Физические качества и их воспитание
В любом виде педагогики,в том числе при развитии физических качеств,необходимо руководствоватьсяобщими принципамипедагогики, основнымиизкоторыхявляютсясознательность,активность,систематичность,доступность, постепенность, индивидуализация,динамичность,наглядностьи др. Рассмотрим основные из них.
Принцип сознательности предполагаетуглублённое изучение студентами основ теории и методики физического воспитания, осознанное отношение к образовательному процессу, понимание цели и задач физического воспитания, учёт объёма и интенсивности выполняемых упражнений и физических нагрузок. Занимающийся должен знать и понимать,для чего и с какой целью используютсяразличные упражнения и что он может добиться в результате занятий.
Принцип активности. Занимающемуся необходимо проявлять в занятиях активность, инициативу и творчество.Принцип активности тесно связан с принципом сознательности.Творческая активность обучаемых- высшая формапроявления сознательности.
Принцип систематичности требует непрерывности в занятиях и учебно-тренировочном процессе в целом, рационального чередования физических нагрузок и отдыха в занятиях, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию.Основными условиями являются задания постепенно нарастающей трудности, определённая система в разучивании физических упражнений, оптимальная частота занятий и длительность интервалов отдыха между двумя смежными занятиями. Учитывать, что след каждого последующего занятия необходимо наслаивать на след, оставленный предыдущим занятием. Эпизодические занятия или занятия с большим перерывом не приносят необходимогоэффекта.
Принцип доступности и постепенности обязывает планировать и включать в каждое учебное занятие физические упражнения по своей сложности и интенсивности, доступные для выполнения занимающихся. Постепенное повышение нагрузки характерно для всей системы занятий- недельного и годового цикла и многолетней тренировки. Игнорирование принципа постепенности, форсированная подготовка может нанести вред здоровью.Необходимо соблюдать правило: от простого к сложному, от лёгкому к трудному, от известного к неизвестному, опираться на строгий учёт индивидуальных особенностей: пола, возраста, физической подготовленности, уровня здоровья и т.п., в соответствии с которыми осуществляется подбор физических упражнений, объём и интенсивность тренировочных нагрузок. Лёгкие упражнения не вызывают интереса у учащихся.Излишне трудные могут привести к неправильному заучиванию навыка идажектравмам.
Принцип индивидуализациипредполагает проведение занятия или тренировки с учётом его индивидуальных возможностей, в соответствие сил и возможностей организма.Физические упражнения,их интенсивность и продолжительность должны избиратьсяв соответствии полом, возрастом, подготовленности и уровнем здоровья занимающихся.
Принцип динамичности определяет необходимость применения новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировочных нагрузок по объёму и интенсивности с учётом индивидуальных возможностей студентов.
Принципнаглядности-создание яркого образа движения,чёткого его представления.Эта задача решается посредством живого показа преподавателем или одного из учеников,атакже имеющейся иллюстрации(видео,кинограммы,плакатыит.п.).
Необходимо отметить, чтовсе перечисленные принципы находятся в тесной взаимосвязи и отражают стороны единого процесса повышения функциональных возможностей человека.
Воспитаниефизических качеств.Как уже отмечалось, к основным физическим (двигательным)качествам человекаотносятсилу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.Физические качества не развиваются изолированно: совершенствуя одно из них, это в той или иной мере оказывает воздействие на другие. При этом перенос качеств может быть положительным и отрицательным. Например, силовые качества улучшают результаты в скорости, но лишь в определённых пределах. «Накачивание» мышц у стайеров может привести к снижению показателей быстроты и выносливости. Одно остаётся незыблемым: основой достижения высоких результатов в спорте являетсяобщая физическаяподготовка(ОФП).Установлено и на практике доказано,чтохорошая физическое развитие,как правило,переносится на другие виды деятельности человека–и на производственных успехах и в быту, также как на показателях умственной и физической работоспособности.
Воспитание силы. Сила – способность человека преодолеватьвнешнеесопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения и сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон и улучшением нервно-мышечного аппарата. Средствами воспитания силы являются гимнастические упражнения с отягощениями и специальные силовые упражнения также с отягощениями. Наиболее распространены следующие методы воспитания силы:
1. Метод динамических усилий с применением малыхотягощений (до 30%) и средних (30-80% от максимальных усилий). Каждое упражнение выполняется сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе или соответственно 5-10 повторений в среднем темпе. За одно занятие выполняется 3-6 серий. Отдых между сериями2-4 мин. С помощью этого метода развиваются преимущественно скоростно-силовые качества и силовая выносливость.
2.Метод максимальных усилий характеризуетсявыполнением упражнений с предельных или около предельных отягощений(90% от возможного дляданного спортсмена). В серии (при одном подходе к занятию) выполняются 1-3 повторений. За одно занятие выполняется 5-6 серий. Отдых между ними составляет4-8 мин. (до восстановления). Развивается преимущественно динамическая сила. Такие упражнения выполняются один разв1-2недели.
3.Изометрический (статический) методпредполагает статическое максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-6 сек. За одно занятие упражнениеповторяется 3-5 раз с общей продолжительностью 30-60 сек. Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наибольшей степени проявляется при статической работе.
Силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслаблением участвующих в работе мышц. Наибольшее внимание следует уделять развитию мышц спины и живота, учитывая, что они определяют возможности человека при выполнении трудовых и бытовых действий, а также спортивных упражнений. Крепкий мышечный корсет способствует нормальному функционированию внутреннихорганов,положительносказывается на состояниездоровьячеловека.
Воспитание быстроты движений(скорости).Быстрота движений характеризуется временем простой и сложнойдвигательных реакций,максимальной скоростью одного движенияи максимальной частотой движений в единицувремени.К средствам воспитания быстроты движений относятся физические упражнения,выполняемые смаксимальной скоростью;различныескоростно-силовыеупражнения(прыжки,метания),подвижные и спортивные игры).Применяются два основных метода воспитания быстроты:повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отрезков дистанции, бег под уклон, метание облегченных снарядов и т. п.) и повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе взатрудненных условиях(удлинение преодолеваемых отрезков, бег в подъем, бег по песку или глубокому снегу, метание более тяжелых снарядов и т.п.).Повторные упражнения на развитие быстроты движений следует соколопредельной или предельной интенсивностью. Длительность выполнения каждого упражнения не должна быть большой, так как долго поддерживать максимальную интенсивность невозможно. Во время отдыха между повторениями упражнений рекомендуется использовать медленную ходьбу или покой и продолжать отдых до полного восстановления. Упражнения повторяются до тех пор, пока скорость не начнет снижаться; дальнейшее повторение упражнений на быстроту движений не целесообразно, так как после этого начинает развиваться качествовыносливости.
Воспитание выносливости.Выносливость как физическое (двигательное) качество определяет способность организмадлительное время эффективно выполнять мышечную работу, преодолевая наступающее утомление. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость – способность организма длительное время эффективно выполнять неспецифическую мышечную работу, преодолевая наступающее утомление.
Специальная выносливость – способность организма длительное время эффективно выполнять специфическую мышечную работу, присущую тому или иному виду спорта, преодолевая наступающее утомление. Специальная выносливость развивается на основе общей выносливости и подразделяется на скоростную, силовую и выносливость в упражнениях ациклической и смешанной структур.
Уровень выносливости определяется, прежде всего, функциональными возможностями сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем, а также печени (по скорости и эффективности распада гликогена); уровнем протекания процессов обмена веществ и устойчивости по отношению к неблагоприятным сдвигом во внутренней среде организма; координации деятельности различный органов и систем организма человека.
При выполнении упражнений на выносливость тренировочная нагрузка характеризуется интенсивностью упражнений, продолжительностью интервалов отдыха, характером отдыха.Для развития общей выносливости,прежде всего в лёгкой атлетике, применяется главным образом равномерный бег с умеренной интенсивностью, лучше в условиях соответствующей местности, богатой кислородом (парк,лес).Для выработки общей и специальной выносливости.При этих методах необходимо особое внимание уделять на оптимальное сочетание работы и отдыха при следующих рекомендациях:
● при ускорении работа должна быть на уровне 75-85%от максимальной при пульсе до 180уд./мин.;
● отрезки подбираются такой длины, чтобы время работы не превышало 1-1,5 мин.;
● интервалы отдыха полезно заполнять малоинтенсивной работой(ходьба,бег «трусцой» и т.п.);
● число повторенийопределяется возможностью занимающихся поддерживать устойчивое состояние.Скорость передвижения, интервалы отдыха и число повторений выбираются такими,чтобы к концу отдыха пульс был на уровне 120-140 уд/мин, а к концу работы на отрезке 170-180 уд./мин.Наступление утомления служит сигналом к прекращению работы.
Воспитание ловкости (координации движения ).Ловкость- способность управлять своими движениями во времени и пространстве (равновесие, точность и др.), быстро овладевать новыми движениями во времени и пространстве, перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Средства для воспитания ловкости-прежде всего, упражнения со сложной координацией движений. В качестве методов воспитания ловкости применяют разучивание новых упражнений; многократное повторение упражнений со сложной координацией движений; выполнение упражнений в обе стороны поочередно правой и левой руками (ногами ); выполнение упражнений в изменяющихся нестандартных условиях (подвижные и спортивные игрыи др.
Упражнения на ловкость рекомендуется включать в первую треть тренировочного занятия, используя для этого 10-15-минутные серии.
Воспитание гибкости. Гибкость- способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Для развития гибкости применяются следующие движения(Виленский М.И.,2012):
● ктивныесвободные с постепенно увеличивающейся амплитудой (например, маховые движения руками);
● повторные пружинящие;
● с использованием инерции ( например, махи ногами );
● доставание ориентиров;
● помощью партнера, помогающего увеличить амплитуду;
● отягощениями с большой амплитудой;
● большой амплитудой у дополнительной опоры.
Основной метод развития гибкости- регулярное многократное повторение упражнений на гибкость, например, выполнение их при проведении ежедневной утренней гигиенической гимнастики, во время проведения тренировочных занятий в подготовительной и заключительной части и т.д. В последние годы для развития гибкости стал широко распространятсястретчинг- выполнение упражнений на растягивание в статистических позах длительностью от 15 до 16 с по 5-6 повторений.
7.3 Спортивная подготовка студентов в образовательном процессе
Совершенствование спортивного мастерства в вузе построена на взаимосвязи учебных и вне учебных форм спортивной работы. В учебном процессе по физической культуре студенты получают знания в области спорта, приобретают новые навыки спортивного совершенствования, а в процессе вне учебной деятельности развивают полученные знания, двигательные умения и навыки в избранных видах спорта, повышают своё спортивное мастерство. Спортивная тренировка- специализированный педагогический процесс, воспитания, обучения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима при обязательном педагогическом и врачебномконтроле.
Цельтренировки- стремление достичь физического совершенствования и высоких спортивных результатов, гармонически сочетая этот процесс с умственным развитием и воспитаниемспортсменов.
Задачитренировки:
● укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
● овладение техникой и тактикой, воспитание моральных и волевых качеств;
● получение практических и теоретических знаний в области физической культуры и спорта, гигиены и самоконтроля.
Подготовка спортсменов- сложный многоэтапный процесс, включающий, спортивную тренировку, спортивные соревнования и др. факторы, повышающие эффективность тренировки и соревнований (режим жизни, питание, отдых, средства восстановления и др.). Основными стороны спортивной подготовки являются физическая, техническая, тактическая,
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижение высокого уровня физического развития. Как мы уже отмечали выше,её принято подразделять на общую физическую подготовку(ОФП) и специальную физическую подготовку(СФП).Цель ОФП- достижение высокой работоспособности занимающихся. Средствами ОФП являются разнообразные физические упражнения(ходьба, бег, лыжи, игры, гимнастика и др.).СФП направлена на воспитание качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Средствами её являются специальные упражнения и элементы избранного спорта. По мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП.
Техническая подготовка- наиболее рациональные, эффективные способы выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата. При обучении и совершенствовании спортивной техники применяются следующие методы: расчленённый метод (упражнениерасчленяется на отдельные движения), целостный (движение повторяется в целом), смежный – вначале отдельные части, а затем всё упражнениевыполняется в целом.
Тактическая подготовка вооружает спортсмена способами и формами ведения борьбы в процессе соревнований (тактика в спорте - это искусство ведения спортивной борьбы).В процессе тактической подготовки спортсмены овладевают необходимыми приёмами и действиями, тактическими знаниями. Для построения тактического плана спортивной борьбы необходимо изучать своих соперников и их тактические приёмы, знать и правильно распределять свои силы, применять такие действия, которые могут принести успех.
Психологическая подготовка спортсмена направлена на воспитание у него нравственных черт и волевых качеств, умением управлять своим психологическим состоянием. Воля воспитывается в процессе тренировок и соревнований: преодолением страха, болезненных ощущений, неблагоприятных условий внешней среды; соблюдения установленного режима дня, правил соревнований ит.п. Нравственные и волевые качества, воспитанные в спорте, в дальнейшем становятся постоянными чертами личностичеловека.
Теоретическая подготовка спортсмена вооружает его специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности, развивает интеллектуальные способности.Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной тренировки, которая должна характеризоваться необходимым подбором средств и методов, высоким уровнем организации педагогического обеспечении, врачебного контроля, соблюдения необходимых гигиенических условий и др.
Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользуются понятием«спортивная форма». Это состояние оптимальной(наилучшей) готовности спортсмена к спортивным достижениям. Процесс развития спортивной формы носит фазовый характер: приобретения, сохранения и временной утраты спортивной формы. Данные явления носят объективный характер. Тренер или спортсмен не могут отменить или миновать перечисленные фазы, однако можно, познав объективные закономерности, управлять этими процессами.
Принципы спортивной тренировки.Помимо общепедагогическихпринципов, о которых мы говорили выше, имеются специфические принципы тренировки:
● единство общей и специальной подготовки спортсмена (ОФП и СФП);
● направленность к высшим спортивным достижениям,
● узкая специализация и индивидуализация;
● непрерывность тренировочного процесса обеспечивается систематическими ирегулярными учебно-тренировочными занятиями, плановым чередованиемнагрузки и отдыха;
● волнообразность динамики тренировочных нагрузок- чередование малых, средних, больших и максимальных нагрузок;
● цикличность тренировочного процесса- в поэтапном и многолетнем её планировании.Выделяют большие, средние и малые тренировочные циклы, в процессе которых решаются общие и частные задачи подготовки спортсмена.
Все названные принципы спортивной тренировки взаимосвязаны, нельзя пренебрегать ни одним из них.
Основные средства и методы спортивной тренировки, её планирование и построение. К основным средствам спортивной тренировки относят физические упражнения, которые квалифицируются по различным признакам. Одна из таких квалификаций- группировка физических упражнений по тем физическим качествам, которые они воспитывают. Соответственно выделяют скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость, упражнения на координацию и др. Для их воспитания используют различные методыстрого регламентированного упражнения - равномерный, переменный,повторный, интервальный методы, а также игровой, соревновательный, круговой и др.
Равномерный характеризуется постоянной интенсивностью тренировочной
работы;
Переменный- непрерывная работа с изменяющейся интенсивностью. Один из таких вариантов- «фартлек», так называемаяиграскоростей;
Повторный метод- повторение одних и тех же упражнений с чередованием их с интервалом для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановлениеработоспособности.
Интервальный бег отличается от повторного тем, что те же самые нагрузки выполняются с жестко заданными интервалом отдыха (например, 3х250м через 6мин отдыха).
Игровойметод позволяет совершенствовать такие качества спортсмена, как ловкость, быстрота, находчивость, инициативность и др. Высокая эффективность метода объясняется тем положительном эмоциональным фоном, который сопровождается участиевиграх.
Соревновательный метод- выполнение упражнений в условиях, близких к соревнованиям. Он применяется для воспитания психологических качеств спортсмена, приобретениятактическихнавыков к предстоящим соревнованиям.
Круговойметод состоит в том, что упражнения выполняются по замкнутому кругу. Главное в этом методе-серийных выполнениях знакомых, технически несложных упражнений, подобранных и объединённых в комплекс по определённой схеме. Для каждого вида упражнений в тренажёрном зале выделяется определённое место, которое называется станцией. На каждой из них спортсмен выполняет одно из упражнений.
Планирование и построение спортивной тренировки.
Спортивная тренировка - многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировки создаёт общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства. Определяется также частная цель для каждого года. Тренировочный цикл состоит из повторяющихся отрезков времени - циклов. В зависимости от видов спорта различают циклы: большие - многолетние, годичные (макроциклы), средние - этапные, околомесячные(мезоциклы) и малые- околонедельные микроциклы. Годичный тренировочный цикл в ряде видов спорта состоит из трёх периодов: подготовительного, соревновательного и переходного.
В подготовительном создаются предпосылки для приобретения спортивной формы, расширяются функциональные возможности организма спортсмена. К концу периода больше внимания уделяется специальной подготовке к соревнованиям.Задача соревновательного периода - сохранение и улучшение спортивной форм, достижение максимальных спортивных результатов. В переходном периоде организуется активный отдых при сохранении определённого уровня тренированности.