Тема 5 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
План:
1 Функции публицистического стиля.
2 Стилеобразующие черты.
3 Языковые особенности.
4 Основные требования.
5 Жанры, обслуживаемые публицистическим стилем.
6 Виды публичной речи.
7 Подготовка публичного выступления.
1Публицистический стиль является основой речей богословских, военно-патриотических, дипломатических, судебных. Это объясняется его основными функциями – информационной и воздействующей.
2Стилеобразующие черты:
1) уровень строгости несколько снижен;
2) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;
3) ориентированность не только на содержание, но и на интересы, возраст, пол, особенности речи читателя или слушателя;
4) яркость, доступность, понятность;
5) сочетание экспрессии и стандарта.
3Языковые особенности:
1) тематическое многообразие и стилистическое богатство;
2) сочетание книжных и разговорных вариантов;
3) использование речевых стандартов;
4) существительные в единственном числе часто получают собирательное значение (читатель, пенсионер);
5) для глаголов предпочтительно настоящее время;
6) преобладание простых предложений;
7) использование приемов экспрессии (необычный порядок слов, риторические вопросы, обращения);
8) значимая роль заголовков и зачинов речи.
4 Среди требований, предъявляемых к публицистическому тексту, особенно важны логичность и выразительность.
Рисунок 3 – Логичность речи
Закон тождества: всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.
Закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно.
Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.
Логичность речи предполагает умение пользоваться системой аргументации (аргумент – это мысль, истинность которой доказана). Аргументы могут быть сильными и слабыми.
К сильным аргументам относятся:
- научные аксиомы;
- точно установленные факты и суждения, вытекающие из них;
- законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;
- экспериментально проверенные выводы;
- заключения экспертов;
- цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;
- показания свидетелей или очевидцев событий;
- статистическая информация, сделанная пофессионалами-статистами.
Слабые аргументы:
- умозаключения, основанные на фактах, связь между которыми неясна;
- ссылки на авторитеты, неизвестные слушателям;
- аналогии и непоказательные примеры;
- доводы личного характера;
- тенденциозно подобранные примеры, отступления, афоризмы;
- доводы, версии, обобщения, сделанные на основе догадок, ощущений;
- выводы из неполных статистических данных.
Одним из важнейших качеств в публичной речи является выразительность. Совершенствование этого качества предполагает работу над голосом (интонации, громкость, скорость, высота, четкость произношения), невербальными средствами общения (поза, жест, мимика), над умением пользоваться средствами выразительности (тропы и стилистические фигуры).
5Основные жанры, обслуживаемые публицистическим стилем: газетно-журнальная информация (заметки, статьи, интервью, очерки), мемуары, путевые заметки; доклады на собраниях, конференциях; речи митинговые, парламентские, агитаторские.
6Виды публичной речи по форме:
1) доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему на определенную тему (продолжительность от 10-15 минут до 2 – 3 часов);
2) сообщение – небольшое по времени выступление (5 – 10 минут), в котором рассматривается один небольшой вопрос;
3) выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса (продолжительность 3 – 5 минут);
4) лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом;
5) беседа – развернутый, заранее продуманный оратором диалог со слушателями.
7Основные этапы подготовки публичного выступления.
1) Определить тему, цель, название, учитывая ответы на следующие вопросы:
а) каковы интересы и запросы слушателей?
б) для чего им нужно выступление по данной теме?
в) какие знания и информацию выступление должно дать?
2) Определить, сколько времени будет продолжаться выступление, и сколько времени дано на подготовку.
3) Составить предварительный рабочий план:
а) продумать логику выступления и записать ее основные компоненты;
б) во вступлении указать, в чем состоит значениетемы для данной аудитории;
в) в заключении сформулировать теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей.
4) Подобрать материал для выступления:
а) книжные источники;
б) подбор примеров, знакомых слушателям;
в) подбор наглядных пособий и ТСО и продумывание цели, времени и способа их использования.
5) Составить окончательный план.
6) Написать текст (полный, конспект, тезисы, план).
7) Подготовиться к выступлению перед аудиторией:
а) выделить основные смысловые куски, изложение которых обязательно;
б) выделить основные идеи и выводы, усвоения которых нужно добиться.
8) Подготовится к возможным вопросам слушателей.
Обязательным этапом совершенствования мастерства публичного выступления является этап саморецензирования.
Вопросы для саморецензирования:
1) Удалось ли завоевать и поддержать внимание аудитории на протяжении всего выступления?
2) Уложился ли в отведенный регламент?
3) Не отклонялся ли от главного тезиса?
4) Выделил ли в итоге ключевую мысль своего выступления?
5) Уверенно ли чувствовал себя во время выступления, не дал ли повод усомниться в своей компетентности?
6) Не допустил ли ошибок в языке, стиле, речевом этикете?
Контрольные вопросы:
1) Языковые и стилеобразующие особенности публицистического стиля.
2) Особенности аргументации.
3) Способы совершенствования выразительности речи.
4) Формы публичной речи.
5) Основные этапы подготовки публичного выступления.
6) Вопросы для саморецензирования.
Тест 1.
1 К стилеобразующим особенностям публицистического стиля НЕ относится …
а) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;
б) яркость, доступность, понятность;
в) строгое соответствие литературным нормам;
г) сочетание экспрессии и стандарта.
2 К подстилям публицистического стиля НЕ относится:
а) дипломатический;
б) ораторский;
в) радио-тележурналистский;
г) газетно-журнальный.
3 Для публицистических текстов характерно широкое использование …
а) общественно-публицистической лексики;
б) слов в переносных значениях;
в) эмоционально-окрашенной лексики;
г) всего вышеперечисленного.
4 К публицистическому стилю относятся слова …
а) мышление, отражение, излучение;
б) авангард, свершения, мощь;
в) неизбрание, непризнание, невозвращение;
г) истец, ответчик, свидетель.
5 Для синтаксиса публицистического стиля характерно …
а) преобладание сложных предложений;
б) преобладание простых предложений;
в) насыщенность клишированными оборотами (в связи, на основании и т.п.);
г) строгое соблюдение правил построения и оформления текста.
6 К числу жанров публицистического стиля НЕ относится …
а) очерк;
б) аннотация;
в) фельетон;
г) газетная статья.
7 Форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом, называется …
а) речевой агрессией;
б) журналистским расследованием;
в) фельетоном;
г) речевой манипуляцией.
8 Вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент, называется …
а) речевой агрессией;
б) журналистским расследованием;
в) фельетоном;
г) речевой манипуляцией.
9 Публичное выступление обязательно предполагает …
а) зачитывание письменного текста;
б) импровизацию;
в) подготовленность текста.
10 Вспомогательные материалы предназначены для …
а) облегчения запоминания слушателями;
б) привлечение богатого иллюстративного материала;
в) демонстрации технической компетентности докладчика.
11 Поиск материала предполагает …
а) использование разнообразных источников;
б) опору на авторитетный источник;
в) использование компьютерных технологий.
12 Дольше всего готовятся …
а) самые короткие выступления;
б) самые длинные выступления;
в) выступления перед профессионалами.
13 В публичном выступлении НЕ рекомендуется …
а) заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;
б) использовать цепочки отглагольных существительных («нанизывание падежей»);
в) информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть отдельным тезисом;
г) использовать сложные синтаксические конструкции.
14 Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о ___________ сопереживании.
а) интеллектуальном;
б) эмоциональном;
в) провокационном;
г) выразительном.
15 Важнейшим условием поддержания внимания аудитории является …
а) эффективность выступления;
б) провокационный характер выступления;
в) эмоциональность выступления;
г) содержательность выступления.
16 К видам публичной речи по их цели НЕ относится …
а) убеждающая речь;
б) доклад;
в) информационная речь;
г) развлекательная речь.
17 К какому виду публичной речи относится выступление на митинге?
а) убеждающая;
б) этикетная;
в) развлекательная;
г) информационная.
18 К какому виду публичной речи относится тост?
а) убеждающая;
б) этикетная;
в) развлекательная;
г) информационная.
19 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Различают три способа опровержения:
а) критика тезиса;
б) критика аргументов;
в) критика демонстрации;
г) критика оратора.
20 К сильным аргументам НЕ относится …
а) заключение экспертов;
б) показания свидетелей или очевидцев событий;
в) доводы личного характера;
г) научные аксиомы.
Тест 2
1 Жанр полемики отличается от дискуссии …
а) наличием ведущего;
б) наличием зрителей;
в) целью спора;
г) наличием проблемы.
2 К запрещающим стратегиям ведения полемики относится …
а) стратегия дискредитации точки зрения собеседника;
б) стратегия дискредитации личности собеседника;
в) стратегия нападения на доказательства собеседника;
г) стратегия самозащиты от нападений собеседника.
3 Публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления различных точек зрения найти правильное решение проблемы, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
4 Публичный, заранее подготовленный спор на какую-либо общественно значимую проблему, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
5 Публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
6 Успешность коммуникации менее всего зависит от …
а) уровня культуры речи собеседников;
б) содержания передаваемого сообщения;
в) соблюдения протокола общения;
г) количества собеседников.
7 Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ отмечают …
а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;
б) активное заимствование иностранных слов;
в) нарушение норм литературного языка;
г) строгость стиля выступлений массмедиа.
8 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается также явление, как …
а) заимствование иностранных слов;
б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;
в) уменьшение количества экспрессивной лексики;
г) создание новых значений существующих слов.
9 Выразительность и эмоциональность речи НЕ связана с использованием …
а) стилистических фигур;
б) тропов;
в) диалога.
10 Повторение отдельных слов и оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, называется …
а) анафора;
б) эпифора;
в) инверсия;
г) антитеза.
11 Повторение отдельных слов и выражений в конце нескольких предложений, называется ...
а) анафора;
б) эпифора;
в) инверсия;
г) антитеза.
12 Инверсия – это …
а) намеренное повторение во фразе одинаковых гласных звуков;
б) выражение ответной мысли посредствам сходства;
в) изменение порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи;
г) оборот, в котором для усиления речи соединяются противоположные понятия и образы.
13 Градация использована в предложении …
а) Ты мечтою открыта для света, ты душою открыта для тьмы …;
б) Ангелы опальные, светлые, печальные …;
в) В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…;
г) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет.
14 Оксюморон – это …
а) замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот;
б) сочетание контрастных по значению слов;
в) образное определение, характеризующее свойство какого-либо лица, предмета;
г) одинаковое начало отрезков текста.
15 Ошибка в использовании паронимов допущена в определении …
а) адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление (отправитель);
б) заглавный – относящийся к заглавию (заглавная роль);
в) демократичный – относящийся к демократии, демократу;
г) логичный – правильный, разумный, последовательный.
16 Укажите номер слова, лексическое значение которого определено правильно:
а) альянс – союз на основе договорных обязательств;
б) демагогия – необходимость выбора из 2-х возможностей;
в) имидж – целенаправленно сформированный образ;
г) инсинуация – клевета.
17 Ошибки НЕТ в предложении …
а) Проходит процесс формирования рыночных структур;
б) Логика феодальных пут дала свои результаты;
в) Многие граждане справедливо считают, что государство уже не ставит целью заботу о каждом;
г) На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.
18 Ошибки НЕТ в предложении …
а) Он приехал на стройку два года тому назад;
б) На научном семинаре автор изложил главную суть книги;
в) Середина 60-х годов знаменательна расцветом «сурового стиля»;
г) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
19 Ошибка допущена в предложении …
а) Известно, какую важную роль в воспитании играет литература;
б) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку;
в) Только при этих условиях руководитель сумеет сыграть авангардную роль на производстве;
г) Я вам зуб даю на отсечение – зачет вы не сдадите.
Тема6 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
План:
1 Определение устно-разговорных стилей.
2 Основные функции.
3 Стилеобразующие черты.
4 Языковые особенности.
5 Правила ведения диалога.
6 Диалог – спор. Правила поведения в споре.
1 Разговорная речь обслуживается двумя стилями: литературно-разговорным и разговорно-бытовым.
Литературно-разговорный – это стиль речи средне-образованных людей в более или менее официозных условиях: работа, театр, гос. учреждение и др.
Разговорно-бытовой – это речь людей того же круга в условиях раскованности.
2 Главное назначение разговорных стилей – передача информации, преимущественно в устной форме (исключение – частные письма, записки, дневники), этим определяется и основная функция – коммуникативная, т.е. функция общения.
3 Стилеобразующие черты разговорных стилей:
1) неофициальность;
2) непринужденность;
3) экспрессивность;
4) отсутствие предварительного отбора языковых средств;
5) автоматизм речи;
6) обыденность содержания;
7) большая роль звуковой стороны речи (повышение и понижение тона, удлинение гласных, скандирование слогов, паузы, изменение темпа речи).
4Языковые особенности разговорных стилей:
1) использование общеупотребительных слов (день, год, работать) и слов разговорных (картошка, читалка);
2) действие закона «экономии речевых средств» – из двух – одно (сгущенка, пятиэтажка);
3) употребление слов с самым общим или неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации (вещь, штука, дело);
4) использование суффиксов со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности; суффиксов с функциональной окраской разговорности;
5) особая частота употребления глаголов при отсутствии причастий и деепричастий;
6) использование личных и указательных местоимений, частиц и междометий;
7) допустимость вариантных форм частей речи;
8) преобладание простых неполных предложений;
9) употребление слов – предложений;
10) активность вводных слов и предложений.
5Разговорный стиль – всегда диалог. Умение вести диалог является предпосылкой взаимопонимания. Социальные психологи выделяют следующие уровни понимания:
1 «О чем» – субъект имеет смутное представление о предмете, видит его в самых общих чертах.
2 «О чем – что» – субъект имеет представление о предмете, начинает проникать в его содержание, но своей позиции еще не имеет.
3 «О чем – что-как» – субъект выходит на уровень осмысления содержания предмета, вырабатывает собственную позицию.
4 «О чем – что – как – зачем» – субъект выходит на уровень применения полученных знаний о предмете.
Правила ведения диалога:
1) Дослушивать собеседника.
Ошибки, возникающие из-за неправильного слушания:
а) неясные по форме и содержанию высказывания;
б) отсутствие внимания;
в) восприятие намеков как конкретных высказываний и домысливание;
г) правильное восприятие, но ложная интерпретация;
д) ложное восприятие правильной информации;
е) ложное восприятие эмоционально наполненной информации.
2) Говорить только тогда, когда есть что сказать.
3) Не говорить плохо об отсутствующих.
4) Не говорить о себе и своих успехах.
5) Не быть назойливым.
6) Не унижать собеседника.
7) Тема беседы должна быть близка и интересна всем.
8) Соблюдать порядок ведения беседы, при вмешательстве использовать формулы вежливости, не допускать колкостей и личных выпадов.
9) Следить за своим языком, мимикой, жестами.
6 Основные правила поведения в споре:
1) Доказывая справедливость своего мнения, не быть голословным, использовать убедительные аргументы.
2) Яркое доказательство или существенное возражение сделать кратко и сжато.
3) Факты приводить в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами.
4) Приводя в качестве аргументов цифровой материал, называть конкретные, а не приблизительные цифры.
5) Стремиться подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий.
6) Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.
7) Уважать собеседника, не допускать импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы!» «Вы ошибаетесь!» лучше: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу согласиться с этой позицией, и вот почему…».
8) Обращаться к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени.
9) Придерживаться темы разговора, не переводить его в другое русло.
10) Говорить не все, что можно сказать, а только то, что помогает решить спор.
11) Не считать, что то, что понятно для вас, всегда понятно и для другого.
12) Использовать «эхо-ответ», т.е. повторение фраз собеседника для лучшего понимания его точки зрения: «Так вы говорите, что …».
13) Не горячиться в споре.
14) Не стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник оказался прав, признать свою ошибку.
Контрольные вопросы:
1) Стилеобразующие черты разговорных стилей.
2) Особенности диалога и правила его ведения.
3) Основные правила поведения в споре.
Тест 1.
1 К числу важнейших стилеобразующих черт разговорного стиля НЕ относится …
а) эмоциональность речи;
б) официальность речи;
в) непринужденность речи;
г) неподготовленность речи.
2 К языковым особенностям разговорной речи НЕ относится …
а) употребление слов с самым общим или неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации;
б) использование общеупотребительных и разговорных слов;
в) допустимость вариантных форм речи;
г) использование речевых стандартов.
3 Для разговорных стилей характерно широкое использование …
а) деепричастий;
б) причастий и причастных оборотов;
в) отглагольных существительных;
г) личных и указательных местоимений, частиц и междометий.
4 В разговорной речи НЕ употребляются …
а) эллиптичные предложения;
б) вопросительные предложения;
в) предложения с инверсией;
г) сложноподчиненные предложения.
5 В разговорном стиле употребляется выражение …
а) мирное наступление;
б) сила диктата;
в) лезть в бутылку;
г) президентская компания.
6 К числу жанров разговорной речи НЕ относится …
а) беседа;
б) собеседование;
в) заявление;
г) письмо.
7 К особенностям устной речи не относится …
а) быстрота протекания;
б) возможность быстрой реакции;
в) нормированность;
г) сочетание с невербальными средствами.
8 Диалог, в отличие от монолога, характеризуется (выбрать несколько ответов) …
а) ситуативностью;
б) непроизвольностью;
в) малой организованностью;
г) четким обозначением предмета речи.
9 Открытые вопросы – это …
а) вопросы, предполагающие однозначный ответ;
б) вопросы, предполагающие развернутый ответ;
в) вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответа;
г) вопросы, не предполагающие ответа, так как он заранее известен.
10 Малый разговор – это …
а) разговор, в котором учувствует небольшое количество беседующих;
б) очень короткий разговор, суть которого сводится к обмену двумя – тремя репликами;
в) непринужденная беседа о семейных делах, хобби, смешных событиях;
г) преимущественно деловой разговор на какую-либо конкретную, узкоспециальную тему.
11 Как вид речевой деятельности слушание является …
а) потенциально монологической речью;
б) потенциально диалогической речью;
в) физиологической способностью;
г) пассивным процессом.
12 Умение слушать …
а) развивается естественно;
б) достигается специальными упражнениями;
в) определяется способность слышать;
г) передается по наследству.
13 В процессе коммуникации одинаково важны …
а) говорение;
б) слушание;
в) говорение и слушание;
г) слух и зрение.
14 Слушание – это …
а) физическая способность;
б) интеллектуальная деятельность;
в) условный рефлекс;
г) внимание к собеседнику.
15 При выступлении студента на учебном семинаре ситуативно и стилистически оправдано обращение …
а) дорогие друзья;
б) коллеги;
в) ребята;
г) уважаемые члены аттестационной комиссии.
16 В докладе на студенческой научной конференции ситуативно и стилистически оправдано обращение …
а) студенты;
б) господа;
в) уважаемые слушатели;
г) дорогие слушатели.
Тест 2
1 Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется …
а) обратная связь;
б) речевое взаимодействие;
в) речевая ситуация;
г) речевой контакт.
2 Средством речевого взаимодействия является …
а) речь;
б) язык;
в) текст;
г) адресант.
3 Роль адресата в речевом событии – это …
а) слушание или чтение;
б) говорение или письмо;
в) только слушание;
г) только говорение.
4 ___________ – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания:
а) речевая деятельность;
б) речевое поведение;
в) речевая ситуация;
г) речевое взаимодействие.
5 Эффективная речевая коммуникация обеспечивает достижение целей (выбрать несколько ответов) …
а) информационной;
б) предметной;
в) коммуникативной;
г) развлекательной.
6 Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Г. Грейс определяет их как ___ категории:
а) две;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
7 Успешный коммуникативный акт НЕ должен быть дискомфортным для участников общения. Так звучит максима …
а) такта;
б) великодушия;
в) симпатии;
г) согласия.
8 Позитивность в оценке других – это максима …
а) одобрения;
б) такта;
в) скромности;
г) великодушия.
9 Когда оратор и аудитория во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о _____________ сопереживании:
а) интеллектуальном;
б) эмоциональном;
в) провокационном;
г) выразительном.
10 К недостаткам начинающего оратора можно отнести (выберите несколько ответов):
а) использование штампов;
б) скованное поведение;
в) контакт с аудиторией;
г) наличие пауз.
11 Важнейшим условием поддержания внимания в аудитории является …
а) эффективность выступления;
б) провокационный характер выступления;
в) эмоциональность выступления;
г) содержательность выступления.
12 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использование логических средств и доказательных положений:
а) критика тезиса;
б) критика аргументов;
в) критика демонстрации;
г) критика оратора.
13 К условиям, способствующим эффективному речевому общению, НЕ относится …
а) потребность в общении;
б) настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего;
в) умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интонацию) говорящего;
г) владение языковыми нормами.
14 К причинам коммуникативно-речевой инактивности (отсутствие активности) НЕ относится …
а) заниженная или неустойчивая самооценка;
б) отсутствие интереса к проблеме;
в) низкий уровень подготовленности, не умение передать мысль словами;
г) время общения.
15 К способам речевого воздействия НЕ относится …
а) доказывание;
б) информация;
в) внушение;
г) просьба.
16 Выбор вербальных и невербальных средств общения осуществляется в зависимости от …
а) желания говорящего;
б) речевой ситуации;
в) потребностей и реакции адресата.