Кризис идентичности как ключевая угроза социального единства и духовной целостности «русского мира»
Национально–культурная идентичность личности
В современном обществе: вызовы, угрозы, ресурсы
1. Кризис идентичности как ключевая угроза социального единства и духовной целостности «русского мира». 1
2. Феномен идентичности: сущность, функции, структура, 2
3. Специфика и проблемное поле национально–культурной идентичности 5
4. Условия реализации идентификационного потенциала русской культуры 7
5. Идентификационные возможности русской идеи. 9
Кризис идентичности как ключевая угроза социального единства и духовной целостности «русского мира»
Современная цивилизация стоит перед серьезными вызовами, связанными с разрушением ключевых для культуры и общества интеграционных связей прошлого, настоящего и будущего, лежащих в основе социально–культурной целостности и личностной идентичности. «Разрыв времен» порожден формированием глобального мирового пространства, высоким темпом обновления знаний, интенсивным развитием информационных технологий. Быстрая сменяемость социальных структур и институтов, типов и способов коммуникации, динамизм и плюрализм социальной и культурной жизни, разрушение традиционных ценностно–нормативных матриц культуры ведет к антропологической деформации современной культуры, следствием которой является глобальный кризис индивидуальной и коллективной идентичности, который переживает вся европейская цивилизация, провоцируя соответствующие процессы в других культурах и регионах мира. Пронизывая все уровни бытия человека и общества, кризис идентичности проявляется в утрате духовной самобытности, разрушении национально–культурного образа «я».
Особенно остро кризис идентичности протекает в условиях российского общества, испытавшего в 90–е годы период духовного надлома, завершившегося частичной сменой культурно–антропологических матриц. Сегодня разрушение идентификационного поля отечественной культуры становится причиной душевных заболеваний человека и общества, важнейшим фактором расширения пространства аномии и девиации, ключевой угрозой духовной безопасности нации, социального единства и духовной целостности «русского мира». О кризисном состоянии «национальной души» свидетельствует разрыв связей человека с социальным и культурным миром, утрата мировоззренческих, духовных оснований бытия, стимулирующая процессы социально–культурной депривации и «государственной маргинализации», нравственный и правовой нигилизм, игнорирующий предписания норм морали и правовых законов. Кризис идентичности становится одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, расширения пространства этнокультурных конфликтов.
В контексте данной проблемы востребованность ценностно–нормативной базы культуры России, а также учет ментальных особенностей ее носителя можно рассматривать в качестве мировоззренческой основы корректировки приоритетов национального развития, разработки стратегии общественных преобразований: экономические и политические реформы будут эффективны лишь в той мере, в какой они станут фактом проявления глубинных черт и пластов национального сознания, отражения сущностных характеристик отечественной культуры, востребованности духовного опыта народа. Обретение идентичности (или, по крайней мере, снижение остроты кризиса и минимизация его негативных последствий) позволит понизить градус поляризации общества, будет содействовать возвращению современного человека и общества к жизненным стратегиям осмысленного существования, способствовать выстраиванию вменяемой политики государства.
Национально–культурная идентичность личности
В современном обществе: вызовы, угрозы, ресурсы
1. Кризис идентичности как ключевая угроза социального единства и духовной целостности «русского мира». 1
2. Феномен идентичности: сущность, функции, структура, 2
3. Специфика и проблемное поле национально–культурной идентичности 5
4. Условия реализации идентификационного потенциала русской культуры 7
5. Идентификационные возможности русской идеи. 9
Кризис идентичности как ключевая угроза социального единства и духовной целостности «русского мира»
Современная цивилизация стоит перед серьезными вызовами, связанными с разрушением ключевых для культуры и общества интеграционных связей прошлого, настоящего и будущего, лежащих в основе социально–культурной целостности и личностной идентичности. «Разрыв времен» порожден формированием глобального мирового пространства, высоким темпом обновления знаний, интенсивным развитием информационных технологий. Быстрая сменяемость социальных структур и институтов, типов и способов коммуникации, динамизм и плюрализм социальной и культурной жизни, разрушение традиционных ценностно–нормативных матриц культуры ведет к антропологической деформации современной культуры, следствием которой является глобальный кризис индивидуальной и коллективной идентичности, который переживает вся европейская цивилизация, провоцируя соответствующие процессы в других культурах и регионах мира. Пронизывая все уровни бытия человека и общества, кризис идентичности проявляется в утрате духовной самобытности, разрушении национально–культурного образа «я».
Особенно остро кризис идентичности протекает в условиях российского общества, испытавшего в 90–е годы период духовного надлома, завершившегося частичной сменой культурно–антропологических матриц. Сегодня разрушение идентификационного поля отечественной культуры становится причиной душевных заболеваний человека и общества, важнейшим фактором расширения пространства аномии и девиации, ключевой угрозой духовной безопасности нации, социального единства и духовной целостности «русского мира». О кризисном состоянии «национальной души» свидетельствует разрыв связей человека с социальным и культурным миром, утрата мировоззренческих, духовных оснований бытия, стимулирующая процессы социально–культурной депривации и «государственной маргинализации», нравственный и правовой нигилизм, игнорирующий предписания норм морали и правовых законов. Кризис идентичности становится одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, расширения пространства этнокультурных конфликтов.
В контексте данной проблемы востребованность ценностно–нормативной базы культуры России, а также учет ментальных особенностей ее носителя можно рассматривать в качестве мировоззренческой основы корректировки приоритетов национального развития, разработки стратегии общественных преобразований: экономические и политические реформы будут эффективны лишь в той мере, в какой они станут фактом проявления глубинных черт и пластов национального сознания, отражения сущностных характеристик отечественной культуры, востребованности духовного опыта народа. Обретение идентичности (или, по крайней мере, снижение остроты кризиса и минимизация его негативных последствий) позволит понизить градус поляризации общества, будет содействовать возвращению современного человека и общества к жизненным стратегиям осмысленного существования, способствовать выстраиванию вменяемой политики государства.