Организация занятий, методика подбора средств ППФП
Организация ППФП в вузах требует специальных занятий в учебное время и самостоятельной подготовки в свободное от учебы время. Для этого в основном учебном отделении организованы учебные группы с уклономтой или иной ППФП, а в спортивном – учебные группы по прикладным видам спорта. Студенты специальных медицинских групп выполняют доступные элементы ОФПиППФП.Вучебноевремя ППФП студентов проводится в форме практических и теоретических занятий. Теоретическая подготовка предусматривает формирование у студентов прочных знаний по организации физического воспитания с профессиональной направленностью и проведению спортивно массовых мероприятий в режиме труда и отдыха. Во вне учебное время занятия строятся на основе самостоятельной, сознательной и добровольной подготовки студентов, стремящихся совершенствовать свой уровень ОФПи психофизическойготовности к будущей трудовой деятельности.
К основным формам ППФП,кроме учебных занятий, следуетотнести:
● секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта;
● самодеятельныезанятия;
● соревнованияпоприкладнымвидамспорта;
● массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия;
● спортивно-массовыемероприятия.
Средствами ППФП служат также: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.Подбор отдельных прикладных физических упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения и те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).Если характер профессионального труда связан с необходимостью применять разнообразные способы передвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.). Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.Например, такие виды единоборств, как самбо, дзюдо используются в качестве основы для подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт- для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют гимнастику и акробатику и такие приспособления как качели и лопинги и др. При поступлении в гражданские и, тем более-военные училища,необходимо в обязательном порядке проводится тестирование соответствующих физических качеств.
Необходимо учитывать, что разный характер тех или иных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда. Кроме прикладной направленности отдельных видов спорта, следует ещё раз подчеркнуть значение занятий спортом вообще. Элементы состязания, сопряженными с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности, как воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизми др.
Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками. Труд геологов часто связан с экспедиционными условиями, умением передвигаться по пересеченной местности. Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умение ориентироваться на местности. Они должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.К дополнительным средствам ППФП относятся:
· природные факторы, оказывающие оздоровительное влияние, а такжеусловия, в которых осуществляется данная подготовка;
· температура окружающей среды;
· парциальное давлениекислородаввоздухе;
· солнце,вода и т.п.
С помощью дополнительных средств можно развивать механизмы неспецифической адаптации и готовиться к работе с неблагоприятным метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией и шумом.Например, будущим инженерам-сталеплавильщикам в процессе физического воспитания рекомендуется строить занятия по системе улица - зал, зал - улица. Это, по мнению В.А, Варварина(1970),позволяет развивать адаптацию на неблагоприятные производственные условия.Будущим инженерам-химикам рекомендуется включать в подготовку альпинизм или подводное плавание. Такие занятия будут развивать у них адаптацию к недостатку кислорода, навык задержки дыхания, способствовать повышению резервных возможностей организма.
Контрольза эффективностью ППФП осуществляется с использованием
педагогических и медико-биологических тестов и имеет основные задачи:
● оценить степень владения прикладными навыками и умениями;
● оценить степеньразвитияППфП;
● оценить уровень знаний в области ППФП по избранной профессии.
Профессиограмма специалиста, её содержание.Подбор средств ППФП невозможен без знания профессиональных и психофизических особенностей деятельности и требует составления профессиограммы. Этотинструмент-профессиональная характеристика избранной специальности, определение условий и характера инапряженности труда, а также профессиональных заболеваний.Схемапрофессиограммы для студентов имеет следующий вид:
● название специальности;
● условия труда;
● характер труда;
● вид труда;
● тяжесть труда;
● режим труда;
● динамика утомления и работоспособности;
● воздействие метеорологических условий;
● профессиональная заболеваемость;
● вредоносность труда;
● психофизиологические особенности профессиональной деятельности;
● особенности спортограммы.
Спортограмма – это определение комплексов упражнений или видов спорта, которые эффективно влияют на подготовку к деятельности работника различного профиля. Спортограмма составляется, как правило, специалистами физической культуры.На её основе различные виды спорта и особенно спортивные игры, а также виды единоборств моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимоотношений людей на фоне экстремальных психофизических нагрузок. В процессе занятий спортом воспитываются психологические свойства личности и составляется психофизиограмма, которая содержит описание требований профессии к развитию определенных психологических функций и качеств работника. Каждому виду деятельности характерны проявления определенных профессиональныхкачеств.
8.4 Профессионально-прикладная физическая подготовка