Сроки и этапы реализации программы; целевые индикаторы и показатели

Программа реализуется в 3 этапа.

Первый этап (2007–2010 гг.) – создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

Цели и результаты 1-го этапа:

• Системно-аналитическое описание проблем и текущего состояния развития чтения в России и корректировка целей и приоритетов последующих этапов;
• Разработка и внедрение эффективных механизмов укрепления инфраструктуры с учетом лучшего российского и мирового опыта;
• Создание организационных предпосылок для успешной реализации Программы и дальнейшего функционирования инфраструктуры чтения на регулярной основе;
• Получение быстрого эффекта там, где это возможно.

Задачи 1 -го этапа:

• Дифференцированное изучение состояния инфраструктуры чтения на уровне институтов, регионов, поселений, читательских групп, типов контента и носителей (платформ), а также уточнение целей и механизмов Программы на средне- и долгосрочную перспективу, обобщение существующего позитивного опыта;
• Разработка и реализация пилотных проектов, прошедших через механизм конкурсного отбора, на уровнях показательных (репрезентативных) объектов, включая мониторинг и анализ результатов их реализации;
• Формирование организационных предпосылок для успешной реализации Программы:
– Создание системы управления реализацией Программы, включая систему мониторинга и принятия решений;
– Мобилизация и объединение наиболее активных и компетентных работников сферы управления и специалистов системы образования, библиотек, книжной индустрии, СМИ и др. вокруг задачи укрепления инфраструктуры чтения в РФ. Подготовка «золотого кадрового резерва» из числа наиболее талантливых студентов и молодых специалистов системы образования, библиотек, книжной отрасли, СМИ и др.;
• Создание научно-методических и информационных предпосылок для успешной реализации Программы, включая ключевые элементы системы информационного обмена;
• Реализация первоочередного пакета мероприятий по укреплению инфраструктуры чтения, требующих неотложного решения, а также комплекса низкозатратных мероприятий с очевидным положительным эффектом.

Отбором пилотных проектов, контролем над их реализацией, анализом результатов, выявлением и определением возможностей распространения позитивных образцов решения проблем, связанных с чтением, должны заниматься сформированные управленческие структуры в Роспечати, Роскультуре, Рособразовании, иных существующих и специально созданных государственных и общественных органах, а также привлеченные ими группы специалистов, выполняющие аналитические и экспертные функции.

Для доработки Программы при Роспечати, Роскультуре и Рособразовании планируется сформировать экспертные советы, в состав которых должны входить:

• специалисты в области социологии (чтения, культуры), социальной психологии и психологии чтения, образования, культурологии, политологии, экономики, права;
• представители общественности (писатели, журналисты, издатели, распространители, компетентные читатели и др.);
• представители заинтересованных министерств и ведомств (экономики, финансов, социального развития, обороны, внутренних дел и др.).

До момента формирования оптимального механизма управления Программой функции управления возлагаются на Управляющий Совет из представителей Роспечати и РКС, при котором формируется экспертный совет.

Второй этап (2011–2015 гг.) – системное укрепление инфраструктуры. На этом этапе происходит распространение полученных на первом этапе позитивных результатов, системное укрепление существующих и достраивание отсутствующих элементов инфраструктуры поддержки и развития чтения

Цели и результаты 2-го этапа:

• Внедрение инноваций в готовые к ним учреждения; системное укрепление инфраструктуры поддержки и развития чтения и ее дальнейшее функционирование на постоянной основе;
• Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения и плавная интеграция в нее механизмов управления Программой;
• Запуск на регулярной основе системы целеполагания и мониторинга результатов по ключевым целям и индикаторам Программы и функционирования инфраструктуры;
• Достижение конкретных результатов по ключевым целям Программы, параметры которых были конкретизированы в рамках 1-го этапа Программы.

Мероприятия программы должны осуществляться дифференцированно в соответствии с выделенными ранее направлениями.

Третий этап (2016–2020 гг.) – реализация заложенного потенциала, интенсивный рост. На этом этапе происходят реализация заложенного потенциала, смещение фокуса с инфраструктуры на улучшение качества человеческого капитала за счет роста культурной компетентности граждан.

Цели и результаты 3-го этапа:

• Достижение ключевых результатов Программы, целевые параметры которых были конкретизированы в рамках 1-го и уточнены в рамках 2-го этапов ее реализации; переход на критерии оценки человеческого ка питала в России, соответствующие принятым в ведущих развитых странах;
• Нормативно-правовое закрепление точек и зон роста;
• Создание нормативных механизмов воспроизведения книжной и читательской культуры, развития культурной компетентности населения.

РАЗДЕЛ 4

Наши рекомендации