Контрольно- тренировочные упражнения по теме «Наречие»
1. Спишите, вставляя, где следует, после шипящих на конце наречий букву Ь:
навзнич.., настеж.., невмоч.., замуж.., вскач.., сплош.., невтерпёж, проч.., наотмаш…
2.Спишите, словосочетания раскрывая скобки:
закрыть (крепко) (на) крепко, говорить (с) глазу (на) глаз, хлопотать (по) пустому, приделать (шиворот) навыворот, прибыть (во) время, согласиться (в) (конце) концов, продвигаться (шаг) (за) шагом, небо (по) весеннему безоблачно, мало (по) малу стемнело, (по) прежнему стоит хорошая погода, говорить (по) немецки, он поступил (по) своему, (не) (от) куда позвонить по телефону, (ни) когда не унывать, (не) где разместить, (ни) мало не беспокоиться, (ни) сколько не волновались.
3.Определит,е какой частью речи являются выделенные слова. Произведите морфологический анализ наречий, охарактеризуйте предикативные наречия.
Если вам грустно, то мне было ещё грустнее расстаться с вами. Звуки становились всё сильнее и непрерывнее и, наконец, слились в один звонкий, заливистый гул. На душе легко, светло и отрадно. (Л.Н.Толстой)
Легко и радостно играет в сердце кровь (Пушкин). Ребёнок радостно смеялся. Дитя было весело. И вскоре стало в степи очень темно, прохладно и тихо, как в глубоком, сыром погребе. (Шолохов). В зале было и темнее и шумнее и жарче, и теснее, нежели в первой комнате. (Л.Н.Толстой). Он нападал на стихии в открытую, разбивая их поодиночке. (Федин). Не ломись в открытую дверь. Было грустное августовское утро,- грустно потому, что уже пахло осенью. (Чехов).
И ему вдруг нетерпеливо, страстно, до слёз захотелось сейчас же одеться и уйти из комнаты.(Куприн )
4. Определите способ образования наречий, сделайте полный морфологический разбор приведённых наречий..
Ласково, мило, примиряющее, понимающе, ритмически, засветло, вправо, поминутно, впустую, врукопашную, досыта, понемногу, по –зимнему, полным-полно, на лету, вечером, под уклон, кстати, трижды, отчего, по-моему, молча, припеваючи, лицом к лицу.
5. Образуйте наречия от данных слов.
Удивительный, заманчивый, детский, приятельский, артистический, умный, братский, лирический, определённый, возмущённый, горячий могучий, общий, неуклюжий, гражданский, угрожающий, лисий, птичий, человеческий, человечий.
6. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; напишите наречия слитно, раздельно или через чёрточку.
Налев.., справ.., направ.., горяч.., тягуч.., общ.., (в) открытую, (в) крутую, (на) удалую, (с) верху, (в)низ, (на) верху, в (пол) оборота, в (пол) силы, (под) мышкой, (под) мышками, (на) перерез, (на) лету, (после) завтра, (в) двое, (по) двое, (в) ничью, (на) оборот, (в )перемежку, ис (под)тишка, ис (под)лобья, (в) одиночку, (по)одиночке, не (в)меру, не (к)спеху, (в)сердцах, (на) радостях.
Контрольно- тренированные упражнения по теме «Имя числительное»
1.Укажите простые, сложные и составные числительные, аргументируйте свою точку зрения: пятьдесят, одиннадцать, четыреста, двести семьдесят четыре, шестьсот, восемьсот, двадцать семь, девятнадцать, триста, сорок девять, девяносто семь.
2.Спишите текст, заменяя числа словами: к 11969 прибавить 16 478, от 8753 отнять 4587, с 388 сложить 7267, не было 11 человек, присутствовало 3678 делегатов.
3.Просклоняйте количественное составное числительное 874 и порядковое 874-й.
4. Просклоняйте следующие сочетания: полтора рубля, полторы копейки, полтораста тетрадей.
5. Определите, какой частью речи являются приведённые ниже слова: двое, дважды, два, двойня, удвоить, двойной; пять, пятёрка, пятый, пятеро, пятак, пятерня; три, трое, тройка, тройной, утроить, трижды, троиться.
6.От данных сочетаний образуйте сложные слова:
сорок ведер, три литра, пять метров, пять лет, шесть дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, сто тридцать пять тысяч, три яруса, три этажа, сорок градусов.
7.Определите, к какому разряду по значению относятся числительные и в роли, каких членов предложения они выступают.
Пролетело другое, третье ядро. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны. (Л.Н.Толстой) Возле бригадной будки на разостланном рядне шестеро казаков резались в карты, седьмой подшивал развалившейся чирик, восьмой спал.До самого мокрого буерака. Километров на пять,тянулась унылая степь(М.А.Шолохов)
8.Выделите из текста имена числительные и произведите их полный морфологический разбор.
Мы празднуем шестидесятую годовщину со дня решающего сражения. В состав научной делегации входило пять одарённых студентов, одиннадцать стипендиатов, и более десяти профессоров.