Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд, отметьте смысловые различия.
1. Воспоминания, мемуары, записки.
2. Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги)
3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.
4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.
5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.
6. Следовательно, итак, таким образом, стало быть, стало, значит, выходит, следственно.
Список литературы и источников:
1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – Спб:Сага; М.: Форум, 2007.- С.274-290.
2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов) А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, В.А. Ефремов и др.; Под ред В.Д. Черняк.- 2-е изд, испр. и доп.- М., Высшая школа, 2006. – С. 366-380.
3. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие для студ. фак. журналистики. – 2-е изд, испр. – М.: Издат.центр «Академия», 2004. – С. 6-66.
Практическое занятие № 10.
Коммуникативные качества речи:
правильность и чистота.
Подготовка к занятию.
Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)
1. Прочитайте в учебниках разделы коммуникативных качествах речи. (1 балл)
2. Наблюдая за речью окружающих Вас людей, оцените уровень соблюдения ими основных норм русского языка. Опишите типичные ошибки и нарушения.
Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)
1. Подготовьте аргументированное письменное рассуждение по одному из следующих вопросов (3 балла)
1. Как вы считаете, почему одно время советских разведчиков за рубежом «вычисляли», когда они говорили на абсолютно правильном языке этой страны?
2. Все вы наверняка помните строки А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»: «Как уст румяных без улыбки, Без грамматической ошибки Я русской речи не люблю». Как вы думаете, что имел в виду поэт (ошибаться обязательно; ошибка (точнее, некоторая неправильность) способна оживить речь, а сверхстарательное стремление следовать правилам приводит к воспроизведению речевых клише; осознанная намеренная ошибка сродни улыбке, она служит средством установления более доверительных отношений)?
Вопросы для обсуждения на занятии.
1. Качества хорошей речи и их классификация.
2. Прочитайте следующие примеры и определите, нарушены в них нормы или нет, а если нарушение есть, то определите его причину и предложите правильный вариант.
Своевременно оплачивайте за проезд.
Нельзя не отметить о хорошей посещаемости.
Стройка проводилась согласно указаниям прораба.
Она быстро одела туфли на высоких каблуках и шляпку и выбежала из дома.
Тренер гордился за своих игроков.
Наперекор желания отца он поступил в театральное училище.
Газета «Московский комсомолец» напечатал интересную статью.
Могу джинсы одеть.
Он на себя одел часы и вышел на улицу.
Он озвучил о том, что пора предпринять меры.
Встретившись с ним, все эти сомнения рассеялись, как туман.
Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, нужно читать книги.
Тараса Бульбу никак нельзя сравнить с обыкновенным человеком и неловко приравниваешь его к богатырям.
Сойдя на тамбовскую землю, наши опасения целиком оправдались.
3. Чистота речи. Охарактеризуйте это качество, приведите примеры речи, не отвечающей требованиями «чистоты». Согласны ли Вы с тем, что именно чистоты чаще всего не хватает практически каждому номеру современной газеты. В чем это проявляется?
4. Жаргон, сленг и его место в современной устной и письменной коммуникации. Роль и назначение жаргонной лексики.
Домашнее задание по итогам работы.
Проанализируйте на свой выбор любой номер любой газеты, ориентированной на молодежную аудиторию и выпишите все случаи, когда, по вашему мнению, нарушается требование чистоты речи, она «засоряется» (проверьте себя по словарю) и оцените, оправданно ли используется жаргонная лексика, насколько она уместна в данной публикации в содержательном и стилистическом плане.
Список литературы и источников:
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская и др. – Изд. 21-е. – Ростов –н/Д.: Феникс, 2007. – С.90 – 162.
2. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:Издат. центр «Академия», 2003. – С. 36-54
Практическое занятие № 11.
Коммуникативные качества речи:
точность и логичность.
Подготовка к занятию.
Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)
1. Прочитайте в учебниках разделы коммуникативных качествах речи, определите содержание понятий «точность» и «логичность» речи. (1 балл)
2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 2 баллов).
Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)
Подготовьте аргументированное письменное рассуждение по следующему вопросу (3 балла)
На уровень логичности речи конкретного человека очень большое влияние оказывает тип его мышления:
1. Дискурсивный – последовательное, как бы пробегающее все ступени мысли, без скачков и пропусков.
2. Интуитивный – тип мышления быстрой догадки. Человек скуп на слова. В его речи многое подразумевается – многое недоговорено.
3. Ассоциативный – человек мыслит почти исключительно по законам ассоциации. Одна мысль рождает ассоциации для возникновения следующей (по А.В. Миртову).