Феномен идентичности: сущность, функции, структура

Идентичность является ключевым компо­нентом личности, в котором концен­трируются и структурируются пред­ставления человека о своем месте в социальном мире, ведущим фактором, образую­щим психологическую основу созна­тельного поведения в различных со­циокультурных условиях. Процесс идентификации осуществляется на когнитивном, эмоционально–оценочном (аф­фективном) и поведенческом уровне, он предполагает постоянную корректировку образов «Я» и изменение значимых сред своего существования, детерминирован в мотивационном и ценност­но–смысловом плане (в частности, потребностями личности в социальном одобрении, самоуважении и стабильности самоконцепции, в самореализации и смысле жизни). Идентичность обретается в результате «духовной навигации» – путем осмысления опыта своей жизни, продумывания ее смысла и назначения, выработки сценариев ее воплощения, противо­стояния разруше­нию и собирания своего образа в контексте меняющейся духовной реальности и социально–культурной среды (В.М. Розин). Идентичность – многоуровневое явление, включающее самосознание человека как свободной личности, субъекта малых групп и составной части больших человеческих сообществ – этноса, нации, государства, мира. Можно выделить пять основных идентификационных уровней (линий, аспектов), которые, с одной стороны, интегрируются в пространстве индивидуального сознания, с другой стороны, обнаруживаются в структуре массового (общенационального) самосознания, и прежде всего в совокупности национальных «самообразов».

1. Психологическая идентичность, которая играет важнейшую роль в структуре индивидуальных идентификаторов – она фиксирует и удерживает целостный образ своего «я» на разных жизненных этапах (пласт внутриличностного самоопределения фиксируется различными терминами: «Я–концепция», «образ Я», «самость», «самоконцепция», «социокультурное Я» и т.д.). Данный уровень идентичности, обнаруживающийся в сфере самосознания, в значительной степени является продуктом коммуникации со средой – человек формирует и развивает идентичность во взаимодействии, на основе диалога с иными точками зрения, позициями, сохраняя возможность их изменения (В.А.Лекторский).

2. Социальная идентичность предполагает включенность человека в основные социально–культурные институты и возникает в результате отнесения человека к микрогрупповым сообществам – профессиональным, субкультурным, социально–статусным и т.д. Социальная идентичностьявляется продуктом социализации, т.е. длительного процес­са вхождения человека в социальную среду. Она обретается в результате конструи­рования окружающего мира и поиска своего места в нем, путем освоения основного репертуара социальных ролей, в процессе осознания профессиональной принадлежности. Важнейшим компонентом социальной идентичности является про­фессиональная идентичность, кризис которой обусловлен конфликтом ролевых установок, отсутствием признания со стороны значимых профессиональных сообществ, утратой мотивации достижения или профессионального статуса. В культуре глобального информационного общества (и прежде всего на базе ресурсов Интернета) микрогрупповой уровень идентичности играет компенсаторную роль, снижая оппозиционный потенциал идеологических форм макро–идентичности – за счет разнообразия микрогрупповых культур, построенных на общности актуальных интересов, многократно переплетающихся, а потому по сути своей неконфронтационных и не нуждающихся в идеологической склейке» (А.П.Назаретян)[1].

3. Этнокультурная идентичность опирается на понимание народа как единого живого организма, она предполагает консолидацию общности по критерию «почвы» (а иногда и «крови»). Этническая идентичность в определенном смысле играет положительную роль в формировании общности «мы» – она сопровождается чувствами гордости, достоинства, оптимизма, уверенности, удовлетворения, патриотизма (в качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные характеристики: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство), а ее отсутствие может спровоцировать агрессию по отношению к представителям других этносов.

4. На макро–групповом уровне ключевой является национально–государственная (гражданская) идентичность, консолидирующаясовокупность проживающих на данной территории граждан в национальную общность «мы». Ключевой симптом кризиса идентичности на данном уровне – неспособность человека отождествить себя в национально–государственном плане. Отсутствие идеальных, духовных символов единения на макро–уровне становится фактором дисбаланса в функционировании социально–культурных институтов (а в острой фазе может завершиться распадом национально–государственного целого).

5. Экзистенциальная идентичность ограничивается пространством самосознания, в котором личность фиксирует себя в качестве уникальной це­лостности, осуществляет свое духовно–ценностное самоопределение, понимание смысла жизни. На этом уровне человек осуществляет духовно–нравственное самоопределение, обретает укорененность в «онто­логии духовной реальности» (А.А.Гостев) – способность духовного видения мира и метафизическую связь с миро­зданием. Процесс обретения экзистенциальной идентичности заключается в нравственном совер­шенствовании личности, понимании глубинных механизмов психической жизни человека. Обретению духовной идентичности способствует религиозный опыт, упорядочивающий сферу духовной реальности и придающий ей онтологический статус. Духовно–нравственное самоопределение личности становится результатом отождествления с определенными ценностями, носящими персонифицированный характер: их всегда транслирует референт, кумир, образец подражания. Средой и ресурсом формирования экзистенциальной идентичности является мир гуманитарной культуры, в котором личность находит образы для подражания и самостроительства (как свое инобытие), а также религия, задающая предельные духовные критерии и основания)[2].

Экзистенциальная идентичность, фиксирующая духовное ядро личности, выходит на предельные критерии и основания самотождественности, осуществляется в масштабах Универсума. Основания для такой идентичности были заложены великими духовными концепциями «Осевого времени», а также христианством, которое декларировало равенство всех людей между собою[3]. Выход на Универсум для определенного типа личности становится компенсаторным механизмом в ситуации проблемного характера этнокультурной или национально–государственной идентичности.

Все уровни идентичности фокусируются в экзистенциальном пространстве личностного бытия – именно на индивидуальном уровне каждый человек отождествляет себя с определенным полом, профессией, национальностью, культурой, многообразными социальными ролями. Ядром идентичности в любом случае выступает самосознание личности, в котором происходит интенсивный и нередко драматичный процесс самопознания, самопонимания и самотворчества.

Наши рекомендации