ТЕМА: «Игра, театрализация и иллюстрирование в системе современной
социально-культурной деятельности» (4 часа).
Основные понятия: игра, педагогические игровые технологии, игровой интерес, метод состязательности, игра-сказка, и игра-маскарад, инновационные игры, настольные, интеллектуальные, деловые, имитационные, ситуационные и ролевые игры, игровая культура личности, движущая сила игры, функции игры игровой тренинг, театрализация, метод иллюстрирования, метод театрализации
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Ведущие основания классификации игр.
2. Сущность теорий происхождения игры.
3. Воспитательный потенциал игры.
4. Роль игры в социализации детей.
5. Пути использования игры в воспитании детей в зарубежных психолого-педагогических исследованиях.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия, игротека.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
4.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
5. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
6.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Акимова JI.A. Социология досуга: Учеб. Пособие. М.: МГУКИ, 2003. -123 с.2.Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К., 1988.
4.Герлах И.В., Илющенко О.С. Введение в деятельность педагога-аниматора: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Армавир, 2012. – с.100.
5.Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.6.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: 1992. - 360 с.
7.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств // 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
8.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
9.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.
10.Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990
11.Педагогическая анимации: теория, методика, практика [Электронный источник]. Сайт: www.sibvido.ru. Режим доступа: http://www.sibvido.ru/ node/127, свободный, яз.рус.
Задания для СРС:
1. Подготовить, провести и методически обосновать 1 игру, предназначенную для: участников среднего школьного возраста; участников старшего школьного возраста; для молодёжи; для участников разновозрастной группы (дети и родители, дети и педагоги, дети разного возраста).
2. Составить тезаурус: игра, педагогические игровые технологии, игровой интерес, метод состязательности, игра-сказка, и игра-маскарад, инновационные игры, настольные, интеллектуальные, деловые, имитационные, ситуационные и ролевые игры, игровая культура личности, движущая сила игры, функции игры игровой тренинг, театрализация, метод иллюстрирования, метод театрализации
Практическое занятие №6
ТЕМА: «Учреждения культуры и досуга, медицинские, общественные и образовательные организации как среда профессиональной деятельности педагога»
(2 часа).
Основные понятия:учреждения культуры: инновационные и традиционные, культурно-досуговый центр, общественная организация.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Сущность и основные направления деятельности учреждений культуры.
2. Направления взаимодействия школы с медицинскими и образовательными учреждениями.
3. Перспективы развития взаимодействия школы с общественными организациями.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия. Занятие проводится в форме экскурсии в молодёжную общественную организацию.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
4.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
5. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
6.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Акимова JI.A. Социология досуга: Учеб. Пособие. М.: МГУКИ, 2003. -123 с.2.Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К., 1988.
3.Григорьев А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.4.Герлах И.В., Илющенко О.С. Введение в деятельность педагога-аниматора: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Армавир, 2012. – с.100.
5.Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.6.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: 1992. - 360 с.7.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств // 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
8.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
9.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.
10.Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990
11.Педагогическая анимации: теория, методика, практика [Электронный источник]. Сайт: www.sibvido.ru. Режим доступа: http://www.sibvido.ru/ node/127, свободный, яз.рус.
Задания для СРС:
1.Составить тезаурус: учреждения культуры: инновационные и традиционные, культурно-досуговый центр, общественная организация.
2.Разработать план (программу) взаимодействия классного руководителя с медицинскими, досуговыми, общественными, спортивными и образовательными организациями.
Практическое занятие №7
ТЕМА: «Здоровьесберегающие технологии в школе» (2 часа).
Основные понятия: здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающее пространство школы, здоровье, профилактика, работоспособность, здоровый образ жизни, культура здоровья.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Показатели рациональной организации учебного процесса и отдельного урока.
2. Условия, необходимые для организации здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).
3. Механизм формирования здоровьесберегающего пространства школы (ЗПШ).
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия. Работа студентов ведётся в микро-группах, результаты представляются в виде презентации.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
2. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
Дополнительная:
1. Лукашин Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Интеграция образования. – 2009.- №4.
2. Сценарий педагогического совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/610952/
Задания для СРС:
1. Составить тезаурус: здоровьесберегающие образовательные технологии, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающее пространство школы, здоровье, профилактика, работоспособность, здоровый образ жизни, культура здоровья.
2. Подготовить сценарий проведения мероприятия, посвящённого пропаганде здорового образа жизни.
2. Подготовить разработку классного часа, посвящённого профилактике вредных привычек.
Практическое занятие №8
ТЕМА: «Современные санитарно-гигиенические требования,
предъявляемые к учебному процессу» (2 часа).
Основные понятия: санитарно-эпидемиологические требования, воздушно-тепловой режим, двигательная активность обучающихся.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Требования к естественному и искусственному освещению.
2.Требования к водоснабжению и канализации.
3.Учебный процесс и временные нормативы.
4.Требования к двигательной активности обучающихся.
5.Требования к организации медицинского обслуживания.
6.Требования к соблюдению санитарных правил.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия. Работа студентов ведётся в микро-группах, результаты представляются в виде памяток. На занятии студенты представляют упражнения и спортивные игры, проводят их с группой.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
2.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
3. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
Дополнительная:
1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://59313s016.edusite.ru/DswMedia/sanpin.pdf
2.Лукашин Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Интеграция образования. – 2009.- №4.
3.Сценарий педагогического совета "Здоровьесберегающая организация учебного процесса". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/610952/
Задания для СРС:
1.Подготовить и провести с группой одно из рекомендованных упражнений физкультминутки по выбору студента.
2.Подготовить и провести с группой спортивную игру.
3.Разработать сценарий проведения спортивного мероприятия (КТД).
Практическое занятие №9
ТЕМА: «Педагогическое общение и педагогическая поддержка» (2 часа).
Основные понятия: педагогическое общение, моделирование предстоящего общения, организация общения, управление общением в педагогическом процессе, анализ осуществлённого общения, предметно-пространственная среда воспитания, педагогическая поддержка.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Педагогическая поддержка: виды, технологии, направления.
2.Виды педагогического общения: критерии выбора и эффективность.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия. В ходе занятия проводится анализ педагогических ситуаций, студенты строят схему «Педагогическая поддержка в работе учителя».
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
4.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
5. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
6.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Акимова JI.A. Социология досуга: Учеб. Пособие. М.: МГУКИ, 2003. -123 с.2.Вишняк А.И., Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - К., 1988.
3.Григорьев А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990.4.Герлах И.В., Илющенко О.С. Введение в деятельность педагога-аниматора: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Армавир, 2012. – с.100.
5.Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.6.Ершов П.М. Технология актерского искусства. М.: 1992. - 360 с.7.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств // 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
8.Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
9.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 462 с.
Задания для СРС:
1.Придумать тему и продемонстрировать начальную стадию педагогического общения.
2.Подобрать примеры «раскрытия» воспитанника в процессе педагогического общения.
3.Разработать план воспитательного дела, мероприятия по реализации различных технологий воспитания.
Семинар №1
Тема: «Инклюзивное образование» (2 часа).
Основные понятия: инклюзия, инклюзивное образование, безбарьерная среда, включающее образование, включение, мэйнстриминг, интеграция, социальная адаптация.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Сущность интегрированного образования.
2.Мировая практика инклюзивного образования: Швеция, Дания, США, Венгрия, Япония и другие страны мира.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия, просмотр видеоролика «Что такое инклюзивное образование?», презентаций «Школа «Ковчег», «Система образования в Финляндии».
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
2.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
3. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
Дополнительная:
1.Что такое инклюзивное образование? [Электронный источник] // Режим доступа: http://aridons.ru/index.php?p=other&id=1
2.Что такое инклюзивное (включающее) образование? [Электронный источник] // Режим доступа: http://armavir-school2.narod.ru/inkluziv_obr.html
3.Инклюзивное образование [Электронный источник] // Режим доступа: http://www.radugazvukov.ru/istok_audio_trading/inclusive/?_ openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs3MjYzNjU0OzIwNTI0MTk2MDt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=5674233176305010799
4.Равные возможности [Электронный источник] // Режим доступа: http://www.znaem-mozhem.ru/
Задания для СРС:
1.Подготовить сообщения о технологиях педагогической поддержки в школе в разных странах мира.
2.Составить тезаурус: инклюзия, инклюзивное образование, безбарьерная среда, включающее образование, включение, мэйнстриминг, интеграция, социальная адаптация.
Семинар №2