Организация и методика занятий

Занятия лепкой с младшими дошкольниками длятся 15 мин, в старшем дошкольном возрасте - 30-35 мин. Проводятся занятия 1 раз в неделю.

Столы для занятий лучше всего расставлять полукругом перед столом воспитателя, если позволяет площадь, или в шахматном порядке, но так, чтобы каждый ребенок сидел к воспитателю ли­цом. На каждом столе должны быть дощечка, посуда с водой, мокрая тряпочка, стакан со стеками, коробочка с дополнитель­ными материалами, если в этом есть необходимость. Дежурные готовят оборудование и кладут его на отдельный стол, а дети са­ми оборудуют свое рабочее место. В центре полукруга, на видном месте, ставит легкую тумбочку, покрытую однотонной выглажен­ной салфеткой. Тумбочка выше детских столиков на 25-30 см. На ней располагают натуру - чистую, красивую, без дефектов. Если нужно уточнить детали, воспитатель может повесить на доску иллюстрации, но не более 2-3, чтобы не отвлекать внимание детей от главной задачи. На столе у воспитателя находится все необхо­димое для занятия: книги со стихами, пластинки, пленки, технические средства, дощечка и материал для показа способа действия. Если кто-то из детей нуждается в индивидуальной помощи, воспи­татель на своем материале показывает, как нужно работать.

В первой части занятиявоспитатель знакомит детей с предме­том, который они будут изображать, ставит перед ними задачи. Это очень ответственная часть занятия - процесс формирования замысла. От того, как воспитатель построит именно эту часть за­нятия, зависит проявление творчества в деятельности детей. Вос­питатель создает атмосферу творчества. Она начинается с объяв­ления темы. Формулировка темы должна быть неожиданной, вы­зывающей эмоции, предоставляющей ребенку возможность выра­зить в лепке что-то свое, только что придуманное. Например, воспитатель ставит задачу научиться видеть и изображать мелкие предметы, включающие детали. Это необходимо для развития мелких мышц пальцев, координации, формирования умения на­блюдать. Для развития этих качеств у детей педагог выбрала леп­ку жуков. За день до занятия она рассказала детям о жуках, по­знакомила с их строением, они рассмотрели коллекцию жуков и открытки с их изображениями - там были жуки-носороги, жуки-олени, скарабей, усач, майский жук, жужелица.

Каждый ребенок выбрал своего жука-любимца. Чтобы внести элемент творчества, воспитатель сформулировала тему так: «Сорев­нования на стадионе «Жукамо». Дети должны были вылепить сво­их насекомых, которые движутся на тачках, самокатах, велосипедах к финишной ленте. Педагог усложнила задачу, требовалось изобра­зить жука не статично, а в движении, изобразить «транспорт», при этом проявить чувство юмора, любовь к маленьким живым сущест­вам. Формулировка темы помогла решить поставленную задачу без дополнительных объяснений, так как у детей появился игровой мотив деятельности. Это позволило и анализ занятия провести в игровой форме. Таким образом, при выборе методов проведения занятия - репродуктивных или продуктивных - продумывание формулировки темы имеет большое значение.

Ответственным моментом в первой части занятия является об­следование предмета, формирование у детей умения смотреть. Это одно из необходимых учебных умений. Рассматривание предмета и его анализ для последующей лепки имеют свою специфику: об­следующий жест включает осязание ладонями тех частей, которые дети будут лепить ладонями, и осязание пальцами частей, тре­бующих тонкой проработки, которые они будут лепить пальцами. Воспитатель должен обратить внимание детей на то, что способы обследования определяют способы изображения, и сформировать у них правильные навыки лепки. Сначала предмет рассматривают целиком. Педагог использует для этого сюрпризный момент или игровую ситуацию. Затем следует детальное обследование, дети ощупывают предмет, определяя его объем, массу, форму. Деталь­но обследуют отдельные части этого предмета и их соединение с главной частью. После этого воспитатель возвращает детей к це­лостному эмоциональному восприятию. Обследование помогает детям продумать способ изображения предмета.

Вторая, основная часть занятия- выполнение замысла. Сфор­мированный в первой части занятия образ является основой последующего изображения. Даже если на занятии педагог ста­вила не творческие, а технические задачи, например отработку приемов лепки, то и в этом случае нужно дать детям возмож­ность проявить самостоятельность и инициативу, поощрить ее. Во время лепки воспитатель подходит к каждому ребенку, нико­го не обделяя вниманием. Не следует ничего поправлять в детских работах. Педагог должен с уважением относиться к замыс­лу ребенка, а если у него не хватает навыков лепки, показать на своем кусочке пластилина.

Третья часть занятия- анализ и оценка детских работ. Анализ в разных формах необходим на каждом занятии. Воспитатель благодарит детей за выполнение работы и вновь напоминает за­дачи, которые ставились перед занятием. Исходя из этих задач, он строит свой анализ. В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить и какие ошибки они допустили. Критиче­ские замечания, которые касаются техники лепки, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме. Очень бе­режно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался. С самого младшего возрас­та нужно привлекать к анализу самих детей. Например, дети в средней группе конструктивным способом лепят сидящего медвежонка. Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?» Дети отвечают, что он ее плохо примазал. Педагог предлагает детям посмотреть все работы и найти те, где все детали хорошо скреплены. Затем педагог спрашивает: «Почему эти медвежата такие крепенькие?» Дети должны сами делать выводы и, таким образом, закреплять полученные знания. При анализе можно использовать игровую ситуацию; например, приезжает «скорая помощь» и увозит Сере­жиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу. За столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках и лечит медвежонка на глазах у всех детей. Это тоже закрепление знаний, но в игровой форме. После занятия все выле­пленные игрушки желательно красиво расставить группами и показать родителям. Воспитатель привлекает внимание родителей к достижениям всех детей, а не только его ребенка. Эта еженедельная выставка для родителей стимулирует желание детей вы­лепить свою работу красиво.

Самые лучшие работы ставят в шкаф, где находится постоянно действующая выставка лепки. Эти работы обрабатывают парафи­ном и сохраняют длительное время, их постоянно заменяют, стара­ясь, чтобы все дети были участниками этой выставки. На выставку помещают лучшие работы не группы, а каждого ребенка. Есть еще одна форма поощрения детей - персональная выставка. На отдель­ную полку нужно собрать все работы одного ребенка, красиво их расставить, написать его имя и фамилию, показать родителям. Это делается в тех случаях, когда ребенок умеет передавать движение, использует каркасы, хорошо заглаживает поверхность, обладает незаурядной фантазией. Организация выставок лепки дает большие результаты: привлекает детей к этому виду деятельности, повышает эстетический уровень их работ, активизирует творчество.

Продумывая методику работы с детьми по лепке, воспитатель большое значение уделяет формированию у детей стереотипных уме­ний, поэтому достаточно часто применяет показ и разъяснение спо­собов действия, тренировочные задания для закрепления навыков.

Только на этой базе возможна творческая деятельность детей, поиск новых способов изображения, интересных, нестандартных решений. Тренировочные задания должны быть разнообразными. Например, воспитатель формирует у детей навык раскатывания глины ровным жгутом. На одном занятии они лепят из него кор­зинку для ягод, на другом - красивый кувшин, на третьем - брев­нышки для домика Кикиморы. На каждом из этих занятий дети отрабатывают необходимый навык и имеют возможности для творческого самовыражения.

Вопросы для закрепления

1. Дайте характеристику основным частям занятия лепкой.

2. В чем вы видите роль воспитателя в формировании у детей замысла на занятии лепкой?

3. Как методы проведения занятий по лепке влияют на форми­рование у детей исполнительских и творческих способностей?

4. Как нужно проводить анализ детских лепных работ, чтобы он имел наибольшую педагогическую целесообразность?

Наши рекомендации