Опыт организации досуга подрастающего поколения на Западе, в США и в современной России

План:

1. Познакомиться с опытом организации досуга молодежи в странах Запада (страна по выбору).

2. Оформить таблицу, имеющую следующую структуру:

№ п/п Направления организации досуга подрастающего поколения Цели и задачи организации досуга подрастающего поколения в США (по направлениям). Формы досуга подрастающего поколения в США (по направлениям) Формы досуга подрастающего поколения в России (по направлениям) Цели, задачи, формы досуга подрастающего поколения США, представляющие интерес для России Обоснование выбора опыта, представляющего интерес для России
Пример:          
1. Досуг как сфера формирования экологической культуры детей и подростков. Формирование бережного отношения к природе. Клубы друзей природы. Походы Цель- необходимость поддерживать у детей младшего школьного возраста врожденное чувство к перемене места Точка зрения автора работы.
2. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Если в графе № 3 и № 4 указанной таблицы фиксируется информация, отражающая опыт США, а в графе № 5 представляются данные об опыте России, то в графе № 6 на основе сравнительного анализа опыта США и России предлагается та деятельность США, которая является новой, актуальной и целесообразной для нашей страны. Кроме того, студент должен обосновать в графе № 7 выбор того опыта, который представляет интерес для России.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Актуальность изучения социально-культурной деятельности за рубежом.

2. Научные школы исследования проблем досуга и свободного времени.

3. Основные направления исследования досуга и свободного времени за рубежом.

4. Разнообразие теорий досуга американских ученых.

5. Вклад Ж.Дюмазедье в теорию досуга.

6. Концептуальный подход к проблеме социально-культурной деятельности Ж.Дюмазедье.

7. Цели и задачи новой культурной политики развитых капиталистических стран и отражение в них проблем социально-культурной деятельности.

8. Модели культурной политики зарубежных стран и их общие и специфические проблемы социально-культурной деятельности.

9. Основные характеристики организации социально-культурной деятельности западных стран.

10. Особенности общественной организации досуга развитых капиталистических стран.

11. Приватизация досуга и тенденции развития семейного досуга.

12. Рекреационная модель организации свободного времени американского общества.

13. Особенности аниматорской модели социально-культурной деятельности Франции.

9. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

1. Боголюбова Е.В.Культура и лбщество. – М., 1978.

2. Вдовенко Т.В. Досуг пожилых людей (зарубежный опыт). Учебно-методическое пособие. – Л.: ВПШК, 1991.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995.

4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1991.

5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. – М., 1991

6. Городецкая И. Добровольческое движение в США // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - № 1. – с. 78-86.

7. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. – М., 1987.

8. Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических теориях. Обзорная информация. – М.. 1988.

9. Досуг и социальная активность населения. – М., 1991.

10. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособие для вузов культуры и искусств / В.З.Дуликов: М-во культуры Рос.Федерации, М., МГУК, 1999.

11. Дюмазедье Ж. Досуг как форма духовной деятельности. – М.: Книга, 1987.

12. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. – М., 1982.

13. Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные, праздники. М., - «Наука», 1990.

14. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

15. Каган М.С.Философия культуры. – М., 1996.

16. Кармин А.С. Культурология, Санкт-Петербург, 2001.

17. Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

18. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1997.

19. Кротова Ю.Н. Государство и досуг (на примере англоязычных стран). – СПб., 1993.

20. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах. – СПб, - 1993.

21. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня. Становление современных западных взглядов на социальную ценность досуга. – СПб. – 1994.

22. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. Учебное пособие. – СПб., 1994.

23. Культура на перепутье. – М., 1994, с. 46-92.

24. Культура: теории и проблемы / под оед Т.Ф.Кузнецовой. – М., 1995.

25. Культурная политика в Швеции в отношении инвалидов (реферат) // Культура в Современном мире. – М., 1990. – Вып. 5. – с. 25-36.

26. Культурная политика за рубежом (реферативные обзоры). – М., - 1991.

27. Культурная революция и организация досуга. – Париж, 1989.

28. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1987.

29. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М., 1974.

30. Любая работа и никакого жалования: Система волонтерства в культурных учреждениях Австралии // Панорама культурной жизни зарубежных стран. – М., 2000. – Вып. 2. – с. 3-7.

31. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии, № 2, 1996.

32. Миронов В.В. Техника и человек. Историко-культурный аспект. – М., 1988

33. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. – СПб. – 1991.

34. Организация досуговой деятельности за рубежом. – СПб., - «Образование», - 1994.

35. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск № 2. – М., 1993.

36. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. Методическая разработка. – Л., - 1989.

37. Поликарпов В.С. Время и культура. – Киев, 1984.

38. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993.

39. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994-1997.

40. Самопознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

41. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. – Ереван, 1986

42. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

43. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. – М., 1994.

44. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – М., 1990.

45. Соколов Э.В. Структура и личность. – М., 1972.

46. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. = М., 1978

47. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1993.

48. Стеббинс Р.А. Свободное время к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. – 2002. - № 7, с. 64 – 72.

49. Стеббинс р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады). // Социологическое исследование. – 2000. - № 7, с 64 – 72.

50. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. Учебное пособие. – СПб. – 1992.

51. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.: Наука, 1987.

52. Шекова Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России. // Социологические исследования. – 2002. - № 3, - с. 97 – 99.

53. Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997

54. Эволюция концепции времени в науке / социально-философский аспект проблемы/. Научно-аналитический обзор. – М., 1988.

55. Яценко Е.П. Концепции видов и функций досуга в монографии Роже Сю «Досуг» // Культура в современном мире. – М., 1995. – Вып. 3. – стр. 3 – 11.

Дополнительная:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.

4. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.

6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

7. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.

8. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. – Л., 1981

9. Барис Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993

10. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993.

11. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990.

12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1939.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Наши рекомендации