Тема 5 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

План:

1 Функции публицистического стиля.

2 Стилеобразующие черты.

3 Языковые особенности.

4 Основные требования.

5 Жанры, обслуживаемые публицистическим стилем.

6 Виды публичной речи.

7 Подготовка публичного выступления.

1Публицистический стиль является основой речей богословских, военно-патриотических, дипломатических, судебных. Это объясняется его основными функциями – информационной и воздействующей.

2Стилеобразующие черты:

1) уровень строгости несколько снижен;

2) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;

3) ориентированность не только на содержание, но и на интересы, возраст, пол, особенности речи читателя или слушателя;

4) яркость, доступность, понятность;

5) сочетание экспрессии и стандарта.

3Языковые особенности:

1) тематическое многообразие и стилистическое богатство;

2) сочетание книжных и разговорных вариантов;

3) использование речевых стандартов;

4) существительные в единственном числе часто получают собирательное значение (читатель, пенсионер);

5) для глаголов предпочтительно настоящее время;

6) преобладание простых предложений;

7) использование приемов экспрессии (необычный порядок слов, риторические вопросы, обращения);

8) значимая роль заголовков и зачинов речи.

4 Среди требований, предъявляемых к публицистическому тексту, особенно важны логичность и выразительность.

Тема 5 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ - student2.ru

Рисунок 3 – Логичность речи

Закон тождества: всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.

Закон непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными.

Закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одном и том же месте, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно.

Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

Логичность речи предполагает умение пользоваться системой аргументации (аргумент – это мысль, истинность которой доказана). Аргументы могут быть сильными и слабыми.

К сильным аргументам относятся:

- научные аксиомы;

- точно установленные факты и суждения, вытекающие из них;

- законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни;

- экспериментально проверенные выводы;

- заключения экспертов;

- цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов;

- показания свидетелей или очевидцев событий;

- статистическая информация, сделанная пофессионалами-статистами.

Слабые аргументы:

- умозаключения, основанные на фактах, связь между которыми неясна;

- ссылки на авторитеты, неизвестные слушателям;

- аналогии и непоказательные примеры;

- доводы личного характера;

- тенденциозно подобранные примеры, отступления, афоризмы;

- доводы, версии, обобщения, сделанные на основе догадок, ощущений;

- выводы из неполных статистических данных.

Одним из важнейших качеств в публичной речи является выразительность. Совершенствование этого качества предполагает работу над голосом (интонации, громкость, скорость, высота, четкость произношения), невербальными средствами общения (поза, жест, мимика), над умением пользоваться средствами выразительности (тропы и стилистические фигуры).

5Основные жанры, обслуживаемые публицистическим стилем: газетно-журнальная информация (заметки, статьи, интервью, очерки), мемуары, путевые заметки; доклады на собраниях, конференциях; речи митинговые, парламентские, агитаторские.

6Виды публичной речи по форме:

1) доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему на определенную тему (продолжительность от 10-15 минут до 2 – 3 часов);

2) сообщение – небольшое по времени выступление (5 – 10 минут), в котором рассматривается один небольшой вопрос;

3) выступление – краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо заранее объявленного вопроса (продолжительность 3 – 5 минут);

4) лекция – связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом;

5) беседа – развернутый, заранее продуманный оратором диалог со слушателями.

7Основные этапы подготовки публичного выступления.

1) Определить тему, цель, название, учитывая ответы на следующие вопросы:

а) каковы интересы и запросы слушателей?

б) для чего им нужно выступление по данной теме?

в) какие знания и информацию выступление должно дать?

2) Определить, сколько времени будет продолжаться выступление, и сколько времени дано на подготовку.

3) Составить предварительный рабочий план:

а) продумать логику выступления и записать ее основные компоненты;

б) во вступлении указать, в чем состоит значениетемы для данной аудитории;

в) в заключении сформулировать теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей.

4) Подобрать материал для выступления:

а) книжные источники;

б) подбор примеров, знакомых слушателям;

в) подбор наглядных пособий и ТСО и продумывание цели, времени и способа их использования.

5) Составить окончательный план.

6) Написать текст (полный, конспект, тезисы, план).

7) Подготовиться к выступлению перед аудиторией:

а) выделить основные смысловые куски, изложение которых обязательно;

б) выделить основные идеи и выводы, усвоения которых нужно добиться.

8) Подготовится к возможным вопросам слушателей.

Обязательным этапом совершенствования мастерства публичного выступления является этап саморецензирования.

Вопросы для саморецензирования:

1) Удалось ли завоевать и поддержать внимание аудитории на протяжении всего выступления?

2) Уложился ли в отведенный регламент?

3) Не отклонялся ли от главного тезиса?

4) Выделил ли в итоге ключевую мысль своего выступления?

5) Уверенно ли чувствовал себя во время выступления, не дал ли повод усомниться в своей компетентности?

6) Не допустил ли ошибок в языке, стиле, речевом этикете?

Контрольные вопросы:

1) Языковые и стилеобразующие особенности публицистического стиля.

2) Особенности аргументации.

3) Способы совершенствования выразительности речи.

4) Формы публичной речи.

5) Основные этапы подготовки публичного выступления.

6) Вопросы для саморецензирования.

Тест 1.

1 К стилеобразующим особенностям публицистического стиля НЕ относится …

а) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;

б) яркость, доступность, понятность;

в) строгое соответствие литературным нормам;

г) сочетание экспрессии и стандарта.

2 К подстилям публицистического стиля НЕ относится:

а) дипломатический;

б) ораторский;

в) радио-тележурналистский;

г) газетно-журнальный.

3 Для публицистических текстов характерно широкое использование …

а) общественно-публицистической лексики;

б) слов в переносных значениях;

в) эмоционально-окрашенной лексики;

г) всего вышеперечисленного.

4 К публицистическому стилю относятся слова …

а) мышление, отражение, излучение;

б) авангард, свершения, мощь;

в) неизбрание, непризнание, невозвращение;

г) истец, ответчик, свидетель.

5 Для синтаксиса публицистического стиля характерно …

а) преобладание сложных предложений;

б) преобладание простых предложений;

в) насыщенность клишированными оборотами (в связи, на основании и т.п.);

г) строгое соблюдение правил построения и оформления текста.

6 К числу жанров публицистического стиля НЕ относится …

а) очерк;

б) аннотация;

в) фельетон;

г) газетная статья.

7 Форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом, называется …

а) речевой агрессией;

б) журналистским расследованием;

в) фельетоном;

г) речевой манипуляцией.

8 Вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент, называется …

а) речевой агрессией;

б) журналистским расследованием;

в) фельетоном;

г) речевой манипуляцией.

9 Публичное выступление обязательно предполагает …

а) зачитывание письменного текста;

б) импровизацию;

в) подготовленность текста.

10 Вспомогательные материалы предназначены для …

а) облегчения запоминания слушателями;

б) привлечение богатого иллюстративного материала;

в) демонстрации технической компетентности докладчика.

11 Поиск материала предполагает …

а) использование разнообразных источников;

б) опору на авторитетный источник;

в) использование компьютерных технологий.

12 Дольше всего готовятся …

а) самые короткие выступления;

б) самые длинные выступления;

в) выступления перед профессионалами.

13 В публичном выступлении НЕ рекомендуется …

а) заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;

б) использовать цепочки отглагольных существительных («нанизывание падежей»);

в) информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть отдельным тезисом;

г) использовать сложные синтаксические конструкции.

14 Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о ___________ сопереживании.

а) интеллектуальном;

б) эмоциональном;

в) провокационном;

г) выразительном.

15 Важнейшим условием поддержания внимания аудитории является …

а) эффективность выступления;

б) провокационный характер выступления;

в) эмоциональность выступления;

г) содержательность выступления.

16 К видам публичной речи по их цели НЕ относится …

а) убеждающая речь;

б) доклад;

в) информационная речь;

г) развлекательная речь.

17 К какому виду публичной речи относится выступление на митинге?

а) убеждающая;

б) этикетная;

в) развлекательная;

г) информационная.

18 К какому виду публичной речи относится тост?

а) убеждающая;

б) этикетная;

в) развлекательная;

г) информационная.

19 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Различают три способа опровержения:

а) критика тезиса;

б) критика аргументов;

в) критика демонстрации;

г) критика оратора.

20 К сильным аргументам НЕ относится …

а) заключение экспертов;

б) показания свидетелей или очевидцев событий;

в) доводы личного характера;

г) научные аксиомы.

Тест 2

1 Жанр полемики отличается от дискуссии …

а) наличием ведущего;

б) наличием зрителей;

в) целью спора;

г) наличием проблемы.

2 К запрещающим стратегиям ведения полемики относится …

а) стратегия дискредитации точки зрения собеседника;

б) стратегия дискредитации личности собеседника;

в) стратегия нападения на доказательства собеседника;

г) стратегия самозащиты от нападений собеседника.

3 Публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления различных точек зрения найти правильное решение проблемы, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

4 Публичный, заранее подготовленный спор на какую-либо общественно значимую проблему, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

5 Публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

6 Успешность коммуникации менее всего зависит от …

а) уровня культуры речи собеседников;

б) содержания передаваемого сообщения;

в) соблюдения протокола общения;

г) количества собеседников.

7 Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ отмечают …

а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;

б) активное заимствование иностранных слов;

в) нарушение норм литературного языка;

г) строгость стиля выступлений массмедиа.

8 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается также явление, как …

а) заимствование иностранных слов;

б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;

в) уменьшение количества экспрессивной лексики;

г) создание новых значений существующих слов.

9 Выразительность и эмоциональность речи НЕ связана с использованием …

а) стилистических фигур;

б) тропов;

в) диалога.

10 Повторение отдельных слов и оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, называется …

а) анафора;

б) эпифора;

в) инверсия;

г) антитеза.

11 Повторение отдельных слов и выражений в конце нескольких предложений, называется ...

а) анафора;

б) эпифора;

в) инверсия;

г) антитеза.

12 Инверсия – это …

а) намеренное повторение во фразе одинаковых гласных звуков;

б) выражение ответной мысли посредствам сходства;

в) изменение порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи;

г) оборот, в котором для усиления речи соединяются противоположные понятия и образы.

13 Градация использована в предложении …

а) Ты мечтою открыта для света, ты душою открыта для тьмы …;

б) Ангелы опальные, светлые, печальные …;

в) В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…;

г) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет.

14 Оксюморон – это …

а) замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот;

б) сочетание контрастных по значению слов;

в) образное определение, характеризующее свойство какого-либо лица, предмета;

г) одинаковое начало отрезков текста.

15 Ошибка в использовании паронимов допущена в определении …

а) адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление (отправитель);

б) заглавный – относящийся к заглавию (заглавная роль);

в) демократичный – относящийся к демократии, демократу;

г) логичный – правильный, разумный, последовательный.

16 Укажите номер слова, лексическое значение которого определено правильно:

а) альянс – союз на основе договорных обязательств;

б) демагогия – необходимость выбора из 2-х возможностей;

в) имидж – целенаправленно сформированный образ;

г) инсинуация – клевета.

17 Ошибки НЕТ в предложении …

а) Проходит процесс формирования рыночных структур;

б) Логика феодальных пут дала свои результаты;

в) Многие граждане справедливо считают, что государство уже не ставит целью заботу о каждом;

г) На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.

18 Ошибки НЕТ в предложении …

а) Он приехал на стройку два года тому назад;

б) На научном семинаре автор изложил главную суть книги;

в) Середина 60-х годов знаменательна расцветом «сурового стиля»;

г) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

19 Ошибка допущена в предложении …

а) Известно, какую важную роль в воспитании играет литература;

б) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку;

в) Только при этих условиях руководитель сумеет сыграть авангардную роль на производстве;

г) Я вам зуб даю на отсечение – зачет вы не сдадите.

Тема6 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

План:

1 Определение устно-разговорных стилей.

2 Основные функции.

3 Стилеобразующие черты.

4 Языковые особенности.

5 Правила ведения диалога.

6 Диалог – спор. Правила поведения в споре.

1 Разговорная речь обслуживается двумя стилями: литературно-разговорным и разговорно-бытовым.

Литературно-разговорный – это стиль речи средне-образованных людей в более или менее официозных условиях: работа, театр, гос. учреждение и др.

Разговорно-бытовой – это речь людей того же круга в условиях раскованности.

2 Главное назначение разговорных стилей – передача информации, преимущественно в устной форме (исключение – частные письма, записки, дневники), этим определяется и основная функция – коммуникативная, т.е. функция общения.

3 Стилеобразующие черты разговорных стилей:

1) неофициальность;

2) непринужденность;

3) экспрессивность;

4) отсутствие предварительного отбора языковых средств;

5) автоматизм речи;

6) обыденность содержания;

7) большая роль звуковой стороны речи (повышение и понижение тона, удлинение гласных, скандирование слогов, паузы, изменение темпа речи).

4Языковые особенности разговорных стилей:

1) использование общеупотребительных слов (день, год, работать) и слов разговорных (картошка, читалка);

2) действие закона «экономии речевых средств» – из двух – одно (сгущенка, пятиэтажка);

3) употребление слов с самым общим или неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации (вещь, штука, дело);

4) использование суффиксов со значением ласкательности, неодобрения, увеличительности; суффиксов с функциональной окраской разговорности;

5) особая частота употребления глаголов при отсутствии причастий и деепричастий;

6) использование личных и указательных местоимений, частиц и междометий;

7) допустимость вариантных форм частей речи;

8) преобладание простых неполных предложений;

9) употребление слов – предложений;

10) активность вводных слов и предложений.

5Разговорный стиль – всегда диалог. Умение вести диалог является предпосылкой взаимопонимания. Социальные психологи выделяют следующие уровни понимания:

1 «О чем» – субъект имеет смутное представление о предмете, видит его в самых общих чертах.

2 «О чем – что» – субъект имеет представление о предмете, начинает проникать в его содержание, но своей позиции еще не имеет.

3 «О чем – что-как» – субъект выходит на уровень осмысления содержания предмета, вырабатывает собственную позицию.

4 «О чем – что – как – зачем» – субъект выходит на уровень применения полученных знаний о предмете.

Правила ведения диалога:

1) Дослушивать собеседника.

Ошибки, возникающие из-за неправильного слушания:

а) неясные по форме и содержанию высказывания;

б) отсутствие внимания;

в) восприятие намеков как конкретных высказываний и домысливание;

г) правильное восприятие, но ложная интерпретация;

д) ложное восприятие правильной информации;

е) ложное восприятие эмоционально наполненной информации.

2) Говорить только тогда, когда есть что сказать.

3) Не говорить плохо об отсутствующих.

4) Не говорить о себе и своих успехах.

5) Не быть назойливым.

6) Не унижать собеседника.

7) Тема беседы должна быть близка и интересна всем.

8) Соблюдать порядок ведения беседы, при вмешательстве использовать формулы вежливости, не допускать колкостей и личных выпадов.

9) Следить за своим языком, мимикой, жестами.

6 Основные правила поведения в споре:

1) Доказывая справедливость своего мнения, не быть голословным, использовать убедительные аргументы.

2) Яркое доказательство или существенное возражение сделать кратко и сжато.

3) Факты приводить в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами.

4) Приводя в качестве аргументов цифровой материал, называть конкретные, а не приблизительные цифры.

5) Стремиться подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий.

6) Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.

7) Уважать собеседника, не допускать импульсивной оценки его мнения: «Вы не правы!» «Вы ошибаетесь!» лучше: «Я думаю иначе», «Я понимаю Вас, но не могу согласиться с этой позицией, и вот почему…».

8) Обращаться к тому, чье мнение оспаривается, используя личную форму, в том числе и обращение по имени.

9) Придерживаться темы разговора, не переводить его в другое русло.

10) Говорить не все, что можно сказать, а только то, что помогает решить спор.

11) Не считать, что то, что понятно для вас, всегда понятно и для другого.

12) Использовать «эхо-ответ», т.е. повторение фраз собеседника для лучшего понимания его точки зрения: «Так вы говорите, что …».

13) Не горячиться в споре.

14) Не стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту. Если собеседник оказался прав, признать свою ошибку.

Контрольные вопросы:

1) Стилеобразующие черты разговорных стилей.

2) Особенности диалога и правила его ведения.

3) Основные правила поведения в споре.

Тест 1.

1 К числу важнейших стилеобразующих черт разговорного стиля НЕ относится …

а) эмоциональность речи;

б) официальность речи;

в) непринужденность речи;

г) неподготовленность речи.

2 К языковым особенностям разговорной речи НЕ относится …

а) употребление слов с самым общим или неопределенным значением, которые конкретизируются в ситуации;

б) использование общеупотребительных и разговорных слов;

в) допустимость вариантных форм речи;

г) использование речевых стандартов.

3 Для разговорных стилей характерно широкое использование …

а) деепричастий;

б) причастий и причастных оборотов;

в) отглагольных существительных;

г) личных и указательных местоимений, частиц и междометий.

4 В разговорной речи НЕ употребляются …

а) эллиптичные предложения;

б) вопросительные предложения;

в) предложения с инверсией;

г) сложноподчиненные предложения.

5 В разговорном стиле употребляется выражение …

а) мирное наступление;

б) сила диктата;

в) лезть в бутылку;

г) президентская компания.

6 К числу жанров разговорной речи НЕ относится …

а) беседа;

б) собеседование;

в) заявление;

г) письмо.

7 К особенностям устной речи не относится …

а) быстрота протекания;

б) возможность быстрой реакции;

в) нормированность;

г) сочетание с невербальными средствами.

8 Диалог, в отличие от монолога, характеризуется (выбрать несколько ответов) …

а) ситуативностью;

б) непроизвольностью;

в) малой организованностью;

г) четким обозначением предмета речи.

9 Открытые вопросы – это …

а) вопросы, предполагающие однозначный ответ;

б) вопросы, предполагающие развернутый ответ;

в) вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответа;

г) вопросы, не предполагающие ответа, так как он заранее известен.

10 Малый разговор – это …

а) разговор, в котором учувствует небольшое количество беседующих;

б) очень короткий разговор, суть которого сводится к обмену двумя – тремя репликами;

в) непринужденная беседа о семейных делах, хобби, смешных событиях;

г) преимущественно деловой разговор на какую-либо конкретную, узкоспециальную тему.

11 Как вид речевой деятельности слушание является …

а) потенциально монологической речью;

б) потенциально диалогической речью;

в) физиологической способностью;

г) пассивным процессом.

12 Умение слушать …

а) развивается естественно;

б) достигается специальными упражнениями;

в) определяется способность слышать;

г) передается по наследству.

13 В процессе коммуникации одинаково важны …

а) говорение;

б) слушание;

в) говорение и слушание;

г) слух и зрение.

14 Слушание – это …

а) физическая способность;

б) интеллектуальная деятельность;

в) условный рефлекс;

г) внимание к собеседнику.

15 При выступлении студента на учебном семинаре ситуативно и стилистически оправдано обращение …

а) дорогие друзья;

б) коллеги;

в) ребята;

г) уважаемые члены аттестационной комиссии.

16 В докладе на студенческой научной конференции ситуативно и стилистически оправдано обращение …

а) студенты;

б) господа;

в) уважаемые слушатели;

г) дорогие слушатели.

Тест 2

1 Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется …

а) обратная связь;

б) речевое взаимодействие;

в) речевая ситуация;

г) речевой контакт.

2 Средством речевого взаимодействия является …

а) речь;

б) язык;

в) текст;

г) адресант.

3 Роль адресата в речевом событии – это …

а) слушание или чтение;

б) говорение или письмо;

в) только слушание;

г) только говорение.

4 ___________ – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания:

а) речевая деятельность;

б) речевое поведение;

в) речевая ситуация;

г) речевое взаимодействие.

5 Эффективная речевая коммуникация обеспечивает достижение целей (выбрать несколько ответов) …

а) информационной;

б) предметной;

в) коммуникативной;

г) развлекательной.

6 Принцип кооперации обусловливает основные правила речевой коммуникации. Г. Грейс определяет их как ___ категории:

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

7 Успешный коммуникативный акт НЕ должен быть дискомфортным для участников общения. Так звучит максима …

а) такта;

б) великодушия;

в) симпатии;

г) согласия.

8 Позитивность в оценке других – это максима …

а) одобрения;

б) такта;

в) скромности;

г) великодушия.

9 Когда оратор и аудитория во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о _____________ сопереживании:

а) интеллектуальном;

б) эмоциональном;

в) провокационном;

г) выразительном.

10 К недостаткам начинающего оратора можно отнести (выберите несколько ответов):

а) использование штампов;

б) скованное поведение;

в) контакт с аудиторией;

г) наличие пауз.

11 Важнейшим условием поддержания внимания в аудитории является …

а) эффективность выступления;

б) провокационный характер выступления;

в) эмоциональность выступления;

г) содержательность выступления.

12 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использование логических средств и доказательных положений:

а) критика тезиса;

б) критика аргументов;

в) критика демонстрации;

г) критика оратора.

13 К условиям, способствующим эффективному речевому общению, НЕ относится …

а) потребность в общении;

б) настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего;

в) умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интонацию) говорящего;

г) владение языковыми нормами.

14 К причинам коммуникативно-речевой инактивности (отсутствие активности) НЕ относится …

а) заниженная или неустойчивая самооценка;

б) отсутствие интереса к проблеме;

в) низкий уровень подготовленности, не умение передать мысль словами;

г) время общения.

15 К способам речевого воздействия НЕ относится …

а) доказывание;

б) информация;

в) внушение;

г) просьба.

16 Выбор вербальных и невербальных средств общения осуществляется в зависимости от …

а) желания говорящего;

б) речевой ситуации;

в) потребностей и реакции адресата.


Наши рекомендации