Создание предпосылок индивидуальности

Следует отметить, что первые приобретения, образующие идентичность, на повестку дня ставят вопрос и об индивидуальности. Под индивидуальностью понимают «те характеристики, которые отличают индивида от всех других» [Большой толковый… 2003]. В терминах внутреннего содержания (мотивационного, когнитивного и операционального) индивидуальность – это набор конструктов (составляющих образ мира), с помощью которых производится различение между данным человеком и другими людьми[10]. В этом плане идентичность выступает основной предпосылкой индивидуальности, а разные виды идентичности образуют первые переменные, которые используются для становления индивидуальности. Сенсорная основа идентичности задает сенсорные переменные, в соответствии с которыми будут позже создаваться конструкты для имплицитной теории личности, на языке которых описывается и индивидуальность. Интерактивная поддержка идентичности задает операциональные переменные, которые будут использоваться аналогичным образом, но для создания конструктов, описывающих действия людей.

Следовательно, то, что позже будет нами обсуждаться как имплицитные теории личности, восходит корнями к очень ранним младенческим впечатлениям (запечатлениям). Поэтому консультативная, тренинговая и преобразующая работа профессионального психолога нередко предполагает необходимость весьма глубокого погружения в ранние переживания клиента. Правда, поскольку эти переживания не получили еще своего знакового оформления, они не могут быть осознанными, следовательно, их невозможно будет и вспомнить в виде произвольного действия. Поэтому необходимо будет использовать иносказания (метафоры), благодаря которым младенческие запечатления можно будет «поднять» до осознания и сделать предметом профессиональной работы.

Важным шагом к возникновению идентификации становится становление к концу младенческого возраста еще одного вида идентичности. Субъектная идентичность – это инвариантный набор действий (операций, движений), которые систематически способен воспроизводить человек. По мере того, как младенец начинает все активнее осваивать мир, он получает возможность подтверждать тождественность самому себе благодаря своим же действиям. Формулируя содержание этого вида идентичности (тождественности) в словах, можно так ее обозначить: «Я тот, кто производит все эти изменения, порождает данные действия и события».

Возникновение субъектной идентичности вплотную подводит к необходимости возникновения индивидуальности. Происходит это по следующим причинам. Всякая активность неизбежно имеет дело с препятствиями, которые требуется преодолевать. (Настойчивость и систематичность усилий по их преодолению – важная черта того, что позже определяется людьми как характер, а для особого вида препятствий (внутриличностных) даже получило отдельное название – воля).

В рамках субъектной идентичности постепенно складывается то, что затем в профессиональной работе мы называем индивидуальными стратегиями – типичная (характерная) последовательность действий, систематически используемая для получения одного и того же эффекта (результата, цели и т.п.). Индивидуальные стратегии находятся младенцем во многом самостоятельно, но закрепляются (или нет) благодаря активному вмешательству взрослых. (Позже ребенок, подросток или взрослый будет способен с разной степенью произвольности заимствовать стратегии и у других людей). Находятся и подкрепляются стратегии в ходе решения младенцем своих жизненных задач. Так, оставаясь наедине с окружающим миром (без поддержки и помощи взрослых), младенец встает перед необходимостью научиться жить в этих условиях. Субъективно лучшими (чаще используемыми) стратегиями чаще оказываются:

· побыстрее уснуть – сбежать от трудной реальности в состояние, отдаленно напоминающее внутриутробное;

· замереть, застыть, терпеливо дожидаться, когда придет помощь, свести свою активность до минимума, позволяющее поддерживать стимульный поток на удовлетворительном уровне;

· начинать что-то активно делать – все, что угодно, лишь бы это помогло сменить ситуацию: кричать, двигаться, кряхтеть, вокализовать, писать…

В принципе, младенцы используют все три сценария, но в зависимости от темпераментных особенностей и актуального состояния, некоторым из них отдается предпочтение. В значительной степени на выбор тех или иных оказывает влияние родительское поведение. Например, если родители позитивно среагируют на вокализации младенца (мамино сердце дрогнет, она подойдет к ребенку и поговорит с ним, затем возьмет на руки), то этот вид стратегии получит дополнительное мотивационное подкрепление. В некоторых случаях даже сон может быть нарушен родителями: мать разбудит, чтобы перепеленать ребенка или перенести в другое место, или взять его с собой. (Одна тревожная клиентка рассказывала, что она не может себя сдержать и будит ребенка, поскольку порой ей кажется, что он уже не живой…) Тогда сон младенца также имеет тенденцию меняться: становится короче, тревожнее, но засыпает ребенок при этом, возможно, быстрее.

Если же беспокойное состояние ребенка не было отмечено, хотя он пыхтел, плакал, писал, но так и не получил помощи, ему приходится самому разбираться с потоком наличной стимуляции. Возможно, ему удастся быстро уснуть, или обнаружить заинтересовавшие его различия в зрительном поле, или обратить внимание на доносящиеся звуки. Следует учесть, что для внешне трудного и внутренне простого жизненного мира характерно истовое стремление к удовлетворению потребностей, поэтому любое, даже незначительное продвижение к редукции потребностного напряжения, воспринимается как условное подкрепление для текущего поведения. Таким образом то, что окажется приемлемым для данного момента, будет иметь тенденцию быть использованным и в дальнейшем. В любых случаях родители принимают (истолковывают) то или иное поведение младенца в качестве признаков характера. В одном случае говорят «спокойный» (спит, сам играется…), в другом – «беспокойный» (мало спит, кричит, «не дает покоя»). Иногда уточняют: «настырный», «плаксивый», характеризуя часто используемые им стратегии.

Для внешне трудного и внутренне простого жизненного мира характерно также особое отношение и к препятствиям – они должны быть устранены по возможности немедленно. Но в том то и трудность жизненного мира, что препятствиями часто оказываются те же, кто и является предметом желаний – окружающие. Когда они препятствие, то столкновение с ними неизбежно, а межличностная борьба с ними в будущем будет вестись также за удовлетворение актуально возникающих желаний. Столкновение желаний – это уже настоящая предпосылка для личности, важнейшая предпосылка индивидуальности, становление которой происходит уже на следующем возрастном этапе.

Наши рекомендации