Тема 1 . Социальная обусловленность возникновения и развития физической культуры
Физическая культура как одна из форм культуры общества, соотношение и взаимосвязь форм культуры (духовной, материальной, физической). Основные аспекты в понимании физической культуры как рода деятельности, совокупности предметных и духовных ценностей, как результата деятельности. Определение понятий «физическая культура», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство», «физическое упражнение», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «спорт».
Физическая культура как продукт социального развития (стадии развития и цели). Теория и методика физического воспитания и спорта в системе знаний о физической культуре.
Теория и методика физической культуры как наука, ее структура.
Интегрирующая роль теории и методики физического воспитания и спорта в системе профилирующих дисциплин в физкультурном образовании. Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания и спорта. Источники и основные этапы развития теории и методики физического воспитания и спорта. Основные методические положения физического образования во взглядах П.Ф. Лесгафта.
Тема 2. Общая структура физической культуры как целостного социального явления
Функции физической культуры. Характеристика специфических функций физической культуры. Общекультурные функции и функциональные связи физической культуры с другими сторонами культуры и социальной практики. Взаимообусловленность функций и форм физической культуры. Основанные компоненты и формы физической культуры.
Основы системного использования физической культуры.
Понятие о системе теории и методики физического воспитания, исходных основах (идейных, научно-прикладных, программно-нормативных, правовых, социально-экономических, организационно-управленческих). Условия существования системы в современном российском обществе. Законы функционирования физической культуры. Цель и задачи (учебные, воспитательные, оздоровительные, развития) системы теории и методики физического воспитания. Реализация принципов физической культуры как системы: гармонического и всестороннего развития личности и индивидуальности человека, связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности.
Тема 3. Физическая культура за рубежом
Тенденции развития физической культуры в европейских странах. Международные организации по физической культуре и спорту.
Подготовка учителей физической культуры в странах Азии, Европы и США. Основные элементы содержания физического воспитания в школах стран Азии, Европы и США.
Методы научного исследования в теории и методике физического воспитания и спорта
Методология исследования. Логика построения исследования. Выявление проблемной ситуации, постановка проблемы, формулирование рабочей гипотезы, сбор и обработка фактического материала, эмпирическая проверка гипотезы, разработка теоретических положений и технологических решений. Характеристика групп методов (теоретических анализ литературы и документов, опросные методы, педагогические обследования, педагогический эксперимент, методы математической статистики и др.). Научная работа, ее разновидности и формы.
Средства физического воспитания и спортивной тренировки
Состав средств. Физическое упражнение. Характеристика основных понятий «движение», «двигательное действие», «двигательный акт». Характерные признаки физического упражнения. Физическое упражнение – основное средство. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Содержание и форма физических упражнений. Техника физического упражнения. Типовая и персональная индивидуализация техники. Части техники. Фазы физического упражнения. Количественные и качественные характеристики техники физического упражнения. Педагогические критерии эффективности техники.
Эффекты упражнения. Значение естественных факторов внешней среды и гигиенических условий как средств воздействия на физическое развитие, здоровье и работоспособность человека. Роль вербальных, наглядных, материально-технических и других средств в педагогическом процессе.