Как использовать сабианские символы для предсказаний

Есть много способов, какими человек, ищущий информацию или ру­ководства может найти среди сабианских символов тот, который отно­сится к его проблеме или потребности. Простейший состоит в использо­вании колоды карт. Как известно, колода карт содержит двенадцать фи­гур - король, дама и валет четырех мастей. Логично считать, что короли соответствуют четырем кардинальным знакам астрологического зодиа­ка, дамы - фиксированным (неподвижным) знакам, валеты - мутабельным (подвижным).

Я полагаю, что червы соответствуют весне, источнику жизненного ритма; бубны - лету; пики, полярные червам, - осени, угасанию жизнен­ной силы и появлению коллективного ума, подчеркивающего Ночную силу; трефы - зиме, ибо их тройственная форма соответствует совер­шенству ума и институционализированной власти.

Далее необходимо найти определенный градус знака, используя чи­словые карты трех мастей: червы могут соответствовать первому десят­ку, бубны - второму, трефы - третьему.

Простейшая процедура может осуществляться следующим образом. Двенадцать фигурных карт держатся в одной руке (обычно левой) рубашкой вверх, и из них другой рукой вытягивается одна. Это указывает зодиакальный знак. Затем такая же процедура осуществляется с коло­дой, содержащей тридцать числовых карт, что указывает градус. Обе колоды, разумеется, должны быть тщательно перемешаны.

Могут применяться разные процедуры, помогающие спрашивающе­му сосредоточиться на том, что он делает. Однако простота делает ритуалистические формы не очень необходимыми. Существенно, однако, следующее (1). Проблема должна быть ясно сформулированной в уме спрашивающего. (2) Состояние спрашивающего и его намерение дол­жны быть искренними, а само извлечение карт - честным. Процедуры, выполняемые из любопытства или, тем более, ради развлечения, обре­чены на неудачу, хотя в отдельных случаях интеллектуальное любопыт­ство может скрывать более глубоко таящуюся потребность, и ответ мо­жет оказаться поразительно плодотворным. Существенно ясное форму­лирование проблемы, поскольку в этом случае, как и во всех других раз­решениях проблем (включая лабораторные эксперименты), формули­рование в значительной степени обусловливает получаемый ответ. Ска­зано "просите, и будет дано вам", и мы должны быть очень вниматель­ны относительно того, что мы просим, потому что нам придется жить с тем, что мы получим. Более того, никогда не следует дважды повторять один и тот же вопрос, даже если полученный ответ кажется несоответ­ствующим или мало дающим для разрешения. В таких случаях оракул на­ходит раздражающие пути осмеяния или демонстрации нашей слабости.

Есть другой способ, менее конкретный и не всегда применимый для нахождения символа, являющегося ответом на потребность индивидуу­ма в нахождении архетипического значения сложной или трудной ситуа­ции. Этот способ лучше соответствует ментальности тех, кто знаком с процедурами предсказания и глубоко верит в то, что можно назвать внутренним руководством; вместе с тем он может оттолкнуть тех, чье сознание не открыто к значимости такой практики, поэтому пользо­ваться им нужно с осторожностью и не теряя здравого смысла. Этот способ состоит в том, чтобы сначала сконцентрироваться на проблеме, относительно которой ищется совет, затем или в то же время - на источ­нике предлагаемого руководства, как бы спрашивающий не представлял его себе, будь то "бог", "внутреннее Я", высшая Самость или даже "бес­сознательное". Затем, при поддержании спокойствия ума, нужно задать вопрос о числе, которое ясно должно возникнуть в сознании, и считать полученное таким образом число номером фазы, символ которой дает ответ оракула. Если число не возникает в уме почти сразу, живо и с • ощущением авторитетности, ни в коем случае не следует принудительно требовать ответа; можно вернуться к колоде карт. Если в ответ на ум приходит число, превосходящее 360, можно посредством вычитания ре­дуцировать его к требуемому градусу. Но это может означать, что сим­вол относится к ситуации, включающей нечто, превосходящее понима­ние спрашивающего, или к еще не вполне оформившейся тенденции.

Для пояснения всего этого я рассмотрю реальный пример. Несколь­ко лет назад ко мне пришел человек, который не мог понять значение личной трагедии, внесшей в его жизнь перемены и запутанность. Указания астрологических карт, с которыми он был хорошо знаком, не были для него в этом случае ясными и убедительными; было несколько воз­можностей интерпретации транзитов Урана и "тяжелых" прогрессий, и человек продолжал спрашивать: "Что это значит? Что я должен с этим делать?"

Я попросил его, сохраняя спокойствие ума на некоторое время, по­смотреть, не придет ли ему в голову какое-либо число. Он удивился, по­сле некоторого колебания закрыл глаза и потом сказал: "Да, я вполне определенно чувствую, что нечто в моей голове говорит "342". Что это значит?"

Я вкратце рассказал ему о назначении сабианских символов, и мы обратились к символу 342 фазы 12° Рыб. В этой последовательности че­ловек утверждает определенную претензию на новый духовно-менталь­ный статус. Первый символ этой последовательности - Человек, идущий по узкому пути в поисках просветления". Символ второй фазы - "В свя­тилище оккультного Братства вновь посвящаемые испытываются, про­веряется их характер". Таков символ, на который указало число, при­шедшее в сознание клиента. Если бы он был достаточно знаком с этим символическим языком, он не нуждался бы в моей интерпретации; но участие интерпретатора, обладающего умением конкретизировать ука­зания оракула, может быть весьма полезным, также как помощь психо­лога в интерпретации важного и необычного сна.

В данном случае символ указывал, что нечто случившееся с челове­ком привело его, на более глубоком уровне его бытия, в соприкоснове­ние с совершенно новой ситуацией, выдвигающей новые требования и, может быть, связанной с новым типом отношений. "Испытывается" его реакция на эту ситуацию; кто или что "испытывает" - неважно. Слова "святилище оккультного Братства" не следует понимать буквально. Это вообще общий принцип - ни в оракульских предсказаниях, ни в снах, как правило ничто не должно быть понимаемо буквально, хотя бы нечто и казалось прямо относящимся к ситуации. Символ указывает на то, что в данном случае клиент входит в новую фазу внутреннего развития; в другом случае это могло означать новую роль или даже должность в со­циальном или деловом плане.

Клиент задавал вопрос, каково значение трагедии, которую он пере­жил. Символ указывает, что сама трагедия может рассматриваться как испытание характера - испытание, ставшее необходимым, потому что сделан шаг в индивидуальном развитии, хотя сам клиент может и не со­знавать этого в своим повседневном сознании. Он "искал озарения" (фаза 341); говоря духовным языком, он "вступил на Путь". И подвергся испы­танию - жизнью. Богом или "Учителем" - испытанию того, чего он сто­ит и какова его "квалификация". Повторю, что слово "инициация" в описании символа не необходимо понимать в буквально оккультном смысле. Инициация означает просто вступление в новое поле деятель­ности, где предстоит деятельность совместно с существами, которые уже владеют требованиями этого поля, хотя бы до некоторой степени. Это может относиться к любому уровню организованной деятельности людей.

Вот что сообщил "оракул" моему клиенту. Если он может открыться этому сообщению, его отношение к пережитой трагедии изменится: вместо чувства раздавленности судьбой и бессмысленными событиями он увидит, что эти события указывают на значительный шаг, сделанный им, и необходимый для его дальнейшего роста.

Что, к чему, как и почему?

В третьей части шла речь о структурных отношениях между сабианскими символами, показывающими, что ряд составляет организованное и проникнутое единством целое. В частности, показывалось, что основ­ная хотя и не всегда легко воспринимаемая структура значения устанав­ливается между символами, образующими точный крест. Простейшее проявление этого типа структуры можно увидеть в соотношении симво­лов, относящихся к четырем кардинальным точкам годичного цикла -точкам солнцестояния и равноденствия. При размышлении над важным событиям или существенной переменой следует задать четыре вопроса: какова природа и значение события; к чему оно ведет (т. е. каков его потенциальный итог); как лучше всего обращаться с этой ситуацией; ка­кова конечная цель всего этого процесса развития.

В астрологической карте эти четыре вопроса могут быть отнесены к четырем углам: асцендент - что, десцендент - к чему (куда это идет), на­дир - как, зенит - зачем (почему). В следующей главе мы увидим, что та­кой подход во многих случаях возможен к карте рождения, с тем боль­шей значимостью, чем более сознание человека соприкасается с миром архетипических значений (хотя это и не может быть общим правилом).

В рассмотренном примере, где ответом было число 342, этот символ должен рассматриваться как "что" ситуации. Ответ указывает, что зна­чит ситуация в жизни спрашивающего. Но любой такой ответ сам вы­зывает ряд вопросов. Первый - если так, то куда это меня приведет. Ка­кого результата я могу ждать, или к чему я могу стремиться? Теорети­чески ответ следует искать в символе, астрологически находящемся в оппозиции к данному; в нашем случае - 12° Девы: "После венчания же­них снимает фату с невесты".

В моей интерпретации это указывало на проникновение за "покров" внешней видимости к сущностной реальности существования. Таким об­разом, если спрашивающий пройдет испытание и будет принят как пол­ноправный участник в групповые отношения на новом, более высоком уровне деятельности, он получит возможность приподнять "покрывало Изнды" и войти в соприкосновение со скрытой реальностью, сможет ра­ботать с оккультными энергиями. Или, если спрашивающий живет только на социальном и деловом уровнях, он сможет достигнуть "внут­реннего святилища" власти или богатства.

Тут же возникает вопрос, как лучше всего действовать в данном слу­чае, чтобы выдержать испытание. В нашем случае на этот вопрос мо­жет ответить символ 12° Близнецов (на 90° ранее данного) - "Негритян­ская девочка борется за свою независимость в городе", с основным то­ном "освобождение от признаков прошлого". Эта сцена проясняется предыдущей, где речь идет о новооткрытых землях, дающих пионерам новые возможности опыта. Человек, "вступивший на Путь", ведущий к новым отношениям и силам, - поистине пионер; но трагедия пионерских предприятий состоит часто в том, что на новые земли они берут с собой призраков прошлого - свои старые привычки и предрассудки, страхи и опасения, так что им приходится бороться не только с новым окружени­ем, но и с собственным прошлым, с собственной подчас неуверенностью в успехе. Таким образом, символ указывает на необходимость борьбы за то, что человек считает правильным, против любой оппозиции. Здесь можно вспомнить, что в соответствии с оккультной традицией испыта­ние ищущего включает материализацию пугающих образов и как бы сгущение его слабостей, теперь противостоящих ему. Необходимо му­жество и точное понимание происходящего, понимание должного, "лик­видация" прошлого посредством исполненного силы, настойчивого и мудрого действия.

Четвертый вопрос, требующий ответа оракула - зачем или почему все это? Какова конечная цель всей этой борьбы? В нашем случае на этот вопрос может ответить символ 12° Стрельца, завершающий крест -"Флаг - символ допускает различные интерпретации, но в нашем случае одной из основных может быть побуждение превратить идеалы из аб­страктных (флаг) в духовно конкретные (орел). Идеалы должны быть способными ожить и встретить озарение солнцем, чтобы приветство­вать Новый День. Вот что содержалось в числе 342, возникшем в созна­нии спрашивающего. Четыре символа, образующие крест, ясно дали пе­реживаемому им кризису позитивное, творческое значение. Испытание, которое он переживал, было реальным и опасным, но это было испыта­ние, и если он мог собрать мужество и силу, чтобы противостоять кармическим преградам и препятствиям на пути, результат обещал быть значимым и ценным.

Из рассмотренного примера видно, что ответ оракула не указывает на определенное будущее событие. Вопрос касался значения, а не пред­сказания событий. Не стоит задавать вопрос: "следует ли делать то-то или то-то, заключать контракт или выходить замуж". Разумный способ формулирования вопроса - "Что будет результатом такого-то действия". Оракул может указать на качество результата; он имеет дело с отноше­нием между действующим, действием и результатом.

Теперь мы рассмотрим, как это может быть применимо к интерпре­тации карты рождения - десяти планет и четырех "углов", ради достиже­ния нового уровня - уровня качественного значения.

Наши рекомендации