Формирование предпосылок УУД в ДОУ

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

- Обр. деяте-ть должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

- Обр. деят-ть должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

Необходимо понимание важности преподносимого материала.

- Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

- Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

- Важно положительно оценивать все успехи ребят. Полож.оценка стимулирует познава. активность.

- Демонстрационный и раздаточный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Воспитание познав.интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

4 блока УУД:

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные УУД

Самоопределение – внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

Смыслообразование – смысл и мотивация учебной деятельности (какое значение смысл имеет для меня учение);

Предпосылками личностных УУД являются:

· умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами; умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование познавательной и социальной мотивации;

· Регулятивные УУД

Целеполагание – умение сохранять заданную цель;

Планирование – умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;

Прогнозирование – умение видеть результат своей деятельности;

Контроль – умение контролировать свою деятельность

по результату деятельности и по процессу;

Коррекция – умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Оценка – умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника;

Предпосылками регулятивных УУД являются:

· умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей; умение контролировать свою деят-ть по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные УУД

· Ориентировка в пространстве и времени; Умение применять правила и пользоваться инструкциями; Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого; Умение работать по заданному алгоритму; Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

· Умение работать по книге; Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге; Умение работать по иллюстрациям.

Логические

Классификация Анализ Синтез Сравнение Обобщение Исключение лишнего Подбор подходящего Моделирование

Предпосылками познавательных УУД являются:

навыки сформированности сенсорных эталонов;

ориентировка в пространстве и времени; умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные УУД

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми; Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе; Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;

Умение вести монолог, отвечать на вопросы;

Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; строить монологичное высказывание и диалоговую речь; желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

Взаимодействие ДОУ с семьей и школой. Семья как социокультурная среда развития личности дошк-ка. Основные задачи семейного воспитания. Типичные трудности и ошибки в семейном воспитании детей. Сотрудничество ДОУ и семьи как целостная система: цели, аспекты содержания, формы. Традиционные и инновационные формы работы с родителями.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействия родителей в процессе математической подготовки детей к школе с ДОУ, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья– один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое “я” с “я” других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает “первые уроки жизни”, которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личностиОрганизованное взаимодействие воспитателя и родителей должно осуществляться поэтапно. Правильно организованная работа носит обучающий характер.

Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение. Взаимодействие детского сада и семьи в едином процессе математической подготовки детей к школе базируется на общих основаниях, они осуществляют в этом процессе одни и те же функции: информационную, собственно воспитательную, контролирующую и др.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

– изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по математической подготовке к школе своих детей и детей детского сада;

– группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для математической подготовки к школе своего ребенка, детей группы;

– составление программы совместных действий педагога и родителей;

– анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их математических знаний и умений.

Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах математической подготовки детей к школе;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такое взаимодействие помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Основные формы работы с родителями:

1. Общение.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3. Проведение совместного досуга.

4. Педагогическая пропаганда.

5. Пропаганда здорового образа жизни.

Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к поступлению в школу, включающая взаимодействие ДОУ и семьи. Однако, именно в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна полноценная подготовка ребенка к школе. Поэтому воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

18. Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе..

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

- Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

- Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

- Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

формы:

- Разговор с детьми о Дне знаний; Праздник День знаний; Экскурсии в школу; Встречи с первоклассниками; Игры в школу; Чтение художественной литературы о школе; Интеллект.е викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

19. Форм-е школьной готовности как одна из важнейших задач совр. системы предшкольного обр-я. Сущность и содержание готовности к школе. Диагностика готовности к обучению в школе, причины осложненной адаптации, пути ее преодоления.

За последнее время в школе произошли серьезные преобразования:
введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. В результате введения новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе

Личностная гот-стьвкл-т форм-е у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта ЛГ выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Личностная гот-ть к школе вкл. также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника, и особые экспериментальные приемы.
Интеллектуальная гот-ь к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.. Ин.го-ьтакже предполагает фор-е у ребенка начальных умений в области учебной деят-и, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самос-ю цель деятельности.
развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
· дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям,

Важная примета инте.готовности к школе не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что, отчего и почему.
Социально-психолог.готовность к школьному обучениювключает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Д.Б.Эльконин пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития
В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
Таким образом, псих. подготовка ребенка к обучению в школе явл. важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание опред. системой требований, которые школы предъявляет ребенку.
Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций приводит к снижению уровня развития ребенка.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется неправильным пониманием родителями сущности подготовки к школе..

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Начало XXI века характеризует новый период в развитии дошкольно­го образования в стране. С 2001 г. наметилась тенденция к увеличению посещаемости детских садов (в 2001 г. - 57, 2%). Это связано со стаби­лизацией экономики в стране, увеличением занятости населения (мате­рей), повышением рождаемости. Эти факторы требуют внесения измене­ний в систему дошкольного образования. Приоритетными направления­ми изменений являются: распространение новых, гибких форм дошколь­ного образования (групп краткосрочного пребывания детей, особенно в сельской местности); создание системы предшкольного образования для всех детей 5-7-летнего возраста в целях выравнивания социальных усло­вий начала школьного обучения; переход к долевому финансированию дошкольных учреждений за счет снижения объемов федерального фи­нансирования и увеличения доли финансирования на местах.

Принципы гос обр. политики:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,;

4) единство образовательного пространства

5) создание благоприятных условий для интеграции системы

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам 9) автономия образовательных организаций,

10) демократический характер управления образованием, 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

К дошк. образовательным учре-м отн.:

детский сад (реализует ООП в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует ООП для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ран-ней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует ООП для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует ООП в группах оздоровительной направленности с при-оритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

Д.с,. компенсирующего вида (реализует ООП в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

Д.с. комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

Д.с. общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельно-сти по одному из направлений развития детей (реализует ООП с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует ООП в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности -познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Вариативные формы дошкольного образования —это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих ООП .

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся: группа кратковременного пребывания; центр игровой поддержки ребенка; консультативный пункт; служба ранней помощи; лекотека; семейный детский сад.

Наши рекомендации