Предпосылки для реализации программы

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

• существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы);
• имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;
• в стране активно работают профессиональные литераторы – журналисты,писатели,переводчики, литературные критики, литературоведы – и их общественные объединения;
• государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
• специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;
• регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;
• в стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы – профессиональной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литераторов;
• в стране есть необходимый потенциал средств массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;
• в стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;
• в обществе не до конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека – это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии – обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце 80-х – начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Booksinprint».

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т.д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

БИБЛИОТЕКИ

Расширение числа задач, стоящих сегодня перед библиотеками, необходимость усиления их роли в обществе недостаточно осознаются и обществом, и властными структурами на всех уровнях.

Существующий в библиотечной сфере уровень оплаты труда значительно ниже, чем в среднем по стране и даже в сфере культуры, что делает практически невозможным существенное совершенствование информационно-библиотечного обслуживания населения. Это проблема представляет особую значимость в связи с постоянно растущими требованиями к профессии библиотекаря в информационном обществе на фоне отсутствия притока молодежи и старения библиотечных кадров.

Система библиотек лишена адекватной системы управления и действует в недружественном (а зачастую и враждебном) нормативно-правовом поле:

• В Положении о Министерстве культуры РФ даже не указано, что Минкультуры несет прямую ответственность за разработку государственной политики в области библиотечного дела и сети общедоступных (публичных) библиотек, хотя про другие отрасли культуры (архивы, кинематографию, музеи) говорится подробно.
• В Министерстве культуры были последовательно ликвидированы Управление по делам библиотек, а затем Отдел библиотек. В настоящее время в Министерстве культуры нет специалистов, отвечающих за библиотечное дело. Отдел библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии не имеет достаточных ресурсов и полномочий для оказания серьезного влияния на деятельность библиотек страны.
• Библиотеки находятся в ведении разных органов госвласти (Минкультуры, Минобрнауки и др.), не имеющих в своем составе подразделений с достаточными ресурсами и полномочиями для эффективного управления библиотечными подсистемами. Координация между Минобрнауки и Минкультуры – основными федеральными ведомствами в сфере развития библиотек – не осуществляется. Никто не несет ответственности за развитие библиотечной системы РФ в целом.
• Принятие ряда федеральных законов (ФЗ № 94, 122, 131) в отсутствие Государственного библиотечного стандарта и зачастую недостаточной квалификации муниципальных и региональных властей приводит не только к сокращению комплектования библиотек, но и к их закрытию в ряде регионов.

В результате почти полного прекращения финансирования текущей деятельности большей части библиотек в 1990-е годы, когда средства выделялись практически только на заработную плату, сложилось крайне тяжелое положение с пополнением и обновлением библиотечных фондов, обеспечением их доступности для пользователей.

Приток новых изданий в публичные библиотеки в 2005 году, по сравнению с 1990 годом, сократился в два раза. При нормативе ЮНЕСКО для развивающихся стран – ежегодное поступление 250 новых книг на 1000 жителей – разница между регионами России по этому показателю достигает десятков раз. Регионы, где этот показатель не превышает 100 – 150 книг (а это значительно больше половины страны), можно смело называть зоной информационной изоляции.

В большинство сельских библиотек новая литература с начала 1990-х годов практически не поступала. В тысячах населенных пунктов нет даже изданий Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, карты России, правительственных изданий.

Две федеральные библиотеки России со статусом общенациональных – РГБ и РНБ – в настоящий момент не осуществляют методическое руководство библиотеками страны в должной мере. Отсутствует системная деятельность по выявлению и популяризации перспективных инновационных моделей библиотечного обслуживания. Научные наработки библиотек в области социологии и психологии чтения практически не востребованы книжной отраслью и органами государственной власти.

Типовая муниципальная публичная библиотека не отвечает запросам современного посетителя. Это вызвано целым комплексом факторов:

• Неудобство, некомфортность и несовременность помещения библиотеки и расположения книг (основная часть фондов расположена не на полках в открытом доступе, а в хранилищах);
• Отсутствие привлекательных помещений для культурно-массовых мероприятий, конференц-залов, учебных аудиторий;
• Неудобное для посетителей местоположение;
• Несоответствие фондов запросам читателей;
• Отсутствие или недостаток компьютерной, копировальной, аудио-, видео- и др. техники;
• Низкий социальный статус и зачастую недостаточная квалификация библиотекаря;
• Отсутствие материально-технической базы для посетителей с ограниченными возможностями (слепых и слабовидящих и др.).

Как следствие всего комплекса указанных проблем библиотеки сегодня не могут выполнять в должной мере свои родовые функции по обеспечению граждан России необходимой для них информацией.

В то же время становление высокоразвитого книжного рынка (который берет на себя значительную часть нагрузки по поддержке чтения в развитых странах) потребует длительного времени, больших усилий и инвестиций. Темпы этого процесса напрямую связаны с темпами роста покупательной способности населения и развитием его интереса к чтению. Вот почему необходимо увеличивать доступность новой литературы (т. е. современных идей, знаний и информации) в первую очередь с помощью публичных библиотек.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Переход к рыночным отношениям, много давший для развития отечественного книгоиздания и книжной торговли в крупных городах, сказался на развитии отрасли на остальной территории страны. Сегодня сложилась ситуация, когда в книжные магазины большинства средних и малых городов (даже там, где они сохранились) не попадает до 90% издаваемых в стране книг. Сначала из-за слабости книготорговых технологий и недостатка оборотных средств, а теперь в основном из-за низкой покупательной способности населения книготорговцы в провинции могут себе позволить продавать весьма ограниченный ассортимент книг.

В то время как в развитых странах мира на 100 тыс. жителей приходится 5–10 книжных магазинов, в РФ эта цифра составляет 1,5–2. Единицами исчисляются книжные магазины с ассортиментом более 50 тыс. наименований. В большинстве магазинов он не превышает 2–3 тыс., что не позволяет им выполнять культурно-просветительские и популяризаторские функции в должной мере

Время доставки книги по почте в удаленные регионы страны достигает трех недель (менее 3 дней в США и Канаде), причем величина почтового тарифа на книги делает этот канал недоступным для значительной части населения. Административные барьеры и высокие арендные ставки препятствуют развитию книжной торговли на значительной части территории РФ – по сути везде, кроме городов-миллионников. В стране продолжается процесс приватизации муниципальных книжных магазинов с их последующим немедленным перепрофилированием.

Основная часть книжных магазинов (до 90% по оценкам участников рынка) не имеет внутренней электронной базы данных, что существенно тормозит развитие отраслевой системы возвратов и вынуждает книготорговцев в средних и малых городах ограничивать ассортимент только «бестселлерами».

Новая качественная литература не циркулирует свободно по территории всей страны, а оседает в основном в тех городах, в которых издается. «Книжного голода» нет только в Москве, Санкт-Петербурге и в нескольких десятках крупных городов. На основной части территории страны главным образом продается издаваемая широкими тиражами литература низких художественных достоинств (для взрослого населения – боевики, триллеры, детективы, сентиментальные дамские романы, а для детей – «ужастики», детективы и комиксы). Таким образом, большая часть как детского, так и взрослого населения имеет усеченный, неполноценный репертуар чтения и обречена на приобретение и чтение преимущественно книжных и журнальных «суррогатов». Иностранная книга почти не представлена.

В России недостаточно издается научно-популярной и технической литературы (11% от общего числа издаваемых наименований против 20–25% в развитых странах), скуден ассортимент наименований литературы для детей и подростков (7% против 25–30%).

Население плохо или почти не информировано о том, какая литература по всем отраслям знаний издается сегодня в стране; подавляющая часть россиян доступа к ней не имеет. В особенно сложной ситуации находится подрастающее поколение в малых городах и на селе, поскольку отсутствие разнообразной и новой литературы для этой категории населения ведет не только к ее отчуждению от чтения в настоящем и будущем, но и к потере стартовых возможностей и тем самым жизненной перспективы, связанной с интегриро-ванностью в полноценную социокультурную жизнь.

Большие объемы ценной и полезной информации представлены в Интернете, но им в той или иной степени пользуются лишь 15 процентов населения. Даже если говорить об аудиовизуальной информации, передаваемой по радио и ТВ, то в малых городах и на селе их жителям доступны зачастую лишь 1–2 канала.

С этой точки зрения, проблема заключается в расхождении между необходимостью активно осваивать и использовать информацию, важную для социокультурной адаптации в переходных условиях, с одной стороны, и отсутствием доступа к этой информации для многих социальных групп во многих регионах, то есть для большинства населения, с другой.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Несмотря на признание необходимости смещения акцента в образовании на развитие базовых компетенций, в российской системе обязательного общего образования формированию основополагающей читательской компетентности уделяется недостаточное внимание.

Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности в значительной степени сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов пока отсутствуют в образовательных стандартах.

Нарушена преемственность между уровнями развития читательской компетентности на разных стадиях и в разных подсистемах образования: требования, предъявляемые к специалистам, не находят отражения на более ранних ступенях образования.

Чтение практически не рассматривается как основное средство обучения и развития. В условиях растущей доли самостоятельной работы обучающихся с текстами из различных областей знаний навыки чтения осваиваются преимущественно на литературных произведениях. При этом упрощенный подход к анализу художественных произведений препятствует развитию у обучающихся интереса к чтению, в том числе как способу проведения досуга. Даже тот ограниченный объем времени, который отведен на развитие читательской компетентности, постепенно замещается частными учебными дисциплинами. В результате у учащихся не формируется в достаточной степени навыков для обработки больших объемов специализированной информации.

Не учитываются в полной мере и особенности различных групп обучающихся, в частности, значимые для интеграции детей с ограниченными возможностями и детей иммигрантов в общеобразовательные школы РФ. Общеобразовательные школы не оснащены необходимыми учебными пособиями, оборудованием, помещениями, несмотря на имеющиеся в стране наработки в области современных технологий и подходов к обучению чтению, педагоги не имеют достаточной квалификации для их использования. Разница в стартовых возможностях получения высшего образования и уровне подготовки обучающихся не находит пока отражения ни в организации, ни в содержании процесса обучения чтению.

Отсутствие системы оценки уровня развития читательской компетентности обучающихся на различных этапах образовательного процесса не позволяет достоверно судить о наиболее проблемных его точках и адекватно координировать усилия преподавателей разных предметов для совершенствования навыков чтения.

В удручающем состоянии находится и большинство школьных библиотек. По оценкам экспертов, их фонды на 80% состоят из учебников; поступление художественной и научно-популярной детской и юношеской литературы в библиотеки практически полностью прекращено. Скудные уже сегодня, через 5–6 лет основные фонды (отраслевой и художественной литературы) школьных библиотек вообще перестанут соответствовать современному потоку информации и необходимому уровню знакомства обучающихся с познавательной и досуговой литературой.

Школьная библиотека практически разрушена как центр читательского развития не только обучающихся, но и самих работников образовательных учреждений. Имеющаяся педагогическая литература устарела физически и по содержанию.

Особого внимания заслуживает проблема подготовки школьных библиотекарей – их квалификация не соответствует современным требованиям, а система их подготовки практически полностью разрушена. Вузы не готовят ни школьных библиотекарей, ни библиотекарей для детских и юношеских библиотек; соответствующие методические разработки – единственный инструмент, позволяющий работникам школьных библиотек повышать свой профессиональный уровень – создаются только отдельными энтузиастами.

Система учреждений дополнительного образования в области развития читательской компетентности в РФ в принципе не сформирована, имеются лишь некоторые разрозненные инициативы.

В целом существующая система общего обязательного образования не в состоянии обеспечить необходимого сегодня уровня читательской компетентности, а дополнительное образование не может компенсировать ее недостатки. В результате значительная доля россиян, окончивших общеобразовательную школу, оказывается не готовой к эффективному освоению все усложняющихся и увеличивающихся потоков информации и знаний.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Ключевой проблемой всей системы подготовки специалистов в области чтения является низкий уровень их доходов и социального статуса в сегодняшней России по сравнению как с советским временем, так и с развитыми и активно развивающимися странами, а также с другими профессиями в нашей стране. Бедность образовательных учреждений, их профессорско-преподавательского состава не позволяет обеспечить необходимый уровень подготовки кадров для этой области.

Существенные недостатки имеют практически все элементы системы подготовки кадров для институтов инфраструктуры чтения, значительная часть которых формировалась десятилетиями.

Перевод специализированных библиотечных вузов в состав институтов культуры, совершенный еще в советское время, существенно затруднил подготовку специалистов, соответствующих современным требованиям к профессии. Однако даже в таком виде система не обеспечивает библиотеки достаточным количеством профессиональных библиотекарей. Например, в РФ действует только три специализированные кафедры подготовки детских библиотекарей, которые ежегодно выпускают не более 10 специалистов. При этом в стране около 5000 детских библиотек.

Недостаточны уровень подготовки и количество педагогов в области развития читательской компетентности, владеющих современными подходами, методиками, технологиями. Это особенно заметно, когда речь идет о работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями (в условиях растущей интеграции таких обучающихся в общеобразовательные учреждения), о работе с детьми иммигрантов, не владеющих/слабо владеющих языком обучения – русским языком (в условиях растущего количества таких лиц в образовательных учреждениях с русским языком обучения).

В первые годы становления постсоветского книгоиздания и книжной индустрии в России игроки рынка активно эксплуатировали потенциал, накопленный еще в советское время. В настоящее время он почти исчерпан, а новый создается медленно. Перед отраслью остро стоит проблема подготовки квалифицированных редакторов, корректоров и других специалистов книгоиздания. Развитие предприятий отрасли и профильных вузов сегодня происходит без надлежащей координации.

ВЫВОД

Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод:

Только рациональная, научно обоснованная, социально ориентированная, комплексная, скоординированная Национальная программа поддержки и развития чтения поможет существенным образом изменить отношение в обществе и в государственных структурах к книжной, читательской культуре. Именно она сможет обеспечить возможность для дальнешего планомерного и логически последовательного осуществления эффективной государственной политики в области поддержки и развития чтения – политики, которую должны активно формировать, рационально и согласованно реализовать государственные структуры, бизнес и общественные объединения.

РАЗДЕЛ 2

РАЗДЕЛ 3

РАЗДЕЛ 4

РАЗДЕЛ 5

РАЗДЕЛ 6

РАЗДЕЛ 1

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

• существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки, учебные и научные учреждения, издательства, книжная торговля, архивы);
• имеется в наличии огромный объем социально значимой информации, который в упорядоченном виде хранится в рамках этих структур;
• в стране активно работают профессиональные литераторы – журналисты,писатели,переводчики, литературные критики, литературоведы – и их общественные объединения;
• государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;
• специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;
• регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;
• в стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы – профессиональной и художественной; есть также общественные объединения книголюбов и самодеятельных литераторов;
• в стране есть необходимый потенциал средств массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;
• в стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;
• в обществе не до конца утрачены богатые литературные традиции и желание передать их подрастающему поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека – это единственный социальный институт, где отслеживается национальный репертуар печати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предоставлять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институциональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библиотек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза выше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

В РФ в настоящее время действуют более 130 тысяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессионального сообщества. В целом, несмотря на все сложности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образования и науки, которая в значительной степени сохранила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные научные, публичные и вузовские библиотеки (всего около 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного центра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий корпоративного формирования базы метаданных. В стране трудятся несколько сотен тысяч библиотечных работников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Значительный объем накопленных фондов, в первую очередь фондов крупнейших библиотек, составляет важнейшую неотъемлемую часть национального культурного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязательного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части – важнейшим институтом социализации. Именно в школе закладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состояния школы сегодня зависит дальнейшая судьба отечественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока остается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компетенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чтению детей, в том числе с ограниченными возможностями (система специальных коррекционных учреждений); более 90% учителей, работающих в области обучения чтению, имеют высшее образование.

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим будущие поколения читателей.

В последние годы система образования претерпевает серьезные изменения, особенно в связи с принятием Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая была разработана на основе документов Государственного совета Российской Федерации от 29 августа 2001 года. Сегодня в обществе осознана ключевая роль системы образования в формировании человеческого капитала, сохранении и укреплении конкурентоспособности страны, обеспечении информационной безопасности государства и граждан. Признана необходимость опережающего (по сравнению с сегодняшними социальными запросами) развития системы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития.

Наши рекомендации