Часть IV. Использование символов в астрологии и предсказаниях

1. Почему современный человек нуждается в "предсказаниях"

Человек приходит за советом к ясновидцу, о котором он слышал хо­рошие отзывы; другой приходит на спиритический сеанс, в надежде получить послание, которое разрешит его эмоциональную проблему или даст ключ к беспокоящей его тайне: кто-то еще советуется с астро­логом или учится составлять и интерпретировать часовые гороскопы; многие используют предсказательную технику И.Цзина для разрешения своих трудностей и выбора из альтернативных возможностей. Все это -разные формы "оракульских" предсказаний; люди чувствуют себя не в состоянии разрешить свои проблемы интеллектуально на основе того, что они знают, а традиционные религии тоже не дают удовлетворитель­ных ответов.

Почему эти люди не идут к экспертам, ученым-психологам, психиат­рам, врачам, университетски образованным ученым, имеющим офици­альные дипломы, владеющим разного рода техникой? Многие к ним и обращаются, но многие не верят, что можно опереться на своевремен­ное интеллектуальное эмпирическое знание, которому учат в универси­тетах - знание, основанное на множественности данных и не содержа­щее всеохватывающей философии жизни. К тому же многие, особенно среди современной молодежи, не хотят, чтобы кто-нибудь выступал По­средником между ними и тем, что она называют Богом, Жизнью или Вселенной; но также они не вполне верят и самим себе, сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни.

Что же им делать? Альтернативой личным посредником является безличная передача. Это требует владения каким-то "языком", превос­ходящим аналитический и рациональный уровень научного знания. На­учное знание, обеспечивает нас комфортом и все возрастающей силой; однако часто оно неспособно ответить на вопрос, какой из многих воз­можных путей выбрать. Оно не говорит нам, как обрести большую пол­ноту, большую глубину, которыми мы, по-видимому, обладаем, не буду­чи способными актуализировать.

Есть большая разница между знанием и пониманием. Мы можем знать огромное множество фактов, рецептов, уравнений и формул, даю­щих нам возможность выполнять результативные действия. Но при этом мы можем не понимать ценность этих результатов. Понимаем ли мы, куда современная технология ведет человечество? Может ли фак­тическое, рациональное знание ответить нам на вопрос, почему мы выбираем то или иное направление действия, когда результаты наших дей­ствий очевидно зависят от множества неизвестных факторов?

Современные ученые полагают, что число таких неизвестных фак­торов стремительно уменьшается, и кажется, что так оно и есть в опре­деленных, строго очерченных областях. Однако наша, основанная на науке цивилизация порождает новые и все более сложные проблемы вместо каждой разрешенной. Основные, фундаментальные проблемы остаются нерешенными, становятся все более острыми и беспокоящими. остается нерешенной проблема значения и смысла человеческого существования, в частности, значения и цели каждого индивидуального человека, моей жизни и вашей жизни.

Как может быть обнаружено это значение, эта цель, этот смысл, ко­торые, за редчайшими исключениями, проблематичны для самого инди­видуума? Как убедиться, что выбор, который мы делаем, ведет нас к бо­лее осмысленной и полной жизни? Как увериться, что наше отношение к сложной ситуации, включающей межличностные отношения, возмож­ности карьеры или что-то подобное, наиболее плодотворно? Незнание этого порождает фрустрации и беспокойство.

Таковы причины, заставляющие современных людей обращаться к "оракулам" в большей мере, чем когда бы то ни было (кроме, может быть, медленного заката греко-римского общества). Обращение же к оракулу требует либо доверия к его посредничеству, либо владения "языком предсказаний", - языком символов.

В первой главе этой книги я постарался изложить свое представле­ние о том, что такое символы. Теперь я попытаюсь изложить это нес­колько иначе. Любой язык есть связный, устойчивый и традиционный набор символов. Обычный язык состоит из слов: религия, искусство, ма­тематика - также сложные систематизированные организации симво­лов. Астрология, если понимать ее правильно, освободив от предрассуд­ков и спионтистских толкований последнего времени, также есть язык, используемый для передачи основных факторов, относящихся к органи­зации живых организмов и в особенности человеческих индивидуумов.

Всякий язык передает не только факты, но, по крайней мере, намеки на значение этих фактов. Факты могут относиться к разным системам ценностей и воззрений, что зависит от объема и качества сознания, ко­торое стремится к пониманию и к разрешению личных и социальных проблем. Простой пример может прояснить эти утверждения. Я вижу что-то движущееся через улицу и восклицаю "Собака!". Я употребляю символ. Этот символ, звук слова "собака" был создан отдаленным пред­шественниками и употреблялся биллионами людей, чтобы передать другим людям знание относительно биллионов животных определенно­го рода, с которыми они находятся в определенных отношениях. Говоря слово "собака", я предупреждаю моего собеседника, который, может быть, не видит ее, о том, что приближается животное, с которым связан определенный тип опыта. Слово "собака" означает возможность по­добного опыта, если я скажу "бешеная собака", этот опыт, ранее опре­деленный в очень широких пределах, становится ограниченным более узкими рамками. Добавляя еще какие-то слова, я еще более ограничиваю поле возможности и более точно определяю значение, которое я передаю своему собеседнику. Если я или мой собеседник ранее были укушены собакой, и в результате пережили тяжелую травму или бо­лезнь, картина становится весьма живой, вызывая воспоминания о прошлом опыте и стимулируя деятельность желез внутренней секреции. Но даже если мы не имели такого личного опыта, слово-символ доста­точно для того, чтобы передать нам в концентрированной форме сущес­твенный опыт наших предшественников. Таким образом, символ заста­вит нас чувствовать, он также даст нам некоторое знание относитель­но того, как действовать. Мы будем готовы к тому, чтобы встретить приближающуюся ситуацию как нечто, с чем сталкивались многие люди.

Так ситуация обретает "значение" - такое, которое принимается миллионами людей, извлекших знание из опыта. Поскольку я могу отождествить опыт с символом и дать ему название, гораздо меньше возможности, что ситуация захлестнет меня. Я знаю, что есть эффек­тивный способ действования в этой ситуации, традиционный способ. Я уже не один перед трудностью или опасностью; за мной сила множества людей. То, что они делали в этой ситуации, могу делать и я, и, может быть, могу делать и лучшее. Благодаря им, я знаю больше о значении и цели события или вызова, который мне противостоит.

Символ соединяет отдельный опыт большого числа людей. Он изы­мает событие из мира случайного, беспрецедентного и непостижимого и переносит его в мир "универсального". Логическая последовательность символов, находимая в любом языке, в любой научной теории, традици­онном искусстве или религиозном ритуале делает мириады кажущихся хаотическими, непредсказуемыми и бессмысленными фактов жизни со­ответствующими определенному паттерну порядка и значения. Тысяча событий или личных ситуаций становятся простыми вариациями одной центральной темы; символ указывает эту значимую тему. А тема явля­ется часть связной последовательности событий, обретающих цель и смысл в своей взаимосвязи. Выраженная в символах, жизнь концентри­руется в небольшое количество взаимосвязанных единиц опыта; каждая из таких единиц - концентрат опыта миллиона людей.

Будучи "зернами урожая" прошлого опыта, исполненные значения символы властно определяют чувствования, мысли и поведение буду­щих поколений. Дети эмоционально и ментально впитывают эти симво­лы во все время формирования, учась придавать определенное значение всему, с чем они встречаются, и чувствуя себя "вместе" со всеми, кто принимает значимость этих значений.

Если бы вместо произнесения слов "бешеная собака приближается к дому, где играют твои дети" я мог проецировать в ум моего друга на расстоянии картину собаки, вбегающей во двор и нападающей на детей, я также передал бы и значение приближающегося события. В этом слу­чае проецирование образа относилось бы к ясному конкретному собы­тию, которое мой друг сразу узнал бы. Но если такой буквальный и точ­ный образ нельзя проецировать, я мог бы, возможно,' послать сигнал опасности, нечто, что указало бы, что в опасности дети, и необходимобыстро действовать. Это могло бы иметь форму более общего символа, и потребовалось бы определенное знание для его интерпретации.

Если человек чувствует, что он столкнулся с запутанной и может быть опасной ситуацией, он может попытаться обрести более глубокое понимание того, что она содержит, бросая палочки И.Цзина; гексаграмма, êîòîðóþ он получает, может содержать указание на опасность и способ ее преодоления. Человек получил сообщение, которое увеличи­вает его понимание и может спасти его от серьезной беды, также, как в предыдущем примере мой друг получил предупреждение об опасности. В этом случае, однако, предупреждение исходит от И.Цзина. Однако от И.Цзина ли, или от карты Таро, или сабианских символов? Эта загадка настолько задевает западный ум, привыкший к рациональным процеду­рам, что часто превращает все в бессмыслицу. Однако предсказания ра­ботают! Дело в том, что они требуют интерпретации. Они также обыч­но требуют каких-то процедур, позволяющих убедиться в значимости ответов, и, прежде всего, они требуют от вопрошающего открытости ума и, более всего, реальной потребности в ответе. Эта потребность существует, когда человек, ждущий ответа оракула, уже честно пытался найти ответ на мучающий его вопрос и не смог прийти ни к какому ло­гическому или рациональному решению, может быть потому, что проб­лема содержит слишком много неизвестных.

В периоды расцвета определенного общества, с его культурой и ре­лигией, члены этого общества находят в традиционных культурных структурах фундаментальные ответы, которые применимы к большин­ству личных ситуаций и проблем. Культура основана на архетипах или парадигмах, т.е. на великих образах, символически значимых сценах из жизни тех, кто воплощает ценности этого общества. Те, кто привык к пониманию этих ценностей, могут оказать помощь и руководство. Но сегодняшняя ситуация в мире характеризуется разрушением почти всех традиций, великие образы прошлого кажутся лишенными значения. Где можно найти новые образы или символы, значимые вне всех культур­ных ограничений, так сказать "транскультурные" символы, укоренен­ные в общем опыте всех людей?

Поиск такого рода символов неизбежно ведет к астрологии, по­скольку астрология основывается на наиболее фундаментальном и пер­вичном опыте человечества - величественном зрелище звезд на темном ночном небе, опыте времен года и биологических ритмов, столь очевид­но синхронизирующихся с циклическим движением Солнца и Луны. Ди­хотомия небесного порядка и хаоса на земной поверхности фундамен­тальна для всех религий. Небо стало единым великим символом порядка и ритмического развертывания и биопсихологических функций и дея­тельностей. Небо "творит", земля - "воспринимает": натура натуранс и натура натурата. Проблема значения существования может быть разре­шена, если есть способ интерпретации постоянно меняющихся картин, создаваемых Творящим на фоне небесного пространства. Из этой по­требности рождается астрология. Все великие цивилизации прошлого пользовались ее символами. Постепенно развивался символический язык предсказаний, в котором единицами стали планеты и их сочетания, и стали составляться карты неба, обнаруживавшие значение и цель для тех, кто внимательно изучал язык неба.

Это сложный язык, и, как все языки, он может употребляться на разных уровнях. Так обычный английский язык может использоваться например, для заключения чисто фактических деловых соглашений, а теперь для этого существует еще более конкретная и обнаженная его форма - язык компьютеров. Но английские слова могут также исполь­зоваться в стихах, вызывающих и выражающих сложные чувства и ду­ховные прозрения. Равным образом, танцевальная музыка или военные марши пользуются той же языковой основой, которая служит Скрябину или древнеиндийской музыке для передачи духовного опыта.

Слова могут составляться в фактические утверждения, но могут сое­диняться также и в поэтические образы, воздействующие на глубины чувствования и сознания читателя или слушателя. Астрология, имею­щая дело с "планетами" (включая Солнце и Луну) и их паттернами в оп­ределенных системах координат (зодиак, астрологические дома), в большинстве случаев была ориентирована на события, будь то на биологи­ческом, социальном или психологическом уровнях. Но существует так­же астрология, идущая глубже конкретных событий, проходящая сквозь них, обращающаяся к более глубоким областям сознания. Это более трансцендентное сознание обращено к сущности событий и качеству бытия, лежащим в основе функциональной деятельности, которая свя­зана с планетами. Такая астрология работает с фазами любых циклов, так сказать с самой "цикличностью".

Китайские мудрецы понимали такую возможность, создавая таин­ственную и могущественную систему И.Цзина. Циклический ряд 64 гексаграмм, без сомнения, имеет в основе смену времен года, но выходит за пределы этой системы отсчета. Он ведет нас в мир архетипов, лежащий глубже времен года и имеющий отношение, по крайней мере теорети­чески, к любому циклу. Это придает И.Цзину универсальную значи­мость, в пределах уровня сознания, где дуализм Ян и Инь управляет лю­бым экзистенциальным проявлением; развертывание циклической дея­тельности здесь может быть отождествлено с ритмом 64 фаз. Как уже говорилось в первой главе этой книги, естественно полагать, что наше сложное общество с его разветвленными паттернами межличностных отношений нуждается в большем количестве архетипических фаз. Архетипическая последовательность 360 символов - порядка ответит на эту потребность; число 360 космически соответствует отношению меж­ду периодами вращения земли вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Сабианские символы, как и символы И.Цзина, являются основой для оракульских предсказаний. При этом они, разумеется, нуждаются в ин­терпретации, которая, естественно, зависит от. уровня сознания интер­претирующего. В прошлом было написано много интерпретаций сабианских символов. Я не утверждаю, что сабианские символы точны или универсально верны. Образы и сцены, которые в них представлены -создание чувствительного американского ума, воспитанного и действу­ющего после 1 мировой войны. Но эти символы обладают реальными предсказательными возможностями, т.е. они могут давать вопрошающему значимые ответы на вопросы, честно задаваемые и касающиеся реальных личных и межличностных проблем

Для многих, стремящихся к рациональным и "научным" объяснени­ям всего, это загадочно. Многие скажут, что значимые ответы оракула -просто случайность. Но что такое "случайность"? И какого рода "науч­ная проверка" возможна в делах сугубо личных и столь зависящих от субъективной интерпретации либо самого вопрошающего, либо челове­ка, искусного в интерпретации языка предсказаний? Многие христиане в минуты затруднений или скорби открывают Библию на случайной стра­нице и с закрытыми глазами находят пальцем наугад стих, который ин­терпретируют как ответ на свой вопрос или как утешение в скорби. Они таким способом устанавливают связь с тем, что они считают Божес­твенным источником мудрости. Словом Божьим. Однако очевидно, что в буквальном смысле "Бог" не писал Библии, а ангел Гавриил - Корана. В момент визуализации и записи сабианских символов, возможно, ка­кой-то сверхчеловеческий или учительский разум каким-то образом вдохновлял процесс формулирования. Но образы как таковые очевидно были обусловлены умом ясновидящей, так же как формулировки крат­кой записи - М. Джонса. И все же, если мы учтем, с одной стороны, алеаторический порядок и поразительную быстроту записи, с другой же сто­роны - удивительную структурную организацию символов, если свести их к их сущности значениям, мы не можем избежать заключения, что за сценой действовал некий трансцендентный ум. "Бог" также действует "за сценой" вселенной; посредством невероятно сложной взаимосвязи феноменов мы можем проникать в смысл выражения, что "дела Божий доказывают его существование". Это весьма специфический способ "до­казательства". Научным умом не может быть доказано ничего кроме того, что определенная последовательность событий устойчива при оп­ределенных фундаментальных допущениях. Никакой интеллект не мо­жет объективно доказать абсолютную значимость этих допущений или постулатов. Мы не можем действительно "доказать" существования Бо­га, и еще менее - "доказать" несуществование Его. Мы можем наблю­дать психологическое действие веры в Бога как высшее существо в лю­дях, которое нуждается в соприкосновении с божественным Бытием. Мы можем также наблюдать, что порождает отсутствие такой веры в индивидуумах, которые психологически испытывают потребность в та­ком опыте. Опыт реален для испытывающего. Реальность - это то, что удовлетворяет жизненные, сущностные потребности личности или кол­лектива. Любое иное определение этого столь разнообразно употребимого слова исходит из субъективной иллюзии и, может быть, из гордос­ти ума, стремящегося к самовозвеличиванию посредством утверждения, что его ценности и представления "абсолютны", т.е. истинны для всех времен и народов. Но такие утверждения могут соответствовать весьма реальной потребности неуверенного в себе человека, т.е. тоже быть "реальными" в этом смысле!

Мы можем считать "чистой случайностью" выпадение палочек, оп­ределяющих гексаграмму И.Цзина, соответствующую ситуации спраши­вающего. Мы можем говорить о "синхроничности" (что лишь увеличивает таинственность) или перекладывать ответственность на "бессознательное" - также современный совершенно неясный заменитель старого представления о "даймонионе" в душе, или высшего Я, или Ангела-хранителя. Простой факт состоит в том, что, когда потребность человека реальна, некоторая сила или разумность то ли в нем самом, то ли свя­занная с ним, оказывается способной использовать язык символов для передачи значимой информации и указаний к действию. "Что такое" эта сила и/или центр разумности - вряд ли может быть схвачено нашим со­знательным умом, просто потому, что "это должно превосходить наш сознательный ум, чтобы предсказания-указания были эффективными. Возможно, что это просто полярный аспект самой потребности, свет, поляризующий тьму, Ян, поляризующий Инь. Принцип универсальной Гармонии требует, чтобы каждая потребность находила нейтрализую­щий ее ответ (см. "Дары Духа" в моей книге 'Триптих").

Повторю, что сообщения оракула может принимать множество форм. Это могут быть "сны, припоминаемые при просыпании (весьма особый род снов), или слова, слышимые "внутри", или "знаки", встре­ченные по дороге к цели. Это могут быть китайские гексаграммы, сабианские символы, или карты Таро, если только человек настроит себя на получение руководства через это специальное средство. И.Цзин и сабианские символы особенно важны как специальные средства, посколь­ку они обладают определенной гарантией от самообмана и следования биологическим или психологическим комплексам; кроме того, они по­казывают, как индивидуальная проблема относится к универсальному, или, по крайней мере. к проблемам, важным для множества людей, представляющих ту же фазу в развертывании человеческого сознания на определенной стадии эволюции.

Наши рекомендации