Общее представление о Я-концепции
В наиболее полном виде представления о Я-концепции были обсуждены Р. Бернсом [1986], они же на данный момент признаются и наиболее устоявшимися. Я-концепция определена Р. Бернсом как «совокупность установок, направленных на самого себя» [Бернс 1986, с. 33]. Структурно Я-концепция человека представляет собой неразрывное единство когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих, обозначаемых, соответственно, «образ Я», самооценка и поведенческие ожидания к себе от себя и от других.
1. Когнитивная составляющая Я-концепции, кроме наиболее часто используемого «образ Я», обозначается также понятием «картина Я», которые в первом приближении можно считать синонимами. В образ себя человек включает все самоописательные характеристики: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.п. Значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Следует при этом учесть, что самоописания чаще всего носят обобщенный характер и не очень соотносятся с реальными контекстами, поскольку отражают общее самовосприятие («такой-то вообще, в целом»). В конкретных же ситуациях в поведении человека могут проявиться качества, которые не упоминаются им в самоописаниях. Тем не менее, в образе Я, особенно в нерефлексируемой его части, содержится весьма полное когнитивное описание владельца этого образа.
2. Оценочная составляющая Я-концепции обозначается термином «самооценка». Самооценка – это личностно окрашенное суждение человека о собственной ценности, которое выражается в его установках. «Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» [Бернс 1986, с. 36]. Проявляется самооценка в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании: в когнитивных, казалось бы, попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. «Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом» [Бернс 1986, с. 34].
Источниками самооценки (а равно и механизмами ее функционирования) являются:
1) мнения значимых окружающих людей, которые столько принимаются в расчет, сколько принимаются за основание своих представлений о себе, отношения к себе (выше в п. 5.1.3 мы назвали такую самооценку отраженной);
2) сравнение себя с другими людьми, а также с эталоном, общим для всех, в основе которого лежат некие критерии – переменные, в соответствии с которыми ведется сравнение (в п. 5.2.3 мы назвали такую самооценку критериальной);
3) рефлексия своих качеств в сопоставлении с самим собой: сравнение Я-реального и Я-идеального (в п. 5.3.4 мы назвали такую самооценку рефлексивной). Как отмечает Р. Бернс, «это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья» [Бернс 1986, с. 36];
4) в результате сопоставления человеком успешности/неуспешности своих действий и проявлений через призму своей идентичности: «индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества» [Бернс 1986, с. 37]. Такую самооценку можно было бы назвать идентификационной. По-видимому, она играет особенно важную роль в поддержании человеком своей идентичности.
3. Поведенческая составляющая Я-концепции, к сожалению, оказалась менее всего описанной. В этой составляющей, в свою очередь, обнаруживаем два вектора: готовность самому действовать (ожидания в отношении себя) и ожидания к другим по отношению к себе. Проявляется данная составляющая, например, в высказываниях типа «Я всегда готов…» (далее следует указание на некое действие), «В таких случаях я предпочитаю…», «Со мной всегда так происходит», «Все хотят со мной познакомиться» и т.п. А также в поведенческих преднастройках (в соответствии с природой установок) – в реальной готовности действовать тем или иным образом в том или ином виде ситуаций, и по отношению к разным типам людей. Порой складывается впечатление, что поведенческая составляющая является и самой чувствительной к особенностям жизненной ситуации (в частности, в отношении характера межличностного взаимодействия), и одновременно самой ригидной, мало изменяющейся по сути. Чувствительность проявляется в гибкой подстройке некоторых технических деталей поведения, а ригидность – в настойчивом использовании одних и тех же сценариев решения своих жизненных задач.
Функции Я-концепции. «Работа», которую выполняет Я-концепция, состоит в следующем:
1. Предварительная настройка восприятия, оценки и поведения. Я-концепция выступает как совокупность ожиданий, позволяющих спрогнозировать вероятное развитие событий, следовательно, помочь приготовиться к участию в них. Наверное, излишне напоминать, что ожидания и прогнозы, даже существующие в рамках Я-концепции, не обязательно осознаются, и могут долго оставаться в имплицитной форме. Принципиальная возможность наличия в Я-концепции неосознаваемого содержания создается в силу того, что представления о себе проходят длительный период довербального формирования и созревания. Для более глубокого понимания того, как это происходит, можно в п. 4.5.3 посмотреть о сенсорной основе идентичности и интерактивной ее поддержке, в п. 4.5.4 – о субъектной идентичности и в п. 4.6.2 – о телесных опорах идентичности.
2. Интерпретация актуальных событий и полученного опыта. Я-концепция выступает средством категориальной оценки текущих или произошедших событий. Например, «когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией» [Бернс 1986, с. 41]. Далее автор подчеркивает, что «Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [там же]. При этом, однако, отмечается, что Я-концепция выступает как активное начало, и изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Почему трудно, становится ясно из понимания третьей ее функции.
3. Обеспечение внутренней согласованности Эго-идентичности. Как подчеркивает Р. Бернс, «существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием… Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок» [Бернс 1986, с. 39].
Для поддержания своего образа Я, сохранения или улучшения самооценки, для сохранения привычных стратегий решения жизненных задач человек прибегает к средствам психологической защиты, порой очень грубым и инфантильным, а порой очень изощренным и тонким (см. о психологических защитах). Более того, важность сохранения принятого человеком образа Я и его Я-концепции субъективно столь велика, что в угоду им ставится даже социальное и психическое благополучие человека. Ради того, чтобы подтвердить мнение о себе как неудачнике (или жертве чужих недопониманий), человек готов ухудшить свои результаты в обучении, саботировать работу с психологом, спровоцировать негативные реакции окружающих и т.п. «Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию» [Бернс 1986, с. 40].
Как видим, мы и здесь выходим на такую важную переменную в понимании зрелой личности как целостность, согласованность. А то, что согласовывать приходится много различных содержаний, сомневаться не приходится, особенно если учесть структурную сложность обсуждаемой области.