Окружающая среда и здоровье человека
В последние десятилетия состояние окружающей средыстало одним из важных факторов, оказывающим влияние на здоровье человека.Вмешательство человека в регулирование природных процессов, рост промышленного производства оказывают негативное влияние на окружающую среду. Повсеместно происходит загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и мирового океана. Эффект озоновой дыры в значительной мереоказывает влияниена образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы- на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод – на пищеварение. Все мы знаем о тяжёлых последствиях Чернобыльской аварии.В результате всех этих факторов и обстоятельств резко ухудшается состояние здоровья человечества. Это подтверждает то, о чём мы говорили выше: влияние среды обитания на здоровье человека на 20-25%.Можно предположить, что этот показатель ещё далеко не последний. Попытаемся объяснить более детально влияния среды обитания на здоровье человека.
Установлено, чтореакции организма на указанные загрязненияв значительной мере зависят от индивидуальных особенностей человека: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, боле уязвимы в этом отношении дети, пожилые и престарелые, а также больные люди. При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление организма.В связи с изменениями физиологических функций человека, связанной с неблагоприятной внешней средой, человеческий организм находится в состояние постоянного напряжения. Напряжение-это, своего рода, мобилизация всех механизмов, которые обеспечивает определенную деятельность организма человека. А это, в конечном итоге, приводит к его утомлению ивозникновению различных заболеваний.Кроме того, человеку следует постоянно приспосабливаться к различным явлениям, происходящим в природе, и ритму их колебаний.В этих условиях повышенная двигательная активность, психофизические упражнения и закаливание организмав значительной мере помогают человеку уменьшить зависимость от указанных факторов, в том числе, метеоусловий и перепадов погоды, что способствуют его гармоническому единению с природой, и в конечном счёте,- укреплению состояния здоровья.
3.4 Здоровыйобразжизни, его содержание и составляющие
Фактор «образ жизни» в нынешний период стал пониматься значительно шире – как социальный фактор, под которым подразумевается уровень жизни населения, его обеспеченность, здравоохранение, а также- культура, образование и воспитание. Необходимо отметить, что на образ жизни в последние годы все большее воздействие оказывают постоянно повторяющиеся экономические кризисы, снижающие уровень жизни людей и приводящие к расслоению общества. А это, в свою очередь, прямо или косвенно оказывает воздействие на образ жизни и стиль поведения человека.
Когда говорят о здоровом образе жизни, обычно приводят пример жизни академика И.П. Павлова, который исключительно большое значение придавал соблюдению режима. Он говорил: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом. Не пейте вина, не отравляйте сердце табачищем и проживёте столько, сколько жил Тициан» (гениальный художник, проживший 99 лет, умер от начавшейся эпидемии чумы). Силы и здоровье Павлов черпал в физическом труде, любовь к которому у него с детства сохранилась на всю жизнь. Сам Павлов прожил 87 лет.
К сожалению, значительная часть населения нашей страны не приобщена к здоровому образу жизни, многие склонны к курению табака, чрезмерному употреблению алкоголя, а молодежь – к наркотикам.
По мнению специалистов, под здоровым образом жизни понимается широкий комплекс мероприятий: режим труда и отдыха, соблюдение личной и общественной гигиены, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек, оптимальная двигательная активность, в которой важную роль отводится физической культуре и спорту. Остановимся более подробно на этих факторахи необходимых мероприятиях,которые способствуют укреплению здоровья человека, в том числе, студентов.
3.4.1 Режим труда и отдыха
Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.Важное значение имеетпланирование своего рабочего или учебного времени.Для студентов это облегчается тем, что для них основное рабочее время составляют аудиторные занятия, а они регламентируются расписанием учебных занятий. Сами учебные занятия предъявляют студенту ряд,примеру-правило приходить в аудиторию заблаговременнок началу звонка, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.После аудиторных занятий наступает определённый перерыв в занятиях,во время которого студенты имеют возможность отдохнуть, наступает время самостоятельных занятий. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организовать такие же условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор.). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).
Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не рекомендуется откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро и т.д.
Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему и другие органы. Долго живет тот, кто много и плодотворно работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 различными видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Каждыйсвободного времени проводить на свежем воздухе- делать прогулки по городу или за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах, на экскурсиях и т.п.То небольшое личное время, которое обычно имеют студенты, надо использовать оптимально и с наибольшей эффективностью.