Идентификационные возможности русской идеи.
Варианты воплощения национальной идеи обнаруживаются в историческом опыте народа, его духовной биографии. Отечественная история знает различные воплощения русской идеи. Формулой национальной идеи московского самодержавия была «Москва – Третий Рим». В петровский период (и далее – почти весь XVIII век) у господствующих групп нет внятной идеи. Петербургское самодержавие в Николаевско–Александровском варианте строит национальную идеологию на базе триединства символов: «самодержавие, православие, народность». Коммунистический режим основан на универсалистской идее интернационализма, которая в своих глубинах не отрицает формулу «Москва – Третий Рим». При этом сама история показывает большую органичность в России мессианских, универсалистских концепций самосознания своей миссии в мире. В ХХ веке грандиозным воплощением русской идеи (по масштабу, достижениям, резонансу в мире, количеству человеческих жертв, в том числе и добровольных) стал социалистический проект. Следует отметить, что «социалистическая идея» в российском самосознании очень тесно связана с православным мировосприятием русского народа, который “в огромном большинстве своем живет идеей православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею ответчиво и научно» (Ф.М.Достоевкий).
Учитывая духовные истоки и основания «русской цивилизации», позитивный и негативный опыт воплощения русской идеи, а также совокупность мнений по этому поводу можно предположить, что в перспективе мировоззренческие ориентиры русской идеи будут складываться из «кирпичиков трех проектов» (которые одновременно можно рассматривать в качестве «строительного материала» для национальной идеологии). Во–первых, традиционный (и судьбоносный) для русской культуры и истории вариант русской идеи «Москва – Третий Рим», восходящий к XV веку, когда впервые осознается и формулируется историческая миссия Руси. Адаптированной к современным реалиям разновидностью этой мессианской идеи предлагаетсяпроект «Россия как духовный центр «гармонии цивилизаций» (пространство духовной консолидации народов и государств на основе принципов сотрудничества и максимального развития). Во–вторых, евразийская концепция русской цивилизации, характеризующая Россию как особый культурно–исторический мир, синтезирующий в себе восточную и западную культуру как уникальный и самодостаточный духовный центр евразийского континента. Зародившаяся в начале 20–х годов в трудах философов и культурологов Трубецкого, Флоровского, Бицилли, Савицкого, Сувчинского, она нашла продолжение и развитие в работах Н.Рериха, Н.Гумилева и ныне начинает оказывать существенное влияние на формирование новой идеологии национальной консолидации. В–третьих, современная мессианская идея России как всемирного лидера народов–изгоев (ее концептуальное обоснование дал в своих работах А.С.Панарин). Все эти модели национальной идеи не противоречат, а, скорее, взаимодополняют друг друга, фиксируя ее религиозно–духовную, государственно–политическую, социально–культурную и миссионерскую грани. Востребованность цивилизационных и культурно–идентификационных ресурсов русской идеи предполагает сегодня не только вменяемую политику в области образования, культуры, адекватность в позиционировании России на международной арене. Она требует немалых интеллектуальных усилий и духовных напряжений общества, на общекультурном уровне предполагает активную работу национального самосознания, а в масштабах индивидуальной биографии – свободный и ответственный выбор каждого из нас.
[1] Расширяющееся пространство «жидкой социальности» (В.М.Розин), предполагающее множественность путей развития и типов личности, рассматривается в рамках этой концепции положительным фактором, однако эта тенденция, скорее, усугубляет процесс обретения идентичности на социальном уровне.
[2] Важнейшим внутриличностным механизмом обретения духовной идентичности является совесть - главный ценностно-образующий фактор всех отношений человека, удерживающий его в границах нормы и способствующий в кризисные моменты личностному преображению. Духовное начало разрушается, если этот «орган» «усыпляется» или искажается (А.А.Гостев).
[3] Апостол Павел в Послании к Колоссянам (гл. 3) говорит о нравственном облике истинного христианина, который должен отказаться от «ветхого человека» в себе, то есть от человеческих пороков (гнева, злобы, лжи, злоречия, любостяжания и т. д.) и духовно обновиться (ст. 10-11) - «по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Та же мысль содержится в другом Послании апостола Павла — к Галатам (гл. 3, ст. 27-28) выражена в иной форме: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».
[4] Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора культурологии. – М., 2011.
[5] Павленко В.П., Таглин С.А. Методы исследования в этнопсихологии // Введение в этническую психологию. Харьков: Изд-во ХГУ, 1992 г.
[6] Культура- это борьба с мировым уравниванием, борьба Логоса с Хаосом (П.Флоренский), это осуществление “надличностных” ценностей, которые принимаются человеком как безусловные, определяя его веру и призвание, это возможность отождествить себя с теми, кто совершеннее, возвышеннее тебя, выстроить себя по их образу и подобию.
[7] См.: Брылева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии. Дисс. докт. культурологии. – СПб, 1998 г.