Мониторинг взаимной толерантности
Мониторинг взаимной толерантности
членов образовательного сообщества
Примеры экспертного анализа толерантности
Пример 1.
Анализ взаимной толерантности старшеклассников и педагогов в муниципальной гимназии, расположенной в одном из районных центров Подмосковья.
В качестве главных задач своей деятельности гимназия заявляет:
- обеспечение общего универсального образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;
- активное участие в процессе формирования интеллектуального потенциала страны;
- поддержка одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждой личности на основе расширения базового компонента образования, формирование потребностей к саморазвитию и самообразованию;
- разработка и реализация образовательных программ, обеспечивающих высокую эффективность обучения, углубленную профильную подготовку обучающихся в направлениях гуманитарного, лингвистического, социально-экономического, физико-математического, химико-биологического образования;
- формирование у гимназистов гуманистического мировоззрения, гражданской ответственности, воспитание чувства собственного достоинства, эстетической и физической культуры.
Гимназия постоянно лидирует в городских предметных олимпиадах, является лауреатом конкурса «Лучшие школы Московской области», дипломантом целого ряда других конкурсов областного уровня, входит в число победителей конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и т.п.
Однако проведённая экспертиза взаимной толерантности учащихся и педагогов показала серьёзные социально-психологические проблемы функционирования детско-взрослого сообщества в данном образовательном учреждении.
В экспертную группу из 6 человек для оценки толерантности педагогов по отношению к учащимся были включены два заместителя директора, два классных руководителя, школьный психолог и выпускница гимназии (студентка психологического факультета). По результатам экспертного анализа были констатированы следующие позиции (Рис. 6.3.):
· пассивное эмоциональное непринятие учителями внешнего облика старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»), их поведения по отношению к педагогам (А 2 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (А 3 в секторе «Терпимость») и мировоззренческих позиций (А 4 в секторе «Терпимость»);
· низкий интерес и неодобрительное обсуждение внешности старшеклассников (Б 1 в секторе «Терпимость»), их образа жизни (Б 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (Б 4 в секторе «Терпимость»);
· отсутствие взаимодействия с учащимися по поводу коррекции их внешнего облика (В 1 в секторе «Терпимость»), неадекватного (с точки зрения педагогов) времяпрепровождения (В 3 в секторе «Терпимость») и мировоззрения (В 4 в секторе «Терпимость»);
· наличие резких негативных высказываний и трансляция в окружающий социум своего неприятия образа жизни учащихся (Г 3 в секторе «Терпимость») и их мировоззренческих идей (Г 4 в секторе «Терпимость»);
· активный интерес к поведению учащихся в школе и негативная оценка этого поведения (Б 2 в секторе «Агрессивность»), преобладание жёстких, агрессивных действий по отношению к старшеклассникам, связанных с их неадекватным (с точки зрения педагогов) поведением в школе (В 2 в секторе «Агрессивность»), «борьба» за «приличную внешность» (Г 1 в секторе «Агрессивность») и «приличное поведение» старшеклассников (Г 2 в секторе «Агрессивность») путём жалоб родителям и проведения различных акций «карательного» характера.
Рис. 6.3. Структурная модель толерантности педагогов по отношению к старшеклассникам.
Таким образом, можно констатировать, что отношение педагогов к старшеклассникам характеризуется пассивным неприятием – «Терпимостью» с элементами «Агрессивности» (активного неприятия), связанного с их внешним обликом и поведением в школе. Индекс толерантности – 0,75. Подчеркнём, что экспертами не было отмечено у учителей ни одной позиции по отношению к старшеклассникам по шкале «Принятие» в секторах «Симпатия» и «Сотрудничество» (!).
Толерантность учащихся по отношению к педагогамоценивалась той же экспертной группой. Были отмечены следующие позиции (Рис. 6.4.):
· пассивное эмоциональное непринятие старшеклассниками внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Терпимость») и их поведения по отношению к учащимся (А 2 в секторе «Терпимость»);
· низкий интерес к педагогам на фоне общего их принятия (сектор «Симпатия»);
· активно-протестное поведение старшеклассниковпо поводу критики их поведения со стороны учителей (В 2 в секторе «Агрессия»);
· стремление к совместному обсуждению с педагогами мировоззренческих вопросов (В 4 в секторе «Сотрудничество»).
Рис. 6.4. Структурная модель толерантности старшеклассников по отношению к педагогам.
Таким образом, отношение старшеклассников к педагогам характеризуется в основном симпатией – пассивным приятием. Индекс толерантности выше, чем аналогичный показатель у педагогов – 0,94. Проявления агрессивности, судя по всему, связаны в основном с «защитными реакциями» на критику со стороны педагогов. Старшеклассники готовы к сотрудничеству с педагогами в сфере обсуждения мировоззренческих проблем, различных идей и т.п. (у педагогов подобного стремления отмечено не было…).
Рис. 6.5. Графическое отображение результатов экспертного анализа взаимной толерантности старшеклассников и педагогов.
Психолого-педагогические меры по коррекции взаимной толерантности учащихся и педагогов представляются достаточно простыми с методологической точки зрения (совместная внеурочная деятельность учащихся и педагогов – социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги и т.д.), и столь же трудными в плане их методической и практической реализации. Наш достаточно большой опыт проведения совместных тренингов для старшеклассников и их учителей показывает психологическую неготовность последних к позитивному принятию учащихся и реальному партнёрскому сотрудничеству с ними. Преобладает родительская, часто субъект-объектная, позиция учителей по отношению к учащимся – либо гиперопека, либо стремление к тотальному подчинению школьников своей воле. По Янушу Корчаку: «Хороший ребёнок – это удобный ребёнок! Всё воспитание направлено на то, чтобы ребёнок был удобен, а для этого надо сломать его собственный дух и собственную волю». Проводимые нами тренинги (В.А. Ясвин, 1998, 2001) направлены на формирование субъект-субъектной партнёрской позиции педагогов по отношению к школьникам, взаимодействия по типу «Взрослый-Взрослый» (по Э. Берну).
Пример 2.
Анализ толерантности учащихся к педагогам и другим учащимся в московской общеобразовательной школе.
Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам позволяют сделать следующие выводы:
· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);
· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к учащимся 5-6 классов (А 2 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивное эмоциональное принятие культуры и образа жизни учителей (А 3 в секторе «Симпатия»);
· пассивное эмоциональное принятие мировоззренческих позиций и идей учителей (А 4 в секторе «Симпатия»);
· определённый интерес к внешнему облику учителей (Б 1 в секторе «Симпатия»);
· активный интерес к действиям педагогов по отношению к учащимся и высказывание позитивных суждений о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);
· одобрение образа жизни педагогов (Б 3 в секторе «Симпатия»);
· отрицание мировоззренческих позиций педагогов, отсутствие интереса к их идеям и ценностям (Б 4 в секторе «Терпимость»);
· активное обсуждение внешнего облика учителей, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);
· сотрудничество с педагогом, связанное с его поступками по отношению к школьникам (В 2 в секторе «Сотрудничество»);
· активное участие во внеурочных мероприятиях, организованных педагогами в соответствии с их интересами и увлечениями (В 3 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивное участие в обсуждение различных идей учителей, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);
· позитивные высказывания о внешности педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);
· публичные положительные оценки поведения учителей по отношению к учащимся (Г 2 в секторе «Симпатия»);
· активное обсуждение с учителями «житейских» и нравственных вопросов, в целом принятие их позиций (Г 3, Г 4 в секторе «Сотрудничество»).
Рис.6.6. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к педагогам.
Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.6. хорошо видно, что «сотрудничество» учащихся 5-6 классов с педагогами связано с активным эмоционально положительным принятием их действий, направленных на учащихся.
Результаты экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам позволяют сделать следующие выводы:
· пассивное эмоциональное непринятие внешнего облика многих старшеклассников (А 1 в секторе «Терпимость»);
· активное эмоциональное неприятие поведения многих учащихся, особенно 8-9 классов по отношению к ученикам 5-6 классов (А 2 в секторе «Агрессивность»);
· пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старшеклассников (А 3 в секторе «Терпимость»);
· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей старшеклассников (А 4 в секторе «Терпимость»);
· пассивное принятие внешнего облика старшеклассников (Б 1 в секторе «Симпатия»);
· активный интерес к действиям старшеклассников по отношению ученикам 5-6 классов и попытка влиять на их поведение (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивное принятие образу жизни старшеклассников на фоне низкого интереса к данному вопросу (Б 3 в секторе «Симпатия»);
· одобрение многих мировоззренческих позиций старшеклассников и высокий интерес к обсуждению с ними их идей (Б 4 в секторе «Сотрудничество»);
· обсуждение внешнего облика старшеклассников, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);
· обсуждение между собой поведения старшеклассников по отношению к учащимся 5-6 классов с его общей положительной оценкой (В 2 в секторе «Симпатия»);
· периодическое взаимодействие со старшеклассниками в рамках школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивная критика различных идей старшеклассников, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Терпимость»);
· нередки публичные негативные высказывания о внешности старшеклассников в своей среде (Г 1 в секторе «Терпимость»);
· нередки высказывания «в лицо» обид и негативных оценок поведения старшеклассников по отношению к младшим подросткам (Г 2 в секторе «Агрессивность»);
· негативные высказывания в своей среде об образе жизни старшеклассников (Г 3 в секторе «Терпимость»);
· публичная критика в своей среде неразделяемых мировоззренческих идей старшеклассников (Г 4 в секторе «Терпимость»).
Рис.6.7. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения учащихся 5-6 классов к старшеклассникам.
Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.7. хорошо видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения учащихся 5-6 классов к другим ученикам школы старшеклассникам связана, прежде всего, с активным непринятием их действий, направленных на средних школьников, а также с неодобрением их образа жизни, что возможно, декларируется педагогами.
Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам позволяют сделать следующие выводы:
· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика педагогов (А 1 в секторе «Симпатия»);
· активное эмоциональное приятие поведения педагогов по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивное эмоциональное принятие образа жизни учителя (А 3 в секторе «Симпатия»);
· пассивное эмоциональное принятие их мировоззренческих позиций и идей (А 4 в секторе «Симпатия»);
· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику педагогов (Б 1 в секторе «Симпатия»);
· активный интерес к действиям педагогов по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);
· пассивное одобрение образа жизни и мировоззренческих позиций учителей и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Симпатия»);
· активное взаимодействие, связанное с обсуждением внешнего облика педагогов, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Сотрудничество»);
· поведение педагогов по отношению к старшеклассникам вызывает у них в целом активное принятие (В 2 в секторе «Сотрудничество»);
· частые встречи с учителями в неформальной обстановке (В 3 в секторе «Сотрудничество»);
· невысокая степень заинтересованности в обсуждение различных идей педагогов, их мировоззренческих взглядов (В 4 в секторе «Симпатия»);
· позитивные высказывания в своей среде о внешности педагогов (Г 1 в секторе «Симпатия»);
· публичные высказывания благодарностей и положительных оценок поведения учителей по отношению к старшеклассникам (Г 2 в секторе «Сотрудничество»);
· нейтрально позитивные высказывания об образе жизни учителей и их мировоззренческих идеях (Г 3, Г 4 в секторе «Симпатия»).
Рис. 6.8. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к педагогам.
Из расположения позиций, отмеченных на рис. 6.8., видно, что «сотрудничество» и «симпатия» связаны с активным принятием действий и поступков педагогов, направленных на учащихся 10-11 классов, а также с пассивным принятием их облика и образа жизни.
Результаты экспертного анализа отношения старшеклассников к учащимся 5-6 классов позволяют сделать следующие выводы:
· пассивное эмоциональное принятие внешнего облика младших подростков (А 1 в секторе «Симпатия»);
· активное эмоциональное приятие поведения младших подростков по отношению к старшеклассникам (А 2 в секторе «Сотрудничество»);
· нейтральное эмоциональное принятие образа жизни младших подростков (А 3 в секторе «Симпатия»);
· пассивное эмоциональное непринятие мировоззренческих позиций и идей младших подростков А 4 в секторе «Терпимость»);
· низкий интерес (пассивное принятие) к внешнему облику младших подростков (Б 1 в секторе «Симпатия»);
· активный интерес к действиям младших подростков по отношению к старшеклассникам и позитивные суждения о них (Б 2 в секторе «Сотрудничество»);
· неодобрительное обсуждение в своей среде образа жизни и мировоззренческих позиций младших подростков и низкий интерес к ним (Б 3, Б 4 в секторе «Терпимость»);
· отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом младших подростков, который в целом оценивается положительно (В 1 в секторе «Симпатия»);
· частое конфликтное взаимодействие с младшими подростками, связанное с их поступками по отношению к старшеклассникам (В 2 в секторе «Агрессивность»);
· периодическое деловое взаимодействие с младшими подростками в рамках проводимых для них школьных мероприятий (В 3 в секторе «Сотрудничество»);
· заинтересованное участие в обсуждение различных идей младших подростков (В 4 в секторе «Симпатия»);
· нейтрально-позитивные высказывания о внешности младших подростков (Г 1 в секторе «Симпатия»);
· отсутствие публичной критики старшеклассников по отношению к младшим подросткам в случаях, когда их поведение не одобряется (Г 2 в секторе «Терпимость»);
· нейтрально-позитивные высказывания об образе жизни младших подростков (Г 3 в секторе «Симпатия»);
· отсутствие публичной критики неразделяемых мировоззренческих идей младших подростков (Г 4 в секторе «Терпимость»).
Рис. 6.9. Графическое отображение результатов экспертного анализа отношения старшеклассников к младшим подросткам.
Из расположения позиций, отмеченных на рис.6.9., видно, что «агрессивность» и «терпимость» отношения старшеклассников к младшим подросткам связана с активным непринятием их мировоззрения, а действий по отношению к старшеклассникам. Толерантность отношения проявляется, прежде всего, в пассивном принятии их внешнего облика.
Пример 3.
Анализ толерантности старшеклассников к различным социальным группам и явлениям («старшие», «национальность», «религия», «маргиналы», «нормы поведения», «искусство», «гендер», «преступники», «больные» и «чужаки») был проведен в двух московских образовательных учреждениях (гимназии и лицее). В качестве экспертируемых объектов выступали тексты, изображения и высказывания учащихся.
Форма и метод проведения методики: групповое интервью, работа с бланками. Работа велась в группах по 6-10 человек. Учащиеся получали специально подготовленные бланки, на которых в течение заданного времени им необходимо было изобразить свое отношение к определенному объекту, затем ведущий разговаривал с учащимися на тему их отношения к выбранному объекту, параллельно фиксируя результаты интервью. Работа в каждой группе проводилась в течение примерно 40 минут. Потом полученные данные анализировались, и результаты вносились в экспертную матрицу.
В данном разделе показан пример использования «рабочих» упрощённых экспертных матриц. Когда данные по какому-либо критерию носили амбивалентный характер и распределялись по различным секторам, то выделялся (полужирным шрифтом и подчёркиванием) значок в том секторе, показатели которого статистически преобладали.
В данном примере не ставилась задача подробного анализа и интерпретации полученных результатов, хотелось только продемонстрировать суть работы с методикой «Индекс толерантности».
1. Анализ толерантности к старшим (к родителям и пожилым людям)
+ | |||||||
+ | |||||||
+ | + | + | + | + | + | ||
+ | + | + | + | + | + | ||
+ | + | + | + | ||||
+ | + |
ИТ (Индекс толерантности): 0,87
ИИТ(Индекс интолерантности): 0,13
В отношении к старшим характерна амбивалентность, с одной стороны установка – «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему», с другой стороны – «мы имеем право на свою точку зрения, и не надо нам мешать, пожалуйста, оставьте нас в покое, пожалуйста».
Анализ толерантности к старшим на основе критериального комплекса.
А 1. Характерна амбивалентность в эмоциональном отношении к внешнему облику старших: пассивное принятие или непринятие – «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%).
А 2. Пассивное эмоциональное непринятие поведения старших – «Терпимость».
А 3. Пассивное эмоциональное непринятие образа жизни старших, «сидят на лавочке и все время бурчат» - «Терпимость».
А 4. Пассивное эмоциональное принятие (30%) мировоззренческих позиций старших, пассивное эмоциональное непринятие (50%) «советского мировоззрения» старших – «Симпатия» (30%), «Терпимость» (50%).
Б 1. Интерес к особенностям внешнего облика обусловлен скорее принятием этого облика, интерес этот носит пассивный характер – «Симпатия».
Б 2. Низкая степень интереса к поведению старших, и вместе с тем выражение непринятия этого поведения – «Терпимость».
Б 3. - «Симпатия», «Терпимость».
Б 4. – «Симпатия», «Терпимость».
В 1. Отсутствие взаимодействия, связанного с внешним обликом старших, который оценивается чаще положительно, чем отрицательно - «Симпатия» (60%) и «Терпимость» (40%)
В 2. Конфликты со старшими, связанными с тем, что «старшие стараются навязать свою точку зрения», но вместе с тем осознание и принятие того, что «старшие стараются хорошо влиять на ребенка» – «Симпатия», «Терпимость», «Агрессия».
В 3. Недостаточно данных.
В 4. Недостаточно данных.
Г 1. Рисунки с изображениями «дедулек» и «старушек», внешне неприятных, но без демонстрации агрессивного настроя – «Терпимость».
Г 2. Говоря о своем непринятии поведения старших, школьники, вместе с тем, признают право старших на такое поведение «родители и старшие хотят нам только добра, все, что они делают – к лучшему» – «Терпимость».
Г 3. Недостаточно данных.
Г 4. Недостаточно данных.
2. Анализ толерантности к представителям других национальностей, этносов
+ | |||||||
+ | + | ||||||
+ | + | ||||||
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + |
ИТ: 1.(100 %) Преобладает «Симпатия»
Примечание. В данных школах учится много представителей различных национальностей.
3. Анализ толерантности к религиозным убеждениям людей различного вероисповедания
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + | |
+ | + | + | + | + | + | + |
ИТ: 1.(100 %) Преобладает «Симпатия»
1. Анализ толерантности к бродягам и детям-попрошайкам
Отношение к бродягам («бомжам») Отношение к детям-попрошайкам
|
ИТ: 0,94 ИИТ: 0,06
Преобладает «Терпимость»
+ | + | + | + | ||||
+ | |||||||
+ | + | ||||||
+ | + | + | + | + | + | + | + |
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + |
ИТ: 0,94 ИИТ: 0,06
Преобладает «Симпатия»
2. Анализ толерантности к социальным нормам и налагаемым ими ограничениям
Анализировалось отношение к нормам поведения, которые налагают ограничения на «облик» - манеру одеваться и выглядеть соответствующим образом; на «поведение» - манеру вести себя в обществе других людей; на «культуру» - ограничения на поведение других людей по отношению к подросткам; на «идеи» - ограничения идеологического характера.
+ | |||||||
+ | |||||||
+ | |||||||
+ | + | ||||||
+ | + | + | + | + | |||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ |
ИТ: 0,7 ИИТ: 0,30Преобладает «Терпимость»
3. Анализ толерантности к нетрадиционным «альтернативным» направлениям в художественном творчестве
В беседах со старшеклассниками обсуждались: эстетическое восприятие альтернативных видов искусства («облик»); влияние такого искусства на представления старшеклассников об окружающем мире, на их поведение - «портит или улучшает»; влияние такого искусства на человеческую культуру в целом; отношение старшеклассников к идеям, которые проповедует такое искусство.
+ | |||||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | |||||
+ |
ИТ: 1 ИИТ: 0Полное принятие.
7. Анализ толерантности к сверстникам противоположного пола
Отношение девушек к сверстникам Отношение юношей к сверстникам противоположного пола противоположного пола
ИТ: 1 ИИТ: 0 Преобладает «Симпатия» |
ИТ: 1 ИИТ: 0 Преобладает стремление к «Сотрудничеству» |
Толерантность к сверстникам противоположного пола значительно выше, чем к остальным объектам отношения. Толерантность юношей к девушкам существенно выше, чем девушек к юношам.
8. Анализ толерантности к людям, нарушившим закон (преступникам)
ИТ: 0,75 ИИТ: 0,25
Преобладает «Терпимость»,
но выражена и «Агрессия»
+ | + | ||||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | ||||||
ИТ: 1 ИИТ: 0
Преобладает «Симпатия»
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ |
ИТ:1 ИИТ: 0
Преобладает «Терпимость»
Анализ показывает полное принятие старшеклассниками «высоко статусных бандитов», «преступников мирового масштаба» и т.п., обманывающих «по крупному»: «В России все бандиты, только есть бандиты хорошие, и есть плохие»…
Имеет определенную разницу отношение к следующим категориям:
9. Анализ толерантности к наркоманам, алкоголикам и инвалидам
И алкоголикам детям
|
ИТ: 1 ИИТ: 0
Выражена «Терпимость»
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | ||||||
ИТ: 1 ИИТ: 0
Выражена «Симпатия»
+ | |||||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | + | |||||
+ | + | ||||||
+ | |||||||
+ |
ИТ: 1 ИИТ: 0
Полное принятие, преобладает готовность к «Сотрудничеству»
10. Анализ толерантности к мигрантам
(приезжим, чужакам, людям со стороны и т.п.)
+ | |||||||
+ | |||||||
+ | |||||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||
+ | + | + | + | ||||