Укажите предложение с ошибкой в употреблении деепричастного оборота.

А. Мог ли я месяц назад, опасаясь смертного своего часа, представить себе, что и он минует?

Б. Она уходила, прихватив с собой листок со стихами.

В. Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается значительно в доработке.

Г. Смеясь над кем-то, помните, что кто-то засмеется над вами.

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

А. Она была меня младше, но сильно обогнала в науке, пока я пробовал свои силы в поэзии.

Б. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

В. Утром мы выпили кофе и заторопились в университет так, будто делали это каждое утро уже много лет.

Г. Я понял, что надо действительно спешить, повернулся от зеркала, ища проход, и опять наткнулся на зеркало.

32. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Со склада украдено два пылесоса, а также другое медицинское оборудование.

А. Информативность. Б. Точность. В. Логичность. Г. Уместность.

33. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Чтобы хоть как-то потешить детей из приюта, мы решили устроить для них праздник.

А. Логичность. Б. Точность. В. Информативность. Г. Чистота.

34. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Молодой специалист должен быть активнее, а не щелкать клювом: на престижную работу его никто за ручку не поведет.

А. Уместность. Б. Логичность. В. Информативность. Г. Чистота.

35. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

36. Укажите, какое коммуникативное качество речи нарушено в предложении: Не надейтесь на помощь, исправляйте свои косяки сами.

А. Уместность.

Б. Логичность.

В. Информативность.

Г. Чистота.

37. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении: Отмечу также то, что участвовать на выборах – гражданский долг каждого.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

38. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении:Троим учительницам подарили по букету хризантем.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

39. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении:Французское трио произвело захватывающее впечатление.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

40. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении:Хозяева были милосердливы ко мне.

А. Словообразовательная норма.

Б. Лексическая норма.

В. Морфологическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

41. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении:Выбирая подарок, мне хочется надеяться, что понравится имениннику.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Грамматическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

42. Укажите, какой вид языковой нормы нарушен в предложении:Мальчишка умен не по своим летам.

А. Лексическая норма.

Б. Фразеологическая норма.

В. Синтаксическая норма.

Г. Нормы не нарушены.

ЗАДАНИЕ №4

План стилистического анализа публицистического текста

1. Стиль текста.

2. Жанр текста.

3. Доминирующая цель (информационная или воздействующая).

4. Тема / проблема, которой посвящен текст.

5. Стилевые черты и языковые особенности текста.

5.1. Понятность текста:

– преобладание общеизвестных слов (указать, из какой сферы: политика, экономика, культура и т.п.);

– присутствие терминов (указать, понятны ли, объясняются ли);

5.2. Актуальность текста:

– присутствие слов, обозначающих актуальные понятия;

– присутствие новых заимствований.

5.3. Объективность изложения:

– присутствие имен собственных, названий (в т.ч. сокращенных);

– присутствие цифровых данных;

– присутствие ссылок, цитат, прямой речи.

5.4. Выраженность точки зрения, отношения автора:

– использование оценочной лексики;

– ведение авторской речи от 1 лица единственного числа (с местоимениями я, мой).

5.5. Призывность, агитационность текста:

– присутствие глаголов в повелительном наклонении при обращении к публике;

– использование восклицательных фраз-призывов.

5.6. Эмоциональность, выразительность изложения:

– присутствие сниженной разговорной лексики и жаргонизмов;

– использование лексических художественных средств (сравнений, метафор, эпитетов);

– использование фразеологизмов, пословиц, разговорных оборотов;

– присутствие газетных клише образного характера;

– использование прецедентных имен, прецедентных текстов;

– использование авторских неологизмов;

– использование синтаксических средств выразительности (включенных в авторскую речь вопросительных предложений, риторических вопросов, восклицательных предложений, разговорных синтаксических структур, антитез, инверсий, парцелляции).

5.7. Консервативность, стандартизованность:

– присутствие газетных клише;

– присутствие клише-канцеляризмов.

5.8. Незначительная грамматическая усложненность текста:

– преобладание глаголов в личной форме;

– небольшое число причастных и деепричастных оборотов;

– не очень длинные цепочки однородных членов;

– преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций;

– присутствие сопровождающих материалов (фото, иллюстрации и пр.);

– особенности визуального оформления (заголовки, подзаголовки, рамки, шрифтовое разнообразие и пр.).

6. Вывод.

План стилистического анализа письменного научного текста

1. Стиль и подстиль текста.

2. Жанр текста.

3. Наука, в рамках которой создан текст.

4. Тема / проблема, которой посвящен текст.

5. Стилевые черты и языковые особенности текста.

5.1. Точность изложения:

– присутствие терминов;

– присутствие общенаучной лексики;

– повтор ключевых слов;

– приведение фактических, цифровых данных;

– использование цитат и ссылок.

5.2. Логичность изложения:

– присутствие служебных и вводных слов и фраз, обеспечивающих связь излагаемых мыслей.

5.3. Обобщенность, отвлеченность излагаемой информации:

– большое количество существительных с абстрактным значением;

– употребление глаголов преимущественно несовершенного вида в форме настоящего времени.

5.4. Сдержанность и строгость тона, безэмоциональность и малая выразительность изложения:

– абсолютное преобладание нейтральной и специальной книжной лексики при отсутствии / минимальной представленности разговорных лексем и выражений;

– использование слов, выражающих рациональную оценку при отсутствии /минимальной представленности эмоционально-оценочных слов;

– присутствие «книжных» форм прилагательных: краткой формы и составной степени сравнения.

– отсутствие / незначительное использование художественных средств

выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты);

– отсутствие / единичное использование фразеологизмов.

5.5. Слабая выраженность личности автора:

– отсутствие конструкций [местоимение я + глагол в личной форме];

– использование конструкций с авторским мы;

– использование безличных конструкций;

– использование страдательных конструкций.

5.6. Грамматическая усложненность текста:

– использование отглагольных существительных;

– использование причастий (в том числе в составе оборотов);

– использование деепричастий (в том числе в составе оборотов);

– использование глаголов в страдательном залоге;

– присутствие цепочек слов в форме родительного падежа;

– преобладание предложений с различными осложняющими структурами (обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения, пояснения, цепочки однородных членов предложения);

– присутствие сложноподчиненных предложений (в том числе с несколькими грамматическими основами).

6. Вывод.

План стилистического анализа письменного официально-делового текста

1. Стиль текста.

2. Жанр текста / тип и жанр и функции документа.

3. Стилевые черты и языковые особенности текста.

3.1. Стандартизованность текста:

– следование форме документа;

– использование канцеляризмов (слов и словосочетаний).

3.2. Точность и однозначность изложения:

– использование терминов (юридических, экономических, технических);

– использование номенклатурной лексики;

– приведение имен людей;

– приведение цифровых данных;

– повторы ключевых слов.

3.3. Обобщенность изложения:

– использование слов, обозначающих родовые понятия;

– следование композиционному приему «от частного к общему».

3.4. Строгость, официальность тона:

– отсутствие разговорных слов, использование книжных вариантов обозначения предметов, явлений, ситуаций;

– отсутствие эмоционально-оценочных слов, использование слов, выражающих рациональную оценку;

– использование кратких форм прилагательных;

– использование составной степени сравнения прилагательных.

3.5. Грамматическая усложненность текста:

– использование двухосновных слов;

– использование отглагольных существительных;

– использование причастий (в том числе в составе оборотов);

– использование деепричастий (в том числе в составе оборотов);

– использование глаголов в страдательном залоге;

– использование конструкции [глагол + существительное] вместо одиночного глагола;

– использование конструкции [прилагательное + существительное] вместо одиночного существительного;

– использование конструкции [предлог по + существительное в творительном падеже];

– использование конструкций со сложными отыменными предлогами и предложными словосочетаниями;

– присутствие цепочек слов в форме родительного падежа;

– преобладание предложений с различными осложняющими структурами (обособленные определения, обстоятельства, приложения, дополнения, пояснения, цепочки однородных членов предложения);

– использование приема рубрикации.

4. Вывод.

ЗАДАНИЕ №5

Задания к контрольной работе(10 вариантов)[1]

ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

1. Расставьте ударения.

Исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Найдите ошибки, вызванные нарушением словообразовательных норм.

1) Долго еще после этого случая все надсмехались над ним.

2) Квитанция была своевременно оплочена.

3) Сначала нужно встретиться и всё обговорить.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Наши рекомендации