Обслуживание пользователей (содержательный аспект)
6.1.Общая характеристика основных направлений библиотечного обслуживания населения территориис учетом расстановки приоритетов в отчетном году. Акцент на актуальных услугах и инновационных формах обслуживания.
6.2. Организация развивающего чтения:
- дошкольник и библиотека (индивидуальная работа, краткий анализ по направлениям);
- ребенок младшего школьного возраста как читатель библиотеки (индивидуальная, массовая работа, краткий анализ по направлениям);
- подросток как читающая категория (индивидуальная работа, краткий анализ по направлениям).
6.3. Национальная программа поддержки и развития чтения. Русский язык в диалоге культур.
Участие в краевых Форумах книги и чтения, конкурсах проектов, разработка и реализация программ по продвижению чтения, проведение акций, конкурсов читателей, открытых уроков по чтению, создание литературной карты (литературных страничек в соцсетях), в т.ч. на сайтах библиотек, использование других инновационных форм вне стен библиотеки. Отражение мероприятий, проведенных в Литературных гостиных, комнатах сказок, открытых по проекту ООО «ЛУКОЙЛ – Пермь». Индивидуальная работа. Дифференцированный подход к малочитающим группам населения: подросткам, мужчинам, лицам с высшим образованием. Популяризация литературы на языках народов, проживающих на территории края. Опросы. Публикации (в т.ч. в сборнике «Создадим страну читателей»). Реклама. Привлечение партнеров. Взаимодействие со СМИ, образовательными учреждениями, общественными и др. организациями. Работа библиотек в рамках акций «Читаем Пермское» и «Край читает Астафьева». Участие в организации творческих конкурсов. Проведение скайп-встреч с писателями.Выводы.
6.4.Обеспечение потребности в деловом и профессиональном чтении различных групп читателей, в т.ч. работа в помощь развитию малого и среднего предпринимательства, малых форм хозяйствования на селе, семейных фермерских хозяйств. Организация работы в помощь образовательному чтению, продвижению знаний среди различных категорий населения, в т. ч. по теме «Государственные и муниципальные услуги».
6.5. Удовлетворение запросов на документы комплекса общественных дисциплин.
6.5.1.Сохранение исторической памяти. Противодействие фальсификации российской истории. Патриотизм: координация с образовательными, общественными организациями, центрами военно-патриотического воспитания, СМИ. Семейные ценности в воспитании патриотизма. Памятные и праздничные даты. Работа в рамках подпрограммы «Патриотическое воспитание жителей Пермского края» государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти», утв. Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1326-п.
6.5.2.Краеведческая деятельность.
Краеведческая деятельность библиотек как часть профессиональной деятельности, осуществляемой библиотеками. Документы, регламентирующие краеведческую деятельность библиотеки. Положение о краеведческой деятельности библиотеки, положение об отделе или секторе. Профилирование библиотек.
Работа с фондом. Полнота выявления документов, связанных с территорией содержанием и происхождением. Анализ краеведческого фонда по типам документов. Отраслевой состав фонда (в контексте ББК). Динамика комплектования библиотек документами краеведческого содержания за последние 3 года. Фонд неопубликованных и архивных документов, содержание, тематический аспект представленных документов.
Ведение и формирование краеведческого справочно-библиографического аппарата (КСБА) библиотек. Электронные базы данных по краеведению, система традиционных (карточных) каталогов и картотек. Анализ востребованности отдельных элементов КСБА у пользователей, их соотношение.
Справочно-библиографическое обслуживание. Тематическое содержание запросов.
Основные направления краеведческой деятельности (историческое, литературное) и формы работы, в т.ч. виртуальные выставки. Присутствие в библиотеке обществ, клубов и кружков по краеведению. Раскрытие содержания наиболее интересных встреч и мероприятий. Опыт библиотек в организации комплексных мероприятий по продвижению информации о территории.
Содержание проектной деятельности библиотеки в области краеведения (цели, задачи).
Поисковая, исследовательская деятельность по краеведению. Продвижение краеведческих ресурсов на сайтах библиотек, количество представленных документов.
Создание историко-краеведческих мини-музеев, краеведческих и этнографических комнат и уголков.
6.5.3. Экология
Экологическое просвещение, продвижение библиотекой изданий экологической тематики.
Уровень взаимодействия с органами власти, государственными учреждениями, природоохранными общественными организациями, предприятиями. Проектная деятельность.
Содержательные аспекты: основные мероприятия Года экологии, участие в них. Участие во Всероссийских акциях, объявленных на территории Пермского края, (в т. ч. в акции «Дни защиты от экологической опасности» (мероприятия, их посещение, документовыдача в период акции), акции «Марш Парков»), в районных, поселенческих мероприятиях. Практические природоохранные мероприятия. Клубно-кружковые экологические объединения, волонтеры.
Работа со СМИ, Интернет и социальными сетями.
Результаты.
6.6. Содействие нравственному, духовному и эстетическому развитию личности (продвижение информации о лучших произведениях отечественной и зарубежной литературы, видах искусства, в т.ч. киноискусства). Популяризация здорового образа жизни: продвижение значимости спорта и физической культуры, профилактика СЗЗ.
6.7. Библиотечное обслуживание народов Пермского края, диаспор и мигрантов. Тематика проведенных мероприятий. Работа с информационными ресурсами. Продвижение литературы на национальных языках.
6.8.Работа с литературой на иностранных языках. Литература на иностранных языках в библиотеках территории (учебная, художественная литература, отраслевая литература: указать языки и место издания РФ/другие страны), количество обращений к фонду. Массовые мероприятия на иностранных языках (клубы, дискуссии, киноклубы, лекции, презентации, викторины), количество посещений. Перечень наиболее популярных иностранных языков, выбранных для обучения в учебных заведениях территории.
6.9. Семья. Семейное чтение. Наличие библиотек данного профиля. Отражение работы библиотек семейного чтения: исследования по вопросам чтения в семье, конкурсы читающих семей, родительские собрания по чтению, клубы семейного чтения.
6.10. Библиотечное обслуживание людей с ограничениями здоровья, старшего поколения, временно не работающих, детей-сирот, детей «группы риска» и др.
6.11.Работа с молодежью: исследования по вопросам чтения молодежи, молодежные клубы и объединения, организация досуга, привлечение волонтеров.
(Таблицы № 5,5а, 6,6а,6б).