Культурно-гигиенические навыки в подготовительной группе.
Пояснительная записка.
1. Постановка проблемы: воспитание у детей культурно-гигиенических навыков играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах; соблюдению правил этикета; необходимость помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье, полноценную жизнь. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.
2. Цель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста в повседневной жизни, в детском саду и в семье.
3. Задачи: А) способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены; Б) познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков; В) приучать детей следить за своим внешним видом; Г) формировать правила поведения за столом; Д) создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни, в детском саду и дома; Е) укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
4. Тип проекта: долгосрочный.
5. Вид проекта: опытно-экспериментальный.
6. Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, родители.
7. Ожидаемые результаты:
А) дети должны : - освоить алгоритм выполнения культурно-гигиенических навыков;
- следить за своим внешним видом;
- правильно вести себя за столом;
- самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни, в детском саду и дома.
Б) Для родителей:
- повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
- получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
- укрепление связей между детским садом и семьей;
- изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
В) Для воспитателей:
- повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
- формирование валеологической культуры, изменение отношения педагога к своему здоровью;
- улучшение отношений между детьми;
- укрепление связи с родителями.
8. Этапы проекта:
А) Информационно-аналитический этап:
- определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста через наблюдение, беседы;
- составление плана работы;
- разработка содержания проекта;
- создание творческой группы воспитателей;
- изучение литературы.
Б) Основной этап:
- выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
- большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
- подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме;
- блок занятий по ознакомлению с окружающим миром.
В) Заключительная часть:
- подведение итогов работы над проектом;
- анкетирование родителей и опрос детей;
- презентация проекта.
9.А)Средства, формы работы, направленные на реализацию задач проекта:
- Анкетирование родителей.
- Дидактические игры и упражнения.
- Художественное слово.
- Чтение художественной литературы.
- Праздники и развлечения, беседы.
- Работа с родителями.
Б) Перспективный план.
АЛГОРИТМ ОДЕВАНИЯ ПОСЛЕ СНА
Майка: лежит на одежде, спинкой кверху. Ребенок, не снимая майки со стула, просовывает руки снизу в рукава и одевает на голову.
Рубашка: лежит после майки, спинкой кверху. У нее расстегнуты не все пуговицы, а только две верхние. Ребёнок надевает не снимая рубашки со стула, наклоняясь и просовывая голову в ворот, затем поочередно рукава (ребенок стоит за спинкой стула как в первом, так и во втором случае).
Шорты: Лежат также, задняя часть кверху. Берет, садится на стул и не пе-реворачивая надевает.
Носки и обувь: Сидя на стуле, наклоняется и берег носки. Собирает носок до мыска, просовывает носок ноги и натягивает дальше на пятку до конца. Затем другой носок. Потом достает из-под стула обувь парой, ставит перед собой. Вталкивает поочередно ноги. Застегивает.
Примечания: Воспитатель при затруднениях ребенка направляет его действия, помогает застегнуть трудную обувь, помогает попасть в рукав и т. д. Если ребенок вешает платье, майку подолом на сиденье стула, то стоит перед стулом при одевании, если наоборот, то за спинкой стула.
Приложение 2.
Физкультминутка.
Воспитатель. Теперь послушайте рассказ В. Драгунского «Шиворот-навыворот». (Читает) Скажите, почему он так называется? (Так быть не может, чтобы дети воспитывали взрослых; взрослые больше знают; с мамой спорить нельзя, ее нужно слушаться.) Какое замечание мальчик сделал маме? (Мальчик ей сказал, что нужно есть хлеб, потому что в нем сила). Кому еще мальчик сделал замечания? (Папе он сказал, чтобы тот чище мыл руки и постриг ногти; бабушке сказал, чтобы она играла в хоккей). Что еще придумал мальчик? (Что он никого не возьмет с собой в кино) Вам понравился этот рассказ? Он веселый или грустный? (Рассказ веселый, но поучительный)
А теперь давайте накроем стол для наших гостей, которые все это время тихонько сидели в игровом уголке. Это кукла Маша и Мишутка. Они хотят научиться правильно накрывать на стол. Не правда ли друзья?
Приложение 3.
МОЙДОДЫР
Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка — в печку! Я за книжку, Та — бежать И вприпрыжку Под кровать! Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня Убежал, как от огня. Боже, боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось И помчалось колесом? Утюги за сапогами, И котята, и утята, И жучки, и паучки. Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут — Прямо в Мойку, Прямо в Мойку С головою окунут!» Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть, Приговаривать: «Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист Чист, чист, чист, чист!» Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило, И кусало, как оса. А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил. Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, — И в ванне, и в бане, Всегда и везде — Вечная слава воде | Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком — Всё вертится, И кружится, И несётся кувырком. Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой: «Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя. Рано утром на рассвете Умываются мышата, И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: «Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит. Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила С неумытого лица. И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. осказках.ру - oskazkax.ru А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!» А за ним и бутерброд: Подскочил — и прямо в рот! Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась С арифметикой плясать. Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил: «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля, Мойдодыру угодил!» Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистымТрубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам! |
!
К. Чуковский. Сказки.
Москва: Росмэн, 1996.
Наглядный материал, как правильно мыть руки
Стихи про мытье рук.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Полотенце – в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Заболит тогда живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Приложение 4.
Сначала расправим простынь, стряхнем с нее мусор, заправим по краям, потом расправим одеяло, сверху положим покрывало и подушку.
Приложение 5.
Приложение 6.
«Расскажите малышам, как надо умываться».
Милый друг, запомни это –
Руки после туалета
Вымой теплою водой.
Чтобы не поплали в рот,
Чтоб не заболел живот,
Чтоб с тобой, мой друг, беда
Не случилась никогда!
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
ШНУРОВКА «ОДЕЖДА»
Настольно-печатная игра для детей 3-7 летнего возраста.
ВИД ИГРЫ:
Дидактическая игра «Одежда»:
o Настольно-печатная;
o Познавательно-обучающая.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА:
Образовательная:
- повышать уровень развития ребёнка;
- усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
- учить анализировать, сравнивать, обобщать;
- закреплять знания о цветовой гамме.
Развивающая:
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
Оздоровительная:
развитие мелкой моторики и тактильно – мнемонической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формулирует произвольное внимание памяти; учит прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА:
Игровой задачей является предоставление возможности для проявления: самостоятельности, инициативности, сотрудничества
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
o Разный вид одежды (бумажный, шнурки разного цвета, пуговицы (бумажные)
Ход ИГРЫ:
Ведущий (взрослый) предлагает детям «пришить» пуговицы к одежде (платье, юбка, брюки и т.) .
ВАРИАНТ ИГРЫ:
o 1 вариант: игра проводится в присутствии взрослого;
o 2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИГРЕ:
Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Эта игра является эффективным упражнением для развития мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она помогает ребёнку овладеть пространственным ориентированием, освоить такие категории, как «вверху – внизу», «справа – слева». Благодаря этой игре у малышей развивается глазомер, совершенствуются творческие способности, формируются навыки усидчивости, произвольного внимания, готовности руки к письму. Используя разноцветные шнурки, можно закреплять знания о цветовой гамме
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:
o В ходе самостоятельной деятельности детей.
o В ходе реализации основных видов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по формированию познавательных представлений об окружающем мире.
Приложение 10.
Беседа «Каждой вещи свое место».
Ход беседы:
Организационный момент (привлечение внимания детей к воспитателю, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей.)
Воспитатель: Ребята мы сегодня поговорим о порядке во всем и чистоте. Вспомните известного персонажа сказки, которая не убиралась дома?
Дети: Федора.
Воспитатель: Правильно, ответьте для чего необходимо содержать дом в чистоте?
(дети отвечают и воспитатель обобщает ответы и делает вывод).
Воспитатель: Больше всего ценится порядок во всех делах, опрятность и аккуратность. Представьте, что вы хотите сделать аппликацию или нарисовать рисунок, а карандашей и клея нет на месте, что вы будете делать?
Детиотвечают.
Воспитатель: Пока вы будете искать их, уже и передумаете, или время отпущенное пройдет. А если они на месте, то вы с интересом все сделаете.
Воспитатель: Представьте, что к вам неожиданно домой пришли гости, а у вас неубрано (игрушки раскиданы, везде валяются бумажки от конфет), как вы себя будете чувствовать?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам будет неудобно, ваш гость подумает, что вы неряха, да еще он может случайно наступить на раскиданные вещи и упасть! По этому, ребята, необходимо всегда соблюдать чистоту и дома и в группе.
Воспитатель: А теперь поговорим о вашем внешнем виде. Опрятный и вежливый человек всегда располагает к себе людей и всегда добивается успехов в делах. Давайте сыграем в игру ’’Найди отличия».
(детям показываются по две карточки, на которых изображены дети чисто обеты и нет, с пятнами на футболке и нет, и т.д.
Воспитатель: Еще ребята если вы увидели у другого человека какие-нибудь недостатки во внешнем виде, необходимо ему сказать о недостатке очень мягко не обидев его.
Воспитатель: Теперь заглянем в свои шкафчики и проведем уборку на скорость ’’Кто быстрее’’.
(дети убираются в своих шкафчиках, кто быстрее и аккуратнее закончит, тот выигрывает.
Воспитатель: Ребята вы правильно сложили вещи: шапку и кофты кладутся наверх, колготки и носки вниз, куртки, штаны повесили на крючки.
(дети отвечают).
.Воспитатель: Все ребята сегодня молодцы, хочу вам пожелать стремиться соблюдать всегда и во всем порядок и чистоту.
Приложение 11.
КОРОЛЕВСТВО СТОЛОВЫХ ПРИБОРОВ
... Было это или не было, а если было, то очень давно. В Королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А Королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком Королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка, Поэтому вилки, ножи, ложки расположились на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепутались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе:». И, конечно же, умная тарелка дала им совет:
Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу,
Рядом ложку положу,
Вилку положу я слева,
-Вилка, зубцами вверх смотрела.
Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из Королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица, Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева.
Н.Литвинова
Приложение 12.
Приложение 13.
Д. Крупская «ЧИСТОТА».
В нашем доме суета:
Потерялась Чистота.
Поискали мы у Кати
В незастеленой кровати -
там все слиплось от конфет,
Чистоты в помине нет.
Под диваном в горах пыли
Норы длинные прорыли.
Заглянули в зеркала -
В зеркалах сплошная мгла.
Посмотрели мы в духовку -
Стало нам совсем неловко:
грязный дядька в бороде
В нашей спит сковороде.
Не нашли мы Чистоты,
Видно, выкрали коты.
Приложение 14.
Приложение 15.
Беседа.
«Правила поведения за столом».
Программное содержание. Учить детей отвечать на вопросы, задавать вопросы товарищам. Закрепить навыки культурного поведения за столом. Познакомить детей с правильным пользованием вилкой.
Предварительная работа. В течение определенного времени детей знакомили с правиламикультурного поведения за столом, учили правильно пользоваться ложкой, салфеткой, обращали внимание, что тарелку не следует наклонять.
Материал: приборы для обеда.
Методические приемы. Предложить детям вспомнить правила поведения за столом, спросит:
1. Что нужно сделать, прежде чем сесть за стол? (вымыть руки с мылом, причесаться).
2. Как правильно сидеть за столом во время еды? (слегка наклониться над тарелкой, не класть локти на стол, ноги держать под столом, не мешая товарищу).
3. Какую услугу можно оказать товарищу? (можно подать соль, салфетку, хлеб).
4. Как правильно есть и пить? (есть и пить спокойно и бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом, пищу брать понемногу).
5. Как надо вести себя за столом, чтобы не крошить, не проливать?
Дети, Алена и Саша покажут нам, как пользоваться приборами. Закрепить правило пользования вилкой.
Речевое общение детей друг с другом на закрепление правил культурного поведения за столом. Закончив «обед», дети ставят тарелки на край стола, вытирают губы и пальцы салфеткой, благодарят за обед.
Словарная работа. Активизация слов-действий: едят, жуют, благодарят.
Приложение 16.
Дети отвечают.
Воспитатель:
-Даже если на ней нет пятен, через день или два ее нужно обязательно постирать, чтобы она была чистой и не имела неприятного запаха.
-Как мы стираем одежду? Расскажите, что для этого нужно.
Приложение 17.
Сюжетно-ролевая игра.
«Дочки – матери»
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, уточнить функции матери в семье, ее роль, значимость; развить игровой монолог. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
Приложение 18.
О. Григорьев «Варенье».
У Сергея нет терпенья,
Он рукaми ест вaренье.
Слиплись пaльцы у Серёжи,
Прирослa рубaхa к коже.
Ног от полa не отнять,
Рук от ног не оторвaть.
Слиплись локти и колени.
Уши склеило вaренье.
Рaздaётся жaлкий всхлип.
Сaм к себе Сергей прилип.
Приложение 19.
Материал к занятию.
Микроскоп, картинки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия.
Работа на листе бумаги.
Физкультминутка с дыхательной гимнастикой: «Быстро встаньте, улыбнитесь». Дети выполняют движения по тексту стихотворения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
А теперь остановились, остановили дыхание. Правую руку на грудь, левую на живот: глубокий вдох и медленный выдох, глубокий вдох и резкий выдох.
Воспитатель: Почему нельзя доедать за другим человеком?
Дети: Потому, что он может оказаться больным.
/Предположительный ответ/
Воспитатель: Чем опасна муха?
Дети: Муха является разносчиком инфекций.
/Предположительный ответ/
Воспитатель: Почему нельзя есть грязными руками?
Дети: Потому, что на грязных руках могут быть инфекционные микробы.
/Предположительный ответ/
Воспитатель: Можно ли есть и одновременно играть с животными?
Дети: Нельзя! Кушать нужно чистыми руками и сидя за столом, а если рядом животное, то можно заразиться какой либо инфекцией.
Воспитатель: Можно или нет пить воду из- под крана?
Дети:Пить воду из-под крана нельзя. Потому, что в не кипяченой воде много микробов.
Воспитатель: Почему есть бананы можно в любой ситуации?
Дети: Потому, что банан покрыт защитной корочкой, сняв ее можно спокойно кушать банан /содержимое, защищено корочкой/
Воспитатель: В каких случаях даже на улице можно пить сок?
Дети: Сок на улице можно пить, если коробочка с соком упакована герметично и имеет отдельную /индивидуальную/ трубочку.
Итог занятий
Воспитатель: Так что мы узнали сегодня на занятии?
Дети: Мы узнали, что такое микробы и вирусы. Что нужно делать при кашле и чихании /закрывать нос и рот носовым платком или рукой/. Нельзя есть грязными руками. Нельзя допускать мух на продукты питания. Нельзя есть и играть с домашними животными одновременно. Нельзя пить воду из под крана. Все это ведет к угрозе заражения какой либо инфекцией.
Приложение 20.
Беседа для детей подготовительных групп.
«Чистота – залог здоровья».
Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня о чистоте. Как вы думаете, связаны ли чистота и здоровье? Правильно! Связаны. Недаром говорится: «Чистота —залог здоровья». Это означает, что, если человек чист и опрятен, вокруг него царит чистота, — он соблюдает одно из важных жизненных правил, позволяющих быть здоровым. Представьте себе неопрятно одетого неряшливого мальчугана Петю. Он редко моет руки с мылом, не любит стричь ногти, поэтому под ногтями у него образовались темные полосочки грязи. Петя забывает мыть руки перед едой, пос- ле туалета, после того как поиграл со своей любимой собакой. Хотели бы вы дружить с этим мальчиком? На руках скапливается огромное количество вредных микробов, которые могут стать причиной опасных заразных болезней. Помните, как называются эти болезни? «Болезни грязных рук». К ним относятся желтуха и дизентерия. На шерсти животных — собак, кошек — всегда есть крошечные, невидимые глазу яйца глистов. Они попадают на кожу рук человека, погладившего своих любимцев, а если руки потом не помыть, то с едой яйца глистов могут оказаться в вашем желудке и вызвать заболевание гельминтозом. Давайте вместе припомним все случаи, когда нужно мыть руки с мылом.
Правильно! Когда вы приходите домой из детского сада, с прогулки, из магазина, поликлиники.
Руки нужно мыть перед едой и после еды.
Руки нужно обязательно хорошенько помыть с мылом после того, как вы поиграли с кошкой или собакой, хомячком, попугайчиком, другими животными.
Не забывайте также мыть руки после туалета!
Почаще стригите ногти. Ногти должны быть закругленными, короткими, а главное — под ними не должно быть грязи! Поэтому, когда вы моете руки с мылом, тщательно почистите ногти щеточкой, удаляя из-под ногтей грязь. Вечером перед сном обязательно вымойте ноги теплой водой, а потом облейте их прохладной водой. Это, во-первых, хорошая закалка, а во-вторых — прекрасное средство, помогающее быстро уснуть. А ведь глубокий, спокойный сон — непременное условие хорошего здоровья. Я думаю, никому из вас не нужно напоминать, что ваша одежда должна быть опрятной и чистой. Давайте поговорим о чистоте дома. Начнем, пожалуй, с кухни. Представьте, что к Пете пришел его друг Алеша. Мальчики вместе пообедали, а потом, не убрав со стола, ушли в комнату и стали играть. На столе остались немытые тарелки, чашки, ложки, хлеб, масло, сыр. В открытую форточку, привлеченные запахом еды, тут же залетели мухи. Одна из них села на край тарелки, другая — на кусочек сыра, третья — на хлеб. Мухи — опасные и вредные насекомые! Летают они повсюду. Любят заглянуть в мусорные баки, на свалки и помойки. На своих крошечных лапках переносят возбудителей болезней. Мухи становились причиной эпидемий чумы, холеры, оспы. Эти болезни уносили больше человеческих жизней, чем войны и стихийные бедствия. Сейчас они побеждены. Но есть и другие болезни, которые переносят мухи. Особенно любят они лентяев и грязнуль, вроде Пети и Алеши, которые не моют посуду, не убирают со стола, не выносят ведро с мусором. В кухне у грязнули мухам — раздолье! Вот почему нужно сразу после еды вымыть и убрать посуду, смести со стола крошки, вынести мусорное ведро.
Муха -надоеда Муха, муха-надоеда
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Все готово, можно есть,
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!»
Частенько в кухне хозяйничают и длинноусые разбойники — тараканы. Они также наносят вред здоровью человека, могут даже вызвать тяжелую болезнь — астму. Поэтому с ними нужно бороться. Тараканы боятся холода, запаха веток черной бузины и ольхи. В старину на Руси в трескучие морозы хозяева уходили из избы на ночь к соседям, оставляя двери и окна открытыми настежь. Тараканы замерзали и погибали. В наши дни есть немало средств для борьбы с этими насекомыми.
Рыжеусый таракан
Таракан, таракан,
Рыжеусый хулиган!
Днем ты дремлешь в уголке,
В щелочке на потолке.
Ночь придет, погаснет свет
— Никого на кухне нет,
На охоту ты идешь:
Начинается грабеж!
Шаришь ты по грязным мискам,
Из которых ела киска,
Лакомишься манной кашкой,
Сладкий кофе пьешь из чашки.
Веселишься ты всю ночь —
Уходи, разбойник, прочь!
Расскажите, как вы убираете свою комнату или свой детский уголок. Правильно! Вытираете пыль мягкой тряпочкой, аккуратно расставляете на полке книги, игрушки. А мама или бабушка чистят ковры и мягкую мебель пылесосом. Зачем они это делают? Верно! Чтобы удалить частички пыли, грязи. Ведь домашняя пыль — очень вредная! Она может вызвать покраснение глаз, чиханье, насморк, т.е. аллергию. Кроме того, в пыли живут крошечные, или, как говорят ученые, микроскопические, клещи, наносящие вред нашему здоровью. Лучше всего во время уборки раскрыть настежь окна, форточки и хорошенько проветрить комнату. Можно на 3— 5 минут сделать и сквозное проветривание. А что такое влажная уборка? Верно! Во время влажной уборки мы протираем полы, оконные рамы, стекла влажной тряпкой, удаляя пыль и грязь. Соблюдать чистоту, делать уборку нужно не раз в неделю, а каждый день, выделяя на это определенное время.
Чистюля-енот
Жил в лесу енот-чистюля,
Чистил ложки и кастрюли,
Делал по утрам уборку —
Приводил в порядок норку.
Убирал и грязь и сор,
Подметал метлою двор,
Красил кисточкой скамейки,
Поливал цветы из лейки.
В деревянное корытце
Наливал енот водицы.
И стирал своим детишкам
Рубашонки и штанишки.
Как-то мимо шла бабуля
И заметила чистюлю:
«Ах, работник золотой,
Ты убрал бы домик мой!
В доме пол давно не мыли —
Там скопилось много пыли,
Нет ни тряпки, ни метлы,
В паутине все углы!»
Отвечал енот-чистюля:
«Помогу тебе, бабуля!
Обмету углы метлою,
Дом почищу и помою,
Рамы кисточкой покрашу —
Станет дом новей и краше!»
Ответь на вопросы 1. Как связаны здоровье и чистота? 2. Почему говорят: «Чистота — залог здоровья»? 3. Когда нужно мыть руки? 4. Почему следует удалять грязь под ногтями, стричь ногти? 5. Почему нужно мыть ноги на ночь? 6. Почему мух и тараканов называют вредными насекомыми? 7. Как с ними бороться? 8. Как следует делать уборку в доме? 9. Убираешь ли ты свой уголок, комнату? 10. Помогаешь ли маме мыть посуду? Отгадай загадки Поясок я подвяжу, Да по кухне запляшу. Мусор соберу в совок Да и спрячусь в уголок. (Веник.) Если мусор на полу, Вспоминаем про... (Метлу.) Он сосет и пыль и сор, Чистит кресла и ковер. В доме мусор соберет И ни разу не чихнет. (Пылесос.) Соберу рубашки, майки И скажу ей: «Постирай-ка! В барабане покрути И всё чистым возврати!» (Стиральная машина.) Выполни задание Нарисуй и раскрась: веник, совок, метелку, ведро с водой, муху, таракана.
Приложение 21.
Приложение 22.
В кафе входят посетители.
Администратор кафе:Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе! Пожалуйста, присаживайтесь за свободный столик.
Официант:Здравствуйте.
Дети: Здравствуйте. Мы хотели бы посмотреть меню.
Официант:Возьмите, пожалуйста.
Дети знакомятся с меню.
Официант:Что вы будете заказывать? Вы уже выбрали?
Дети:Да, мы будем мороженое, сок. И еще принесите нам, пожалуйста, пирожные.
Официант:Это все?
Дети:Пожалуй, все.
Официант:Приятного аппетита.
Дети:Спасибо.
Диалог между посетителями кафе (по замыслу детей)Официант:Вы будете еще что-нибудь заказывать?
Дети:Нет, спасибо.
Официант:С вас 22 рубля.
Дети:Возьмите, пожалуйста.
Официант:Подождите, я сейчас принесу сдачу. (Пробивает чек в кассе)
Официант:Надеюсь, вам у нас понравилось?
Дети:Да, очень.
Официант:Приходите к нам еще. Будем очень рады!
Дети:Спасибо, обязательно.
Итог игры:
Воспитатель:
- Куда мы с вами ходили? (ответы детей)
-Как называется кафе? (ответы детей)
-Кто нас встретил? (ответы детей)
-Что можно заказать в кафе? (ответы детей)
Приложение 23.
Приложение 24.
С. Михалков «Наши дела».
— Я утром раньше всех встаю
И сам стелю постель свою.
— А я ботинки по утрам
Себе и брату чищу сам,
— Я тоже дома, чем могу,
На кухне маме помогу.
— Я без работы не сижу
— Сама в руках утюг держу.
— Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
— Мы разбиваем огород,
У нас немало с ним хлопот.
— В лесу мы бродим целый день,
И нагибаться нам не лень!
Немало дела детворе
В густом лесу, в широком поле,
В колхозе, в доме, во дворе,
А главное — за партой в школе.
Приложение 25.
Консультация для родителей "Будем учиться шить! (Виды швов)"
Будем учиться шить!(Виды швов)
Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Когда вы начинаете шить, вы делаете на ткани стежки – получается шов. Швы бывают разные: соединительные – они соединяют две части ткани вместе; закрепляющие, которыми подшивают ткань, заделывают края, чтобы край ткани не осыпался, и отделочные. Последние служат и для соединения, и для закрепления, а также для украшения изделия.
Чтобы соединить края двух тканей, можно применять три вида швов: «вперед иголку», «за иголку» и шов «строчку».
Шов «вперед иголку» - самый простой, но одновременно и самый нужный для любой швейной работы и может пригодиться вашим детям на
всю жизнь.
Стежок делается следующим образом: иголкой не спеша, аккуратно прокалывают ткань сверху вниз, затем с обратной стороны снова прокалывают ткань и выводят иглу на поверхность, подхватив 3–4 нити. Получился стежок. Следующий стежок начинают, отступая на 3–4 нити ткани.
Проколов ткань, опять набирают то же количество нитей (3–4) и протягивают через них иглу. Используя шов «вперед иголку», нужно стараться, чтобы он получался аккуратным, и величина стежков и пропусков все время была одинаковой. Только тогда шов выйдет красивым, и на него будет приятно смотреть. Чтобы поскорее закончить работу, можно набирать на иглу сразу несколько стежков, протаскивая потом через них нитку.
Шов «за иголку». Этот шов больше годится для работы на плотной ткани, например для ремонта одежды, - он крепче соединяет. Проколов ткань иглой, на нее набирают, предположим, 6 нитей ткани и протягивают через них иглу с более толстой ниткой. Затем прокалывают ткань по той же нити, но сзади (за местом второго прокола иглы) на половине первого стежка, т.е. иглу вкалывают на третьей нити и набирают 3+6 нитей ткани: 3 – за иголкой и 6 – впереди. На иголке при втором стежке оказывается 9 нитей ткани. Следующий стежок будет опять состоять из 3 нитей за иглой и 6 нитей впереди иглы, т.е. опять 9 нитей ткани. Счет нитей или величина стежка не меняется. Можно набрать на иглу не 6 нитей ткани, а 4, тогда при втором стежке на игле будет за иглой 2 нити, впереди – 4.
Если внимательно посмотреть на рисунок, то видно, как выглядит шов со стороны, по которой мы с вами только что шили, - он очень похож на шов «вперед иголку». А теперь посмотрим его с другой стороны (с изнанки) – видны большие крупные стежки, как бы перевитые на концах, и создается впечатление сплошной плотной линии. Такой шов получается крепким и надежным.
Шов «строчка». В старину этот шов очень широко использовался, был в ходу. Таким швом можно было зашить порванную верхнюю одежду, сшить чехол для подушки и т.д.
Шов «строчка» плотно соединяет края ткани – еще плотнее, чем шов «за иголку». Вколов иголку в ткань, подхватывают 2–3 нити ткани, протаскивают нитку и снова прокалывают ткань, вводя иголку в место первого прокола. На иглу набирают не 2–3 нити, а 4 или 6, получается одинаковое количество нитей ткани по обе стороны нитки. А теперь посмотрим на рисунок, где виден весь шов. С правой стороны (с лица) он напоминает строчку на машинке, с левой – похож на шов «за иголку», но только стежки заходят друг за друга гораздо дальше.
По материалам пособия для педагогов и родителей Л.В. Пантелеевой «Детское рукоделие»
Приложение 26.
Аким Яков
«Неумейка».
Приложение 27.
Анкетирование родителей. | ||
Вопросы | Да | Нет |
Правильно моет руки (намыливает, насухо вытирает)? |