ТРЕТЬЯ ГЛАВА Путь пепла, падений и скорби
ТЕПЕРЬ МЫ ПОДОШЛИ к новой части истории, и можем оглянуться на то, как далеко зашёл мальчик к этому моменту. Принц последовал за Дикарём, и это не путь преступлений, наркотической зависимости и самоосуждения. Напротив он поднялся к тому великому, что в нём есть. Это как будто его учителем в средней школе был Пау Казальс, научивший его, что есть гений, и золотым кончиком пальца убедивший, что в нём есть нечто. Он также научился доверять своему инстинктивному телу или своим "волосам", и, наконец, он видит глазами, глядящими на него из воды, и, соответственно глядящими на него из травы, из деревьев и гор. Он узнаёт, что весь мир в огне. "Всё осознанно!". Его волосы становятся золотыми.
Такое обучение может иметь своеобразные эффекты. Если такая удача случится с одним из нас, то наверное, друзья будут говорить нам, что мы были в очень большой опасности. Тем более такие уроки были возложены на мальчика по-настоящему молодого что само по себе является проблемой в странствии с Дикарём к священному источнику. Но несмотря на это, большинство из нас, пусть и в фрагментарной форме один кусочек сейчас, другой позже, разбросанные по месяцам и годам прошли аналогичное обучение.
Для некоторых уроки о глазах проявились в раннем детстве, когда мы были очарованы лесами и садами, и знали, что они "живые". Уроки золотых волос проявлялись в двенадцать или четырнадцать, когда, подпитываемые сексуальными инстинктами, мы вырастали или падали глубоко в любовь, и знали, что это было хорошо, очень хорошо. Позже, когда пришло совершеннолетие, мы чувствовали в себе такие умственные и физические способности, которые даже не представляли.
Каждый из нас уже догадывался, что мы были сыновьями королей и королев, и как-то по ошибке попали в свою прозаическую и безмолвную семью. Наше величие уже было в нас, даже если не видно дикаря, берущего нас к своему волшебному пруду. Нам знакомо ощущение величия, и мы хотим чувствовать его всё время.
Чтобы сохранить это ощущение величия, ребёнок может отказаться помнить уродливые факты о своём детстве, может отводить взгляд от беспорядка, брани, своей беззащитности, и пропускать мимо себя равнодушие, пристрастия и тёмную сторону своих родителей. Животным, видимо, не приходится слишком беспокоиться из-за напыщенности, но мы человеческие существа, и маленький кусочек золота или ощущения гениальности может отправить нас в такие заоблачные выси, из которых мы не захотим спуститься. Это было у Робинсона Джефферса1, который, говоря о научных знаниях и следующей за ними напыщенностью, сказал:
Малое знание голыш из гальки на морском берегу,
Капля из океанов; кто мечтал бы об этом бесконечно малом слишком долго?
Что происходит
к содержанию
Юноши, когда они возносятся, могут стать белыми лебедями, великими мечтателями, "летающими мальчиками", так же как возносящиеся девушки могут стать летающими девочками. И те, и другие занимаются любовью с невидимыми людьми на больших высотах. Юнгианские мыслители хорошо замечали и описывали это явление. Фразы puer aeternus (святой или вечный мальчик) и puella aeterna (святая или вечная девочка) это фразы знакомые многим. Юнгианцы знают вечного мальчика в мельчайших подробностях; классическая книга о нём "Puer Aeternus" Марии-Луизы фон Франц.
В любом случае эти летающие люди головокружительно одухотворены, плохо чувствуют своё тело и открыты страшным потрясениям отверженности; они неспособны принять ограничения и не склонны к определённо скучным качествам, присущим человеческой жизни. Мария-Луиза фон Франц называет Маленького Принца родовой историей. Она была написана Антуаном де Сент-Экзюпери, который был настоящим пилотом-героем, всегда тосковавшим по чистой жизни на других планетах, но чей "Маленький Принц" умер, когда был укушен змеёй.
Питер Пэн принадлежит к известным летунам, как и большинство завсегдатаев ашрамов, преданных "высшему сознанию" и отказывающихся от земной пищи, как и платонические любовники или холостяки, или как некоторые Дон Жуаны, которые так ищут в женщине небесное совершенство, что вынуждены оставлять каждую, в которой не нашли недостающую жемчужину.
Грандиозные фантазёры иногда мечтают о росте, как о лифте на внешней стороне здания, но когда они поднимаются на верхний этаж, то часто обнаруживают отсутствие входа в здание. Летающий мужчина обычно любит женщин, но он может преуменьшать их, чтобы хранить в бутылке, которую можно положить в карман. Молодые вечные мальчики не подразумевают негатива, они любят душу и воплощают большую часть духовной энергии Американской нации. Без них Американская культура, возможно, уплотнится и закостенеет в конкретике. Таким образом, грандиозный фантазёр это сложная личность.
Грандиозные фантазёры я имею в виду хороший пример выходят из самых разных семей, и иногда полёт их фантазии является единственным разумным и жизнеспособным средством. Я давал эти строки ранее:
Что делает сын? Он уходит прочь, теряя мужество,
на улицу питаться дикостью
жить среди притонов
и хижин, есть расстояние и молчание;
он отращивает длинные крылья, входит в спираль, восходит вверх
Эта сцена имела место, когда мне было двенадцать или около того. Когда мне было двадцать восемь, я продолжал скучать по чистоте, по тому, чтобы "быть выше всего этого", не вовлекаться.
Мария-Луиза фон Франц так сформулировала свой опыт с небесными летунами или летающими обломками: они выбирают взлёт в качестве бунта против материнской приземлённости и женского консерватизма. Они взлетают вверх, боясь магнитов, которые, как она говорит, некоторые женщины зарывают в землю в надежде приманить легкомысленных мужчин вниз, на землю брака, работы и долговременных обязательств.
Эволюция мальчика в птицеподобное существо является естественной; он поднимает взгляд на свет, когда хочет выбраться так же, как птица. Птицы в неволе вспархивают к любой трещине в стене, сквозь которую виден свет. Так и вознесённые юноши часто находят себя достигшими духовности, но ценой жизни в целом или нереализованности в маскулинных проявлениях.
Как далеко он от работающего мужчины, когда ему сорок?
От всех мужчин...
Я не говорю, что духовная работа это ошибка, совсем нет; но важно учитывать, в какой период жизни она имеет место. Мы помним, что Бааль Шем Тов духовный гений Польши восемнадцатого века не позволил бы юношам прочитать определённые духовные тексты пока они не достигли тридцатипятилетнего возраста. Некоторые говорят, что задача мужчины в первой половине его жизни это связь с материей: он должен научиться ремеслу, подружиться с деревом, землёй, ветром или огнём. Когда Юнг основал учебный центр в Цюрихе, он не принимал людей, которые не были успешны в другой профессиональной деятельности. Это тоже было способом обозначить границу тридцатипятилетнего или более позднего возраста.
Мы должны добавить, что не все юноши являются вознесёнными. Некоторые из них очень-очень земные, слишком рано взявшие на себя ответственность, заставившие себя поддерживать других они идут медленно, склонившись к земле, неся чудовищную тяжесть, не чувствуя себя вправе взглянуть на кусочки солнечного света. В их семейной традиции сыновья грандиозность уничтожается очень рано; иногда в их семьях женщины напыщены, а мужчины нет мужчины идут по дороге депрессии. Они не становятся художниками или музыкантами, их жизнь проходит там, где подошвы их обуви касаются земли. Много легенд рассказывает нам о "сапожниках", и заметьте напряжение между ними и храбрыми весёлыми "портными".
Недостаток культуры Средневековой Европы и это только один её недостаток заключался в том, что она не давала юношам много возможностей для вознесения; наша культура изобилия, или прав, задаёт очень мало ограничений; и многим студентам богиня нужды почти неизвестна.
Мальчик в нашей истории сейчас находится в моменте вознесения. Таким образом, сейчас он более или менее похож на миллионы людей в Америке и Западной культуре. Мы должны посмотреть очень внимательно на этих вознесённых людей, этих портных или летунов, если мы собираемся внести хоть какие-то изменения в жизни мужчин и женщин, и мы можем посмотреть на них в свете трёх слов: пассивность, наивность и оцепенение.
Мы все знаем, что женская вознесённость очень сильна и распространена; но я думаю, что женщины могут рассказать о своей природе с гораздо большей точностью, чем я, и я думаю, что писать об этом процессе должна женщина. Поэтому здесь мы ограничим себя мужской вознесённостью.
Мы знаем, что сотни тысяч лет мужчины восхищались друг другом, и восхищались женщинами, в частности их деятельностью. Мужчины и женщины одинаково звали мужчин, когда надо было проникать в опасные места, приносить пригоршни куража к водопадам и выбивать пыль из задов диких кабанов. Все знают, что если мужчины делали это хорошо, то женщины и дети могли спать спокойно. Теперь кабаны превратились в свиней на скотных дворах, а бурные реки в фонтаны во дворе Музея Современного Искусства. Деятельность мужчин, столь любимая ранее, уже не нужна.
Мужчины осмелились войти в царство животных, увлечься ими, драться с ними, бороться с душой животного, они выучили свои танцы, и проникли сквозь завесу, отделяющую нас от них. Некоторые мужчины, зовущиеся шаманами, так же вошли в царство духов, боролись с ними, приспосабливались к ним и спасали людей, заболевших из-за вредной деятельности этих духов. Мужчины были любимы за их удивительные инициативы: пересекая широкие океаны, строя ферму в горной стране на пустом месте, придумывая новый бизнес и делая это умело, работая с истоков, делая то, чего никогда до них не было. Юноши викингов иногда тренировались прыгая по концам вёсел в то время, как гребцы продолжали грести.
Женщины до недавнего времени не получали похвалу за свою деятельность. В течение столетий их заставляли жить в вынужденной пассивности, требуемой от них монахами, докторами, философами, моралистами, теологами и судьями. Сейчас женщины выходят вовне, в деятельность, в активность, так же как мужчины переходят на другую сторону в пассивность. (Пассивность "мягких мужчин" первой главы часто становится большим сюрпризом для женщин.)
В течение прошедших тридцати лет мужчины просили научить их, как двигаться в потоке, как следовать, а не как вести за собой, как жить в неирархическом мире, как быть чувствительным, как принимать единодушные решения. Многие женщины хотят пассивных мужчин, если вообще хотят мужчин; церковь хочет приручённого мужчину таких зовут священниками; университеты хотят одомашненного мужчину таких зовут постоянными преподавателями; корпорации хотят командного работника, и так далее. Во времена Блейка корпорации назывались чартерными компаниями, и он говорил:
Я брожу по чартерным улицам,
Вблизи потока чартерной Темзы,
И замечаю на каждом лице
Знаки бессилия и тоски.
Пассивность растёт экспоненциально, и образовательная система является её "продуктом".
Средний американский ребёнок до восемнадцати лет видел четыре тысячи часов рекламных роликов, но пока очень мало телевизоров были разбиты топорами, очень мало президентских дебатов были прерваны "активистами", очень мало повышений военного бюджета было остановлено массовыми протестами:
Я кручусь в руках отцовских,
Бьюсь в пеленочных полосках,
Но пришла пора смириться,
Грудь сосать и молча злиться.
У. Блейк, перевод Л. Портера
Младенец крутится в отцовских руках, сражаясь с нарциссическим желанием отца связать или убить его; и он снова и снова бьётся в пелёнках, сражаясь с нарциссическим желанием матери изменить его так, как она хочет. Когда мальчику не удаётся стать свободным, он, по словам Блейка, учится обижаться. Как часто каждый взрослый мужчина будучи сбит с толку женской интерпретацией своего поведения так отличающейся от его собственной уходит в обиду. В наши двадцать лет мы можем неделю находиться в обиде такого рода это не кажется нам слишком долгим и всё это время мы, вероятно, не можем говорить о своей сердечной боли, а можем вообще не разговаривать. В таком эмоциональном состоянии нет возможности визжать, кричать, ныть это слишком активные действия. Когда мужчина обижается, он становится пассивным в своей боли.
Когда нет стариков, ломающих власть младенческой обиды, привычка пассивности захватывает и другие части его жизни.
Пассивный мужчина, например, может просить женщину влюбить его в себя. Разговоры это ещё не всё, но это часть любви, так же как покупать подарки, вступать в полемику, хвалить собеседника и сохранять нить интимности неповреждённой. Мэгги Скарф замечает в своей книги "Интимные партнёры"3, что три четверти или даже больше американских браков следует цикличному сценарию: женщина хочет больше интимности и мужчина спасается от неё бегством; она бежит следом, но не так быстро, чтобы поймать его, а он спасается, но не так быстро, чтобы убежать окончательно. Такая игра может занимать годы.
Пассивный мужчина может не говорить, чего он хочет, и его подруга или жена должна это угадывать. В качестве компенсации домашней пассивности, он может уходить в производительность автомата, пребывая на работе, но ни то, ни другое не является тем, чего ему действительно хочется.
Мы можем пойти дальше. Пассивный мужчина может просить своих детей влюбить его в себя. Дети часто наблюдают за родителями с превеликой остротой. Семейные психотерапевты, вместе с Мюррей Боумен работающие с тревогой в семьях, изучают количество тревоги и её носителей. Они пришли к выводу, что "трудные подростки", которые "действуют вовне", могут фактически трансформировать в себе тревогу между матерью и отцом, таким образом заслуживая их. Дети активны в любви, жертвуя собой.
Пассивный мужчина может пропустить воспитание. Воспитание подразумевает чувства, но также оно подразумевает и разные скучные обязанности: забирать детей из школы, покупать им одежду, посещать их концерты, заставлять их спать, следить за их поведением, настаивать на ответственности, когда они нарушают правила, контролировать с кем они дружат, активно слушать их детские разговоры, и так далее. Пассивный мужчина оставляет своей жене заниматься этим.
Когда я спросил одного шведа о том, на что жалуются шведки в мужчинах, рассказал о жалобах своих подруг на то, что шведы не видят отношения в перспективе. Мужчина знает, чего он хочет сегодня или завтра, но не знает, какими он хочет видеть отношения через два года, через десять лет. Мы можем назвать это видом пассивности видения.
В конце концов, муж или любовник может не быть активным в жизни женщины.
Но пришла пора смириться,
Грудь сосать и молча злиться.
Женщина не хочет, чтобы мужчина говорил ей, что делать, но и другие силы могут повернуть её прочь от плодотворного действия или акта. Если её муж видит, что это происходит, он скажет ей об этом. Мужчина надеется, что и женщина скажет ему, если увидит, что его решения неосознанны.
Наивность
к содержанию
Мы видим всё больше и больше пассивности в мужчинах, но но также мы видим всё больше и больше наивности. Наивный мужчина чувствует гордость, когда его атакуют. Если его жена или подруга неистовствует, кричит, что он "шовинист", "сексист", "мужик", он не только не отворачивается, он берёт это. Он разрывает свою рубашку так, чтобы она смогла более ясно увидеть, куда метать копья. Он заканчивает скандал с тремя или четырьмя дротиками, воткнутыми в его тело, и кровь хлещет вокруг заливая пол. Если бы он был тореадором, то оставался бы на месте, пока бык бежит на него, даже не отвлекая его рубашкой и не двигаясь, пока рог не втыкался бы в него. После каждого боя друзья несут его на своих плечах в больницу.
Он чувствует, что, поглощая удары, совершает смелый и продвинутый поступок; он наверняка повысит свои способности к пребыванию в изоляции. Женщина, такая таинственная и возвышенная, уделила ему внимание. Быть атакованным кем-то кого ты любишь что может быть более чудесным? Возможно, раны могут быть платой за какое-то шовинистическое действие, и таким образом помогают мужчине оставаться в его особом безмолвии.
Наивный мужчина будет также гордиться тем, что он может подбирать чужую боль. В частности он подбирает женскую боль. Когда пяти лет от роду он сидел за кухонным столом, его мать могла поделиться с ним своим горем, и он почувствовал гордость от того, что она поделилась с ним таким взрослыми вещами, даже если показался при этому своему отцу слабаком. Позже он может привлекаться женщинами, чтобы "разделить их боль". Его особость делает его в своих собственных глазах чем-то вроде врача. Часто он находится в большем контакте с болью женщины, чем со своей собственной, и он будет предлагать нести её боль до тех пор пока находится в согласии со своим сердцем, и пока эта задача является добродетельной. В общем, я думаю, каждая гендерная группа перестаёт чувствовать свою собственную боль, когда пытается нести боль другого пола. Я не имею в виду, что мужчина не должен слушать. Но выслушивание женской боли и её поедание это две разные вещи. Женщины на протяжении веков пытались нести мужские страдания это плохо работает.
Слово "особый" важно для наивного мужчины, и он имеет особые отношения с некоторыми людьми. Мы все имеет какие-то особые отношения, но наивный мужчина окружает особого человека приторной разновидностью доброй воли. Эти отношения настолько особые что он никогда не исследует тёмную сторону этого человека, могущего быть его сыном, дочерью, женой, бойфрендом или подругой. Он принимает ответы, сбивающие его с дороги, вступает в сговор с кем-то с их тёмной стороны. "Некоторые люди такие особые" говорит он.
Мы могли бы сказать, что если он не исследует тёмную сторону своего сына или своей дочери, возможно они не исследуют его. Он может также иметь секрет или особые отношения с раненым маленьким мальчиком внутри себя. Если это так, он не будет сомневаться в маленьком мальчике, таким образом не выпуская наружу его жалость к себе, и в действительности не слушая его вообще. Он просто даст мальчику убежать из его жизни.
Искренность это великое дело для него. Он предполагает, что человек, незнакомец или любовник разговаривает с ним прямодушно, доброжелательно, говоря исключительно от сердца. Он соглашается с Руссо и Уитманом, что каждый человек в основном благороден по природе, и только немного испорчен социальными институтами. Он вкладывает много ресурсов в свою собственную искренность. Он верит в неё, как если бы это была лошадь или городская стена. Он верит, что она рано или поздно случится, и когда случится, то защитит его от того, что происходит с менее открытыми людьми. Он может сказать: "Это правда, что я изменил тебе с твоей лучшей подругой, пока ты была в отъезде, и даже после твоего возвращения, но я был откровенен и рассказал тебе об этом. Так с чего бы тебе злиться на меня?"
Наивный мужчина претворяет в жизнь странные самоизолирующие игры. Для примера, когда разгневанная женщина критикует его, он может очень разумно ответить: "Ты права. Я не имел права так поступать." Если её гнев превращает в ярость, он склоняет голову и говорит "Я всегда так поступал." В третьем акте, он может вовлечь своего отца: "Его никогда не было рядом, он никогда не поддерживал меня ни в чём." Она продолжает находиться в ярости и он склоняется всё ниже. Он быстро теряет почву под ногами, и в четвёртом акте может сказать: "Все мужчины дерьмо." Теперь он в намного большей изоляции, чем был несколько минут назад. Он чувствовал себя отвергнутым женщиной, но теперь он отвергнут и всеми другими мужчинами тоже. Один мой знакомый проигрывал эту пьесу каждый раз во время серьёзной ссоры с женщиной примерно раз в неделю.
Наивный мужчина теряет то, что для него наиболее важно потому что у него отсутствуют границы. Это особенно верно для мужчины New Age или мужчины, стремящегося к "высшему сознанию". Воры входят и выходят из его дома с большими сумками, а он не замечает их. Он рассказывает о своём "белом свете" на вечеринке; он делится содержанием своего сна с первым встречным. Мифологически, встречая великана, он рассказывает ему обо всех своих планах. Он редко борется за то, что его; он отдаёт свои яйца, а другие люди выращивают птенцов. Мы можем сказать, что не имея границ, он не может создать ни хорошего контейнера для своей души, ни хорошего контейнера для двоих. Утечка где-то в нём. Он может сам сломать свой контейнер увидев привлекательное лицо. Как артист он импровизирует; как поэт теряет размер и форму. Импровизация не всегда ошибочна, но, как правило, он гордится потерей формы, потому что подозрительно относится к границам. Отсутствие границ, в конечном счёте, разрушает его.
Наивный мужчина, как правило, неуместно относится к эстазу. Его тянет к экстазу в неподходящее время или в неподходящем месте, и он игнорирует все маскулинные источники экстаза. Он хочет получить его через женственность, через Великую Мать, через богиню, несмотря на то, что заземление, работающее для женщин, для него не работает. Он использует экстаз, чтобы отделиться от заземлённости или от дисциплины.
Наивный мужчина погружается в своё настроение, будто в огромную дыру. Заметим, что некоторые женщины в состоянии обойти своё настроение. Если женщина находится в плохом настроении, например, перед вечеринкой, она может обойти его, снять его и избавиться от него, хотя бы на время. Но настроение наивного мужчины кажется устойчивым словно гора. Он не может отделиться от него. Если он чувствует обиду или плохое настроение, он идентифицируется с ним, и каждый, кто оказался рядом с ним, должен погрузиться в эту дыру. Будучи загипнотизированным своим настроением, он пропадает из жизни своей жены, детей, друзей.
Мужчина-без-границ может также специализироваться на замалчивании. Если, например, он договорился с другими людьми, как должны быть расставлены стулья перед выступлением, и его назначают расставить эти стулья, он может умолчать, что решил оставить их стоять, как они стояли. Те, с кем он договаривался, часто старше него, тотчас же срываются и кричат. По существу, он обманул их, и заработал и их гнев и всю его тяжесть. А он такой чистый и светлый удивляется, почему другие люди так часто сердятся на него.
Наивный мужчина часто не знает, что в нём хочет оставаться больным. Внутри каждого мужчины или женщины есть больная субличность и здоровая субличность: и каждому нужно знать, какая из них сейчас говорит. Но осознание больной части себя и её силы находится вне поля восприятия наивного мужчины.
Наивному мужчине часто не хватает того, что Джеймс Хиллман называл "естественной жестокостью". Однажды самка ястреба выталкивает из гнезда своих птенцов; в начале октября мы замечаем лиса, уводящего своих щенков далеко в лес. Но вознесённый мужчина позволяет вещам заходить слишком далеко. В начале отношений несколько резких слов истины могли бы оказаться весьма полезными. Вместо этого он ждёт и ждёт, и затем в конечном счёте получает сильные ранения.
Его хронометраж выключен. Мы замечаем, как часто он пропадает на секунду или около того, после принятия удара, словесного или физического. Он будет идти строго от боли, полученной от удара к чуткому пониманию причин произошедшего, полностью пропуская гнев. Злоупотребляя высказыванием Иисуса, он поворачивается отсутствующей щекой.
В качестве последнего замечания о наивности, мы могли бы сказать, что есть нечто в наивности, что требует предательства. Наивный мужчина всегда будет иметь странную связь с предательством. Не только он легко предаёт других, будучи уверенным в том, что его мотивы всегда хороши, но и женщина, живущая с действительно наивным мужчиной, через какое-то время чувствует себя вынужденной безлично предать его. Когда вокруг слишком много наивности, Вселенная не имеет другого выбора, кроме как выкристаллизовать в ответ немного предательства.
Оцепенение
к содержанию
Духовный мужчина может любить свет и при этом быть полностью оцепеневшим в районе грудной клетки. Трудно описать это прямо, и не совсем понятно, откуда происходит эта оцепенелость. Я расскажу свой личный миф.
Когда мне было два или три года, я пошёл к моему отцу и попросил его защитить меня. Но он был напряжённым человеком, и чувство опасности рядом с ним было сильнее, чем на улице. Затем я пошёл к моей матери и попросил её защитить меня. Она согласилась. И тогда я почувствовал как оцепенение разливается от моей шеи к нижней части живота.
Это миф. Он может не быть правдой. Я не знаю, в каком возрасте оцепенел. Может быть, я генетически ожидал, что мой отец будет защищать меня, и когда этого не произошло... Я оцепенел от шока. Или, возможно, я знал, или думал, будто знал, что если я приму материнскую защиту, то стану чувствовать как женщина. Но я был мужчиной, и поэтому я решил не иметь никаких чувств вообще.
Миф позволяет предположить, что материнская защита, вне зависимости от того, как хороши намерения матери, не может заменить отцовскую защиту.
Моя грудная клетка оставалась оцепеневшей почти до конца средней школы. Моя голова была горяча и полна крови, мои гениталии тоже были горячи и полны огня. Область между ними была проблемной.
В средней школе девушка могла спросить: "Ты любишь меня?", и я не мог ответить. Если я задавал ей тот же вопрос, она могла ответить: "Ну, я уважаю тебя, и я восхищаюсь тобой, и я испытываю к тебе симпатию, и я даже увлечена тобой, но я не люблю тебя". Очевидно, когда она обращалась к ощущениям у себя в груди, то видела весь диапазон близости, целое шествие чувств, и она могла легко описать каждое из них в отдельности. Если я обращался к ощущениям в груди, я не видел ничего. И тогда я мог либо молчать, либо притворяться, что что-то чувствую.
Некоторые женщины переживают, когда мужчина не "выражает свои чувства", они думают, что он их сдерживает, или "рассказывая им что-то" на самом деле скрывает их; но более вероятно, что когда такой мужчина обращается к ощущениям у себя в груди, он просто не получает ответа.
Частично то оцепенение уже прошло. Я могу отвечать на вопросы о моих чувствах, и я могу видеть там людей в разноцветных одеждах, гуляющих вокруг, и говорящих каждый о своём. Вполне возможно, что когда мужчина становится старше, некоторые оцепеневшие части его тела естественным образом возвращаются к жизни. Также возможно, что оцепенение уходит, когда мы научаемся выходить к другим людям без защиты наших родителей. Мужчины моего возраста защищают меня, или я так чувствую, и несколько смелых и любящих женщин, и несколько решительных юношей.