Причины профессиональной деформации личности.

Под причиной профессиональной деформации будем понимать то ближайшее основание, опираясь на которое, можно объяснить сущность данного феномена и впоследствии управлять им, ликвидируя эту причину. Поиск причин любого явления во многом зависит от выбора определенного научного подхода, той или иной теории, концептуальной схемы, с помощью которых исследователь пытается разобраться в происходящем. Выбор определенно­го мыслительного средства — понятия, категории или теории — является исходным пунктом, во многом обусловливающим поиск и нахождение причины.

Если, например, для анализа профессиональной деформации взять понятие «профессиональная роль» и соответствующую концепцию — «ролевую теорию личности», то поиск причины будет жестко определяться качественным содержанием этих понятий­номыслительных средств. Тогда придется говорить, что причинами профессиональной деформации могут быть неправильно понятое содержание роли ее носителем, влияние роли на личность, расхождение между субъективным пониманием (или принятием) роли исполнителями и социальными экспектациями окружающих людей. Во многих случаях этот теоретический подход по­лезен, но не во всех. С его помощью можно детально рассматривать такие социально-психологические процессы, как:

понимание и принятие роли;

вхождение в роль и выход из нее;

пространственно-временные границы существования (профессиональной) роли;

сущностные содержания ролей;

качественные особенности проигрывания ролей; П различия в понимании специфической роли разными пред­ставителями общества или профессиональных цехов;

субъективное отождествление, идентификация Я личности носителя и профессионально-должностной роли и т. п..

Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называе­мой «профессиональной деформации». Речь идет о тех случаях, когда профессиональные стереотипы действий, отношений ста­новятся настолько характерными для человека, что он никак не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившегося стереотипа, перестроить свое поведение сообразно изменившим­ся условиям».

Теория ролей (в том числе профессиональных), ролевая теория личности может быть очень полезной для профессий типа «чело­век—человек», но другие сферы труда (например, «человек—тех­ника») не поддаются ее анализу из-за того, что само понятие роли состоит из двух частей, каждая из которых всегда человек: началь­ник—подчиненный, врач—больной и т. п.

Но бессмысленно говорить о профессиональной роли, напри­мер, фрезеровщика из-за того, что отсутствует другой член пары самого понятия «роль». Непонятно, кто или что может стоять на этой позиции: готовое металлоизделие, заготовка, по отношению к которым этот мастер «играет роль». Если по отношению к начальнику цеха или завода, то их роли будут «начальник и подчиненный», по отношению к ученику — «наставник», к сменщику — «сменщик». В этом проявляются познавательная слабость данного мыслительного средства, его узкая специализированность, не­универсальность. Ролевую теорию невозможно применить ко всем типам профессий.

Если в качестве мыслительного средства взять теорию управления, ее социально-психологическую версию, то и поиск причин профессиональной деформации следует вести в русле этого подхода. Тогда можно будет найти причины профессиональной деформации в недостатках руководства людьми, отсутствии действенного контроля над поведением подчинен­ных, нечеткости или ошибочности критериев оценки деятельнос­ти, недочетах в планировании и организации труда различных служб на предприятии, особенностях социально-психологического климата в обществе и группе и т. п.

Положительные свойства этой теории заключены в ее специализированном применении, но с её помощью трудно анализировать те типы деятельностей, где отсутствуют субординационные взаимоотноше­ния между людьми.

Зачастую нарушения норм профессиональной деятельности и профессиональной и трудовой этики происходят из-за отсутствия должного контроля со стороны либо специальных управленцев (контролеров), либо — в предельном варианте — всего общества.

Многие авторы одной из основных причин профессиональной деформации среди представителей профессий типа «человек—человек» называют отсутствие широкого общественного контроля над деятельностью определенных должностных лиц, отсутствие гласности, публичного обсуждения и критики результатов их труда. На­пример, учителя школ и преподаватели вузов, естественно, выступают перед аудиторией в роли непоколебимых и уверенных в себе знатоков, чье мнение «всегда правильно», единственно верно. Без административного контроля со стороны управленцев, коллег или общественности у них могут развиться безапелляционность, авторитарность как свойства личности. Аналогичное положение можно наблюдать по отношению к командирам войсковых подразделений, которые имеют широкие властные полномочия.

Отсутствие гласности, открытости и общественного контроля в профессиональной деятельности является наиважнейшей причиной беззакония, произвола, волокиты и т. п.

Важной причиной профессиональной деформации является излишнее, неоправданное стремление засекречивать результаты своего тру­да; влияние пережитков авторитарного общества; несовершенство правовых норм и подзаконных актов, которыми руководствуются сотрудники учреждений.

Профессиональная деформация обусловлена психологическим типом личности работника, уровнем развития его правосознания. Как правило, в основе мотивов лежат ложно понятые интересы службы. Этот мотив возникает на фоне активного желания выполнить задачу, несчитаясь со сред­ствами для достижения цели. Это характерно для молодых, слабовольных, эмоционально неустойчивых, вспыльчивых сотрудников при отсутствии контроля над их работой.

Можно отметить причины социально-организационного характера:

отсутствие требовательности со стороны руководителей;

слабый контроль — бездушное отношение к подчиненным;

перегрузка их служебными делами, переутомление и повышенная нервозность, что приводит к срывам;

неправильная дисциплинарная практика;

наличие у сотрудников и в коллективе негативных и ложно понимаемых норм поведения;

неуважение к закону;

отсутствие твердых нравственных убеждений;

самоуверенность;

частнособственнические тенденции;

неразборчивость в связях;

непонимание целей и характера работы;

нежелание работать.

Причинами профессиональной деформации иногда являются неблагоприятные условия воспитания в юности и последующие ненормальные взаимоотношения в семье. Это приводит к асоциальным установкам личности, ослаблению социальных связей и самоконтроля, сужению круга интересов и ценностных ориентации. Считается, что деформация личности, ее психологическая дезорганизация имеет длительную историю, своими корнями уходящую в детство человека. Именно на ранних стадиях развития под влиянием неблагоприятных, иногда случайных социально-психологических факторов возникает негативное для дальнейшего развития личности психологическое новообразование. Его содержание и степень укорененности в структуре личности во многом определяется сочетанием силы отрицательного внешнего воздействия с внутренней предрасположенностью человека к типу такого воздействия.

Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности называет следующие: дефицит профессионализма; недостаток ресурсного обеспечения деятельности; безнаказанность; негативное влияние сослуживцев и руководителей; наличие соблазнов в деятельности; отсутствие четких и мощных критериев оценки деятельность.

Р. М. Грановская, обсуждая причины профессиональной деформации, пишет: «Характер деформации может определять не только профессия, но и высокое должностное положение. Обладание властью может приводить к деформации, когда отсутствуют действенные обратные связи — общественный контроль, критика. Руководящий работник, постоянно отдающий приказы, подвер­жен опасности возникновения чувства превосходства, высокоме­рия, отсутствия самокритичности и чувства юмора и понимания шуток в свой адрес; исчезает естественность в общении. Административная деятельность, строгая приверженность к пра­вилам и распорядкам, часто достаточно формальным, способствует иногда общему обеднению их эмоциональной сферы, формализ­му, сухости в личных взаимоотношениях».

В качестве одной из причин профессиональной деформации часто называют специфику ближайшего социального окружения, т. е. осужденных к лишению свободы, преступников, с которыми вынужден общаться специалист-профессионал.

Исследователи профдеформаций выделяют следующие причины профессиональной деформации: «Склонность к профессиональной деформации особенно часто наблюдается у определенных про­фессий, представители которых обладают трудноконтролируемой и трудноограничиваемой властью. От решений и воли этих людей зависит достоинство, существование, свобода и даже здоро­вье и жизнь других людей, как это бывает, например, у учителей, судей, военнослужащих, работников госбезопасности, а также ме­дицинских работников. Обладание властью приводит к общественной и психической деформации особенно в тех случаях, когда отсутствуют действенные обратные связи — общественный контроль, критика и возможность лишить носителя деформации власти. Порочный круг возникает, если механизмы контроля и критики в данной системе отсутствуют или они являются недоступными и формальными, так что критика и выражение недо­вольства приобретают противозаконный, бунтарский характер».

Привычка является одной из психологических причин профессиональной деформации: Профессиональными деформациями являются и поведение, и выражения медработников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к больным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма».

Среди причин профдеформации следует признать наличие определенных исторических традиций, их пережитков и существо­вание особого общественного мнения по поводу определенных профессий:

1. Инертность в развитии профдеформации удерживается вследствие исторической традиции профессии врача и его положения в обществе. В прошлом врач-исцелитель был священ­ником, чародеем и магом.

2. В настоящее время магическая сторона отошла на задний план, но остались в психологии врачей пережитки, иногда имеющие даже кастовый характер.

Считается также, что одной из причин профессиональной де­формации может быть «высокая эмоциональная загруженность труда», которая связана с личностными, ролевыми и организаци­онными факторами.

Среди личностных переменных феномена профессиональной дезадаптации исследовались следующие: возраст, пол, семейное положение, стаж работы, уровень образова­ния, уровень и характер трудовой мотивации, ценностные ориен­тации и установки, особенности реакции на стресс, характерологические свойства, уровень эмпатических способностей, стиль вза­имоотношений в коллективе, уровень развития интеллекта, свой­ства нервной системы, уровень развития способностей и др.

Таков краткий перечень причин профессиональной деформа­ции, из анализа которого можно наглядно убедиться в том, что среди причин называются самые разные по своей при­роде факторы — экономические, политические, социальные, пра­вовые, организационные, педагогические, психологические и т. п.

Сегодня стало почти общепризнанным, что одним из факторов профессиональной деформации является специфика деятельности субъекта. В литературе, посвященной этому феномену, традиционно уделяется неравномерное внимание по отношению к различным профессиям. Считается, что одни профессии несут в себе больше опасностей профессиональной деформации, а другие — меньше.

Наши рекомендации