По социально-нравственному воспитанию детей
5-7 лет
· Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»;
· Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт». Подборка стихотворений о городе. Карта города. Символика города (флаг, герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения);
· Тематическая папка «Мой край»: карта и символика Челябинской области; материал, знакомящий детей со славным прошлым родного края (история городов и их настоящее; сельское хозяйство);
· Карта Российской Федерации. Желательно, чтобы эта карта была предназначена для детей и содержала необходимый материал о городах России (столица Родины, символика городов, главные достопримечательности); о природных зонах; о населяющих страну народах; о промышленности и сельском хозяйстве. Символика России (герб, флаг, гимн). Портрет президента страны;
· Тематические папки с иллюстрациями: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Война 1812 года», «Великая Отечественная война», «Российская армия». Фотоальбом «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме. Макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.);
· Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: иллюстрации и тематические папки «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;
· Материал, дающий детям первоначальное представление о православии: подборка иллюстраций с изображением храмов, набор открыток «Русская икона», макет храма;
· Художественная литература, посвященная нашим великим соотечественникам, прославившим Россию; их портреты;
· Глобус, карта мира (для детей). Тематические папки с иллюстрациями, рассказывающими о жизни людей в других странах, их обычаях, традициях, занятиях и профессиях. Художественная литература.
Мониторинг освоения образовательной области
«Социально коммуникативное развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».
К целевым ориентирам в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
«ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.»
В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребёнка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.
Индивидуальная карта освоения программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Программное содержание | 6-7 лет |
Развитие игровой деятельности | ||
6-7 лет | ||
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации | ||
находит новую трактовку роли и исполняет ее | ||
может моделировать предметно-игровую среду | ||
участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» | ||
Приобщение к элементарным социальным нормам и правилам | ||
6-7 лет | ||
имеет навык оценивания своих поступков | ||
объясняет правила игры сверстникам | ||
стремится радовать старших своими поступками, способен ограничивать свои желания, подчиниться требованиям взрослых | ||
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств | ||
6-7 лет | ||
имеет представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем | ||
знает домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, их профессии | ||
способен проявить позицию гражданина своей страны, интерес к событиям, происходящим в стране | ||
формировать элементарные представление о планете «Земля», о многообразии стран, культур, обычаев и традиций | ||
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе | ||
6-7 лет | ||
знаком с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект» | ||
имеет представления о работе ГИБДД | ||
знает как вести себя в ситуациях «Один дома», «Потерялся», «Заблудился» и т.д. | ||
имеет представление о том, что некоторые бытовые предметы могут причинить вред | ||
знает и соблюдает правила поведения во время игры в разное время года | ||
Развитие трудовой деятельности | ||
6-7 лет | ||
самостоятельно ухаживает за одеждой, устранять непорядок в своем внешнем виде | ||
умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр | ||
ответственен в выполнении обязанностей дежурного | ||
умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги | ||
старательно выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место после работы | ||
хочет быть полезным окружающим | ||
способен радоваться результатам коллективного труда | ||
имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города | ||
интересуется различными профессиями, местом работы родителей | ||
бережно относится к тому, что сделано руками человека |
Примечание.: отметка «+»или «-»
Методы диагностики: наблюдения, беседы с ребёнком
Данные индивидуальной карты являются основанием для планирования индивидуальной работы с конкретным ребёнком