Б2.п.2 программапроизводственной (педагогической) практики
Б2.П.2 ПРОГРАММАПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
по направлению подготовки бакалавриата
44.03.01. Педагогическое образование
Профиль «Физическая культура»
Квалификация выпускника «Бакалавр физической культуры»
заочная форма обучения
Составитель:Чуракова А.В. ст. преподаватель кафедры ФКСиБЖД Рецензенты: Киевская О.Г. декан факультета ЕФКиБЖД, к.п.н., профессор Вадюхин С.В. директор СКФКиС, к.п.н. . |
|
Б2.П.2 Программа производственной (педагогической) практика
студентов,обучающихся по направлению подготовки
обучающихся по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль Физическая культура
заочная форма обучения
Cроки и объемпроведения практики
Продолжительность практики 5 недели, 6 зачетных единиц
Цели практики
Производственная (педагогическая) практика закрепляет знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.
Программа производственной (педагогической) практики разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и Положением об организации проведения практики студентов ФГБОУ ВО МАГУ, а также с учетом единых требований к ведению педагогической практики студентов. Программа отражает специфику содержания профессиональной подготовки бакалавров в области физической культуры и дает возможность углубить профессиональные черты личности студента-практиканта, работающего в качестве учителя физической культуры.
Основной целью практики является трансформация теоретических знаний студентов в профессиональные умения и навыки, организации и проведения учебно-воспитательной и внеклассной работы с обучающимисяначального общего образования в роли учителя физической культуры общеобразовательного учреждения.
Задачи практики
В период прохождения практики студент должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- осуществлять свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами РФ и нормативными документами органов управления физической культурой и спортом, образованием, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры, спорта и образования;
- соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в процессе проведения уроков;
- способствовать социализации, формированию общей культуры личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий (уроков), приобщению к общечеловеческим ценностям и здоровому образу жизни;
- определять содержание обучения в рамках учебных планов, с учетом результатов оценивания физического и функционального состояния обучающихся начального общего образования;
- осуществлять обучение и воспитание обучающихся в процессе уроков;
- организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия;
- обеспечивать уровень подготовленности занимающихся, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов, обеспечивать необходимый запас знаний, двигательных умений и навыков, а также достаточный уровень физической подготовленности обучающихся начального общего образованиядля сохранения и укрепления их здоровья и трудовой деятельности;
- осуществлять сотрудничество с учащимися, педагогами, родителями (лицами их заменяющими).
- использовать информационные технологии для планирования и коррекции процессов профессиональной деятельности, для контроля состояния занимающихся, обработки результатов исследований, решения других практических задач.
- проводить пропагандистские и информационные кампании по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности;
- проводить различные мероприятия по привлечению детей к занятиям спортом.
Место проведения практики
Производственная (педагогическая) практика студентовтретьего курса факультета естествознания физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности предусматривает работу студентов факультета в качестве учителя физической культуры начального общего образования.
Базами практики являются общеобразовательные школы, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности педагогов-наставников по предмету «Физическая культура» у студентов-практикантов.
Содержание практики
Практика начинается с установочной конференции, где студентам разъясняют особенности прохождения практики, знакомят с документами студента-практиканта, которые они заполняют в течение практики.
Организационная работа до начала практики:
Первая неделя практики отводится на просмотр уроков физической культуры в средней и старшей школе у педагогов-наставников, на подготовительную деятельность, включающую следующие моменты:
- ознакомление с учебным заведением (задачи, структура, история, традиции, устав, учебная база, руководство школы и т.п.);
- изучение школьной документации (журнала класса, личных дел учащихся, медицинских карт);
- изучение планов учителя по физической культуре по учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе начального общего образования (1-4 классы);
- подготовка и разработка тем самостоятельных уроков физической культуры, составление планов-конспектов.
Последующие недели студент работает в соответствии с индивидуальным планом, который предусматривает:
- просмотр уроков физической культуры у педагогов-наставников, самостоятельное проведение уроков по физической культуре (10 уроков), а также зачетного урока; проведение 1 физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового мероприятия. Краткий конспект уроков по физической культуре и краткий анализ проведенных уроков с рекомендациями педагога-наставника (учителя по физической культуре) прилагается к отчетной документации. За выполненную работу учитель физической культуры оценивает студента-практиканта в учетной карточке. Задачи и содержание уроков отражены в конспектах урока, предварительно материал обговаривается и заверяется учителем по физической культуре.
Сценарий внеклассного мероприятия на спортивную тематику заверяется учителем физической культуры и сопровождается отметкой в учетной карточке студента-практиканта.
Все многообразие видов работ практиканта начального общего образования может быть сгруппировано следующим образом:
- уроки по физической культуре;
- внеклассная работа по физической культуре;
- выполнение заданий по научно-методической работе.
Примерное планирование содержания и видов работ во время практики:
1-я неделя:
- ознакомиться со школой, прослушать и законспектировать беседы с директором школы, помощником директора по средней и старшей школе, учителем физкультуры начального общего образования и врачом школы;
- составить индивидуальный план работы на период практики;
- ознакомиться с расписание уроков физической культуры начального общего образования;
- просмотреть уроки физической культуры, проводимые учителем физкультуры начального общего образования;
- изучить годовой план-график прохождения программного материала по физической культуре начального общего образования(иметь экземпляр графика в документах практики);
- приступить к подготовке конспектов уроков физической культуры начального общего образования;
- выполнить педагогический анализ уроков;
- ознакомиться с планом внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы начального общего образования.
2-я, 3-я неделя:
- подготовка конспектов планируемых уроков по физической культуре с 5-го по 11-ый класс;
- провести уроки по физической культуре с 5-го по 11-ый класс;
- выполнить педагогический анализ уроков, оформить и сделать выводы;
- изучить учебные нормы и требования по общей физической подготовленности начального общего образования;
- провести анализ уроков по физической культуре, проводимых самостоятельно.
4-я неделя:
- провести уроки по физической культуре в планируемых классах (с 1-го по 4-ый класс);
- подготовить и провести зачетный урок по физической культуре;
- завершить подготовку к внеклассному мероприятию и провести его (зачетное мероприятие);
- провести анализ внеклассного мероприятия;
- подготовить отчет по производственной (педагогической) практике;
- подготовить отчетный пакет документов по производственной (педагогической) практике, соответственно требованиям программы практики;
- подготовить выступление для участия в итоговой конференции по практике.
7. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
По окончании практики студенты должны знать:
- особенности организации и проведения учебно-воспитательной работы с обучающимися 1-4-х классов в условиях общеобразовательных учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии);
- методы, приемы, инновационные образовательные технологии проведения современных уроков и внеурочных мероприятий, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий;
- современные методы оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся;
- особенности заполнения и порядок сдачи отчетной документации по практике;
- способы оказания психологической поддержки обучающихся и их родителей;
- особенности работы учителей-предметников, педагога-организатора, администрации школы;
- нормативно-правовые документы и материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений;
- особенности ведения школьной документации строгой отчетности;
- порядок и способы решения вопросов образования и воспитания в системе школьного образования.
По окончании практики студенты должны уметь:
- формулировать конкретные задачи в физическом воспитании;
- использовать государственно-установочные нормативные документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
- подбирать и применять средства, методы, адекватные поставленным задачам при самостоятельном проведении уроков физической культуры начального общего образования;
- определять адекватность построения урока и уровень нагрузки, используя показатели ЧСС у обучающихся в ходе урока;
- формировать положительное отношение учащихся начального общего образованияк занятиям физической культурой;
- планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий (уроков) с обучающимися начального общего образования, имеющими отклонения в состоянии здоровья с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;
- оценивать эффективность уроков физической культуры;
- использовать навыки рационального применения учебного оборудования, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе уроков;
- применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;
- применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
- оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;
- оценивать уровень двигательной подготовленности обучающихся;
- формировать у обучающихсяся умения и навыки самостоятельной работы;
- организовывать физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в режиме дня начального общего образования.
По окончании практики студенты должны владеть:
- культурой педагогического мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения;
- основами речевой профессиональной культуры;
- методами, технологиями и приемами проведения уроков физической культуры и воспитательных мероприятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;
- методами наблюдения и анализа учебно-воспитательной деятельности (собственной и коллег);
- методами сбора, обработки, хранения, передачи, отображения, транслирования учебно-методической информации и школьной документации в условиях распределенного доступа;
- методами, технологиями и приемами работы с родителями обучающихся;
- способами организации творческой и научно-исследовательской деятельности (собственной, а также деятельности обучающихся и воспитанников);
- методами математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования.
Общие сведения
1. | Кафедра (-ы) | Физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности |
2. | Код и направление подготовки, профиль / магистерская программа | 44.03.01 Педагогическое образование Профиль Физическая культура |
3. | Курс, семестр | 3 курс, 6 семестр |
4. | Вид и тип практики; способ и формы её проведения | Производственная (педагогическая) практика |
1. Этапы формирования компетенций, перечень планируемых результатов и показатели оценивая компетенций
Этапы формирования компетенций | Перечень планируемых результатов освоения образовательной программы (компетенций) | Показатели оценивания компетенций (знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности) |
Подготовительный | ОК-6 ОПК-1 ПК-1 | - знать особенности организации и проведения учебно-воспитательной работы с обучающимися 1-4-х классов в условиях общеобразовательных учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии); - знать методы, приемы, инновационные образовательные технологии проведения современных уроков и внеурочных мероприятий, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий. |
- уметь формулировать конкретные задачи в физическом воспитании; - уметь формировать положительное отношение обучающихся начального общего образования к занятиям физической культурой - уметь использовать государственно-установочные нормативные документы, относящиеся к профессиональной деятельности. | ||
- владеть культурой педагогического мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; - владеть методами наблюдения и анализа учебно-воспитательной деятельности (собственной и коллег). | ||
ОК-6 ПК-1 ПК-4 | - знать современные методы оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся; - знать особенности заполнения и порядок сдачи отчетной документации по практике; - знать способы оказания психологической поддержки обучающихся и их родителей; - знать особенности работы учителей-предметников, педагога-организатора, администрации школы. | |
- уметь подбирать и применять средства, методы, адекватные поставленным задачам при самостоятельном проведении уроков физической культуры начального общего образования; - уметь планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровительных занятий (уроков), с обучающимися начального общего образования, имеющими отклонения в состоянии здоровья с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий. | ||
- владеть методами, технологиями и приемами проведения уроков физической культуры и воспитательных мероприятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; - владеть основами речевой профессиональной культуры. | ||
ОК-6 ОПК-1 ОПК-3 | - знать нормативно-правовые документы и материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений; - знать особенности ведения школьной документации строгой отчетности; - знать порядок и способы решения вопросов образования и воспитания в системе школьного образования. | |
- уметь использовать навыки рационального применения учебного оборудования, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе уроков; - уметь применять средства и методы формирования здорового образа жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых. | ||
- владеть культурой педагогического мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; - владеть методами наблюдения и анализа учебно-воспитательной деятельности (собственной и коллег). | ||
Исследовательский | ОК-6 ОПК-1 ОПК-3 ПК-4 | - знать современные методы оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся; - знать особенности заполнения и порядок сдачи отчетной документации по практике; - знать способы оказания психологической поддержки обучающихся и их родителей; - знать особенности работы учителей-предметников, педагога-организатора, администрации школы. |
- уметь оценивать эффективность уроков физической культуры; - уметь определять адекватность построения урока и уровень нагрузки, используя показатели ЧСС обучающихся в ходе урока. | ||
- владеть культурой педагогического мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; - владеть методами наблюдения и анализа учебно-воспитательной деятельности (собственной и коллег). | ||
ОК-6 ОПК-3 ОПК-4 | - знать нормативно-правовые документы и материально-техническое обеспечение общеобразовательных учреждений; - знать особенности ведения школьной документации строгой отчетности; - знать порядок и способы решения вопросов образования и воспитания в системе школьного образования. | |
- уметь применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; - уметь оказывать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений; - уметь оценивать уровень двигательной подготовленности обучающихся. | ||
- владеть культурой педагогического мышления, навыками обобщения, анализа, восприятия информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; - владеть методами наблюдения и анализа учебно-воспитательной деятельности (собственной и коллег). | ||
Формирующий (Обработка и анализ полученной информации, отчет по практике) | ОК-6 ПК-1 ОПК-1 ОПК-3 | - знать особенности организации и проведения учебно-воспитательной работы с обучающимися 1-4-х классов в условиях общеобразовательных учебных заведениях (школы, лицеи, гимназии); - знать методы, приемы, инновационные образовательные технологии проведения современных уроков и внеурочных мероприятий, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий; - знать современные методы оценки знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся. |
- уметь формировать у обучающихся умения и навыки самостоятельной работы; - уметь организовывать физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия в режиме дня начального общего образования. | ||
- владеть методами сбора, обработки, хранения, передачи, отображения, транслирования учебно-методической информации и школьной документации в условиях распределенного доступа; - владеть методами, технологиями и приемами работы с родителями обучающихся; - владеть способами организации творческой и научно-исследовательской деятельности (собственной, а также деятельности обучающихся и воспитанников); - владеть методами математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования. |
Интернет-ресурсы
1. Библиотека МГГУ: http://www.mshu.edu.ru/index
2. Электронно-библиотечная система BOOK.ru: http://www.book.ru/
3. Электронно-библиотечная система издательства "Юрай: http://www.biblio-online.ru/
4. ЭБС Университетская библиотека онлайн — http://www.biblioclub.ru/
5. ЭБСIQlib — http://www.iqlib.ru/
6. БС издательства «Лань» — http://e.lanbook.com/
7. ЭБС Ibooks.ru — http://ibooks.ru/
8. ЭБС IPRbooks — http://www.iprbookshop.ru/
9. ЭБС Книгафонд — http://www.knigafund.ru/
10. ЭБС издательства "Юрайт" - http://www.biblio-online.ru/
11. ЭБС Book.ru - http://www.book.ru/
12. ЭБС Znanim.com - http://znanium.com/
13. Электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки: http://diss.rsl.ru/
14. Педагогическая библиотека «Рубинштейн»: http://www.pedlib.ru/index.php
15. Психологическая библиотека. Библиотека психологической литературы, новости психологии, тесты: http://www.psychology.ru/
16. http://www.schoolpress.ru//html/index.html
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль Физическая культура
Заочная форма обучения
УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА
УЧЕБНАЯ РАБОТА
Провел (а) уроки по физической культуре и другие физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивно-массовые мероприятия
Дата | Тема | Класс | Оценка, подпись учителя |
Провел ______________________уроков по предмету _____________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
Оценка по учебной работе_____________________________________ Подпись учителя по физической культуре______________/___________________________________________ М.П. (подпись) (расшифровка подписи) |
Приложение №2
Учетная тетрадь
Б2.П.2 ПРОГРАММАПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
по направлению подготовки бакалавриата
44.03.01. Педагогическое образование