Рабочая учебная программа дневного отделения
Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | Лабора-торные | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
- | Итоговый экзамен |
№ | Наименование темы | Лекции | Семинарские | Лабораторные | СРСП | СРС |
Функциональные стили речи.Особенности стилей речи, отличительные черты. Сферы употребления стилей речи | ||||||
Научный стиль. Его особенности. | ||||||
Деловой стиль – разновидность литературного языка.Зарождение и развитие русского официально-делового стиля.Деловая письменная речь Процесс создания трафаретных текстов. Стандартизация языка документов. Использование устойчивых речевых формул. | ||||||
Содержание и структура деловых документов Подстили официально-делового стиля Жанры подстилей официально-делового стиля | ||||||
Деловые письма Внешняя деловая переписка. Управленческие документы. Жанры документов | ||||||
Лексика делового языка Номенклатурная лексика. Однородность стилистической окраски лексики деловой письменной речи | ||||||
Грамматические нормы делового стиляУнификация грамматической структуры словосочетания и словоформы. Официально-деловые клише | ||||||
Синтаксические нормы деловой речи Простые предложения. Порядок слов в предложении в официально–деловом стиле деловой письменной речи. Формально–логический тип текстовой организации. | ||||||
Речевые жанры делового стиля Протокол. Информационно – справочные документы. Приказ. | ||||||
Рубрикация деловой документации Критерии логичности речевого выражения. Аналитизм, выражающийся в дроблении текста. | ||||||
Служебно-деловое общениеПсихологическая составляющая в служебно-деловом общении. | ||||||
Служебно-деловое общение Требования к речевой коммуникации в деловой среде | ||||||
Деловая беседа Виды вопросов в процессе беседы. Принципы деловой беседы | ||||||
Этикет телефонного разговора Речевые конструкции, используемые при телефонном разговоре | ||||||
Этикет обращения.Речевые формулы обращения | ||||||
Всего (45 часов) |
3. Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)
3.1 Данные о преподавателях:
Григорьева И.В., старший преподаватель кафедры методики и практики русского языка и литературы (8 корпус, 407 ауд.). Время пребывания на кафедре: вторник, 1500-1700.
3.2 Пререквизиты:
Для освоения профессионального русского языка необходимо опираться на знания, полученные при изучении курсов: «Русский язык», «Профессиональный русский язык», «Введение в специальность».
3.3 Постреквизиты:
Знания, полученные при изучении курса «Деловой русский язык», могут быть реализованы при изучении основных специальных и экономических дисциплин.
3.4 Краткое описание дисциплины
Цель курса - совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, включающей четыре вида речевой деятельности – аудирование, чтение, говорение, письмо; развитие у студента речевых способностей, позволяющих общаться в различных деловых коммуникативных ситуациях.
Задача дисциплины – развить у студентов углубленную языковую и коммуникативную компетенции на основе языка специальности, которые могут способствовать совершенствованию профессиональной подготовки.
Программа данного курса состоит из 15 тем, которые ориентированы на закрепление необходимых навыков владения деловой и профессиональной речью, её стилистическими разновидностями, посредством лексических, морфологических, синтаксических средств русского языка.
3.5 Результаты обучения(предметные и надпредметные компетенции)
Предметные компетенции: Студент приобретает коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов в сфере экономических наук, географии и страноведения, использованию особых клишированных речевых формул и сложных синтаксических конструкций с разветвленной союзной связью, свойственных деловым текстам.
Надпредметные компетенции: Студент приобретает умения составлять и истолковывать деловую документацию разных жанров, вести научную и деловую переписку, четко и аргументировано излагать свою точку зрения по различным вопросам как в профессиональном, так и в общенаучном плане.
Политика курса
Обучающиеся осваивают дисциплину в строгом соответствии с утвержденным учебным планом и рабочей программой по дисциплине. Студенты обязаны систематически посещать занятия, соблюдать установленные сроки сдачи заданий по дисциплине, правила поведения на занятиях в аудитории.
Самостоятельная работа студентов организуется в аудиторное и внеаудиторное время и предполагает работу студентов с учебными пособиями, групповое выполнение заданий, индивидуально-аналитическую и творческую деятельность.
4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Ссылка на список рекомендованной литературы | Продолжительность выполнения | Форма контроля (согласно рейтинг-шкале) | Баллы (согласно рейтинг-шкале) | Форма отчетности | Сроки сдачи |
Устный опрос по планам сем. занятий | В соответствии с планами сем. занятий | Списки реком. литературы представлены в планах сем. занятий | 3 сем. согласно учебному плану | Текущий контроль | Устный опрос – 50-100 баллов | Устно с презентацией материала | В соответствии с планом учеб.процесса | |
Задания СРСП по тематич. плану занятий и анализ выполненных заданий | Согласно плану СРСП | Рекомендуемая литература представлена в планах СРСП | 3 семестр согласно учебплану | Промежуточный контроль (оцениваются письменные и устные работы в соответствии с рейтинг-шкалой) | Устное сообщение, подготовка реферата, письменной творческой работы – 50-100 баллов | Письменно (рецензия, отзыв, аннотация) | В соответствии с планом учебного процесса | |
Выполнение письменных заданий по планам СРСП и СРС | Согласно планам СРСП и СРС | Рекомендуемая литература представлена в планах СРС | 3 семестр согласно учебному плану | Промежуточный контроль (оцениваются качество выполнения письменные и устные работы в соответствии с рейтинг-шкалой) | Вы-ступле-ние с до-клад-ом 50-100 баллов | Письменно (сочинение-рассуждение, сочинение-описание) | В соответствии с планом учебного процесса |
5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№№ п/п | Наименование, учебников, пособий, используемые по курсу | Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ | |
1. Основная литература | |||
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.–М., 1986. | |||
2. | Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989. | ||
3. | Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.-Алматы: Ана тiлi, 1993. | ||
4. | Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983. | ||
5. | Ожегов С.И.. Словарь русского языка | ||
6. | Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. –Алматы, 2004. | ||
7. | |||
Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000. | |||
2. Дополнительная литература | |||
8. | Конституция Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан. «О языках в Республике Казахстан» (по состоянию законодательству на 13 марта 2000 год). Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г. | ||
9. | Закон Республики Казахстан. «О языках в Республике Казахстан» (по состоянию законодательству на 13 марта 2000 год). Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г. | 15. | |
Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция Президента РК в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева //Казахстанская правда. – 27 мая 2006 г. | |||
11. | Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года. – Астана, 2004. Государственная программа развития образования в РК до 2010 года. – Астана, 2004. | ||
12. | Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики, 2006 г. | ||
13. | 6. Орфографические словари. | ||
7. Советский энциклопедический словарь. - М.:Советская энциклопедия, 1980. | |||
15. | 8. Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983. | ||
16. | Новейший словарь иностранных слов/ авт.-сост. Е.А.Акунцова/ - М.,2007. | ||
17. | Розенталь Д.З. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение, Литературное редактирование. –М.. 2006 | ||
18. | Савина Н.Н., Жунусова Н.А. Практикум по русскому языку для гуманитарных факультетов.- Караганда,2013. | ||
2.1 Список периодических изданий | |||
19. | Журнал «История в школе»,М., разные годы издания | ||
20. | «Казахстанская правда», 2013.2014 гг. | ||
21. | « Индустриальная Караганда», 2013-2014 гг. | ||
2.2 Список источников на электронных носителях | |||
22. | Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русско му языку (Уровень С–1) | ||
23. | Оспанова Д.Б. Сложное предложение Обучающая программа – Караганда, 2008 | ||
24. | Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006. | ||
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/krasiv/ (Красивова А.Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие. – М.: Из-во МФА, 2001. С. 80.) | |||
Справочно-информационный - портал www.gramotа.ru | |||
http://dic.academic.ru/ | |||
6. Лекционный комплекс (тезисы лекций)(не предусмотрен)
Планы семинарских и практических занятий