Классификация двигательных и координационных способностей и средства их воспитания у детей

Рассматривая классификацию двигательных и координационных способностей, необходимо отметить, что пока не создана единая общепринятая классификация двигательных способностей человека. Наиболее распространенной является их систематизация на два больших класса.

Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом.

Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).

Однако, по нашему мнению, для эффективного формирования координационных способностей необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию вырабо­тать конкретные пути и средства совершенствования соответствующих видов координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе двигательной деятельности человека. Отсюда и вытекает необ­ходимость классификации координационных способностей.

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют классифицировать координационные способности на: специальные, специфические и общие. [23]

Специальные координационные способности - это однородные по психофизиологическим механизмам группы двигательных действий, систематизированные по возрастающей сложности. К их числу относят:

- всевозможные циклические двигательные действия (ходьба, бег, ползание, лазание, плавание и др.) и ациклические двигательные действия (прыжки);

- нелокомоторные движения тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

- движения манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

- движения перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

- баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

- метательные движения на меткость (метания или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);

- движения прицеливания;

- подражательные и копирующие движения;

- атакующие и защитные двигательные действия единоборств (борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);

- нападающие и защитные технические и технико-тактические действия подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.). [4]

К основным специфическим координационным способностям относятся:

- способность к ориентированию в пространстве. Под способностью к ориентированию понимают возможности человека точно определять и своевременно изменять положение тела в пространстве и во времени, особенно с учетом изменяющейся ситуации, и осуществлять движения в нужном направлении. Например, вы­ход после прыжка в три оборота, акробатические прыжки, вольные упражнения в спортивной гимнастике и так далее;

- способность к равновесию. Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положе­ния тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают стати­ческое и динамическое равновесие. Первый путь - применение так называемых упражнений на "равновесие", то есть движений и поз, в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее. Второй путь основан на избирательном совершенствовании динамических упражнений, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствова­ния вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолиней­ными и угловыми ускорениями. Например, кувырок вперед, перекат в сторону (колесо);

- способность к выполнению заданий в заданном ритме. Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта, то есть способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Ритмический характер работы организма позволяет выпол­нять наиболее эффективно каждое двигательное действие с относитель­но маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных упражне­ний под музыку;

- способности к воспроизведению;

- дифференцированная способность, разновидностями которой является способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения. Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений. Например, бросок в кольцо с различ­ных точек, ритмическая способность при броске; [22]

- оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

- способность к реагированию. Способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем). Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки служит время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки флажка или сигнал, поданный голо­сом;

- способность к соединению (комбинированию) движений. Это способность к соединению отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации;

- способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задач;

- способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом. Это способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях, например вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.);

- способности к быстроте перестроения двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям;

- способность к управлению мышечными напряжениями и к произвольному расслаблению мышц - это способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Отметим, что вышеперечисленные координационные способности не являются однородными, а имеют сложную структуру. В способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реагированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности. [32]

Необходимо отметить, что значимость координационных способностей в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для гимнастики ведущими являются: способность к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму. Способность к дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство дистанции в боксе и фехтовании, чувство снаряда - у гимнастов и легкоатлетов, чувство мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувство снега - у лыжников, чувство льда - у конькобежцев, чувство воды - у пловцов и т.п. Столь же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у борцов и спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может точно определить и назвать все способности подобного рода и тем более их возможные варианты.

Способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов: [18]

- функциональным состоянием сенсорных систем организма;

- степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);

- возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачей и конкретного способа ее решения.

Отметим, что результатом развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщением, стало понятие «общие координационные способности». Это понятие сформировалось на основании многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Например, есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора «общая координационная готовность», что тождественно понятию «общие координационные способности». [27]

Общая координационная готовность чаще проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. У юношей и девушек старшего возраста доля данного фактора в структуре координационных способностей уменьшается. Однако, часто встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития специальных координационных способностей. [26].

То же можно сказать и про проявления специфических координационных способностей. Ребенок может иметь высокий результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Мы понимаем под общими координационными способностями потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др. [28]

Рассмотренные нами виды координационных способностей можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (потенциальные координационные способности), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).

По нашему мнению, классификация на потенциальные и актуальные координационные способности вполне справедлива. Так как, пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его координационные способности к этим видам двигательной деятельности существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных координационных способностях.

Отметим, что понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать возможности развития у школьника различных двигательных, в том числе координационных, способностей. Об этом свидетельствует продолжающийся рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании, спортивных играх и др., где координационные способности являются одним из ведущих факторов достижения высоких результатов.

Таким образом, учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать к каким специальным и специфическим координационным способностям ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели разных координационных способностей. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим определить средства воспитания координационных способностей у детей и организовать ход учебно-тренировочного процесса.

Из анализируемой нами литературы нам известно, что практика физического воспитания и спорта располагает большим арсеналом средств воспитания координационных способностей.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Отметим, что сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. А также за счет внешних условий: изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время.

Таким образом, средствами развития координационных способностей могут использоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением координационных трудностей, либо требуют от исполнителя точности, быстроты, находчивости в осуществлении сложных в координационном отношении двигательных действий.

Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют координационными, направленными на развитие определенных координационных способностей, которые определены в три группы: [8]

- общеподготовительные;

- специально-подготовительные;

- обще – и специально-подготовительные.

Общеподготовительную группу координационных упражнений условно можно разделить на несколько подгрупп:

- первая. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений, куда входят новые упражнения или их варианты;

- вторая. Упражнения по расширению двигательного опыта. Данные упражнения, содержащие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное и точное выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму;

- третья. Общеразвивающие координационные упражнения, подобранные по типу: на силу, на быстроту, на выносливость, на гибкость;

- четвертая. Это упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий. [25]

Рассмотрим группу специально-подготовительных координационных упражнений, круг которых ограничен спецификой избранного вида спорта, которую также можно разделить на четыре подгруппы:

- первая. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению технических навыков и технико-тактических действий;

- вторая. Развивающие упражнения, направленные главным образом на воспитание координационных способностей, в конкретных видах спорта;

- третья. Упражнения по развитию специфических координационных способностей: способностей к ориентированию в пространстве, к ритму, к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости, которые имеют особое значение для отдельных видов спортивной и трудовой деятельности;

Четвертая. Упражнения по выработке так называемых специализированных психофизиологических функций: восприятий или чувств (чувство планки, мяча); сенсомоторных реакций (в боксе, спортивных играх); мнемических (оперативная двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного мышления); рече-мыслительных процессов (проговаривание действий); идеомоторных реакций (представление движений в целом или по частям).

Необходимо отметить, что Деление на подводящие и развивающие упражнения, весьма условно. Осваивая и закрепляя с помощью подводящих упражнений технику любого вида спорта, развиваем тем самым и соответствующие координационные способности. В свою очередь, координационные способности с помощью развивающих упражнений, создаем предпосылки и для приобретения вариативной техники движений.

Обще- и специально-подготовительные координационные упражнения применяют в различных сочетаниях для сопряженного воздействия на координационные и физические способности.

Примерами такого соединения координационных способностей в их гармоническом развитии с силовыми, скоростно-силовыми способностями могут служить упражнения:

- в метании малого мяча;

- метание в цель при использовании снарядов разного веса;

- прыжки в длину и высоту с места в полную силу, в полсилы, с вращением в одну и другую стороны.

В качестве примеров соединения скоростных способностей и координационных способностей могут быть названы упражнения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-90% от максимальной. [10]

Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и координационных способностей, можно привести упражнения: в передвижении на лыжах, езде на велосипеде.

В преобразованном виде общеподготовительные и специально-подготовительные координационные упражнения можно проводить как игровые и соревновательные. Игровые соревновательные упражнения являются действенным средством развития координационных способностей, так как при их выполнении создаются условия для максимального и подчас неожиданного проявления координационных способностей. Разумеется, в процессе игровых и соревновательных упражнений развиваются не только координационные способности, но и физические и умственные способности, совершенствуются своеобразные навыки и умения, волевые качества. Поэтому данные упражнения являются комплексным средством развития и совершенствования самых разнообразных свойств личности.

Необходимо отметь, что упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Далее они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.

Также отметим, то упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений и малоэффективны при наступлении утомления. Поэтому, при воспитании ловкости используют интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения стараются выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки. [3]

В заключение исследования классификации двигательных и координационных способностей и средств их воспитания у детей отметим, что для развития координационных способностей необходимо применять упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое, которые должны:

- иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;

- содержать элементы новизны, необычности;

- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;

- отражать контроль над параметрами движений по их регулированию и самооценке путем включения отдельных анализаторов.

Однако в разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Поэтому необходимо рассмотреть возрастные особенности детей занимающихся баскетболом.

Наши рекомендации