствуют действенные обратные связи — общественный контроль, критика. Руководящий работник, постоянно отдающий приказы, подвержен опасности возникновения чувства превосходства, высокомерия, отсутствия самокритичности и чувства юмора и понимания шуток в свой адрес; исчезает естественность в общении. Административная деятельность, строгая приверженность к правилам и распорядкам, часто достаточно формальным, способствует иногда общему обеднению их эмоциональной сферы, формализму, сухости в личных взаимоотношениях».
В качестве одной из причин профессиональной деформации часто называют специфику ближайшего социального окружения, т. е. осужденных к лишению свободы, преступников, с которыми вынужден общаться специалист-профессионал.
Исследователи профдеформаций выделяют следующие причины профессиональной деформации: «Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определенных профессий, представители которых обладают трудноконтролируемой и трудноограничиваемой властью. От решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоровье и жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, работников госбезопасности, а также медицинских работников. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи — общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или они являются недоступными и формальными, так что критика и выражение недовольства приобретают противозаконный, бунтарский характер».
Привычка является одной из психологических причин профессиональной деформации: Профессиональными деформациями являются и поведение, и выражения медработников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма».
Среди причин профдеформации следует признать наличие определенных исторических традиций, их пережитков и существование особого общественного мнения по поводу определенных профессий:
1. Инертность в развитии профдеформации удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в обществе. В прошлом врач-исцелитель был священником, чародеем и магом.
2. В настоящее время магическая сторона отошла на задний план, но остались в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый характер.
Считается также, что одной из причин профессиональной деформации может быть «высокая эмоциональная загруженность труда», которая связана с личностными, ролевыми и организационными факторами.
Среди личностных переменных феномена профессиональной дезадаптации исследовались следующие: возраст, пол, семейное положение, стаж работы, уровень образования, уровень и характер трудовой мотивации, ценностные ориентации и установки, особенности реакции на стресс, характерологические свойства, уровень эмпатических способностей, стиль взаимоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свойства нервной системы, уровень развития способностей и др.
Таков краткий перечень причин профессиональной деформации, из анализа которого можно наглядно убедиться в том, что среди причин называются самые разные по своей природе факторы — экономические, политические, социальные, правовые, организационные, педагогические, психологические и т. п.
Сегодня стало почти общепризнанным, что одним из факторов профессиональной деформации является специфика деятельности субъекта. В литературе, посвященной этому феномену, традиционно уделяется неравномерное внимание по отношению к различным профессиям. Считается, что одни профессии несут в себе больше опасностей профессиональной деформации, а другие — меньше.