Социальная значимость и функции физической культуры.

Физическая культура и спорт являются сложными многофункциональными явлениями жизни современного общества, которые выполняют ряд важных социальных функций.

Специфическая функция физической культуры и спорта состоит в удовлетворении потребности общества в физической подготовке людей к участию в трудовой деятельности, формирование способностей биосоциальной адаптации к изменяющимся условиям жизни и способности выжить в различных экстремальных условиях.

В процессе физического воспитания обеспечивается соответствующий уровень жизненно важных двигательных навыков и необходимых физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости и др., - что позволяет быстрее и лучше осваивать новые профессии, овладевать современной сложной техникой, более интенсивно и качественно трудиться.

Особое значение имеет физическая культура и спорт в профессионально- прикладной подготовке, с помощью которой развиваются физические качества и формируются двигательные навыки значимые для определённой профессиональной деятельности.

Физическая культура и спорт являются важным фактором снижения заболеваемости и травматизма на производстве. Доказано, что производственная физическая культура предохраняет организм от перегрузки, перенапряжения, переутомлении и на протяжении всего рабочего дня поддерживает высокий уровень работоспособности без ущерба для здоровья.

В процессе воспитания физической культуры осуществляется умственное развитие занимающихся, которые имеют две стороны – образовательную и воспитательную. Образовательная сторона связана с вооружением специальными знаниями, воспитательная – с развитием умственных качеств занимающихся, таких, как восприятие, наблюдательность, память, внимание.

Регулярные занятия определёнными видами спорта и физическими упражнениями, правильное использование их в режиме обучения способствует совершенствованию ряда необходимых качеств – глубины мышления, комбинаторных способностей, оперативного мышления, зрительной и слуховой памяти, сенсомоторных реакций: формирование интеллектуальных способностей (умений анализировать, обобщать, делать выводы, прогнозировать и т. д.). Физическое развитие и хорошая физическая подготовленность является важными предпосылками полноценной умственной деятельности.

Учёными установлено, что умственное развитие протекает быстрее и продуктивнее у детей с повышенной двигательной активностью. Происходит это за счёт того, что раздражители, идущие от мышц, существенно влияют не только на развитие специальных отделов мозга, управляющих двигательными функциями, но и иррадиируют на весь мозг, стимулируя его развитие.

Выявлено также, что систематические занятия физической культуры и спортом играют заметную роль в повышении умственной работоспособности. Освоение современных учебных программ, например, для студентов вузов, сопряжено со значительным нервно-психическим напряжением. Высокий же уровень их физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течение всего учебного года. При этом и восстановление работоспособности происходит значительнее быстрее и эффективнее, если умственная деятельность чередуется с физической. Подтверждением всему сказанному являются также научные данные, полученные на кафедре физической культуры Ставропольского государственного университета. В результате экспериментального поиска оптимальных вариантов организации учебного процесса по физической культуре было установлено проявление зависимости общей работоспособности студентов с их успеваемостью. Студенты, занимающиеся самостоятельно физическими упражнениями в пределах трёх часов в неделю, включая утреннюю гимнастику, имеют, как правило, и более высокий уровень академической успеваемости (табл. 1). У них выше и устойчивее уровень общей работоспособности на основных этапах учебного года (рис. I).

Таблица 1.

Академическая успеваемость студентов,

имеющих различный уровень самостоятельной

Двигательной активности.

Период сдачи экзаменов Группа Средний экзамен. балл Количество экзаменов Оценка в процентах
отлично Хорошо удовлет.
I семестр А 3,63 8,3 61,2 30,5
Б 3,52 6,6 60,4 33,0
II семестр А 3,87 9,8 73,1 17,1
Б 3,63 9,5 50,3 40,2
III семестр А 3,76 11,4 62,4 21,2
Б 3,69 14,6 45,4 40,0
IV семестр А 3,96 15,9 62,1 22,0
Б 3,70 12,2 45,2 42,6


А – группа с активной двигательной позицией;

Социальная значимость и функции физической культуры. - student2.ru
Б – группа, занимающаяся физическими упражнениями в основном ситуативно и периодически.

Рис. I. Динамика общей работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста.

При индексе равном – 90 и выше общая работоспособность – отличная, 80–89 – хорошая, 65–79 – средняя, 55–64 – ниже средней, 54 – и ниже – плохая.

При формировании физической культуры личности осуществляется и трудовое воспитание. Сущность этого процесса заключается в планомерном и систематическом развитии качеств личности, определяющих её подготовку к трудовой деятельности. Основами при этом являются овладение трудовыми навыками и умениями, трудолюбие, сознательное и положительное отношение к труду, овладение культурной и научной организацией труда.

Овладение трудовыми навыками и умениями обеспечивается в процессе: самообслуживания на занятиях; создания гигиенических условий для проведения занятий при коллективном участии в расстановке и уборке спортивного инвентаря, оборудования, участие в общественно-полезной работе по благоустройству спортивных площадок, ремонту спортинвентаря и оборудования и т. п.

Трудолюбие воспитывается непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнованиях, когда занимающиеся для достижения результатов в физической или спортивной подготовке выполняют и многократно повторяют физические упражнения; систематически трудятся, преодолевая внешние и внутренние отрицательные факторы; вырабатывают волевые качества, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, активно-положительную потребность использования средств физической культуры в различных сферах жизнедеятельности. Овладевают культурой труда, включающей навыки правильной осанки и рабочей позы, умением использовать массу и инерцию своего тела, способность входить в нужный темп и ритм работы и др.

В процессе физического воспитания осуществляется нравственное воспитание занимающихся, формирование у них гуманистических ценностей морали, благородства, честности, уважение к сопернику, способности подчинить своё поведение нормам спортивной этики, коллективизму. Формируются такие черты характера, как смелость, сила воли, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность, общительность, справедливость, приветливость, скромность, чуткость, тактичность, чувство меры и т. п.

В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развитие способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движений. Человек, занимающийся физической культурой и спортом, постоянно сталкивается с проявлением прекрасного. Под влиянием правильно организованных физических упражнений формы тела развиваются гармонично, движения и действия человека становятся изящными, энергичными и красивыми. Некоторые виды спорта, такие как фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание и другие вплотную соприкасаются с искусством. И порой трудно отличить, где заканчивается спорт, а где начинается искусство.

Занятия физической культурой и спортом, восприятие спортивных соревнований, в ходе которых спортсмены демонстрируют физически совершенные движения, развивают не только у занимающихся, но и у зрителей чувство прекрасного, воспитывают у них эстетические вкусы, чувства, идеалы, потребности.

Таким образом, связь занятий физическими упражнениями и спортом с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет формировать не только внешне красивый облик, но и одновременно эффективно влиять на воспитание морально-волевых качеств, тактики поступков и поведения в общественной среде.

Одной из основных социальных функций физической культуры является сохранение и укрепление здоровья людей.

Здоровье человека зависит от многих факторов, как естественных так социально и личностно обусловленных, включая состояние физического совершенства.

Понятие «физическое совершенство» обобщает исторически определённое представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности.

Физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. Иначе, процесс изменения форм и функций организма. К внешним количественным показателям физического развития относят, например, изменения массы тела, роста, окружности тела, жизненной ёмкости лёгких и др. Качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.

Физическое развитие человека – социально и собственно-управляемый процесс. Однако, управлять им можно только с учётом особенностей и возможностей организма, обусловленных возрастными периодами: становления и роста, наивысшего развития форм и функций, старения. В частности, с помощью организованных соответствующим образом мероприятий с использованием физических упражнений, режима труда и отдыха, рационального и правильного питания и мн. др. можно в широком диапазоне изменить показатели физического развития и физическую функциональную подготовленность организма, направленно совершенствовать регуляторные функции нервной системы, увеличить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повлиять на генетический код здоровья.

Физическая подготовленность есть результат физической подготовки; определённый конкретной деятельностью уровень физических качеств и сформированных двигательных навыков. Различают понятия общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный процесс физического воспитания, создающий широкие, общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности. Специальная физическая подготовка – это специализированный вид физического воспитания к особенностям какой-либо деятельности. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином «общая физическая подготовленность», а результат специальной – «специальная физическая подготовленность».

Необходимо отметить, что показатели, признаки физического совершенствования имеют конкретный исторический характер и определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом данном историческом этапе. Нет и не может быть неизменного идеала физического совершенства. В историческом плане, представления и о понятии «здоровье» также претерпевают изменения.

Говоря о здоровье человека, нельзя обойтись без представления о его силе или, как говорят в народе, о крепости здоровья. Одним из основных показателей крепости здоровья, в определённой степени, является показатель уровня физического развития и физической подготовленности. И чем выше он, тем крепче здоровье человека.

Многие учёные убеждены в том, что если мы не на словах, а на деле хотим поставить человека во главу угла во всех делах и отвести его здоровью и здоровому образу жизни несомненный приоритет, нужно, прежде всего, с юных лет обеспечить условия для его полноценного физического развития. Аркадий Воробьёв, доктор медицинских наук, профессор, в прошлом известный спортсмен, восклицает в своей книге «Тренинг интеллекта» о том, что пора бы наконец-то нашему обществу понять, что здоровье детей важнее математики и физики, вместе взятых… «Пока от недостаточной двигательной активности хиреют мышцы, вместе с ними будет страдать и мозг. Физически неполноценному ребенку трудно стать защитником Родины, учёным, спортсменом или рабочим. Полноценный генофонд – главное достояние нации, дороже которого ничего и быть не может».

Однако многие наши современники, умозрительно взвешивая ценности физической культуры и спорта, до сих пор не могут подняться выше примитивного взгляда на них как на несерьёзное занятие, не достойное интеллигентных людей и интеллектуального труда. И здорово было бы, если бы они своё «высокое» мнение оставили при себе, но, к сожалению, бывает наоборот. И что самое пагубное, относится это и к некоторым учителям.

Собственные исследования показывают, что только около 30% учителей школьного педагогического корпуса занимаются систематическими физическими упражнениями. И вот результат отношения общества в целом к здоровью своего генофонда. Выполняемые школьниками тесты на силу, выносливость и быстроту, показывают, что по сравнению с предыдущими десятилетиями, начиная с пятидесятых годов XX столетия, нынешние показатели самые низкие. Подтверждением этому являются и результаты исследований физической подготовленности молодёжи, поступающей в вузы (табл. 2).

Таблица 2.

ПОКАЗАТЕЛИ

физической подготовленности студентов

Ставропольского государственного университета в начале обучения в вузе.

Вид испытаний Женщины Мужчины
Бег на 100 м (сек) 17,1 18,4 13,6 14,4
Прыжок в длину с места (см)
Подтягивание (кол. раз) - -
Поднимание туловища из положения лёжа на спине (колич. раз) - -
Бег на 2км (ж), 3км (м) 12,07 12,30 13,46 14,02

Факты свидетельствуют, что с каждым годом в вузы страны приходит всё более ослабленная здоровьем молодёжь, и, прежде всего, это касается женщин. Существует мнение о том, что великие личности не занимались физической культурой, работала бы голова, остальное – неважно, звучит в аспектах объективных данных просто смешно. Но, во-первых, это великие люди, а во-вторых, так ли это?

Известно, что великий поэт А.С.Пушкин начинал летнее утро с купания в реке, зимнее - с приёма ледяных ванн. Потом брался за пистолет и делал 100 выстрелов. Прогулки с палкой, весом в 9 фунтов, верховая езда, помогали ему поддерживать высокий жизненный уровень. Он отлично фехтовал, интересовался боксом.

Лев Толстой регулярно занимался гантелями. В свои 60 лет совершил пешее путешествие из Москвы в Тулу, пройдя 200 километров за шесть дней. В 70 лет великий писатель ловко бегал на коньках. Толстой был пионером русского велосипедизма и большим ценителем верховой езды. Из высказываний писателя о пользе движение и физического труда, без которых он не мыслил свою творческую работу, можно составить целый манифест.

Достоевский, как известно, поддерживал рабочую форму и слабое от природы здоровье регулярными и длительными прогулками в любую погоду, а также целым рядом упражнений и процедур.

Можно привести множество примеров занимающихся физической культурой известных учёных, политических деятелей, президентов, незаурядных личностей прошлого и настоящего. Все ныне известные педагоги придавали существенное значение физической культуре в своей работе с детьми. И никогда не противопоставляли умственное и физическое развитие человека.

Продолжая разговор о функциях физической культуры и спорта необходимо подчеркнуть, что они являются, помимо всего прочего, мощным средством укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами и людьми. Именно в этом заключается основная суть их общекультурных ценностей. Как общественные явления физическая культура и спорт имеют помимо национальной и общенациональную формы развития. Контакты и взаимоотношения между людьми осуществляются не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе общекультурные связи в спорте проявляются через современное международное спортивное движение. Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, помогают преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимоотношения между людьми, поощряют международное сотрудничество (разумеется, за исключением извращённых форм спортивных состязаний). Помимо сказанного, физическая культура и спорт предполагают общекультурную ценность в своей социальной значимости и тех социальных функциях, которые они выполняют независимо от национальных границ.

Таким образом, понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности может стать реальным импульсом для выявления и мобилизации резервов развития физической культуры, началом формирования новых тенденций развития общественного мнения и личности к освоению ценностей физической культуры всем и каждым. В этом смысле, как подчёркивают учёные, особенно актуальным является продолжение реально существующего противоречия между уровнем и объёмом общественного знания, общественно-культурного наследия в сфере деятельности, связанной с физическим воспитанием и физическим совершенствованием человека, уровнем и объёмом индивидуального знания и потенциала личностной физической культуры подавляющей массы людей. Именно поэтому место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует её значению как важнейшего фактора прогресса и повышения уровня культуры.

Большинство пишущих об этой проблеме однозначно связывают физическую культуру лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Такой односторонний подход неверен, ибо, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает и как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определённом смысле физическая культура становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия – культуры мировоззренческой, политической, нравственной. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации цели общества – совершенствовании человека. Она создаёт условия для его духовного обогащения за счёт общих достижений культуры. Физическая культура выполняет, по существу, те же функции, которые характерны для культуры в целом и, в частности, вносит определённый вклад в формировании целостной личности, способной адекватно действовать в многообразном социально-культурном мире. Она ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности, в числе которых при соответствующих условиях могут быть идейность, гражданственность, гуманизм, трудолюбие, творческая устремлённость, высокий уровень нравственности.

В современной литературе традиционно фиксируются такие общекультурные функции физической культуры как образовательная и воспитательная. Включается в её сферу и эвристическая функция, развивающая творческое мышление, гарантирующая грамотную личностно и социально ориентированную деятельность. Вместе с тем, физическая культура выполняет ещё одну специфическую личностную функцию – компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности.

В физической культуре как равнозначной области общей культуры отражаются в специфической форме общекультурные связи и традиции, единое содержание и функции культуры. Материальная, духовная, физическая культура взаимопроникают, взаимодополняют и обусловливают друг друга. В этом отношении в плане учебной дисциплины физическая культура не может преподаваться изолированно, вне предметной научно-культурной связи, как, впрочем, и большинство остальных дисциплин вне связи с физической культурой, что практически в системе образования пока не наблюдается. Более того, на сегодня нет единого мнения на содержание, объём и классификацию компонентов знаний в области физической культуры, на последовательность изложения материала в рамках разрабатываемой общей теории физической культуры.

Отсутствие (в диалектическом отношении) относительно завершенной общей теории физической культуры и теории физического воспитания, по мнению В.К. Бальсевича, сдерживает формирование знания как в фундаментальном, так и в технологическом плане. Причины такого положения во многом связаны с тем, что создание общей теории физической культуры и теории физического воспитания мыслится на базе интеграции многочисленных наук, на основе общей методологии исторического и диалектического материализма (Л.П.Матвеев).

В заключение главы необходимо подчеркнуть, что образование, как и воспитание в широком смысле этого слова – это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений, навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически, индивидуальными способностями и результатом. При этом воздействия физической культуры и спорта на личность и общество специфичны и не могут быть заменены или компенсированы какими-либо другими средствами. Значимость данного положения отражена в законе Российской Федерации «О физической культуре и спорте», который предполагает обеспечение всестороннего развития членов общества; утверждения здорового образа жизни; формирование потребности в сфере физической культуры и нравственном совершенствовании; создание условий для занятий различными видами физической культуры, спортом, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактики заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Законом гарантируется право граждан заниматься физической культурой, спортом (включая профессиональный спорт, как профессией), объединяться в физкультурно-спортивные общества, организации, федерации, ассоциации, клубы и другие объединения.

Физическое воспитание в системе дошкольных учреждений и образования, согласно закона, осуществляется на основе государственных стандартов и программ.

В законе определены обязанности учреждений, организаций, предприятий, объединений, муниципальных органов, администрации санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, определяющие создание условий для реализации прав на занятия физической культурой, включая реабилитационные, профессионально-прикладные занятия, спортивно-массовую работу, туризм.

Согласно закону, работники физической культуры, спорта обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий, не наносить вред здоровью и ущерб чести и достоинству участников и зрителей, не проявлять жестокости и насилия. Российское государство признаёт и поддерживает Олимпийское движение, его деятельность координируется Олимпийским комитетом, который является неправительственной независимой организацией и официально представляет Россию на международной спортивной арене.

Закон предусматривает и условия профессионально-педагогической деятельности в области физической культуры и спорта. К участию в ней допускаются лица, имеющие лишь документ установленного образца о профессиональном образовании по специальности, выданный образовательным учреждением, или разрешение, выданное государственным органом управления физической культурой и спортом.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что такое физическая культура? 2. Что такое спорт? 3. Охарактеризуйте социальную значимость и функции физической культуры и спорта. 4. Какие негативные последствия проявляются в результате пренебрежительного отношения к физической культуре общества и личности? 5. В чём заключаются основные недостатки в физическом воспитании детей и учащейся молодёжи? 6. Дайте определение понятиям физическое совершенство, физическое развитие, физическая подготовленность, видам физической подготовки и подготовленности.

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ.

2.1. Сущностные характеристики образования.

В течение длительного времени развития системы образования в педагогике обсуждались различные аспекты, касающиеся её сущности и целостности. В Педагогическом словаре (1960) образование определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определённый уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. В Энциклопедическом словаре (1987) понятие «образование» трактуется как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Образование представляется как процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями, навыками, развития мировоззрения, идейно-политических взглядов и нравственности, а также творческих задатков и способностей.В педагогической литературе указывается, что образование осуществляется не обособленно, а в единстве с воспитанием. Более того, одно время понятие «образование» в этом смысле было почти вытеснено понятием «воспитание».

Педагогика, раскрывая теоретико-методические основы, характеризует воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, трудовую деятельность, творчество и духовность.

Воспитание обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений. Оно возникло из практической потребности приспособления, приобщения поколений к условиям общественной жизни и производства. Воспитание – категория вечная, необходимая и общая. Оно появилось вместе с возникновением человеческого общества и существует пока живёт общество. По своему содержанию носит конкретно-исторический характер и осуществляется за счёт основных элементов социального опыта.

Для гуманистической педагогики целью становится сам человек, его всесторонне и гармоническое развитие на основе единства природных дарований и требований развивающейся общественной жизни. Воспитание отражает социально-экономические отношения общества, экономический базис, язык, формы общественного сознания, мораль и нравственность, религию, право, науку и искусство.

Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его проблемы являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем, воспитание обладает естественными, специфическими, присущими только ему противоречиями. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление как воспитание в его движении и развитии, представляет собой широкое, многосторонне взаимодействие субъектов и объектов воспитательной деятельности. Этот процесс в широком смысле слова является процессом социализации человека. Субъект представляет собой постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание и культуру, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую всё более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формирующиеся личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогают осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. В результате чего появляются возможности и способности ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самообразование, самоконтроль и самокоррекцию своей деятельности. Лишь своевременное и гармоническое развитие сущностных сил: интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создаёт реальную основу для всестороннего становления личности. В этом отношении понятие «образование» рассматривается как синоним понятий «становление личности», «воспитание» и «обучение» в широком педагогическом смысле. Определяется образование и как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане процесс становления личности в соответствии с генетической и социальной программами. Этот процесс имеет сложную иерархическую структуру, характеризующуюся взаимопересекающимися компонентами: усвоением опыта (в форме знаний и умений); воспитанием качеств поведения; физическим и умственным развитием; такими базовыми сторонами передаваемой культуры, как познавательная, нравственная, преобразовательная (трудовая, коммуникативная, этическая и физическая). Ведущей деятельностью в образовании является учебная деятельность, или учение. Образование как всякий продуктивный процесс имеет свой продукт, свою технологию, свою технику и профессиональные кадры. Система образования есть социальный институт, призванный обеспечить этот процесс.

Таким образом, содержание образования представляет собой триединство целостного процесса образования (становления) личности – усвоения опыта, воспитания и развития.

Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания образования, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, экономическая культура и культура труда, политическая, правовая, коммуникативная культура и т. д. Важнейшее значение имеет физическая культура, пренебрежение которой оборачивается угрозой здоровью народа.

Практика показывает, что не всякая деятельность, с точки зрения содержания и технологии, обеспечивает достижение положительных результатов в образовании личности. Наилучший результат можно достичь только в том случае, если для этого созданы оптимальные условия. Иначе говоря, человек в период своего становления должен быть помещён в определённые условия, обеспечивающие всесторонне развитие его личности с учётом индивидуальных особенностей и в соответствии с социальной программой. В совокупности всю систему этих условий и средств, включая её процессуальную и результативную стороны, называют системой образования. Коллективный ж процесс, именно коллективный и двусторонний, имеющий предметом и целью всестороннее развитие личности и развитие самой системы, обеспечивающей формирование личности, именуется образованием или воспитанием (в широком смысле этого понятия). Воспитание выполняет роль направленного развития членов общества в соответствии с целями общества (её идеологией, в основе которой лежат определённые принципы), а также интересами и потребностями личности. Воспитание организует жизнь и деятельность подрастающего поколения: отбирает из окружающих условий те средства и тот материал, которые необходимы для его развития; нейтрализует отрицательные условия, негативно влияющие на развитие личности; изменяет влияние среды.

Следовательно, образование, как и воспитание в широком смысле слова – это институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений и навыков и воспитания качеств личности, типологических свойств поведения человека, которые детерминированы исторически, индивидуальными способностями и результатом. В узком смысле понятие «образование» можно определить как процесс передачи знаний, касающийся различных сфер жизнедеятельности общества, а понятие «воспитание» – как процесс формирования жизненно важных знаний и качеств личности, обеспечивающих её адаптацию к окружающей социально-природной среде. При употреблении словосочетания образовательно-воспитательный процесс подчёркивается единство, взаимосвязь, взаимообусловленность и целостность двух основных компонентов данного феномена человеческой деятельности. Словосочетание учебно-воспитательный процесс практически идентично понятию «образовательно-воспитательный процесс», при использовании его акцентируется ведущая роль учебной деятельности в целостном образовательном процессе.

В.А. Шаповалов в своей монографии «Высшее образование в социокультурном контексте» отмечает, что уже несколько лет в России осуществляется реформа системы высшего образования, которая должна, по замыслу авторов, оказать существенное влияние на социально-экономический, культурный и научно-технический облик нашего отечества, способствовать ей как великой державе занять своё место в мировом сообществе цивилизаций. Между тем, масштабность проводимой реформы высшего образования России неотъемлема от такого фактора как реформа образования во всемирном масштабе. Проблема образования в современном мире носит глобальный характер, разрабатываются новейшие образовательные технологии. При этом исключительное место занимает пересмотр основ и принципов социально-гуманитарного образования. Совершенствуется государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования, который является одним из компонентов социальной технологии. Развивается система университетского образования, в наибольшей степени отвечающая подготовке высококультурной личности. Реформирование системы высшего образования в России состоит и во введении многоуровневой подготовки кадров и т. д.

Вместе с тем, специалистами отмечается, что процесс получения образования до настоящего времени является одним из сложных видов деятельности как для образовательных учреждений, так и для учащихся, остаётся недостаточно изученным, открытым для совершенствования и творческого поиска. И всё же многовековой опыт человечества (от древнегреческих академий до современных дистантных образовательных систем) позволил выявить ряд фундаментальных принципов и характерных технологических действий, составляющих образовательный процесс, упорядочить его и систематизировать, наметить направления оптимизации. Хотя и сегодня образование ещё остаётся во многом таинственным процессом становления неповторимой индивидуальности учащегося, можно уже изучать, оценивать, выбирать, улучшать образовательные технологии, в полной степени это относится и к физической культуре, как особой технологической системе.

В самом широком смысле подтехнологией понимают науку о законах функционирования любой сложной системы, вкладывая в это понятие три основных составляющих.

1. Идеологию– информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? Это концепция и принципы, на которые опирается система (образовательная система опирается на следующие принципы: научности, доступности, перспективности, последовательности, связи с практикой и др.).

2. «Орудия» труда(чем?) – инструментальная составляющая: какие «ресурсы» (в широком смысле) необходимы для реализации технологии (в образовании – это учебные заведения, оборудование, коммунальные, гигиенические и другие условия, учебники, программно-методическое обеспечение, компьютеры, спортивные залы и др.).

3. Кадры(кто?) – социальная составляющая технологии: требования к людям, реализующих «идеологию» с помощью «орудий» (в образовании – это, прежде всего, требования к об

Наши рекомендации