Опорный конспект теоретического материала

История и философия науки

Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов всех направлений подготовки по дисциплине «История и философия науки»

Составители: Л.Н. Шабатура

Д.В. Плахотнюк

Ответственный секретарь РИС   _____________ __________________ (подпись) расшифровка подписи   «____» ____________ 201 __ г. Председатель методической комиссии _____________ института наименование ______________________________ Ф.И.О. (подпись) «____» ____________ 201 __ г.
Подписи и контактные телефоны авторов _______________________________ Ф.И.О. (подпись) _______________________________ Ф.И.О. (подпись)   «____» ____________ 201 __ г. тел. ____________   Зав. кафедрой ___________________ (наименование) ______________________________ Ф.И.О. (подпись) «____» ____________ 201 __ г. Протокол № __ от ___________

Тюмень

ТюмГНГУ

Шабатура Л.Н., Плахотнюк Д.В.

Учебно-методическое пособие «История и философия науки»

Тематика учебно-методического пособия разработана в соответствии с учебной программой по дисциплине «История и философия науки», в рамках которой даны основные понятия философии науки. В пособии представлены этапы формирования научного знания, рассмотрены методология научного творчества, принципы науки и ее развития, а также проблемы современного мира науки.

Учебно-методическое пособие содержит фрагменты текстов и задания к ним, а также тестовые вопросы для самостоятельной работы, которые помогут в освоении проблематики философии науки.

Пособие предназначено для магистрантов и аспирантов всех направлений и специальностей, сдающих кандидатский минимум по «Истории и философии науки», а также изучающих этот предмет в рамках университетской программы подготовки.

Структура пособия представлена двумя разделами.

В первом разделе даны: конспект теоретического материала, вопросы для самоконтроля, фрагменты текстов первоисточников, вопросы и задания к текстам, упражнения для закрепления учебного материала, тематика рефератов, а также список рекомендуемой литературы.

Второй раздел пособия содержит тематику рефератов необходимых для сдачи кандидатского минимума по «Истории и философии науки»; рекомендации по написанию рефератов; экзаменационные вопросы для сдачи кандидатского минимума по «Истории и философии науки»; глоссарий.

Авторы: ______________

(подпись)

______________

(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие предназначается студентам вузов, аспирантам, преподавателям и научным работникам.

Задача данного пособия состоит в том, чтобы средствами самостоятельной познавательной работы не только помочь аспиранту или магистранту подготовиться к успешной сдаче кандидатского минимума по «Истории и философии науки», но также сформировать навыки работы с философской литературой, выработать стремление к самостоятельному философскому поиску новых знаний, развивать гуманитарный компонент профессиональной компетенции (развитие общекультурного уровня, культуры мышления).

Пособие ориентирует аспирантов и магистрантов на новейшие методы и технологии обучения, развивающее творческое мышление, самостоятельность и активность, на владение методами моделирования, прогнозирования; формирует сознание ценности научной деятельности и рациональности.

Пособие состоит из двух разделов: в первый раздел включены вопросы и упражнения для закрепления учебного материала: вопросы для самоконтроля, проблемные вопросы, структурно-логические схемы, таблицы и задания к ним, философские тексты для анализа, тесты, кроссворды. Также даны тематика рефератов, список литературы, содержащий список первоисточников, основной и дополнительной литературы по каждой теме отдельно.

Второй раздел пособия содержит тематику рефератов необходимых для сдачи кандидатского минимума по «истории и философии науки»; рекомендации по написанию рефератов; экзаменационные вопросы для сдачи кандидатского минимума по «истории и философии науки»; глоссарий.

Алгоритм работы с пособием.

Приступая к выполнению заданий пособия, аспиранты и магистранты должны:

· изучить тему по учебному пособию и тексту лекции;

· проработать первоисточники и рекомендуемую литературу;

· уяснить содержание основных понятий темы по глоссарию;

· ответить на вопросы, выполнить задания, решить тесты.

Настоящее пособие опирается на материалы лучших отечественных авторов по истории и философии науки: Лебедева С.А., Кохановского В.П., Степина В.С., Огородникова В.П., Розина В.М., Б.Н.Бессонова.

Упражнения, тексты, таблицы, тесты, список литературы к темам учебного курса

Тема 1. Античная наука

1. От мифа к логосу.

2. Вопрос о первоначале.

3. Математическая программа Пифагора.

4. Корпускулярная атомистическая программа.

5. Оформление понятийного языка науки.

Опорный конспект теоретического материала

1. Шаги от мифа к логосу: отказ от логики мифа (установление универсального детерминизма); разделение субъекта и объекта в процессе познания (замена духовно-личностного отношения к действительности объективно-субстанциональным).

Демократические принципы греческого полиса: секуляризация общественной жизни (выход ее из-под власти мистических представлений); потребность в развитии искусства убеждения и аргументации; трактовка истины как результата рационального доказательства; примат умственного труда над физическим.

Специфика способа воспроизводства субъекта знания в греческой науке: Логическая обоснованность знания, самостоятельность, свобода и критичность суждения.

Формы познавательной деятельности античной науки: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация.

Периодизация античной науки: натурфилософский период ранней греческой науки; эллинистический период дифференциации греческой науки; период роста иррационализма в греческой науке и философии.

2. Положения космоцентризма античного мировоззрения: мир - это упорядоченный Космос, его порядок тождественен порядку внутри человеческого разума; упорядоченность Космоса является следствием существования всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью; Космос доступен непосредственному восприятию человека.

Учение Фалеса - вода вечная, бесконечная, движущаяся, вещественная первооснова, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь.

Учение Анаксимена - материальным первоначалом всего сущего является воздух, различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ.

Учение Гераклита Эфесского - в основе всего существующего лежит огонь, он же представляет собой первоначало и общественный образ всеобщего процесса.

Учение Эмпедокла - элементами материи («корнями всего сущего») являются четыре первовещества – земля, вода, воздух и огонь, а движущими силами – любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания).

Основ­ные тезисы Элейской школы: бытие есть, а небытия нет; бытие не возникает и не исчезает; бытие неподвижно и неизмен­но; бытие — это замкнутый шар (сфера); знания о бытии мы полу­чаем с помощью разума.

3. Правила общежития и поведения в пифагорейской школе: самоуглубление; таинственность учения; аскетический образ жизни; научное творчество.

Два направления пифогорейской школы: «акусматики» - желали придерживаться в союзе орфического духа и примыкали к его мистическим и сакральным направлениям; «математики», не нарушая связей и веры акусматиков, желали, однако, быть прежде всего людьми науки и в этой сфере деятельности служить союзу.

Принципы школы пифагорейцев: теория числа, понятого как начало мира; убеждение в гармоничности мира; единство математики и философии; числа имеют статус самостоятельного предмета исследования; обретение философией нового поворота мысли к чистому и совершенному идеальному.

Идея космоса как порядка: если мир подобен числу, а число есть порядок (согласование предельных элементов с беспредельными), то все - это порядок.

4. Родоначальники идей атомизма: Левкипп, Демокрит.

Идейная установка атомистов: атомарность материи; гармония чувственного и рационального познания; детерменизм.

Атомы: материальны, неделимы; интеллигибельны (умозримы); обладают исключительно количественными характеристиками, по которым они отличаются друг от друга (форма, порядок, положение); бесконечны по количеству; вечны; постоянно находятся в движении.

Атомизм содержит принципы: разнокачественности (множественности) в бытии; единства бытия; существования небытия (пустоты); движения в бытии; вечности бытия.

Роль атомистов в философии: создана рационально-эмпирическая программа в рамках теории причинности; создана первая в науке теория атомов; сформулирована теория субъективности чувственных качеств; создана полная во всей античности система материалистической философии.

5. Бытие по Аристотелю обладает рядом причин: материальной (любая вещь должна состоять из чего-то, должна быть как-то нам дана, в чем-то выявлена, ощутима); формальной (каждая вещь чем-то отличается от другой вещи, имеет свою сущность, свое качество); действующей (указывает на того, кто изготовил эту вещь или благодаря чему она появилась); финальной (к чему стремится этот предмет, какова цель его существования, каков, для примера, смысл жизни человека).

Понятийный язык науки по Аристотелю выражается во всеобщих понятиях: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой.

Аристотель выделяет формы движения: изменение в субстанции (возникновение или разрушение); изменение в качестве (превращение); изменение в количестве (возрастание или убывание); изменение по месту (перемещение).

Познание по Аристотелю: начинается с чувственного восприятия; вторая ступень - ступень опыта; следующая ступень восхождения к знанию - ступень «искусства» (технэ).

Черты научного познания по Аристотелю: доказательность - всеобщность и необходимость; способность объяснения; сочетание единства со степенями подчинения.

Задача научного знания заключается по Аристотелю: фиксирование некоего обстоятельства, или факта; выяснение причины; исследование сущности факта; исследование условий, от которых зависит существование или несуществование факта.

Логика согласно Аристотелю должна: формулировать основные законы мышления; определять, что есть истина и что есть ложь; давать определение суждению и устанавливать виды суждений, определять силлогизм, устанавливать фигуры силлогизма и их модусы, исследовать виды доказательства, описывать типичные ошибки при доказательстве, как невольные (паралогизмы), так и намеренные (софизмы).

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение мифа для формирования науки?

2. Какую роль сыграл для становления науки вопрос о первоначале?

3. Как происходило развитие математического, астрономического и медицинского знаний?

4. Какие идеи древнегреческих ученых нашли свое отражение в современной науке?

5. Каково историческое, культурное и научное значение античной логики и античной математики?

Тексты для анализа

Вопросы и задания к текстам

1. Что объединяет мифологическое представление человека о мире с философским и научным?

2. На основе изученных материалов опишите генезис идеи первоначала в античной философии.

3. Определите роль учения Пифагора в развитии научного знания.

4. Опишите первую научную картину мира в античной философии (на примере учения атомистов).

5. На основе каких принципов складывался первый научный понятийный аппарат в античной философии?

Наши рекомендации