Рабочая учебная программа дневного отделения

Срок обучения Курс Семестр Кредиты Лекции Семинары Лабора-торные СРСП СРС Всего Форма контроля
  - Итоговый экзамен
Наименование темы Лекции Семинарские Лабораторные СРСП СРС
Функциональные стили речи.Особенности стилей речи, отличительные черты. Сферы употребления стилей речи      
Научный стиль. Его особенности.    
Деловой стиль – разновидность литературного языка.Зарождение и развитие русского официально-делового стиля.Деловая письменная речь Процесс создания трафаретных текстов. Стандартизация языка документов. Использование устойчивых речевых формул.    
  Содержание и структура деловых документов Подстили официально-делового стиля Жанры подстилей официально-делового стиля    
Деловые письма Внешняя деловая переписка. Управленческие документы. Жанры документов    
Лексика делового языка Номенклатурная лексика. Однородность стилистической окраски лексики деловой письменной речи    
Грамматические нормы делового стиляУнификация грамматической структуры словосочетания и словоформы. Официально-деловые клише    
Синтаксические нормы деловой речи Простые предложения. Порядок слов в предложении в официально–деловом стиле деловой письменной речи. Формально–логический тип текстовой организации.    
Речевые жанры делового стиля Протокол. Информационно – справочные документы. Приказ.    
Рубрикация деловой документации Критерии логичности речевого выражения. Аналитизм, выражающийся в дроблении текста.    
Служебно-деловое общениеПсихологическая составляющая в служебно-деловом общении.    
Служебно-деловое общение Требования к речевой коммуникации в деловой среде    
Деловая беседа Виды вопросов в процессе беседы. Принципы деловой беседы    
Этикет телефонного разговора Речевые конструкции, используемые при телефонном разговоре    
Этикет обращения.Речевые формулы обращения    
  Всего (45 часов)    

3. Программа обучения по дисциплине (SYLLABUS)

3.1 Данные о преподавателях:

Григорьева И.В., старший преподаватель кафедры методики и практики русского языка и литературы (8 корпус, 407 ауд.). Время пребывания на кафедре: вторник, 1500-1700.

3.2 Пререквизиты:

Для освоения профессионального русского языка необходимо опираться на знания, полученные при изучении курсов: «Русский язык», «Профессиональный русский язык», «Введение в специальность».

3.3 Постреквизиты:

Знания, полученные при изучении курса «Деловой русский язык», могут быть реализованы при изучении основных специальных и экономических дисциплин.

3.4 Краткое описание дисциплины

Цель курса - совершенствование языковой и коммуникативной компетенции, включающей четыре вида речевой деятельности – аудирование, чтение, говорение, письмо; развитие у студента речевых способностей, позволяющих общаться в различных деловых коммуникативных ситуациях.

Задача дисциплины – развить у студентов углубленную языковую и коммуникативную компетенции на основе языка специальности, которые могут способствовать совершенствованию профессиональной подготовки.

Программа данного курса состоит из 15 тем, которые ориентированы на закрепление необходимых навыков владения деловой и профессиональной речью, её стилистическими разновидностями, посредством лексических, морфологических, синтаксических средств русского языка.

3.5 Результаты обучения(предметные и надпредметные компетенции)

Предметные компетенции: Студент приобретает коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов в сфере экономических наук, географии и страноведения, использованию особых клишированных речевых формул и сложных синтаксических конструкций с разветвленной союзной связью, свойственных деловым текстам.

Надпредметные компетенции: Студент приобретает умения составлять и истолковывать деловую документацию разных жанров, вести научную и деловую переписку, четко и аргументировано излагать свою точку зрения по различным вопросам как в профессиональном, так и в общенаучном плане.

Политика курса

Обучающиеся осваивают дисциплину в строгом соответствии с утвержденным учебным планом и рабочей программой по дисциплине. Студенты обязаны систематически посещать занятия, соблюдать установленные сроки сдачи заданий по дисциплине, правила поведения на занятиях в аудитории.

Самостоятельная работа студентов организуется в аудиторное и внеаудиторное время и предполагает работу студентов с учебными пособиями, групповое выполнение заданий, индивидуально-аналитическую и творческую деятельность.

4. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ Цель и содержание задания Ссылка на список рекомендованной литературы Продолжительность выполнения Форма контроля (согласно рейтинг-шкале) Баллы (согласно рейтинг-шкале) Форма отчетности Сроки сдачи
Устный опрос по планам сем. занятий В соответствии с планами сем. занятий Списки реком. литературы представлены в планах сем. занятий 3 сем. согласно учебному плану Текущий контроль Устный опрос – 50-100 баллов Устно с презентацией материала В соответствии с планом учеб.процесса
Задания СРСП по тематич. плану занятий и анализ выполненных заданий Согласно плану СРСП Рекомендуемая литература представлена в планах СРСП 3 семестр согласно учебплану Промежуточный контроль (оцениваются письменные и устные работы в соответствии с рейтинг-шкалой)   Устное сообщение, подготовка реферата, письменной творческой работы – 50-100 баллов Письменно (рецензия, отзыв, аннотация) В соответствии с планом учебного процесса
Выполнение письменных заданий по планам СРСП и СРС   Согласно планам СРСП и СРС Рекомендуемая литература представлена в планах СРС 3 семестр согласно учебному плану Промежуточный контроль (оцениваются качество выполнения письменные и устные работы в соответствии с рейтинг-шкалой) Вы-ступле-ние с до-клад-ом 50-100 баллов Письменно (сочинение-рассуждение, сочинение-описание) В соответствии с планом учебного процесса

5. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины

№№ п/п Наименование, учебников, пособий, используемые по курсу Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ
1. Основная литература
    1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет.–М., 1986.    
  2. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ.материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.    
3.     Миронова В.Г., Хмельницкая И.Б. Обучение научному стилю речи.-Алматы: Ана тiлi, 1993.    
  4.     Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983.  
5.     Ожегов С.И.. Словарь русского языка  
  6.   Русский язык в учебно-профессиональной сфере. Научный стиль./ Ж.С.Бейсенова, Р.Е.Валиханова, Н.Е.Савчиц, Ж.Н.Идрисова, А.К.Нуркасымова, К.Т.Джакипова, К.А.Ускенбаева. –Алматы, 2004.
    7.      
Цой А.А. Развитие навыков научной речи (Учебное пособие).- Алматы: АГУ им. Абая. 2000.    
    2. Дополнительная литература  
  8.   Конституция Республики Казахстан. Закон Республики Казахстан. «О языках в Республике Казахстан» (по состоянию законодательству на 13 марта 2000 год). Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г.        
  9.     Закон Республики Казахстан. «О языках в Республике Казахстан» (по состоянию законодательству на 13 марта 2000 год). Астана: ИКФ «Фолиант» - 2000 г.   15.
        Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. Лекция Президента РК в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева //Казахстанская правда. – 27 мая 2006 г.      
  11.     Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года. – Астана, 2004. Государственная программа развития образования в РК до 2010 года. – Астана, 2004.    
    12.   Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики, 2006 г.      
13. 6. Орфографические словари.  
  7. Советский энциклопедический словарь. - М.:Советская энциклопедия, 1980.  
    15.   8. Мотина Е.И.Язык и специальность: лингвометодические основы обучения русскому языку студентов-нефилологов.- М.: Русский язык, 1983.      
  16.       Новейший словарь иностранных слов/ авт.-сост. Е.А.Акунцова/ - М.,2007.        
    17. Розенталь Д.З. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение, Литературное редактирование. –М.. 2006  
  18.       Савина Н.Н., Жунусова Н.А. Практикум по русскому языку для гуманитарных факультетов.- Караганда,2013.      
     
2.1 Список периодических изданий  
  19.     Журнал «История в школе»,М., разные годы издания  
20. «Казахстанская правда», 2013.2014 гг.  
  21.   « Индустриальная Караганда», 2013-2014 гг.    
  2.2 Список источников на электронных носителях  
22.     Хан Н.К. Наука для молодежи/ Цикл презентационных материалов по русско му языку (Уровень С–1)    
23. Оспанова Д.Б. Сложное предложение Обучающая программа – Караганда, 2008  
24.   Фраза. Репетитор по русскому языку. – М., Медиа-Хаус, 2006.    
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/krasiv/ (Красивова А.Н. Деловой русский язык: Учебно-практическое пособие. – М.: Из-во МФА, 2001. С. 80.)  
Справочно-информационный - портал www.gramotа.ru    
http://dic.academic.ru/  
       

6. Лекционный комплекс (тезисы лекций)(не предусмотрен)

Планы семинарских и практических занятий

Наши рекомендации