Тема лекции: Нормы в морфологии. Глагол и глагольные формы в аспекте культуры речи.
Употребление форм глагола, трудности использования грамматических форм и категорий, связанные с вариативностью, способностью глаголов одного наклонения употребляться в значении другого, одного времени – в занчении другого. Синонимия форм наклонения и времени. Синонимия личных форм глагола.
Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Особенности образования и употребления причастий и деепричастий.
Краткое содержание
Синонимия форм времени и наклонений глагола, вариантность грамматических форм и категорий позволяют говорить о неограниченных стилистических возможностях этой части речи.
Синонимия форм времени связана с употреблением глаголов одного времени в значении другого.
Временные формы глагола могут различаться степенью употребительности, стилистической окраской, смысловыми оттенками, поэтому нередко возникают трудности, связанные с употреблением некоторых форм времени.
Стилистической окраской различаются параллельные формы у глаголов прошедшего времени с суффиксом – ну (воздвиг – воздвигнул). В женском и среднем роде, а также во множественном числе правильны формы без – ну, в мужском роде в разговорной речи формы с – ну допустимы, но не желательны.
Принадлежностью к различным стилям речи различаются глаголы настоящего времени типа «ослабеть – ослабнуть».
Некоторые глаголы настоящего времени, имеющие параллельные формы, различаются смысловыми оттенками (двигает – движет).
1. Синонимия наклонений глагола связана с наличием у них близких значений. Так, повелительное, изъявительное, условное наклонение могут выражать просьбу, пожелание, условие, поэтому они взаимозаменяемы. Однако следует помнить, что защитительная речь отличается меньшей категоричностью, чем обвинительная, и потому адвокату, если у него нет веских аргументов, чтобы оспорить квалификацию преступления, лучше избегать глагольно-местоименных конструкций типа я заявляю, я хочу, я утверждаю, не допускающих возражений. Лучше заменить их формой сослагательного наклонения, которая менее категорична и вносит дополнительные смысловые и экспрессивные оттенки: желание предполагаемого действия или вежливое приглашение к совершению действия.
Синонимией форм характеризуется повелительное наклонение. Выбор одной из них обусловлен либо стилистической, либо эмоционально-экспрессивной окраской.
В официально-деловой речи категорическое повеление чаще всего выражается глаголом совершенного вида или сочетанием инфинитива с существительным или прилагательным: следователь постановил, возбудить уголовное дело, признать виновным; категоричная просьба передается глаголами совершенного вида в повелительном наклонении: поясните, расскажите; глаголы несовершенного вида часто имеют значение просьбы, совета: проходите, присаживайтесь.
Нередко в функции повелительного наклонения используется 1л. мн. числа будущего времени (вспомним, обратимся) или глаголы, обозначающие побуждение к действию (давайте вспомним, давайте обратимся), помогающие оратору сознательно воздействовать на слушателей, регулировать процесс их восприятия и направлять внимание , заставляя думать и рассуждать вместе с ним.
Синонимия форм наклонения наблюдается не только при употреблении, но и при образовании некоторых форм повелительного наклонения глаголов (уведомь – уведоми, не порть – не порти). Наличие вариантных форм объясняется их стилистической окраской.
2. Синонимия личных форм глагола связана с особенностями их употребления, образования, правописания.
Экспрессивность устной речи может создаваться в результате взаимозамены личных форм глагола. Чтобы подчеркнуть объективность мнений сторон, используются глаголы 1л. мн. числа будущего времени (рассмотрим, разберемся, обратимся). Эту же функцию выполняют глаголы 3 л. мн. числа, употребленные вместо 3 л. ед. числа (мне могут сказать, могут возразить). Ср: Прокурор может сказать, адвокат может возразить. Использование 3 л. мн. числа вместо 3 л. ед. числа лишает речь излишней категоричности и свидетельствует об уважительном отношении к процессуальному противнику.
Придает речи обобщающий характер и переводит ее в разговорную тональность употребления глаголов 2 л. ед. числа вместо инфинитива (этим не докажешь виновность подсудимого) и 2 л. ед. числа вместо 1 л. ед. числа (когда думаешь о содеянном, приходишь к выводу…)
Трудности в употреблении личных форм глагола связаны с их образованием и правописанием.
В русском языке имеются недостаточныеглаголы, от которых невозможно образовать формы 1 и 2 лица. Это глаголы, называющие процессы, происходящие в неживой природе и животном мире (блеять, ржаветь, лаять), и глаголы, от которых не образуются формы 1 л. ед. числа настоящего и будущего времени по фонетико-орфоэпическим причинам (ощутить, убедить).
Наряду с недостаточными глаголами существуют изобилующиеглаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну - без чередования конечной согласной инфинитива и основы настоящего времени, другую — с соответствующим чередованием. Между ними существуют стилистические, а иногда смысловые различия (колышет – колыхает, движет – двигает)
Образование и употребление причастий
Причастие - это непременный атрибут письменной речи, в быту этими формами пользуются редко. Еще Александр Сергеевич Пушкин заметил, что в устной речи мы охотнее скажем Карета, которая скачет по мосту, нежели Карета, скачущая по мосту.
Однако в ситуации официально-делового общения каждому приходится составлять тексты с использованием всех форм причастий, да и в обычной ситуации иногда без них не обойтись. Поэтому очень важно отчетливо представлять себе способы образований причастий.
Помните, что у причастия в русском литературном языке не может быть формы будущего времени, Употребление подобных «окказионализмов» — своеобразная «лакмусовая бумажка», ср.: Студенты, справящиеся с контрольной работой, могут получить зачет автоматом.
И наклонение у причастия может быть только изъявительное, т.е.форм сумевший бы, пожелавший бы врусском литературном языке не может быть в принципе. При необходимости соответствующую ииформацию передают при помощи придаточного определительного: Все, кто сумеет ... или Все, кто пожелает... I
Максимально возможное число форм причастий от одного глагола несовершенного вида — четыре: читать -» читающий, читаемый, читавший, читанный;отглагола совершенного вида— два: прочитать —» прочитавший, прочитанный.
Графически нормативное образование причастий выглядит следующим образом:
Настоящее время образуется только от глаголов НСВ | Прошедшее время | |
Действительные причастия | Что делающий? (буква в суффиксе причастия обычно совпадает с буквой в окончании глагола 3-го л. мн.ч.: они что делают?) I спряжение —ущ-/-ющ-бреют - бреющий пишут -> пишущий II спряжение — -ащ-/-ящ-слышат -> слышащий смотрят -»смотрящий | Что делавший? Что сделавший? (образуется при помощи -ш- или -вш-), ср.: писал -> писавший смотрел -> смотревший нес -> несший, вез -> везший Искл,: шел -шедший |
Страдательные причастия | Что делаемый? (суффикс причастия обычно совпадает с окончанием глагола 1-го л. мн.ч.: мы что делаем?) I спряжение читаем -> читаемый II спряжение слышим -слышимый | Что деланный? Что сделанный? При помощи -т- образуется от глаголов на оть типа колоть (колотый), молоть (молотый), полоть (полотый); от односложных глаголов типа пить, лить, крыть, мыть и т.д. производных от них: бить - битый, побить - побитый, забить - забитый и т.д. Во всех остальных случаях -нн-: -ать -»-анный рисовать -> рисованный -ять - -янный настоять (чай) - настоянный -еть, -ить, -ти, '-чь-> -енный видеть —> виденный купить —> купленный спасти - спасенный стеречь -стереженный |
Помните, что правильно жаждущий, будущий, но следующий
Внимательными нужно быть при образовании причастий от возвратных глаголов и помнить, что суффикс возвратности в причастных формах сохраняется, ср.: называться —> называющийся, называвшийся.
Однако постфикс -ся имеет не только возвратное значение, но и страдательное (описываемый предмет испытывает чье-либо воздействие). В предложении Перед трехсотлетием в городе очень много реконструирующих зданий отсутствие -ся в причастии приводит к тому, что здания реконструируют себя сами. Возможны два варианта устранения грамматической ошибки в данной фразе: во-первых, страдательного реконструируемых, во-вторых — употребление действительного причастия реконструирующихся (что, впрочем, звучит не совсем по-русски).
Речевые ошибки возникают при употреблении страдательных причастий в значении действительных: Детали, бросающиеся в ванну вместо Детали, бросаемыев ванну; Коровы, отправляющиесяна убой вместо Коровы, отправляемыена убой.
При употреблении причастных оборотов необходимо помнить, что причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное (написанное сочинение учеником следует заменить на сочинение, написанное учеником или написанное учеником сочинение) и не следует его отрывать от определяемого существительного (Три картины висели на стенах, писанные масляными красками, верно: Три картины, писанные масляными красками, висели на стенах или Писанные масляными красками три картины висели на стенах).
Образование деепричастий
Деепричастие — это особая неизменяемая форма глагола, имеющая форму настоящего или будущего времени. От глагола несовершенного вида может быть образовано две формы — настоящего и прошедшего времени: держать — держа, держав.
Форма настоящего времени образуется при помощи суффикса а- (после шипящих) или -я- (во всех остальных случаях: дышать — дыша, скрипеть — скрипя).
Однако не все глаголы несовершенного вида образуют деепричастия. Нельзя образовать деепричастия от глаголов:
1)на -нутъ: блекнуть, виснуть, гнуть, льнуть и др.;
2) с основой на -г, -к: беречь (берегу), жечь (жгу), влечь (влеку),[течь (теку) и др.;
3) с неслоговой непроизводной основой настоящего времени: брать, будить, врать, есть, ждать, жать, мять, бить, вить, лить,пить и т.д.;
4) с основой настоящего времени на шипящий или на пл', бл', вл', мл': вязать (вяжу), махать (машу), спать (сплю), топтать (топчу), капать (каплет);
5) от немногочисленных непродуктивных глаголов разных типов: бежать, ехать, лезть, писать, хотеть, гнить, реветь, стыть.
Помните, что:
от глагола быть образуется деепричастие будучи. В других случаях формы на -учи являются просторечными.
Деепричастия совершенного вида образуются при помощи
суффиксов:
1) -в- присоединяется к глаголам с основой на гласный без -ся:
нарисовать — нарисовав;
2) -вш- присоединяется к глаголам с основой на гласный с -ся:
проснуться — проснувшись;
3) -ши- присоединяется к глаголу с основой на согласный: замерзнуть — замерзши.
Интересно, что некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия присоединением суффиксов -а/-я. Эти формы являются равноправными вариантами форм на -ви -вши (-сь): привезя — привезши, отойдя — отошедши. Обычно такие формы встречаются во фразеологизмах: положа руку на сердце, немного погодя,
сломя голову, скрепя сердце.
Тема лекции: Композиция официально-деловой речи.Композиция с точки зрения последовательности доводов. Доверие аудитории к личности оратора. Три композиционные схемы: амплифицирующая, шоковая и стратегия маневра
Принцип выдвижения. Отмеченные позиции Три подхода к композиции речи
Теория выдвижения. Теория расположения доводов. Теория частей ораторской речи
Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Заголовок. Начало. Финал. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи. Их дидактическое и технологическое значение.
Краткое содержание
Диспозиция - это учение о композиции речи. В отношении диспозиции речи возможны три подхода.
Речь, во-первых, должна быть выпуклой, правильно структурированной. Главное в ней должно быть подчеркнуто, а не утоплено в общем содержании. Дряблые, аморфные речи плохо воспринимаются. Они лишены главного качества - ясности. Обратим внимание на простую вещь - разбиение печатного текста на абзацы. Сплошной текст всегда воспринимается хуже, читается медленней, чем графически структурированный, например такой, части которого снабжены заголовками. Вспомним, как облегчает восприятие новой информации графическое выделение, подчеркивание, особенно необходимое в учебнике или конспекте. А хорошо ли запоминается монотонная устная речь?
Умению правильно структурировать речь, выделяя в ней главное, посвящена специальная теория - теория выдвижения.В классической риторике в законченном виде ее не было. Существовали лишь отдельные замечания на этот счет. Теория выдвижения родилась уже в наш век и адекватно отражает законы распределения информации в речи с опорой на нейролингвистиче-скую и теоретико-информационную базу.
Во-вторых, доводы должны образовывать наиболее выгодную последовательность, которая существенно зависит от таких факторов, как степень принятия аудиторией самого оратора и его системы ценностей. Теория расположения доводовучит нас, когда следует отступать, когда наступать, а когда маневрировать. С этой стороной композиции знакома даже наивная риторика. У нее в ходу такие обороты, как «Самый сильный довод он приберег на конец», или, напротив, «Он сразу выложил все главные козыри».
В-третьих, изучая композицию речи, риторика выделяет неизменные ее части, т.е. те части, из которых состоит любая речь (вступление, заключение и др.). Этим занимается разработанная еще в античности теория частей ораторской речи.Эта теория открывает возможность отдельного изучения каждой части, а также классификации и каталогизации частей ораторской речи, ибо риторическое мышление распространяется не только на темы речей, но и на сам предмет риторики. Выделение отдельных «модулей» речи удобно и в дидактическом отношении. Можно тренировать себя, сочиняя, например, вступления. Можно делать «заготовки» для тех или иных «модулей», что имеет смысл как в индивидуальной работе оратора, так и в работе специальной фирмы.
Принцип выдвижения основан на современном представлении об информационной структуре текста.
И в устном ли, и в письменном тексте информация распределена неравномерно: есть информационные сгустки, а есть пустые места, «вода». В этом легко убеждаются те, кто работает с информантами, угадывающими текст побуквенно или пословно. Допустим, мы взяли фразу «Колумб открыл окно» и предлагаем участникам эксперимента восстановить ее, называя слова на выбор. Первое слово будет названо правильно явно не с десятой и даже не с сотой попытки. Зато после слова «Колумб» слово «открыл» последует с довольно большой долей вероятности. Затем угадывающий будет пытаться подставить в предложение слово «Америку», а узнав, что оно не подошло, начнет подбирать другие географические названия. Кривая распределения информации в предложении будет выглядеть следующим образом: одна вершина на слове «Колумб», другая - на слове «окно». Эти два слова и являются информационными центрами предложения.
Аналогичным образом можно подсчитать распределение информации и в отдельном слове, и целом тексте. Суть одна: есть информационные пики и спады, и это совершенно согласуется с устройством внимания человека, которое не может работать на одной монотонной волне напряжения. На пиках мы максимально напрягаемся, на спадах отдыхаем. В русском слоге пик обычно приходится на согласный, в слове - на начало корня и окончание.
Если мы компрессируем информацию, например, сокращаем слова, опускаем те их части, которые легко восстановить, воспринять речь будет сложней, чем обычно, из-за невозможности отдохнуть на том, что мы пренебрежительно именуем «водой». Известно, что конспект читать трудней, чем книгу.
Этим свойством распределения информации можно сознательно пользоваться при построении текста. В каждом тексте есть самое главное, суть его содержания, и менее главное. Правильно организованный текст - это текст, в котором информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается предсказуемым, легко расшифровываемым. Тем самым главное в тексте выдвигается на первое место, и текст в целом становится гораздо более понятным. Поясним сказанное на примере такого известного графического приема, как курсив. Текст, выделенный курсивом, более неожидан, менее предсказуем, чем текст обычный, немаркированный. Если в тексте основные положения, определения, термины даны курсивом, общий смысл текста становится более выпуклым. Но если воспользоваться курсивом бездумно, выделяя случайные слова, до общего смысла, напротив, добраться будет гораздо сложнее. Возьмем фразу из учебника: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». Нормальный курсив в этом тексте должен выглядеть так: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». Такой курсив, выделив дефинируемые понятия и термины, облегчает восприятие учебного текста. А вот другой вариант выделения: «В античности под диалектикой понимали доказательство, в котором использованы не только силлогизмы, но и параболы, парадигмы и энтимемы». Ясно, что такая акцентуация затемняет смысл текста. Читатель должен затратить лишнее время, чтобы мысленно избавиться от неоправданного курсива.
Теория выдвижения учит нас при выборе композиции особым образом маркировать главные мысли.
Для этого есть две возможности. Во-первых, это отмеченные позиции, те места, которые маркированы априорно, самим положением в тексте, как, например, заглавие. Во-вторых, это позиции, созданные специальными схемами выдвижения, когда дополнительное внимание к определенным фрагментам текста привлекается особым расположением его элементов. Остановимся на первом случае.
В устной речи естественно сильной позицией являются зачин и концовка выступления. Эти элементы маркированы тем, что с одного речь начинается, а другим завершается. В письменной речи графика порождает и другие позиции. Это заглавие, подзаголовок, лид, врезка, плюс те же начало и конец текста. Заголовокявляется своеобразным символом текста: с одной стороны, он его неотъемлемая часть, с другой - представитель всего текста в целом. Заголовок - мощный ключ к быстрой разгадке смысла всего текста. Это относится не только к газетным, но и к художественным заглавиям. Так, название романа «Преступление и наказание» сразу сигнализирует и о тематике, и о высоте философских обобщений, заглавие же «Золотой теленок» - о сатирическом или юмористическом развитии темы «золотого тельца». Что касается газетных заголовков, то у них появляются дополнительные возможности, связанные с организацией газетной полосы. Заголовок в газете не только знак текста, не только его часть, он связан со всеми другими заголовками и вообще со всеми шрифтовыми выделениями. В совокупности выделенные графически места образуют своеобразную газету в газете, которую мы читаем еще не обратившись к самим текстам статей и заметок.
Последнее свойство очень важно для автора статьи. Дело в том, что газетчики почти всегда втягивают заголовок в свою собственную «игру», он участвует в создании всего номера. Для них заголовок - штрих в том политическом пейзаже, который они рисуют. Заголовками и другими выделенными словами газетчик пользуется как широкими мазками. Выделенный графически текст образует экспресс-информацию о случившемся, дает ему экспресс-оценку. Для автора же статьи заголовок - мощное средство выдвижения, обозначения главного внутри его собственной статьи. Поэтому даже тогда, когда автор солидарен с редактором в политических оценках, предложенный последним заголовок (а газета обычно сама озаглавливает материалы) может быть дисфункционален в смысле выдвижения. Это, пожалуй, в еще большей степени относится к врезкам, лидам и другим шрифтовым выделениям, образующим газету в газете. Бывают случаи, когда газетчики, выделив не самый главный и не самый сильный аргумент статьи, делают ее уязвимой для критики, которая подхватывает и использует в своих целях именно этот графически неудачно оформленный аргумент. Одна из основных функций газетного заголовка - интригующая функция. Заголовок должен привлечь внимание слушателя, заинтриговать его, заставить прочесть весь материал. В устной речи аналогичную функцию может выполнять зачин, когда оратор привлекает внимание аудитории каким-нибудь неожиданным сообщением или вопросом. А. Ф. Кони в «Советах лектору» предлагает, например, начать лекцию о Ньютоне с рассказа о том, что в Англии родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке.
Интригующие заголовки могут быть самыми разными. Вот несколько примеров из разных изданий: «Распутин: что за мифом?», «Путин и Наполеон», «Банда Деда Мороза», «Любая власть принимает форму бутылки», «Искусство угрожающего жеста» и прочее. Любой читатель газетной и журнальной периодики найдет сколько угодно интересных примеров интригующих заголовков, ибо об этой их функции журналисты никогда не забывают, а в последнее время проявляют, пожалуй, даже излишнее рвение в изобретении эпатирующих названий.
Интригующая функция заголовка конфликтует с его информативной функцией, но в принципе не противоречит задачам выдвижения, особенно, если заголовок образный. К тому же журналисты, как правило, сопровождают слишком уж броский и «забористый» заголовок подзаголовком или лидом.
Лид в последнее время используется в газетах и журналах особенно широко и представляет собой графически выделенное и помещенное перед текстом краткое содержание статьи (или иные сведения, в том числе и сведения об авторе).
Так, одна из статей в «Известиях» называется «Саммит управляется с делами» с подзаголовком «Управделами президентов стран СНГ будут экономить бюджетные деньги». Лид выглядит следующим образом: «В Москве проходит встреча управделами президентов стран Содружества. Вчера завершилось пленарное заседание, на котором был подписан ряд документов по оживлению хозяйственного оборота внутри СНГ. Сегодня президентские «завхозы» уже неформально продолжат общение в одном из лучших объектов российского управделами - пансионате «Бор»». Это пример чисто информативного лида.
А вот другой пример. Статья «Копейка рубль бережет!» в «Литературной газете» снабжена лидом:
«Первое, что приходит в голову при очередном повышении цен, - опять зажимают нашего брата! Неужели нельзя обойтись без того, чтобы лишний раз не раздражать население? Куда смотрит государство? Раньше ведь такого не было?
О политике ценообразование на такой популярный вид услуг, как трансляция телевизионных программ, о том, как согласуются они с нашей довольно-таки низкой платежеспособностью, мы беседуем с начальником Управления экономического развития ОАО Мостелком М. Ю. Сербским»
Перед нами пример лида довольно распространенного типа: интервью предваряется сообщением об общем эмоциональном контексте проблемы, и лишь затем рассказывается, о чем и с кем беседует журналист. Вообще же лид - активно развивающийся микрожанр газетной публицистики, и виды его чрезвычайно разнообразны.
Врезка- это графически выделенные цитаты из текста, расположенные внутри самого текста. Иногда они дублируют содержание соответствующих абзацев, иногда просто выделяют их.
Помещенная в «Новой газете» статья с названием «Прихлопнуть на «последней миле», имеет две скромные врезки: «ВЭК пришел взять штраф, потому что может это сделать всегда» и «И тогда «Голлен Лайн» начал биться за свое достоинство, и не только за свое». Врезки создают общий сюжет и успешно осуществляют функцию выдвижения. Встречаются и более объемные врезки.
Нечто схожее с врезкой образует и какой-либо размещенный на пространстве газетного текста документ или факсимильное изображение. В качестве средств выдвижения используются и надписи под фотографиями или рисунками. Сами рисунки и фотографии также позволяют определенным образом ориентироваться в тексте, если только не выполняют интригующую функцию.
Принцип выдвижения. Схемы выдвижения
Конвергенция, сцепление, градация, обманутое ожидание
Выше речь шла об отмеченных позициях, но позиции в тексте можно создавать самому, специальным образом структурируя текст. Это достигается с помощью так называемых схем выдвижения. Список этих схем открыт. Обычно в числе их называют конвергенцию, сцепление, градацию и обманутое ожидание.
Конвергенция - это концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста. Тем самым этот фрагмент как бы особым образом расцвечивается, и это выделяет его, привлекает к нему внимание, ставит сказанное в нем в особую позицию. Конвергенцией называют и обратное явление: намеренно скупое использование изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте, что также выделяет его.
Конвергенцией охотно пользуется художественная литература. Для риторических текстов эта схема выдвижения менее типична. Проявление конвергенции в риторике - это «картинки», расцвечивающие текст, но не простые примеры, на которых отдыхает внимание слушателя, а красочные, выделяющие главную мысль автора.
В своей книге «Народная монархия» И.Л. Солоневич в главе «Без лица» дает развернутую метафору, содержащую главное положение всей главы:
«Сократовский рецепт «познай самого себя» выполняется так, как если бы мы в целях самопознания стали бы изучать квартиру, в которой судьбе было угодно разместить нас на постоянное жительство, соседей, которыми судьбе было угодно нас снабдить, окружающий ландшафт, систему отопления и дыры в крыше. Жилец этой квартиры, с его талантами и темпераментом, привычками и формой носа, как-то остался вне внимания исследователей. Им, собственно и должна была заниматься история. Вот история и повествует нам о прошлом квартиры и жильца: какие там были пожары, как туда врывались воры, какие были семейные дрязги под крышей нашего «места развития» и как, в сущности, мало понятным путем стены этой квартиры раздвинулись на одну шестую часть земной суши. Молчаливо предполагается, что сам жилец тут не при чем. Были такие-то и такие географические, климатические, экономические и прочие явления, обстоятельства и даже законы - и вот автоматически создали Империю Российскую. А жилец? Жилец тут не при чем».
Мысль о том, что историки не занимались познанием собственного народа, заявленная автором в запоминающейся картинке-уподоблении, пронизывает весь текст главы. «Картинка», следовательно, задает смысловой ключ к пониманию всего текста.
«Картинка» не единственный способ создания конвергенции в риторических текстах. Фрагмент теста может быть выделен эмоционально с помощью экспрессивной лексики и экспрессивного синтаксиса - фигур (см. ниже). Соответственно, и обесцвечен текст может быть скупостью красок и скупостью чувств. В художественной литературе есть множество примеров того, как красочное и напряженное повествование прерывается, а еще чаще заканчивается сухим протокольным описанием, подчеркивающим драматизм происходящего. Например, «Поединок» А. И. Куприна, где так много места уделено душевным переживаниям молодого офицера Ромашова, завершается протокольной записью о его гибели на дуэли. Намеренно скупыми сообщениями о смерти главных героев заканчиваются и многие новеллы позднего Бунина.
Сцеплениемназывается повтор сходных элементов в сходных позициях. Элементарный случай сцепления - рифма в обычном рифмованном стихе. В конце стихотворных строк повторяются сходные звуки. Это выделяет рифмованные слова, делает их ключевыми. Очень часто по столбику зарифмованных слов можно восстановить смысл всего стихотворения. Как и в случае рифмы, при сцеплении образуются цепочки ключевых слов или ключевых высказываний. Сцепление в этом смысле то же, что врезка, но достигнутая не графическим, а лексическим способом. Предположим, что каждую часть своей речи вы заканчиваете анекдотом. Тогда эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей речи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили схему сцепления.
Развернутый пример сцепления будет дан в связи с последней схемой выдвижения - обманутым ожиданием, построенном на нарушении сцепления.
Градация - это расположение текста в порядке нарастания и убывания какого-либо признака. Градация рассматривается и как фигура мысли (см. ниже) и как схема создания выдвижения. В последнем случае она функционирует глобально, организуя весь текст. Градация подобна сцеплению, но, помимо повтора, предполагает усиление какого-либо признака в каждом из элементов сцепления. Через текст с градацией как бы пропущена лесенка, от ступени к ступени повышающая эмоциональный тон или смысловое наполнение текста. Например, каждая часть речи может заканчиваться каким-то призывом, причем каждый следующий призыв будет эмоционально или содержательно сильней, чем предыдущий.
Обманутое ожидание- это сцепление или градация с нарушением в конце. Например, последняя строчка стихотворения, вопреки ожиданию, ни с чем не рифмуется - нарушено сцепление. В последнем члене градации вместо усиления неожиданно возникает ослабление - нарушена градация. Классический пример обманутого ожидания - «Сказка о рыбаке и рыбке». В ней происходит нарушение градации: всякий раз исполняются все более и более притязательные желания старухи, но финал исполнения желаний - разбитое корыто. В сказке же про курочку Рябу нарушено сцепление. Все били яичко и не могли его разбить, однако потом оно все-таки разбилось. Момент нарастания отсутствует. Сказке о репке - пример градации: каждый следующий из тянущих репку оказывается меньше предыдущего. Но и здесь градация нарушается: вместо ожидаемого «тянут потянут - вытянуть не могут» следует «вытянули репку». Вообще, обманутое ожидание - характерный для фольклора прием. В фольклорных произведениях оно используется достаточно прямолинейно, и понять его схему не составляет труда.
А вот пример сцепления из речи Сталина «По поводу смерти Ленина». Речь неоднократно прерывается клятвами Ленину (в собрании сочинений они выделены графически), каждая из которых завершается словами «твою заповедь».
«Уходя от нас, товарищ Ленин обещал держать высоко и хранить в чистоте великое звание члена партии. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним эту твою заповедь!
Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам хранить единство нашей партии, как зеницу ока. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы с честью выполним и эту твою заповедь».
Далее следуют еще три аналогичных пассажа. Клятвы образуют цепочку, выделяя ключевые моменты сталинского выступления. Но в конце речи схема сцепления нарушается:
«Уходя от нас, товарищ Ленин завещал нам верность принципам коммунистического интернационала. Клянемся тебе, товарищ Ленин, что мы не пощадим своей жизни для того, чтобы укрепить и расширить союз трудящихся всего мира - коммунистический интернационал!»
Приемом обманутого ожидания автор подчеркивает сверхважность последней выделенной части. Тема Интернационала, в самом деле, развивается в конце речи наряду с темой народов Республики Советов. Речь Сталина подводит к идеям мировой революции. В целом принцип выдвижения можно сформулировать следующим образом. Текст должен быть организован иерархически, главные мысли должны быть выделены, должны образовывать верхний ярус текста. Возможна многоярусная его организация. Выделение осуществляется либо за счет готовых позиций - начало, конец, заглавие и т.д., либо за счет перегруппировок внутри текста. Эти перегруппировки, называемые схемами выдвижения, могут быть организованы по-разному. Наиболее известны такие схемы, как конвергенция, сцепление, градация и обманутое ожидание. Обманутое ожидание - пример того, как образуются три яруса значимостей. На первом - основной текст, на втором - то, что выделено сцеплением, на третьем - последнее звено сцепления, в котором нарушены читательские ожидания.
Композиция с точки зрения последовательности доводов
Доверие аудитории к личности оратора. Три композиционные схемы: амплифицирующая, шоковая и стратегия маневра
Композицию можно рассматривать и с точки зрения расположения аргументов. Начать ли с самого сильного? Приберечь ли его для конца? Сразу ли заявить о своих взглядах или сначала подготовить почву? Иногда авторы риторик дают общие рекомендации, годные на все случаи жизни. Так, Ломоносов советует: «Из доводов сильные и важные должно положить наперед; те, которых других слабее, в середине, а самые сильные - в конце утверждения, ибо слушатель и читатель больше началу и концу внимают и больше оные помнят». Последняя фраза, однако, показывает, что речь идет о расположении доводов скорее с позиции того, что сегодня мы называем выдвижением. Реально же расположение доводов зависит от характера соотношений коммуникативных установок оратора и аудитории. Все множество случаев может быть сведено к трем типичным схемам композиции. Выбор каждой из схем зависит от того, испытывает ли аудитория доверие к данному оратору и разделяет ли она его позицию. Три схемы соответствуют трем случаям, когда оратор сталкивается с определенными трудностями: либо аудитория не склонна верить оратору, либо не разделяет его позиции, либо и то, и другое вместе. Если же оратор принят аудиторией и позиции его она в целом разделяет, перед ним открывается настолько большая степень свободы, что этот случай не представляет для нас интереса.
Итак, случай первый. Аудитория в целом разделяет взгляды оратора, хотя как всегда, у нее есть кое-какие вопросы и неясности. Сам же оратор особым ее доверием не пользуется. Может быть, она не склонна ему верить, а скорее всего он ей просто незнаком. Последнее достаточно типично.
Композиционная схема, к которой в этом случае лучше прибегнуть оратору, может быть названа амплифицирующей(от лат. amplificatio - «расширение»). Это стратегия медленного наращивания аргументации. Оратор не боится повторов, он возвращается к одним и тем же положениям и всякий раз открывает в них новые нюансы, эшелонирует свою позицию. При этом основной ствол аргументации незыблем. Наращиваются и любовно украшаются лишь его ветви. В конце концов все частные сомнения аудитории рассеиваются, а сам оратор постепенно начинает восприниматься как человек солидный, знающий свое дело.
Амплифицирующая стратегия наиболее удачна, так как она «санкционирована» традициями русской риторики, которая сложилась прежде всего как торжественное слово, где со